Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок подготовки к выполнению письменных студенческих работ и содержание их основных частей




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

Методическое руководство по написанию курсовых и выпускных студенческих письменных работ

для студентов экономического факультета 

по направлению 38.04.01 Экономика (специализированные магистерские программы: «Экономическая теория», «Экономика закупок», «Экономика и право»);

 по направлению 38.03.01  Экономика

(Профиль: «Общий»)

Подготовлено к. эк. наук, доцентом Елисеевым В.Н.

 

Ростов-на-Дону – 2015

Общие положения

Письменные работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала.

Письменная курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы по изучаемой проблеме с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – завершенная студенческая работа с элементами научного исследования по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки выпускника при решении конкретной задачи, навыки самостоятельной научной работы, характеризующие уровень его квалификации и подтверждающие готовность выпускника к профессиональной и научной деятельности.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования:

- для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы;

- для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации.

Бакалаврская работа - важнейшая форма самостоятельной работы студента, отражающая приобретенные в процессе обучения теоретические знания и практические умения и навыки.

Магистерская диссертация является обобщающим итогом обучения в магистратуре. Это самостоятельное научное исследование, итоговый творческий экзамен, позволяющий судить о приобретенных студентом знаниях и свидетельствующий об овладении им научно-исследовательскими навыками для проведения самостоятельной научной работы.

Курсовая работа является одним из видов промежуточной аттестации и осуществляется по окончании изучения дисциплин, определенных учебным планом по направлению «Экономика». Курсовые работы являются обязательными этапами учебной деятельности, предшествующими написанию и защите выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа является одним из видов итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе. Поскольку этапы и методика выполнения письменной курсовой работы, бакалаврской работы и магистерской диссертации во многом совпадают, то и методика их выполнения мало чем отличается.

 

Порядок подготовки к выполнению письменных студенческих работ и содержание их основных частей

Основные этапы выполнения письменных студенческих работ:

-выбор темы;

-составление рабочего плана; сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме;

-формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

-изложение текста работы;

-оформление курсовой работы, библиографического списка, приложений.

Выбор и название темы

Тематика курсовых и выпускных письменных работ определяется соответствующими кафедрами данного направления. Выбор темы курсовой или впускной квалификационной работы осуществляется обучающимися, исходя из уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки её теоретического и практического значения. Студент может выбрать тему работы не только из предлагаемого перечня тем курсовых (выпускных квалификационных) работ, но и, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою тему для исследования, не выходя за рамки изучаемой дисциплины (направления). Свобода выбора тем курсовых и выпускных работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы студента и выпускника, своеобразие подхода к изучению проблемы. При этом темы должны отвечать современным требованиям развития науки, экономики, образования. При утверждении письменной работы студента  утверждается и его научный руководитель.

Название темы должно:

-соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор, отражать замысел автора и  раскрывать исследуемую идею;

-быть достаточно развернутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов.

Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы.

Разработка рабочего плана

Для разработки рабочего плана курсовой или выпускной работы студент должен четко представлять её структуру.

Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, приложения.

Содержание бакалаврской работы и магистерской диссертации включает в себя: введение, теоретическую часть, аналитическую часть, проектную часть, то есть практический раздел (на примере региона, предприятия), заключение с рекомендациями относительно возможностей применения полученных результатов, список используемой литературы, приложения. Выпускная квалификационная работа может носить практический, опытно-экспериментальный или теоретический характер.

Разработка темы начинается с планирования. План работы в формулировках глав и параграфов  должен отражать название темы. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу и представить её в установленные сроки. План составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, так как в них материалы изложены в сжатом виде. После этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Содержание (или оглавление) работы включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в работе.  Составив план, необходимо помнить, что название его глав и параграфов должно точно повторяться в процессе изложения текста в той же последовательности и соподчинённости.

Основные части работы

Введение

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена курсовая (выпускная) работа. Проблема – это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Как правило, такой вопрос содержит в себе противоречие, на разрешение которого и направляется работа.

Важным при определении проблемы является вопрос об её актуальности, предполагающей вычленение значимости избранной темы. В самом начале введения необходимо показать, почему именно эта тема является наиболее значимой для теории и практики.

Степень разработанности проблемы. В этой части на основе краткого обзора литературных источников необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы в научных исследованиях на данном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических условиях и т.д.

