Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация методов и мер регионального регулирования.




Методы государственного регулирования регионального развития

 

 

Ключевые термины и понятия

•Государственное регулирование регионального развития

• Субъекты регулирования регионального развития

• Система мер регулирования регионального развития

• Принципы регулирования регионального развития

• Государственно-частное партнерство *

 

Под государственным регулированием регионального развития (региональной политикой) понимаются специально организуемые системные действия федеральных и региональных органов управления по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования регионов РФ, главной целью которых является улучшение качества и уровня жизни населения.

Субъектами регулирования регионального развития выступают:

• субъекты РФ (республики, края, области, автономные образования, города федерального значения), которые реализуют свои интересы через высшие законодательные органы и через принятие соответствующих федеральных законов;

• Президент РФ, нормативные и правовые акты Президента РФ;

• Правительство РФ, министерства Правительства РФ; нормативные и правовые акты Правительства РФ, направленные на реализацию федеральных законов и указов Президента РФ.

Алгоритм принятия решений по государственному регулированию регионального развития включает в себя несколько основных этапов.

1. Формирование системы мер регулирования. В рамках данного этапа проводятся анализ проблем регионального развития, выбор приоритетов развития регионов в кратко- и долгосрочной перспективе, оценка возможностей государства в поддержке приоритетов территориального развития; формируется идеология государственного регулирования, определяется структура правового и финансового обеспечения мер регулирования. Основная задача этапа формирования – определение целей регионального развития и возможностей государства по их достижению.

2. Определение потребностей в ресурсном обеспечении. На этом этапе анализируется потребность в ресурсах для реализации мер государственного регулирования (финансовых, кадровых, природных, административных и т.д.).

3. Реализация мер государственного регулирования. Включает в себя систему действий, политических решений, нормативных и правовых актов, реализуемых на отдельных территориях (регионах), в том числе особые организационно-правовые режимы ведения хозяйственной деятельности, меры финансовой поддержки через систему субсидий, субвенций, дотаций; особые меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

4. Мониторинг и контроль реализации. Данный этап предусматривает законодательно обеспеченные меры постоянного отслеживания и контроля реализации мероприятий по государственному регулированию развития региона и оценку эффективности применяемых мер.

Система государственного регулирования развития региона строится на основе следующих принципов:

• обоснованности целесообразности государственного регулирования в связи с отсутствием на нижестоящих уровнях либо прав, либо ресурсов, необходимых для самостоятельного решения социально-экономических проблем региона;

• легитимности, требующей привязки к действующим законам и нормативным и правовым актам любых действий по регулированию территориального развития;

• региональной инициативы и исполнения, выражающего заинтересованность и поддержку со стороны региональных органов власти и муниципальных образований в реализации мер государственного регулирования;

• целевого характера регулирования, предусматривающего разработку и реализацию любых мер на основе конкретных целей, определенных по результатам комплексного анализа ситуации в регионе;

• учета отдаленных, сопряженных с основными целями результатов, означающего, что система мер государственного регулирования должна носить стратегический характер, быть направленной на достижение долгосрочных целей социально-экономического развития регионов и страны в целом и осуществляться в четких временны́х рамках;

• адресности, предполагающей то, что меры государственной поддержки должны иметь четкую локализацию в пределах региона;

• процедурного обеспечения мер поддержки, предусматривающего разработку специальных организационных механизмов, нормативных актов и инструментов, обеспечивающих эффективное регулирование регионального развития;

• ответственности и контроля.

На федеральном уровне регулирование регионального развития в основном осуществляется в виде государственной поддержки или помощи отдельным регионам.

Существуют различные подходы к классификации используемых методов и конкретных мер регионального регулирования.

Классификация методов и мер регионального регулирования.

В первую очередь они могут быть подразделены на экономические и административные.

Экономические меры включают в себя целевое финансирование, предоставление субсидий, а также специальные меры налоговой, кредитно-денежной, бюджетной, институциональной, инвестиционной, социальной политики.

Административные меры реализуются через систему нормативных и правовых актов, предусматривающих в том числе формирование государственных региональных программ, создание специальных (особых) экономических зон на территории региона и др.

Второй вид классификации делит меры государственного регулирования территориального развития на прямые и косвенные.

К прямым относятся нормативные и правовые акты, направленные на регулирование управления государственной собственностью, дотационные трансферты, выплаты по социальной защите и т.д.

Косвенные методы включают в себя финансово-экономические методы: фискальную политику (сбор налогов, налоговое администрирование); денежную политику; инвестиционную политику; политику регулирования доходов населения; социальные методы: комплексные социальные программы территории, социальную защиту населения, политику в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Одним из механизмов регулирования регионального развития, обеспечивающих привлечение инвестиций, является взаимодействие органов государственной власти и бизнеса. Оно рассматривается как необходимое условие развития эффективной рыночной экономики и в ходе процесса своей институционализации закрепляется в форме партнерства государства и частных предпринимателей (public-private partnership – РРР), получив название государственно-частного партнерства (ГЧП).

