Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теоретические положения, лежащие в основании историко-этнологических исследований




 

О теоретических положениях, лежащих в основании историко-этнологических исследований мы говорили на протяжении всей книги, демонстрировали их применение в наших сюжетах и поясняли в методологических комментариях к сюжетам. Сейчас повторим те из них, которые имеют ведущие методологическое значение.

Во всех историко-этнологических исследованиях мы исходим из следующих посылок:

Этнические константы являются неизменными на протяжении всей жизни этноса и едиными для всех членов этноса. Однако на основании одних и тех же этнических констант могут формироваться отличающиеся друг от друга этнические картины мира . Различие этнических картин мира внутри единого этноса обусловлено, во-первых адаптационными потребностями , во-вторых различиями в ценностной ориентации разных внутриэтнических групп . Если мы рассматриваем смену мировоззрения этноса в протяжении истории, то следует исходить из того, что меняются ценностные доминанты, а не этнические константы.

В основании всех этнических процессов лежит взаимодействие различных внутриэтнических групп , которое имеет определенную структуру (функциональный внутриэтнический конфликт). В соответствии с этим положением в тех случаях, когда исторические события не могут быть объяснены социологическими, демографическими, экономическими закономерностями, мы можем попытаться рассмотреть их, конечно, без гарантии на успех, в качестве функционального внутриэтнического конфликта и представить в форме особого рода взаимодействия различных внутриэтнических групп. Особенности этого взаимодействия состоят прежде всего в том, что оно носит на протяжении всей истории этноса единый, с точки зрения формальных черт, характер, не имеет эксплицитной идеологической базы, и представляет собой в значительной сере синхронное параллельное действие различных частей этноса .

Этнос обычно имеет основную культурную тему (которая в протяжении жизни этноса может меняться ). Ее можно представить в качестве идеологемы , имеющей некоторое значительное количество вариаций и обычно связанную с религиозными положениями, исповедуемыми этносом. Эта культурная тема не может рассматриваться в качестве ценностной доминанты — напротив, будучи воспринятой различными внутриэтническими группами, она оказывается связанной с разными ценностными системами . Комплекс реинтерпретаций единой культурной темы, осуществленных различными внутриэтническими группами, является базой, на основании которой в каждом конкретном случае реализуется внутриэтнический конфликт . При изучении этнических процессов следует выделять такую культурную тему и ее интерпретации.

Состояние смуты само по себе не связано с потерей центральной культурной темы этноса — смута может быть функциональной . Она служит сбросу излишнего накопившегося напряжения этнической системы . Смута может быть функциональна и в том смысле, что через ее посредство всегда (в более или менее заметной для внешнего наблюдателя форме) происходит смена культурной темы этноса . Однако и в том, и в другом случае после прекращения смуты этническая система возвращается в рамки, характерные для традиционного социума, как мы его определили в главе 9.

Потеря культурной темы или восприятие этносом культурной темы недостаточно гибкой для того, чтобы стать основой для необходимого множества интерпретаций, а следовательно, основой функционально внутриэтнического конфликта, приводит к дисфункциональной смуте , которая может продолжаться несколько десятилетий. Такого рода смута ведет к нарушению сложившейся на протяжении жизни этноса схеме внутриэтнического конфликта . Последнее не ведет однозначно к этнической деструкции . Напротив, этнос может неожиданно приступить к спонтанному самоструктурированию этноса , одновременно воспринимая новую (или реконструируя старую) этническую культурную тему , и реализуя нарушенный было функциональный внутриэтнический конфликт. Однако и этническая деструкция в данном случае не исключена.

Стабильность той или иной этнической картине мира придают члены этноса, которых мы определили в качестве носителей личностного сознания . Именно они внутри каждой из внутриэтнических групп сознательно поддерживают присущую ей интерпретацию культурной темы и помогают возвращению, после периодов смуты, этнической системе в нормальное состояние. Они же в других случаях способствуют смене культурной темы этноса и его спонтанному самоструктурированию . Нехватка в обществе таких лиц приводит к тому, что этнос не может не пережить функциональную смуту, ни воспринять новую культурную тему. Изучая любой этнический процесс, мы должны иметь ввиду деятельность носителей личностного сознания. Она, в частности, может приводить к тому, что этнос действует вопреки своей сиюминутной прагматической выгоде.

 

В заключении следует отметить, что вопреки может быть сложившемуся у читателя представлению, применение этнологического методик изучению исторического материала является весьма трудозатратным. Данный подход требует знакомства с огромным массивом литературы, поскольку никогда невозможно сказать заранее, где и когда исследователь столкнется со “странностями” в поведение этноса, а затем — изучение каких сфер жизни этноса, каких страниц его истории могут помочь эти странности объяснить. Приведенные выше теоретико-методологические положения играют только вспомогательную роль, поскольку, например, никогда заранее нельзя сказать на какие внутриэтнические группы можно условно разделить этнос и как протекает взаимодействие этих групп. Однако те тезисы, которые мы выше привели, могут рассматриваться в качестве принципов интерпретации исторического материала, аналогичные по своему значению тем принципам, которые мы привели в главе 1 относительно эволюционистской, диффузионистской и функционалистской этнологических школ. Ведь несмотря на трудоемкость историко-этнологического метода, его применение дает возможность объяснить феномены, необъяснимые никаким иным образом.