Объект и предмет исследования. Объект – это явление (процесс), содержащее проблемную ситуацию, и которое автор избрал для исследования. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Например, собственность на средства производства является объектом не только экономической науки, но и права, социологии и т. д. Поэтому предметом исследования в данном объекте в рамках экономики являются экономические отношения по поводу присвоения экономических благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Именно на предмет исследования направлено основное внимание автора, именно предмет определяет тему работы. Для исследования предмета формулируется цель и задачи.

Цель и задачи исследования, которые предполагает раскрыть автор в своей работе.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение основного результата исследования. Она определяет задачи исследования, которые представляют собой конкретные последовательные этапы решения поставленной проблемы. В своей формулировке задачи должны отражать смысловое содержание параграфов соответствующих глав, поэтому число задач, как правило, совпадает с их количеством. Например, если пять параграфов, то пять поставленных задач.

Методология и методы исследования, использованные в процессе выполнения работы и послужившие инструментом в анализе и обобщении фактического материала. Методология – это совокупность исходных теоретических принципов в рамках той или иной научной школы, которые определяют основные теоретические позиции автора в процессе исследования. Это может быть марксистская методология, методология институционализма, методология кейнсианской экономической школы и т.д.

Метод – это способ получения нового знания, совокупность мыслительных логических операций и приёмов. Например, в процессе исследования возможно использовать такие методы как изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ и синтез, интервьюирование, статистические методы, графический метод. Высшими обобщающими методами являются системный и диалектический методы, применение которых особенно важно при подготовке бакалаврской работы и магистерской диссертации.

Важная особенность магистерской диссертации, отличающая её от других письменных студенческих работ, состоит в том, что её введение помимо вышеперечисленных структурных моментов включает положения, выносимые на защиту.  Положения, выносимые на защиту – это основные  выводы работы, сформулированные чётко в нескольких пунктах(4-5), которые обосновываются в диссертации, и которые нужно доказать в процессе защиты. Количество таких положений должно соответствовать числу поставленных задач исследования, и содержание каждого из них может быть изложено в пункте из 4- 5 предложений ( в объёме не более 0,5 страницы).

Выносимые на защиту положения -  это выводы, самостоятельно полученные автором в процессе исследования. Они могут отражать:

- авторский взгляд на постановку известных проблем в изменившихся условиях;

- новый теоретический (концептуальный) подход и новый метод решения проблемы;

 - усовершенствованные критерии, показатели в характеристике объекта (предмета) исследования с их обоснованием;

- обоснование необходимости формирования новых институтов в экономике с учетом выявленных автором новых тенденций её развития;

- получение новых количественных данных, характеризующих то или иное явление, добытых автором в ходе самостоятельного социологического обследования или новая интерпретация известных статистических данных;

- новый способ (алгоритм) доказательства истинности (или несостоятельности) известных и обсуждаемых в научной литературе теоретических положений и др.

Информационно-правовая база исследования – это законодательные акты РФ, Постановления Президента, Правительства, а также другие официальные документы и материалы федерального и регионального значения.

Информационно-эмпирическая база исследования – это монографическая и научная литература по теме работы, нормативно-правовые документы, публикации в периодической печати и сети Интернет, документы и материалы международных организаций, справочно-статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, материалы первичного учета предприятия и т.д.

 Практическая значимость. В пункте о практической значимости основных выводов работы автор конкретно характеризует практическую применимость полученных результатов исследования в хозяйственной, управленческой, научной и образовательной деятельности. Причём она заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является ли данная исследовательская работа теоретической или практической.

Характеристика структуры работы должна представлять собой краткое содержание глав и параграф основной части работы (2-3 предложения по каждой главе) и указывать количество страниц текста, рисунков, таблиц, формул, приложений и библиографических источников.

Важно отметить, что введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части работы, поскольку, пока автор ещё не вполне овладел материалом по теме, невозможно написать хорошее введение.

Основная часть

Основную часть курсовой, бакалаврской работы и магистерской диссертации необходимо структурировать с учётом поставленных задач. Курсовая работа может состоять из  двух глав. Основная часть бакалаврской работы и магистерской диссертация должна включать в себя три главы, причем две первые из них должны состоять из двух параграфов, деление третьей главы на параграфы необязательно. Главы и параграфы должны быть соразмерны друг другу с учётом объёма основной части работы.

