Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Конфликт как социальное явлениеСтр 1 из 4Следующая ⇒
Конфликтология Методические указания,
Для всех специальностей
Вологда 2010 Содержание Методические указания Цель и задачи курса "Конфликтология"
Планы практических занятий
Вопросы для зачета / экзамена
Темы докладов / рефератов
Тест для самопроверки
Краткий словарь конфликтологических терминов
Учебно-методическое обеспечение курса Методические указания Учебный план предполагает изучение курса "Конфликтология" в течение одного семестра. Он включает усвоение (конспектирование) лекций и участие в семинарских занятиях во время сессий, консультации преподавателя как в течение семестра, так и во время сессии, самостоятельную подготовку студентов. Завершает изучение дисциплины сдача зачета / экзамена. Цель и задачи курса "Конфликтология" Конфликтология - направление исследований в науках социально-гуманитарного цикла (на стыке социологии, политологии, психологии и др.), в рамках которого создается система знаний о конфликтах, изучается их роль в жизни личности, группы, общества, рассматриваются условия и причины возникновения конфликтных ситуаций, динамика их развития, а также технологии преодоления конфликтов. Цель курса - приобретение студентами знаний, которые позволяли бы им проводить адекватный анализ всех типов конфликтных ситуаций, диагностировать конфликт на ранней стадии его возникновения, понять природу конфликта; овладение студентами методами регулирования и разрешения конфликтов как в их профессиональной деятельности, так и в деятельности повседневной. Задачи курса - детерминированы целью и состоят в том, что прошедшему подготовку по курсу конфликтологии студенту полагается:
Требование к уровню освоения содержания курса: студенты обязаны ознакомиться с основной литературой, сдать экзамен / зачет. На экзамене / зачете студенты должны продемонстрировать знание содержания курса и умение применять теоретические знания для анализа конкретных конфликтных ситуаций. Овладение данным курсом предполагает усвоение (конспектирование) учебных лекций; самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы; активное участие в семинарах; выполнение курсовых и контрольных работ в течение семестра.
вернуться к Содержанию
Требования к минимуму содержания дисциплины Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания; современные концепции конфликта; функции конфликта, их позитивные и негативные проявления; типология конфликтов по общественно-политическим, социально-экономическим, морально-психологическим признакам; источники, объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере; мотивация конфликтности, взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний; структура, фазы и стадии развития конфликта; методы предупреждения и урегулирования конфликтов; стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов; социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений; роль предпринимателей и менеджеров в управлении конфликтами.
вернуться к Содержанию
Тематический план курса
вернуться к Содержанию
Содержание учебного курса В лекциях освещаются важнейшие проблемы курса с учетом последних достижений науки. В них выделяются вопросы, которые предназначены для самостоятельного изучения с помощью учебников и дополнительной литературы, даются методические советы и указания по самоподготовке. Активная и осознанная работа на лекциях облегчит изучение курса, подготовку как к семинарам, так и зачету (экзамену). Тема 1. Теоретические источники и предмет конфликтологии Теоретические источники конфликтологии. Природа человека и социальный конфликт: две концепции - Аристотель и Т. Гоббс. Социобиология о конфликте как проявлении агрессивных инстинктов человека. Трактовка социального конфликта Г. Спенсером. Концепция конфликта Г. Зиммеля. "Классовый" конфликт как социальная революция в марксизме. М. Вебер о конфликте как "борьбе". Конфликт и девиантное поведение: Э. Дюркгейм. Психоанализ о природе конфликта (3. Фрейд). Социальная напряженность в теории социального действия Т. Парсонса. Конфликт в представлении основателей школы "социальной экологии" (Э. Парк, Э. Берджесс и др.). Конфликтная модель общества Л. Козера и Р. Дарендорфа. "Специальные" социологические концепции конфликта (Д. Бартон, К. Боулдинг, М. Дойч, Л. Крисберг, О. Надлер, А. Обершел, А. Раппопорт, Д. Рул, Ч. Тилли, Р. Фишер и др.). Предмет конфликтологии. Социология как методологическая основа изучения конфликтов. Взаимосвязь предмета конфликтологии с содержанием других социально-гуманитарных наук (политических, экономических, психологических, правовых и др.). Методы изучения конфликтов. Междисциплинарный подход к их исследованию. Социологические методы. Психологические и социально-психологические методы. Системный метод, структурно-функциональный анализ и другие общенаучные методы в изучении конфликтов. Тема 2. Конфликт как социальное явление Понятие конфликта во взаимосвязи с другими понятиями социологии: взаимодействие, противоречие, социальная напряженность, гомеостазис (социальная стабильность), борьба, агрессия, господство, конкуренция, нейтрализм, насилие, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Конфликт как социальное взаимодействие особого рода. Предмет конфликта. Источники и причины возникновения конфликтных ситуаций. Причина и повод. Основные движущие силы, субъекты и носители конфликта. Структура конфликта. Предконфликтный период. Условия возникновения и признаки конфликтных ситуаций. Конфликтная ситуация как динамический социально-психологический процесс. Латентный период протекания конфликта. Открытая конфронтация как особая составная часть в структуре конфликта. Отражение конфликтной ситуации в сознании участников конфликта, разрешение конфликта. Формы и способы разрешения конфликтов в различных сферах общественной жизни. Последствия конфликтов в зависимости от способов и формы их разрешения. Столкновение интересов как главный источник конфликтов в обществе. Социальная напряженность как конфликтогенная среда. Формы проявления социальной напряженности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |