Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самоопределение личности: виды, сущность, специфика




САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Профили:

«Психология и педагогика дошкольного образования»,

«Психология и педагогика начального образования»,

«Психология образования»,

«Специальная психология и педагогика»

 

Срок изучения – ПКО – 6 семестр, СКО – 5 семестр

Трудоемкость – 2 з.е. – 72 часа

Аудиторные занятия – 10 часов

Лекции – 6 часов

Практические занятия – 4 часа

Интерактивные формы работы – 3 часа

Самостоятельная работа – 62 часа

Форма отчетности: ПКО – зачет в 7 семестре (9 часов или 0,25 зач. ед.), контрольная работа; СКО – зачет в 5 семестре (9 часов или 0,25 зач. ед.)

 

п/п

Название темы

Распределение часов

Трудоемкость

Аудиторные занятия

Вид занятия

Самостоятельная работа

Лекции Практические занятия
1. Самоопределение личности: виды, сущность, специфика 14 2 1 1 12
2. Современные виды трудовой деятельности: сущность и характеристика 14 2 1 1 12
3. Профессиональная ориентация личности: направления, формы, методы 21 3 2 1 18
4. Диагностические методики профессиональной ориентации личности: виды, характеристика 14 3 2 1 11

Зачет:

9 - - - 9

Всего в часах:

72 10 6 4 62

Всего в зачетных единицах:

2        

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОЗО

В рамках промежуточной аттестации применяются следующие виды контрольных работ: домашние, письменные, практические, индивидуальные.

Контрольная работа направлена на:

– выявление знаний обучающихся по определенной теме (разделу);

– выявление понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей;

– оценку умения самостоятельно делать выводы и обобщения;

– оценку умения творчески использовать знания и навыки.

Содержание работы:

1. Самостоятельно выбрать тему для контрольной работы.

  1. Оформить контрольную работу согласно общих требований к печатным работам.

Общие требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа выполняется в соответствии с требованиями к курсовым работам и ВКР на листах формата А4 и должен содержать следующие основные элементы:

- титульный лист;

- оглавление;

- основная часть, которая подразделяется на параграфы;

- заключение;

- библиографический список (список литературы).

В контрольной работе необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое поле – 30 мм, верхнее – 15 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.

Объем контрольной работы может быть не более 20 страниц, включая титульный лист, оглавление и библиографический список (список литературы). Междустрочный интервал 1, шрифт – 12, гарнитура Times New Roman, нумерация страниц – сверху справа. Титульный лист не нумеруется. Каждая новая часть работы начинается с нового листа.

 

Перечень тем для выполнения контрольной работы:

1. Составить аннотированный список источников из периодической печати и Интернет-ресурсов (минимум по 3 источника периодической печати и Интернет-ресурсов) на каждую тему курса:

- Самоопределение личности: виды, сущность, специфика.

- Современные виды трудовой деятельности: сущность и характеристика.

- Профессиональная ориентация личности: направления, формы, методы.

- Диагностические методики профессиональной ориентации личности: виды, характеристика.

- Профессиональное консультирование: типы, стратегии, формы.

- Технологии, формы и методы профориентационной работы.

2. Составить аннотированный список ресурсов для старшеклассников по выбору профессии (справочники, тест-системы, атласы, навигаторы и т.д. не менее 20).

3. Охарактеризовать работу одной из образовательной организации по профессиональной ориентации личности (ОО на выбор студента). Необходимо представить программу: пояснительную записку, КТП, условия и этапы реализации программы по классам, критический анализ представленной программы.

4. Оформить портфолио диагностических профориентационных методик (возрастной период на выбор студента).

5. Составить портфолио профориентационных игр, упражнений, карточных информационно-поисковых систем, карточных игровых консультационных методик, настольных профориентационных игр, бланковых карточных профориентационных гр. (возраст на выбор студента).

6. Осуществить диагностику личности одного ребенка (не менее трех методик, возраст на выбор студента) для определения направлений профессиональной деятельности и составить рекомендации по выбору профессии для ребенка и родителей на основе результатов диагностики.

7. Составить методическую разработку цикла занятий (цель, задачи, КТП, содержание занятий – не менее 5 занятий) по одной из тем рабочей программы в профориентационном аспекте (для студентов, работающих в образовательных организациях).

8. Составить методическую разработку для родителя абитуриента, учитывающую все технологические, психологические, и другие аспекты выбора профессии старшеклассниками.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»

 

1. Сущность понятия самоопределение личности. Смыслы самоопределения. Виды и уровни самоопределения: жизненное, личностное и профессиональное.