Предварительная структура основной части письменной работы определяется ещё на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые позволят изменить или уточнить структуру работы. Изложение содержания основной части письменной работы, как правило, начинается с теоретического осмысления проблемы. При этом обязательным атрибутом теоретического исследования является обзор привлеченных источников и литературы. В ряде случаев обзор источников и литературы выделяют в отдельный параграф, разделяя обзор первоисточников и обзор собственно литературы. К первым относятся исторические документы, законодательные и нормативные документы. Они являются объектом исследования. Под вторыми понимаются литературные источники, которые используются, но при этом предметом исследования не являются (научные статьи, монографии и т. п.). Вторая глава должна носить аналитический характер. В ней излагается и анализируется эмпирический фактический материал по исследуемой проблеме  (например, в масштабах экономики в целом). Третья глава (проектная часть бакалаврской работы или магистерской диссертации) должна быть посвящена анализу поставленной проблемы на уровне предприятия (организации) или региона. В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы. Количество выводов может быть разным, однако для магистерской диссертации оно должно составлять не менее 3-5. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным цели, задачам и раскрывать содержание положений диссертации, выносимых на защиту.  

Заключение

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в работе, в виде 8-12 пунктов (в зависимости от характера работы), содержащих несколько предложений. Обычно заключение начинается со слов: « На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы теоретического и практического характера:». И далее по пунктам последовательно в их соотношении с общей целью и задачами, сформулированными во введении, суммируются результаты осмысления темы, выводы и обобщения, а также рекомендации, которые вытекают из его работы, подчёркивается их практическая значимость. В конце заключения автором определяются основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. При этом следует иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Особо следует подчеркнуть, что заключение в магистерской диссертации – это не просто механическая сумма выводов каждой главы, а их логически построенная взаимосвязанная система, которая содержит формулировки того существенного, что составляет теоретическую и практическую значимость проведенного исследования.

 

Список литературы

Библиографический список является обязательным компонентом любой научно-исследовательской работы. Он включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы. Список литературы нумеруется.

 В библиографическом списке письменных курсовых работ следует привести 20-30 наименований монографических работ и научных статей (нормативные акты к ним не относятся), в выпускных работах бакалавров – 40-50 их описаний. Библиографический список магистерских диссертаций  должен содержать 60-80 таких источников. Количество использованных источников свидетельствует о полноте раскрытия поставленной проблемы.

Приложения

Приложения являются также обязательным элементом письменных студенческих работ. Приложения используются для того, чтобы избежать перегрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не содержат основную информацию. Они, с одной стороны, призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой – разгружать его от второстепенной информации. В приложениях следует приводить различные вспомогательные материалы (таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии постановлений, договоров, инструкции и т.п.). В самом основном тексте обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения. При этом приложения не засчитываются в заданный объём работы.

 

 3. Технология написания письменных студенческих работ

Сбор, анализ и обобщение материала

Этап сбора, анализа и обобщения материала по теме является наиболее трудоёмким, сложным и ответственным этапом исследовательской работы, когда определяется степень научной разработанности проблемы и содержательные границы исследования.

Сбор литературы по теме исследования (нормативной, учебной и научной) начинается с подготовки библиографического списка, который должен всесторонне охватывать исследуемую тему. Источниками для формирования списка литературы  могут быть:

- список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины;

- каталоги научных библиотек;

- библиографические списки и сноски в учебниках и научных изданиях (монографиях, научных статьях) последних лет по данной тематике;

- Internet;

- научные журналы;

- рекомендации преподавателя.

В первую очередь следует подбирать литературу за последние 3-5 лет, поскольку в ней отражены последние научные достижения по данной проблеме, современное законодательство и результаты практической деятельности. Использование литературных источников 10-ти, 20-ти или 30-ти летней давности должны быть использованы в увязке с современными научными концепциями и практикой.

Поиск статей в научных журналах следует осуществлять просмотром последнего номера соответствующего журнала за определённый год, так как в нём помещается указатель всех статей, опубликованных в данном журнале за год. В первую очередь следует просматривать профессиональные и специализированные периодические издания – журналы, газеты, сборники научных трудов. В научных библиотеках имеются каталоги научных статей, что значительно облегчает их поиск по выбранной теме исследования.