Под государственно-частным партнерством понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также па привлечение в экономику частных инвестиций.

Государственно-частное партнерство позволяет вовлекать ресурсы частного сектора в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства и местных органов власти, а также использовать частную предпринимательскую инициативу для повышения эффективности расходования бюджетных средств. Объединение усилий и ресурсов бизнеса и государства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества. Бизнес обладает высокой мобильностью, оперативностью принятия решений, поиском инновационных технологий для обеспечения конкурентоспособности. Органы исполнительной власти способствуют реализации проектов ГЧП путем создания нормативной и правовой базы и использования финансово-экономических рычагов в виде субсидий, гарантий, стимулирующего налогообложения и других видов поддержки.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 № 1662-р, государственно-частное партнерство рассматривается как механизм содействия повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики, структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития, модернизации транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.

Первые региональные законы о ГЧП появились в России в 2006 г., в частности Закон "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах". Позже законы, устанавливающие основы правового регулирования и общие принципы организации отношений в рамках государственно- частного партнерства, были приняты и в других субъектах РФ (в республиках Алтай, Дагестан, Калмыкия, Тыва, Удмуртия, в Ставропольском крае, Кемеровской, Курганской, Томской, Челябинской областях и др.).

На сегодняшний день законы о государственно-частном партнерстве приняты более чем в 30 регионах России, а в 2014 г. должен быть принят Федеральный закон "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации". В 2008 г. был создан Центр ГЧП, целью которого стала квалифицированная подготовка, организация и сопровождение проектов ГЧП для реализации отраслевых, региональных и городских стратегий развития, оказание поддержки органам муниципального и государственного управления по совершенствованию инструментов ГЧП. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 "Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" функции финансового консультанта Правительства РФ в отношении проектов, имеющих общегосударственное значение, и региональных инвестиционных проектов выполняет Внешэкономбанк.

В указанных документах ГЧП рассматривается как организационное взаимодействие (сотрудничество) между публичными образованиями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории субъектов РФ.

К инструментам ГЧП относят широкий перечень различных государственных и финансовых институтов, правовых форм и источников финансирования (рис. 1). Так, наиболее активно в регионах ЦФО используется механизм Инвестиционного фонда РФ. Согласно данным государственного реестра проектов, получивших бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ, 10 из 35 содержащихся в реестре инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, и региональных инвестиционных проектов реализуются на территории ЦФО.

Ключевыми предпосылками по реализации ГЧП-проектов на региональном уровне являются наличие эффективного регионального закона об участии субъекта РФ в ГЧП и создание специализированного государственного учреждения с достаточными полномочиями и квалифицированной командой для подготовки и реализации конкурсов.

Признанным лидером по проектам ГЧП в Российской Федерации в настоящее время является Санкт-Петербург. В настоящее время в данном субъекте РФ на основе ГЧП реализуются такие проекты, как "Развитие аэропорта Пулково", "Строительство орловского тоннеля", "Создание завода по обработке твердых бытовых отходов в пос. Янино Ленинградской области" и др. Суммарный бюджет указанных проектов составляет более 370 млрд руб.

 

Рис. 1.Инструменты ГЧП, используемые в Российской Федерации (на примере ЦФО)

 

Существует определенная минимальная стоимость проекта, ниже которой проект в формате ГЧП нет смысла воплощать в жизнь. По оценкам международной консалтинговой компании Gide Loyrette Nouel, в настоящее время объем инвестиций, необходимый для реализации регионального проекта, например в сфере социальной инфраструктуры (детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы, медицинские центры), варьирует от 400 млн до 900 млн долл.[1] Проекты в сфере транспорта и энергетики гораздо дороже. Поэтому к числу ключевых предпосылок успешной реализации ГЧП-проектов на региональном уровне следует также отнести достаточный бюджет для подготовки конкурса и возможность привлечения публичным сектором опытного консультанта для структурирования проектов.

Все меры государственной поддержки связаны с использованием федеральных ресурсов, поэтому ответственность за эффективность их разработки и реализации несут как федеральные органы власти, которые принимают решения о государственной поддержке, так и органы власти в регионах, включая муниципальные органы управления. Вектором развития современной системы государственного регулирования регионального развития становится оценка регулирующего воздействия, основанная на детальном анализе ситуации и выборе вариантов решений.

 

Литература

 

Бюджетный кодекс РФ (нормы)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Федеральный законот 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве,муниципально-частном партнерстве в Российской Федерациии внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации №1 от 4 января 1999 г. «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

Доклад Министерства финансов РФ «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета». – Москва, 2015.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 14 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 года№ 1465-КЗ  «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года». Принят Законодательным Собранием Краснодарского края.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...