Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антициклическое регулирование




Роль государственного регулирования экономики

В обеспечении нормального функционирования любой современной

экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на

протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания

порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло

определенные функции в сфере экономики.Даже в период раннего капитализма в Европе

существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и

услуг, процентными ставками и внешней торговлей

Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях

экономического кризиса,Выход из кризиса возможен

лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении

нетривиальных мер по обеспечению экономического роста

Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения-

одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и

правильно организованная политика в области финансов- важнейший фактор

успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин

нынешнего кризиса в нашей стране- непродуманная политика государства в

области финансов.

   Функции:1.создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.2 .Стабилизация .Эк.правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно денежную политику для преодоления склада производства,для сглаживания инфляции,снижения безоаботицы,поддержания стабильного уровня цен и нац.валюты.3)Соц.-ориентированное распределение ресурсов гос.организует производство товаров и услуг,которые не занимают частный сектор.4)обеспечивает соц.защиты и соц. гарантии минимум зар.платы,пенсии по старости.и т.д.

 

3Правовые основы поддержки бизнеса. Государственное финансово-правовое регулирование охватывает практически все экономические сферы жизни страны. Его важнейшая роль заключается в том, что оно (регулирование, воздействие) обеспечивает единые и общие для всех субъектов предпринимательской деятельности правила хозяйствования, не вмешиваясь при этом во внутренние дела предпринимателей..Государство заинтересовано в финансовой устойчивости и развитии предпринимателей, поскольку денежные средства, отчуждаемые в качестве налогов из сферы частных финансов, являются основным источником пополнения бюджета. Налогово-правовое регулирование направлено на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога и регулирует отношения между частным и публичным субъектом, в его рамках реализуется компетенция публичного образования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетом целях. В РФ сформирована система гос поддержки малого предприним. Гос-вом предприняты определенные шаги по совершенствованию нормативной правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, реализуются федеральная и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства.

Антициклическое регулирование

Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к 2 основным подходам: кейнсианскому и классическому. Кейнс главным звеном регулирования считал AD, а классики – AS. Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний.Кейнсианский подход: государством используются финансово-бюджетные инструменты, денежно-кредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы, проводится политика «дешевых денег». В условиях подъема государственные расходы повышаются.Классический подход: основным инструментом является денежно-кредитная политика. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на экономику, средством борьбы с инфляцией. Проводится политика «дорогих денег» (кредитная рестрикция) путем повышения % ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Сокращаются государственные расходы, сжимается потребительский спрос. Снижаются налоговые ставки.Страны прибегают к использованию этих 2 подходов в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.

 

5)Прогнозирование экономического развития нац.хозяйств. представляет собой систему научных исследований количественного и качественного характера, направленных на выявление тенденции развития национального хозяйства или его частей, и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития .Экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системность, научная обоснованность, целенаправленность, адекватность, альтернативность.В рыночной экономике прогнозирование выполняет три основных функции:1)предвидение тенденций изменения объекта хозяйствования и окружающей среды в будущем;2) оценку возможных последствий принимаемых хозяйственных решений;3)корректировку результатов выполнения принятого решения.

При составлении прогнозов вначале должна формироваться концепция социально-экономического развития, в которой должны быть обозначены стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, а также направления и средства реализации указанных целей. Прогнозы должны разрабатываться на пять лет, на десятилетний период, но ежегодно подлежат корректировке. Исходным материалом для составления прогнозов, согласно федеральному закону, является комплексный анализ демографический ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, социальной структуры, внешнеэкономического положения РФ. Прогнозы должны разрабатываться по народно-хозяйственным комплексам, отраслям экономики, по регионам и отдельно для государственного сектора.

Институты государственного регулирования переходной экономики
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...