Процесс изучения учебной, научной и другой литературы, а также документальных источников требует внимательного и обстоятельного осмысления. Работая с литературой, студент должен уметь: составлять рабочий план изучения документа, книги; использовать приёмы рационального чтения; работать со справочной литературой, анализировать содержание документа, книги, статьи, составляя тезисы или конспекты. Предварительное знакомство с проблемой можно начинать с изучения учебников и учебных пособий, но не останавливаться только на них, а переходить к изучению специальной научной литературы, законодательных актов, прессы и т.д.

Изучать научную литературу можно по-разному. Фундаментальные работы отбирают для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают в поисках интересных деталей и фактов, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания. Изучение фундаментальной научной литературы требует обязательного конспектирования. Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме работы имеются монографии, которые нужно изучать полностью.

Работа с научной книгой начинается с изучения титульного листа, где приводятся данные об авторе и выходные сведения (год и место издания), а также оглавления книги, в котором раскрываются ключевые моменты её содержания, логика и последовательность изложения материала. Далее, предварительно прочитав введение, необходимо ознакомиться с содержанием книги, обратив внимание на научный аппарат, частично расположенный в сносках, на определения ключевых понятий.

При изучении специальной литературы следует обращаться к различным словарям, энциклопедиям и справочникам, конспектируя те из них, которые в дальнейшем будут использованы в тексте работы.

Изучение нормативных документов - законов, подзаконных актов, постановлений – является обязательным, так как знание этих документов и умение работать с ними выступает залогом успешной профессиональной деятельности будущего специалиста.

В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и систематизируют их по основным направлениям исследования. На основе обобщенных данных уточняют структуру письменной работы, её содержание и объём.

 

Изложение результатов работы и её оформление

Основными целями и задачами написания учебно-научных работ является не только расширение, углубление и контроль знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в тоже время ёмко излагать свои мысли в письменном виде. При этом автор работы должен не только свести все материалы в единый документ, но и оформить её в соответствии с требованиями.

В соответствии с целями и задачами письменная студенческая работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией. Компиляция – это несамостоятельное произведение, составленное из фрагментов используемых статей и книг путём заимствований, без собственных наблюдений и выводов. Оригинальность авторского текста в рассматриваемых работах выявляется с помощью системы «Антиплагиат», которая используется в целях соблюдения прав интеллектуальной собственности, повышения дисциплинарной ответственности обучающихся. «Оригинальный текст» работы – это авторский текст, не содержащий заимствований у других авторов. Пороговые значения оригинальности текста составляют: для курсовой работы – 40%; для ВКР бакалавра - 40%; для дипломной работы специалиста – 50 %, для магистерской диссертации – 50%.

При написании текста курсовой, бакалаврской или диссертационной работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему. При подборе материалов студенту необходимо обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае студент обязан отразить в своей работе своё мнение о том, какая из точек зрения представляется ему наиболее правильной, и обосновать этот вывод.

При выполнении курсовой (бакалаврской, магистерской) работы не разрешается использовать только текстовый материал. Она должна содержать цифровой материал, формулы, рисунки в виде схем, графиков, диаграмм, которые располагаются непосредственно в тексте. Цифровой материал рекомендуется помещать в тексте работы в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается в середине строки под словом «Таблица», которое выравнивается по правому краю страницы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозным способом. Например, «Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3 и т.д.». Название таблицы должно отражать её содержание. Таблицы располагаются в тексте работы сразу после первой ссылки на них или на следующей за первой ссылкой странице. Таблица от текста сверху и снизу отделяется одним интервалом. На все приводимые таблицы должны быть указания на источник их получения, который размещается  в нижней левой части таблицы после слова «Источник:». Пример:                                                                            

 Таблица 1

Эволюция содержания нововведений

Cтадии развития экономики Прединустриальная экономика Индустриальная экономика Информационная экономика Экономика, основанная на знаниях
Содержание нововведения Новые продукты Новые товары, новые рынки, новые технологии Удовлетворение новой потребности (или новый способ удовлетворения потребностей) Создание новой ценности, новой выгоды

 Источник: Головко Н.В. Неолиберальная концепция науки в экономике знаний // Вестник НГУ. Сер. Философия. 2012. №4. С. 57

Аналогичным образом оформляется и иллюстративный материал (графики, схемы, диаграммы и т.п.). Название и нумерация иллюстраций, в отличие от табличного материала, помещаются внизу. На все приводимые иллюстрации должны быть указания в тексте работы. Например, «см. Рис.1» Рисунки могут быть цветными, но в любом случае должны быть выполнены разборчиво и иметь поясняющие надписи. На каждый рисунок формируется  подстрочная сноска (в нижней части страницы под чертой), в которой указывают источник, из которого заимствованы данные. Пример:

