Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1.2. Методы обучения естествоведению




Министерство образования Красноярского края

КГБОУ СПО « Красноярский педагогический колледж №1

Им. М. Горького»

 

Учебно-методические материалы по выполнению практических и самостоятельных работ МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

По специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» среднего профессионального образования углубленной подготовки

 

 

Красноярск, 2016

Рекомендовано научно-методическим советом КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»  протокол № ___ от __________201___ г Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах  

Составлены в соответствии с

требованиями федерального государственного образовательного стандарта для специальности

Преподавание в начальных классах

Одобрены                                         

предметной (цикловой) комиссией

«Преподавание по программам начального общего образоваия»

 

Председатель:  Е.В. Власова

                               

Протокол заседания №____

от «____»___________201__ г.

 

Составитель Н.Е. Дьячкова, Е.В. Власова

Рецензенты:

© КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»

Содержание

1. Тема 1.1. Функции и задачи преподавания естествознания в современной начальной школе 6
2. Тема 1.2. Методы обучения естествоведению 12
3. Тема 1.3. Типология уроков обучения естествознанию в начальной школе 18
4. Тема 1.4. Методика проверки и оценки знаний учащихся на уроках естествознания 28
5. Тема 1.5. Система оборудования по естествознанию 30
6. Тема 1.6. Методика работы с картографическими пособиями 34
7. Тема 2.1. Система классификаций живых организмов 40
8. Тема 2.2. Низшие растения 44
9. Тема 2.3. Высшие растения 47
10. Тема 2.4. Голосеменные и покрытосеменные растения 48
11. Тема 2.5. Вселенная и Земля 51
12. Тема 2.6. Литосфера. Минералы и горные породы 54
13. Тема 2.7. Рельеф 56
14. Тема 2.8. Гидросфера 57
15. Тема 2.9. Атмосфера 62
16. Тема 2.10. Экология как наука 65
17. Тема 2.11. Краеведение 66
18. Тема 2.12. Животные 67
19. Список литературы…………………………………………………………….. 73

 

Пояснительная записка

Представленные учебно–методические материалы для практической и самостоятельной работы студентов предназначены для выполнения их в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий при освоении следующих разделов и тем:

Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания естествознания

Тема 1.1. Функции и задачи преподавания естествознания в современной начальной школе

Тема 1.2. Методы обучения естествоведению

Тема 1.3. Типология уроков обучения естествознанию в начальной школе

Тема 1.4. Методика проверки и оценки знаний учащихся на уроках естествознания

Тема 1.5. Система оборудования по естествознанию

Тема 1.6. Методика работы с картографическими пособиями

Раздел 2. Содержание уроков естествознания в начальной школе

Тема 2.1. Система классификаций живых организмов

Тема 2.2. Низшие растения

Тема 2.3. Высшие растения

Тема 2.4. Голосеменные и покрытосеменные растения

Тема 2.5. Вселенная и Земля

Тема 2.6. Литосфера. Минералы и горные породы

Тема 2.7. Рельеф

Тема 2.8. Гидросфера

Тема 2.9. Атмосфера

Тема 2.10. Экология как наука

Тема 2.11. Краеведение

Тема 2.12. Животные

 

 

Основная цель выполнения практических и самостоятельных работ — закрепление, более глубокое осмысление изучаемого материала.

Все практические работы имеют определенную структуру:

1. Цели и задачи практической и самостоятельной работы.

2.  Текст практической и самостоятельной работы с сопровождающими методическими и теоретическими материалами.

3. Методические вопросы для коллективного анализа содержания каждой практической работы.

4. Индивидуальные задания для студентов по представленной практической работе.

5. Критерии оценивания практической и самостоятельной работы.

 

Данные учебно–методические материалы помогут студентам:

ü Анализировать федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) в части требований к результатам предметной области «Окружающий мир».

ü Анализировать содержание курса окружающего мира в разных образовательных системах: в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в системе развивающего обучения «Школа 2100», в системе «Начальная школа ХХI века», в системе «Гармония», в системе «Школа России»;

ü Планировать уроки окружающего мира в разных образовательных системах;

ü Осуществлять анализ уроков окружающего мира, обсуждать отдельные уроки в диалоге с сокурсниками;

ü Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

ü Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

ü Анализировать и конструировать задания, направленные на определение достижений учащимися метапредметных результатов (универсальных учебных действий).

 

Материалы могут быть использованы студентами, осваивающими данный курс самостоятельно по индивидуальному план.

Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания естествознания.

Тема 1.1. Функции и задачи преподавания естествознания в современной начальной школе

Практическая работа 1.1.1. Методологические основы методики преподавания естествознания: значение, функции, цели и задачи ознакомления младших школьников с природой

Цель:ознакомление с методологическими основами методики преподавания естествознания.

Задания: 

1. Ознакомьтесь с содержанием учебника Е.Ф. Козиной, Е.Н. Степанян на стр. 4-10. Дайте определение понятиям: Методика преподавания естествознания (МПЕ), объект МПЕ, предмет МПЕ.

2. Докажите, что МПЕ является педагогической наукой. Почему считается, что МПЕ имеет интегративный характер?

3. Заполните таблицу, указав значение приведённых в ней наук для курса МПЕ. Должны ли учащиеся знать о существовании этих наук? Есть ли какие-то понятия, объединяющие данные науки? Должны ли они формироваться у школьников при изучении предмета «Окружающий мир»?

4. Ознакомьтесь с содержанием учебника Е.Ф. Козиной, Е.Н. Степанян на стр. 21-23. Составьте развёрнутую схему «Задачи курса «Окружающий мир» в начальной школе».

Критерии оценивания:

1) Определение МПЕ дано, верно – 2б.

2)Задачи курса определены, верно – 2б.

Итог: 4б.

Практическая работа 1.1.2. Знакомство с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО и примерной программы по предмету «Окружающий мир»

Цель:ознакомить с содержанием Федерального государственного стандарта НОО и примерной программы по предмету «Окружающий мир». 

Задания:

1) познакомьтесь с содержанием федерального государственного стандарта НОО», выпишите предметные результаты освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающий мир».

2) познакомьтесь с содержанием примерной программы по предмету «Окружающий мир», ответьте на вопрос: какие цели и задачи ставит перед собой данный курс, отметьте основные содержательные линии предмета, а также количество часов, отводимое на их изучение.

Критерии оценивания:

1) Предметные результаты по темам определены, верно – 2б.

2) Цели, задачи, данного курса определены, верно –1б.

3) Основные содержательные линии предмета определены, верно – 2б.

Итог: 5б.

Практическая работа 1.1.3. Анализ учебно-методического комплекта по предмету «Окружающий мир»

Цель: изучить специфику комплектации различных вариантов программ обучения по предмету «Окружающий мир» (школьных учебников, тетрадей с печатной основой, хрестоматий, атласов, таблиц, методических рекомендаций и т.д.); выявить особенности работы с рекомендуемыми авторскими пособиями.

Задание: подробно изучите полные учебно-методические комплекты по различным интегрированным курсам «Окружающий мир» (два на выбор). Какие дополнительные пособия не только способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников на естественно-научных и обществоведческих уроках, но и помогают привести в систему внеклассную и внеурочную работу учителя? Оцените возможность их использования в других авторских курсах.

Критерии оценивания:

1) Соотнесены программы и учебники, верно – 2б.

2) Определены учебные пособия, который можно использовать во внеурочной деятельности – 2б.

Итог: 4б.

Самостоятельная работа: 1.1.1. Составление таблицы образовательных результатов обучения естествознанию.

Цель:познакомить с образовательными результатами базового и повышенного уровня.

Задание:прочитайте текст из пособия Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой «Планируемые результаты начального общего образования». Проанализируйте содержание основных разделов курса окружающего мира и уровни достижения планируемых результатов. Представьте анализ в виде таблицы, оформите собственные выводы.

Планируемые результаты ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускни­ки начальной школы получат возможность расширить, система­тизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого ми­ра, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личност­ного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с на­чалами естественных и социально-гуманитарных наук в их един­стве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.

Выпускники получат возможность осознать целостность на­учной картины мира, свое место в мире на основе единства ра­ционально-научного познания и эмоционально-ценностного ос­мысления личного опыта общения с людьми, обществом и при­родой.

Выпускники познакомятся с некоторыми способами изуче­ния природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и пони­мать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и куль­туры родного края.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, полу­чат возможность научиться соблюдать правила поведения в ми­ре природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообраз­ного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Раздел «Человек и природа»

Выпускник научится:

• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объ­екты и явления живой и неживой природы, выделять их основ­ные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и про­водить простейшую классификацию изученных объектов приро­ды;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, ис­пользуя простейшее лабораторное оборудование и измеритель­ные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безо­пасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информа­ции;

•использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не­живой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к при­роде;

• определять характер взаимоотношений человека с приро­дой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблю­дения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохране­ния и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила эко­логического поведения в быту (раздельный сбор мусора, эко­номия воды и электроэнергии) и в природе;

•пользоваться простыми навыками самоконтроля и са­морегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального пи­тания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных слу­чаях.

Раздел «Человек и общество»

Выпускник научится:

• различать государственную символику Российской Феде­рации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву — сто­лицу России, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить ос­новные (изученные) исторические события с датами, конкрет­ную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

• используя дополнительные источники информации, нахо­дить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и веровани­ям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать ре­альные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

• использовать различные справочные издания (словари, эн­циклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, отве­тов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;

• соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внут­реннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообще­ства, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совмест­но установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официаль­ной обстановке школы.

 

Форма контроля: 1.1.1. Самостоятельная работа: составление таблицы образовательных результатов обучения естествознанию.

Текст задания:прочитайте текст из пособия  Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой «Планируемые результаты начального общего образования». Проанализируйте содержание основных разделов курса окружающего мира и уровни достижения планируемых результатов. Представьте анализ в виде таблицы, оформите собственные выводы.

Таблица

Раздел «Человек и природа»

 

Базовый уровень Повышенный уровень
   

Раздел «Человек и общество»

Базовый уровень Повышенный уровень
   

Выводы:

Объект(ы) Оценивания (З, У, ОК, ПК) Показатели оценки Критерии оценки
ОК 2 ОК 4 ОК 5 ПК 4.2. У 1 У 7 У 3 У 5 У 13 Задание выполнено в соответствии с заявленными требованиями 1.Таблица заполнена полностью - 5б. 2.Сделаны выводы, соответствующие содержанию текста - 5б. Итого – 10 б.

Условия выполнения задания

1.Место (время) выполнения задания: компьютерный класс.

2.Максимальное время выполнения задания: самостоятельная работа 60 мин.

3.Вы можете воспользоваться учебниками, авторскими программами, ресурсами сети Интернет, локальной сети, ресурсами кабинета начальных классов.

Перевод в критериальную пятибалльную оценку

0 -55 % – отметка «2» (неудовлетворительно);

55 – 70% – отметка «3» (удовлетворительно);

70 – 85 % – отметка «4» (хорошо);

85 – 100 % – отметка «5» (отлично).

Данное задание не предполагает эталона ответа.

Тема 1.2. Методы обучения естествоведению

Практическая работа 1.2.1. Методы обучения естествознанию.

Цель:познакомить с классификацией методов в зависимости от источника получения знаний, их характерными особенностями, требованиями к применению практических методов на уроках окружающего мира.

Задание:

1. Изучите статью «Практические методы обучения естествознанию», с.104 – 123.

2. Дайте характеристику практическим методам:

· наблюдение,

· проведение лабораторных опытов (экспериментов),

· практические работы,

· моделирование.

3. Зафиксируйте основные требования к использованию методов.

4. Приведите примеры из учебника использования метода на уроке окружающего мира.

5. Результаты работы оформите в виде таблицы«Практические методы обучения естествознанию».

 

Таблица № 29. «Практические методы»

Практические методы Характеристика Основные требования к использованию методов Примеры из учебника использования метода на уроке
1 Наблюдение        
2 Проведение лабораторных опытов (экспериментов)        
3 Практические работы        
4 Моделирование      
5 Игра        

Критерии оценивания.

1. Правильно дана характеристика метода - 1б.

2. Указаны все необходимые требования к использованию метода -2б.

3. Правильно подобраны примеры из учебника -2б.

Итого – 5 б.

Практическая работа 1.2.2.   Практические работы на уроках окружающего мира.

Цель работы:познакомить с классификацией методов в зависимости от источника получения знаний, их характерными особенностями, требованиями к применению практических методов на уроках окружающего мира.

Задание:

1. Изучите статью Козиной Е.Ф. «Практические методы обучения естествознанию», с.104 – 105. Абзац 2 стр. 105.

2. Изучите страницу учебника 45 Окружающий мир 2 класс Чудинова Е.В. и разработайте план практической работы «Как заставить шишку закрыться?» (гипотеза, план опыта, предсказания, результат, нарисовать схему эксперимента и сделать вывод)

Критерии оценивания.

1. Правильно дана характеристика метода - 1б.

2. Указаны все необходимые требования к использованию метода -2б.

3. Правильно подобраны примеры из учебника -2б.

Итого – 5 б.

Практическая работа 1.2.3.   Наглядный метод на уроках окружающего мира – моделирование (Солнечная система), демонстрация натуральных пособий (картинная галерея), таблиц и других средств наглядности

Цель:познакомить с классификацией методов в зависимости от источника получения знаний, их характерными особенностями, требованиями к применению наглядного метода на уроках окружающего мира.

Задание:

1. Изучить статью «Птицы» стр. 71-73 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 3 класс

2. Рассмотрите картину на стр. 72 художника А.А. Рылов «В голубом просторе»

3. Расскажите, что вы чувствуете глядя на эту картину? Почему автор так назвал эту картину? Удалось ли ему передать «голубой простор»? О чем хотел рассказать художник выбрав такую цветовую гамму?

4. Воображаемая ситуация. Если бы птицы могли думать как люди, о чем бы сейчас были их мысли?

Критерии оценивания.

1. Правильно применена картина «Голубой простор» на определенном этапе уроке - 1б.

2. На поставленные вопросы даны ответы -2б.

3. Четко объясняют цветовую гамму картины «Голубой простор» -2б.

Итого – 5 б.

Самостоятельная работа 1.2.1.  Проведение анализа конспекта учебного занятие, определение цели и задач урока.

Цель работы:провести анализ конспекта учебного занятия

Задания:

1. Сформулируйте  тему урока, цель данного урока, этапы, предметные, метапредметные и личностные результаты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...