2. Цель, задачи и уровни в профессиональном самоопределении. Объективные и субъективные смыслы труда.

3. Личная профессиональная перспектива. Факторы выбора профессии. Жизненный сценарий и жизненная стратегия. Образ и стиль жизни. Социальная роль и социальный стереотип.

4. Типы самоопределения. Активность и активизация в профессиональном самоопределении.

5. Понятие «профессия»: профессия как общность; как область приложения сил; как деятельность и область проявлений личности; как исторически развивающаяся система; как реальность, творчески формируемая субъектом.

6. Обзорная классификация продуктов профессионального труда. О заданных (социально фиксированных, «объективных») и субъективно принятых профессионалом целях деятельности. О разнообразии внутренних условий деятельности.

7. Обзорная классификация условий деятельности профессионала. О разнообразии средств деятельности.

8. Обзорная классификация средств деятельности профессионала. Общезначимое и индивидуально своеобразное в системе средств и условий труда профессионала.

9. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи: Первый ярус классификации. Типы профессий; Второй ярус классификации. Классы профессий; Третий ярус классификации. Отделы профессий; Четвертый ярус классификации. Группы профессий.

10. Понятие «формула профессии».

11. Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования.

12. Образ мира у разнотипных профессионалов, описательные психологические характеристики типов профессионалов, о представителях профессий типа: «Человек-природа» (П), «Человек-техника» (Т), «Человек-человек» (Ч), «Человек-знаковая система» (3), «Человек-художественный образ» (X).

13. Понятие «профориентация». Профориентация как система: субъекты, цели, средства, результаты, критерии эффективности.

14. Направления профориентации: профинформация, проагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация.

15. Организационные принципы профориентационной работы. Организация взаимодействия профконсультанта со смежными специалистами.

16. Оценка эффективности профессиональной помощи.

17. Основы планирования и проведения профориентационных занятий и консультаций.

18. Предпрофильная и профильная ориентация школьников.

19. Основные стратегии профкконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы. Типы профоконсультаций.

20. Алгоритм профконсультации.

21. Роль родителей в выборе профессии

22. Ошибки выбора профессии. Анализ последствий.

23. Методические рекомендации родителям детей, выбирающих профессию.

24. Методические рекомендации старшеклассникам по выбору профессии.

25. Критерии выбора ВУЗа. Рекомендации родителям по выбору образовательного учреждения.

26. Этапы профессионального самоопределения. Обзор научных подходов.

27. Содержание профессионального самоопределения в младшем подростковом возрасте (5 – 7 кл.).

28. Содержание профессионального самоопределения в младшем подростковом возрасте (8 – 9 кл.).

29. Содержание профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте (10 – 11 кл.).

30. Содержание профессионального самоопределения в ранней юности.

31. Кризисы профессионального самоопределения.

32. Профессиональные деформации и деструкции.

33. Основные группы профориентационных методов. Формы и модели профориентационной работы (отечественный и зарубежный опыт).

34. Типичные и перспективные профориентационные программы.

35. Основные характеристики активизирующей профоконсультационной методики. Методы активизации профессионального самоопределения: профориентационные игры, упражнения, опросники, бланковые игры, схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения, карточные информационно-поисковые системы, карточные игровые консультационные методики, настольные профориентационные игры, бланковые карточные профориентационные игры.

36. Предмет и содержание профдиагностики. Профориентационное исследование и профориентационный эксперимент. Общая логика и основные компоненты профориентационного исследования.

37. Подбор и обоснование методов в профориентационном исследовании. Оформление результатов профориентационного исследования.

38. Методы профессиональной диагностики. Объективные тесты. Тесты опросники. Методики субъективного шкалирования и самооценки. Интерактивные методики. Проективные методики.

39. Основные профориентационные методики. Изучение профессионально ориентированных интересов учащихся, диагностика профессиональных намерений, определение профессионально ориентированного типа личности, диагностика профессиональной готовности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

«САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ»

Самоопределение личности: виды, сущность, специфика

Жизненное самоопределение, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, цель профессионального самоопределения, задачи профессионального самоопределения, уровни профессионального самоопределения, объективные и субъективные смыслы труда, личная профессиональная перспектива, факторы выбора профессии, жизненный сценарий, жизненная стратегия, образ жизни, стиль жизни, социальная роль, социальный стереотип, типы самоопределения, активность в профессиональном самоопределении, активизация в профессиональном самоопределении. 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...