Рисунок 1- Классификация институтов туризма

по функциональному признаку (Харламова А. Ю. 2010. №9. С. 153)

 

 

Как уже отмечалось, обязательным элементом письменной курсовой или ВКР являются приложения. Количество приложений должно быть необходимым и достаточным для иллюстрации работы. Они могут быть оформлены в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и т.п. Каждое приложение начинается с нового листа, имеет свое название и располагается в порядке цифровой ссылки на него в тексте работы. Приложения нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу вслед за словом «Приложение», которое выравнивается по правому краю страницы (см. приложение 2). Содержащиеся в приложении таблицы, рисунки и т.п. оформляются также как и в самом тексте работы, и также имеют сквозную  нумерацию. Единичное приложение не нумеруется. Приложения не засчитываются в заданный объём работы.

Если в работе приводятся какие-либо формулы, то в них в качестве символов необходимо применять обозначения, которые устанавливаются соответствующими государственными стандартами. Уравнения и формулы располагаются отдельной строкой и набираются в редакторе формул с одинаковым форматированием по всему тексту работы. При этом все необходимые пояснения символов и числовых коэффициентов, включённых в формулу, следует приводить непосредственно под формулой (если нет пояснений ранее в тексте). Пояснение каждого символа даётся с новой строки в той же последовательности, как и в самой формуле. При этом, первая строка пояснения начинается со слова «где» без двоеточия после него.

Пример:

Коэффициент фондов (Kf), характеризующий степень дифференциации доходов населения, отражает отношение средних показателей признака верхнего и нижнего рубежей децилей:

 

 ,где                                                    (1)

 

 – суммарный доход, который приходится на 10% богатого населения;

–суммарный доход, который приходится на 10% бедного населения

 

   

 Формулы, размещенные в самом  тексте, нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул также дают в скобках.

   Курсовая (бакалаврская, диссертационная) работа должна быть написана хорошим научным языком, то есть с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики, точности и однозначности терминологии и стиля. В современной научной литературе манера изложения является безличной, то есть не употребляются личные местоимения «я» и «мы». Например, вместо фразы «я предполагаю…» следует написать «предполагается, что…» и т.д.

В целом курсовая (бакалаврская, магистерская) работа должна иметь следующую структуру:

-титульный лист (см. Приложение);

-оглавление (содержание);

-введение;

-основная часть (главы, параграфы);

-заключение;

- список литературы;

-приложения.

Каждая структурная часть работы (введение, главы, заключение, библиографический список, приложения) должна  начинаться с новой страницы. Главы и параграфы работы должны иметь конкретные заголовки, отражающие их содержание. При этом слова «глава» и «параграф» в заголовке не приводятся. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Например, первая глава нумеруется как «1», параграфы первой главы – соответственно 1.1, 1.2; вторая глава – «2», её параграфы 2.1, 2.2 и т.д.

Расстояние между заголовками структурных частей и следующим за ним текстом составляет три интервала. Такое же расстояние предусматривается между предыдущим текстом и заголовком последующего параграфа.

Заголовки глав, введение, заключение, содержание, список литературы набираются прописными буквами и располагаются посредине строки. Точка в конце не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах. Номер и название параграфа выделяются жирным шрифтом и приводятся с абзаца.

Для успешного написания и защиты письменных работ очень важно правильное оформление научного аппарата. Сноски и ссылки на использованную литературу являются обязательными элементами научной работы. В этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту.

Сноска смысловая – вспомогательный текст пояснительного или справочного характера. Она является постраничной, подстрочной, то есть помещается в нижней части страницы набора под чертой.

Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы документе, сведений, необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. В библиографической ссылке приводится указание на конкретную страницу, статью. Бывают либо подстрочные библиографические ссылки, либо внутритекстовые. В данном случае на основе современной практики в научных исследованиях следует применять внутритекстовые библиографические ссылки в круглых скобках, например, (Дементьев, 2014. С.34). В конце статьи приводится СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с оригинальным написанием источников (например, на русском и английском языках). Например: Дементьев Н.П. (2014). Производство, распределение и использование ВВП в России и раз­витых странах Запада / В сб.: Алексеев А.В., Казанцева Л.К. (отв. ред.) Проблемы и перспективы модернизации российской экономики. Сборник научных трудов. Новосибирск: Сибирское отде­ление Российской академии наук, Институт экономики и организации промышленного производ­ства СО РАН, с. 3–21.

 Литература нумеруется и ставится в алфавитном порядке. В каждом использованном источнике должны быть указаны страницы. В списке литературы название статьи отделяется от названия журнала или иного источника двумя косыми чертами //. Пример оформления: Мельников В. В. (2011). Поведенческие основы неконкурентной рациональности // ТЕRRА ECONOMICUS, Т. 9, № 1, с. 25-38. Весь список литературы составляется в определённом порядке. В начале его размещаются названия нормативно-правовых документов - (Конституция РФ, Законы, Указы Президента, Постановления Правительства и др.), затем научные источники (книги, монографии, статьи и т.д.) в алфавитном порядке (по первой букве первого слова), при этом в авторских источниках первым словом считается фамилия автора, затем инициалы. Источники на иностранных языках располагаются после литературы на русском языке.

Общий объем курсовой работы должен составлять не менее 30 страниц (без учета приложений), для бакалаврской работы - 60 страниц, для магистерской диссертации - 100 страниц выровненного по ширине компьютерного текста. Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания); шрифт Times Roman – обычный, размер -14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный, верхнее и нижнее поля – 2,0 см, левое поле – 3 см, правое -1,5 см, красная строка - 1,25 см.

  Объём введения для письменной курсовой работы 2-3 страницы, для бакалаврской работы – 2-4, для магистерской диссертации 6-7 страниц. Объём основной части курсовой работы должен составлять не менее 25-26 страниц, выпускной квалификационной работы бакалавров - 54-55 страниц, магистерской диссертации – 92-93 страницы. Объем заключения примерно равен объему введения.

Нумерацию страниц следует проводить арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа. Номер страницы проставляют по центру в нижней части листа без точки. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа до последней страницы, без пропусков и повторений. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на нём не проставляется. Нумерация страниц проставляется, начиная со второй страницы.

Опыт свидетельствует, что наиболее уязвимыми местами работы являются:

- нарушение правил структурирования и оформления содержательной части; - бессистемное изложение материала;

- слабость доказательств, неубедительность выводов;

-обилие цитат, выдержек из книг, злоупотребление статьями или положениями из кодексов и других официальных документов в ущерб рассуждениям и взглядам автора;

- набор текста не соответствует требованиям к оформлению;

-по ходу изложения текста структурные части работы (главы, заключение, список литературы) набраны в подбор, а не начинаются с новой страницы;

-главы и параграфы неправильно пронумерованы, названия их не соответствуют содержанию;

- таблицы, рисунки, приложения в тексте работы оформлены неверно;

- отсутствует подпись студента;

- расплывчатость заключения.

-нарушение правил оформления списка литературы.

После подготовки чистового варианта работы необходимо ещё раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы – насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам. Затем следует устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы для представления научному руководителю. Оформленная работа должна быть сброшюрована и подписана автором в конце заключения.

Следует подчеркнуть, что за содержание письменной студенческой работы (курсовой, бакалаврской, магистерской), достоверность приводимых в ней данных отвечает её автор, то есть сам студент.

Правила оформления научных работ являются общими для всех направлений обучения и регламентируются действующими государственными стандартами. Поэтому их следует запомнить ещё при написании первой курсовой работы, что сэкономит много времени и сил в дальнейшем.

Этапы выполнения письменной работы и процедура её защиты

 

Для рациональной организации самостоятельной работы в ходе выполнения письменной работы (курсовой, бакалаврской, магистерской) студенту необходимо разработать примерный план. Хорошо продуманный план позволяет более продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме.  Рабочий план составляется в произвольной форме, но в нём приводятся конкретные этапы по написанию работы и сроки их реализации в соответствии с учебным планом. Он может включать примерно следующие этапы и сроки выполнения:

1. Сбор необходимой литературы, подготовка библиографического списка (1-2 недели семестра).

2. Изучение и анализ источников и литературы (3-5 недели семестра).

3. Подготовка обзора источников и литературы (6-8) недели семестра).

4. Разработка и формулирование основных теоретических положений и изложение основной части работы (7-9 недели семестра).

5. Подготовка введения и заключения (10 неделя семестра).

6. Оформление курсовой работы и приложений (11-12 недели семестра).

7. Представление работы руководителю и нормоконтролёру (13 неделя семестра)

8. Работа по исправлениям и дополнение по замечаниям (14 неделя).

9. Получение допуска к аттестации (15 неделя).

Работа над выбранной темой начинается с момента встречи студента с научным руководителем после её утверждения. Первая консультация посвящается таким вопросам как:

-разработка плана работы;

-подготовка календарного графика работы;

-методическим аспектам выполнения работы.

Во время консультации студент также получает рекомендации по оформлению списка литературы, правилам библиографического описания документов.

Следующий этап работы – это непосредственное написание студентом чернового варианта работы. Этот этап включает в себя:

- разработку методологических подходов в процессе исследования;

-выработку личной позиции автора к исследуемой проблеме;

-формулировку основных теоретических положений и выводов по главам и отдельным параграфам в процессе составления текста;

-оформление научного аппарата работы (сносок, ссылок);

-составление и оформление иллюстративного материала (таблиц, диаграмм, графиков), а также приложений.

По завершении этой работы в установленные календарным планом сроки во время второй консультации студент представляет вариант текста научному руководителю. Им определяется степень готовности работы, её недостатки в содержании и оформлении, а также проводится дополнительная консультация по теоретическим и другим вопросам, которые возникли у студента в процессе написания первого варианта текста. После этого студент работает далее самостоятельно.

К третьей консультации, срок которой определяется научным руководителем во время второй консультации, студент представляет окончательный вариант работы для проверки, подготовки отзыва, прохождения нормоконтроля и оформления допуска к защите. Нормоконтролю подлежит чистовой вариант письменной работы на соответствие её необходимым требованиям к оформлению. К типичным недостаткам, которые при этом выявляются, относятся:

- наименование темы работы не соответствует ранее утверждённой;

- неправильное оформление введения;

- главы и параграфы неправильно пронумерованы, наименования их не соответствуют содержанию;

- неверно оформлен научный аппарат;

-оформление списка литературы не соответствует необходимым требованиям и др.

Письменная работа допускается к аттестации после устранения студентом всех выявленных недостатков. На курсовую и бакалаврскую работы научным руководителем оформляется отзыв, в котором характеризуется не только качество письменной работы студента, но и даётся оценка его активности, уровня знаний и умений, степени его самостоятельности в исследованиях. Обязательное рецензирование ВКР бакалавров не предусмотрено нормативными документами Минобразования РФ.

Что же касается магистерских диссертаций, то они подлежат обязательному рецензированию. Таким образом, на магистерскую диссертацию оформляются два оценочных документа: отзыв научного руководителя и внешняя рецензия. В числе рецензентов могут быть преподаватели и научные сотрудники других кафедр ЮФУ, работники предприятий (организаций, фирм), другие специалисты. Главное требование для назначения рецензента – это наличие у него высшего профессионального образования и высокой компетенции в той области деятельности, по которой написана диссертация. Содержание рецензии в её унифицированной форме может содержать ответы на следующие вопросы:

- актуальность темы диссертации и соответствие её развёрнутого плана утвержденной теме;

- логическая последовательность изложения текста;

- основные достоинства работы и наличие в ней самостоятельных и оригинальных выводов и предложений;

- практическая ценность полученных результатов и возможность их использования в практической деятельности;

- уровень теоретической подготовки выпускника и его способность применять полученные знания в соответствующей профессиональной деятельности;

- качество оформления магистерской диссертации в целом, наличие в ней опечаток, грамматических и синтаксических ошибок;

- недостатки, выявленные рецензентом  в выпускной квалификационной работе;

-  общее мнение рецензента и выставляемая им оценка ВКР в виде «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»;

- итоговая оценка квалификации выпускника: заслуживает ли он присвоения ему степени магистра.

Рецензия подписывается  рецензентом,  и его подпись заверяется начальником отдела кадров и печатью.

К выпускной квалификационной работе может прилагаться справка о внедрении рекомендаций ВКР в практике работы какого-либо предприятия (организации, учреждения). Наличие такой справки характеризует высокий уровень выполнения ВКР и готовность выпускника к профессиональной деятельности. Справка составляется в произвольной форме, но при этом обязательно указываются конкретные рекомендации студента, которые были использованы на предприятиях, организациях, учреждениях и т. п.

За 14 дней до начала защиты бакалаврских работ студент должен представить на кафедру следующие документы:

1. Выпускную работу (в твёрдом переплёте).

2. Отзыв научного руководителя.

3. Справку о внедрении.

Магистрант до итоговой защиты (за 14 дней до защиты) представляет на кафедру:

1. Магистерскую диссертацию (в твёрдом переплёте).

2. Отзыв научного руководителя.

3. Рецензию специалиста по теме диссертации из числа профессорско-преподавательского состава ЮФУ и других организаций, назначенных выпускающей кафедрой.

4. Справку о внедрении результатов в организации, по материалам которой написана диссертация.

5. Список публикаций и копии публикаций магистров.

Защита ВКР проходит публично на открытом заседании экзаменационной комиссии в соответствии с заранее составленным  списком выпускников в день защиты. В начале работы комиссии председатель представляет выпускникам и присутствующим всех членов комиссии с указанием фамилии, имени и отчества, учёной степени и звания, должности. Объявляя защиту каждой выпускной квалификационной работы, председатель называет фамилию, имя и отчество выпускника, тему его работы, а также время, отводимое на доклад.

Процесс защиты ВКР проходит в следующем порядке:

1.Заслушивается доклад выпускника по теме выпускной квалификационной работы, на который отводится 7-10 минут. Доклад должен начинаться со слов: «Уважаемые председатель государственной комиссии, члены комиссии, присутствующие! Вашему вниманию представляются основные результаты выпускной работы на тему…». Далее согласно слайдовой презентации или раздаточного материала, кратко излагаются актуальность, цель и задачи работы, раскрываются основные результаты проведенного исследования, формулируются выводы и рекомендации, отмечается их научная и практическая значимость. При этом докладчику необходимо показать уровень своих знаний, деловых и профессиональных качеств, поэтому его  доклад должен излагаться в свободной форме, а не сводится к простому чтению заранее подготовленного текста. С учётом этого целесообразно логически обосновать основные теоретические положения работы, на основе иллюстративного материала охарактеризовать те или иные тенденции в развитии экономических процессов, описать экономический или социальный эффект от внедрения разработанных мероприятий.  Завершить выступление следует словами «Благодарю за внимание. Доклад окончен».

2. Заслушиваются ответы на вопросы председателя, членов комиссии и остальных присутствующих.

3. Зачитывается рецензия специалиста на выпускную квалификационную работу и справка о внедрении её результатов на предприятии, учреждении и т. п. (при её наличии).

4. Заслушиваются ответы выпускника на замечания рецензента.

5. Проходят выступления руководителя выпускной квалификационной работы и других лиц, присутствующих на защите по их желанию.

6. Заслушиваются ответы выпускника на замечания научного руководителя и других лиц, принявших участие в обсуждении выпускной квалификационной работы.

7. После публичной защиты всех выпускных квалификационных работ, запланированных на данный день, проводится закрытое заседание аттестационной комиссии, на котором обсуждаются результаты прошедших защит. По итогам обсуждения по каждой ВКР простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, выставляется согласованная оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». В случае равенства голосов решающим является голос председателя. При этом выпускникам, которые получили отличные оценки на государственном экзамене и защите выпускной квалификационной работы, выносится решение о выдаче диплома с отличием при условии,  если они за всё время обучения сдали экзамены на «отлично» не менее чем по 75% всех изученных дисциплин, а по оставшимся 25% дисциплин – с оценкой «хорошо». Решения комиссии являются правомочными, если на заседании присутствовало не менее 2/3 её состава.

8. После окончания закрытого заседания  выпускники и все желающие приглашаются на публичное открытое заседание комиссии. На нём председатель кратко подводит итоги, объявляет оценки по итогам  защиты ВКР на данном заседании, а также решение комиссии о присуждении успешно защитившимся выпускникам искомой квалификации ( степени ) бакалавра или магистра, о выдаче дипломов с отличием и др. Студенту или магистранту, который не смог защитить в установленный срок выпускную работу по уважительной причине, подтверждённой документально, может быть продлён срок обучения до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более чем на 1 год.

9. Решения о работе комиссии оформляются протоколами установленной формы, в которых фиксируются вопросы, заданные каждому выпускнику в процессе защиты и  выставляются  соответствующие оценки.

В предлагаемом учебном пособии по подготовке студенческих письменных работ отражены наиболее важные вопросы, связанные с самостоятельным  выполнением этих работ,  и от решения которых зависит качество и установленные сроки  этого выполнения. Поэтому данное пособие необходимо внимательно изучить и принять к неуклонному руководству.

 

 

 

Приложение 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...