 

Вопросы для размышления

 

1. Как метод эмпатии можно применить к изучению исторического материала?

2. Возможно ли для изучения этнических констант применение формализованных методик?

 

 


[1] Keesing R. M. and Keesing F. M. New Perspectivers in Cultural Anthropology. New York ets: Holt, Rinehant and Winston, Inc. 1971, с. 357.

 

[2] Термин этнология был введен в научный оборот в 1784 году А.Шаванном. В первой половине XIX века стали возникать первые этнологические общества: Парижское общество этнологии (1839 г.), Американское этнологическое общество (1842 г.) и др.

 

[3] R.H.Winthrop. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991, p.101.

 

[4] История дипломатия. Т. I. Москва: ОГИЗ, 1941, с. 98.

 

[5] “В конце 20-х годов в советской этнографической науке возобладало отрицательное отношение к этнологии. На совещании этнографов 1929 г. было высказано мнение о том, что “поскольку этнология претендует на звание отдельной от социологии дисциплины, она должна быть признана не чем иным, как буржуазным суррогатом обществоведения. (“Этнография и смежные дисциплины” М., 1994, с. 68.)

 

[6] Краткий этнологический словарь. Москва: фонд “Социальный мониторинг”, 1995, с. 90.

 

[7] Там же.

 

[8] Получил образование в Кембридже, где был учеником известного этнолога У. Райверса. После окончания учебы проводил полевые исследования на Андаманских островах и среди аборигенов Австралии и Африке. Работал в университетах Капштадта, Сиднея, а последние 20 лет своей карьеры — в Оксфорде. С конца 30-ых годов – президент Королевского института этнографии Великобритании.

 

[9] А.А. Кауфман. Крестьянская община в Сибири. Спб., 1897, с.12.

 

[10] А.А. Кауфман. К вопросу о происхождении русской крестьянской общины. М., 1907, с.44.

 

[11] К.Р.Качоровский. Русская община. М., 1900, с.71.

 

[12] М.А.Акопян. Сельская община в Восточной Армении во второй половине XIX — начале XX вв. Ереван, 1988, с.40.

 

[13] К.Р.Качоровский. с.71.

 

[14] А.А. Кауфман. К вопросу о происхождении русской крестьянской общины. М., 1907, с.44.

 

[15] Ахо Ю. Выселок. СПб.: М. М. Ледерле, 1896, сс.17-18.

 

[16] См. например: Познянска К. Старая и новая Турция. м.: Наука, 1974, с.105.

 

[17] Геллерт П. Операция "Ататюрк". // Новое время. – 1960. – №2, сс. 23-25.

 

[18] Р.Карапетян. Формирование населения Еревана. В кн.: Население Еревана. Этносоциологической исследование. Ереван, изд-во АН Арм.ССР, 19866 с. 30.

 

[19] Народной хозяйство в СССР в 1989 г. Статистический ежегодник. М., 1990, с.37.

 

[20] Население СССР. 1988. Статистический ежегодник. М., 1989, с. 70.

 

[21] Краткий этнологический словарь. Москва: фонд “Социальный мониторинг”, 1995, с. 59.

 

[22] Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983, с. 58

 

[23] Гумилев Л.Н. Биография научной теории, или автонекролог // Знамя, 1988. N 4, с. 212.

 

[24] Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991, р. 101.

 

[25] Devereux G. Ethnopsychoanalysis. Berkley, Los Angeles: University of California press, 1978.

 

[26] Колпаков Е.М. Этнос и этничность. // Этнографическое обозрение, 1995, N 5, с. 15.

 

[27] Краткий этнологический словарь. Москва: фонд “Социальный мониторинг”, 1994, с. 86.

 

[28] Там же.

 

[29] Там же, с. 81.

 

[30] Чешко С.В. Человек и этничность. // Этнографическое обозрение, 1994, N 6, с. 40.

 

[31] Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации. // Этнографическое обозрение. 1996, N 1, с. 3.

 

[32] Royce A. P. Ethnic Identity: Strategies of Diversity. Bloomington: 1982

 

[33] Eisenstadt S. N. Tradition, Change, and Modernity. New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973, р. 253.

 

[34] Shils E. Centre and Periphery. In: Polanyi M. (ed.), The Logic of Personal Knowledge: Essays. London: Ronthedge and Kegen Paul, 1961

 

[35] Во всяком случае, мы не согласны с утверждением Шилза, что она “представляет собой средоточие ценностей и верований” (Shils E., р. 117).

 

[36] Dictionnaire des Sciencess Humaines. Sociologie, Psychologie social, Anthropologie. Paris: Nathan, 1990.

 

[37] А.А.Горский, Л.Н.Пушкарев. Предисловие. В сб.: Л.Н. Пушкарев (отв. ред.) Мировосприятие и самосознание русского общества (XI – XX вв.). М.: Институт Российской Истории РАН, 1994, с. 3

 

[38] О.Г. Усенко. К определению понятия “менталитет” В сб. тезисов: Русская история: проблемы менталитета. М.: издание Института Российской истории РАН, 1994, с. 4.

 

[39] Краткий этнологический словарь. Москва: фонд “Социальный мониторинг”, 1994, с. 85.

 

[40] Bock Ph. K. Continuities in Psychological Anthropology. San Francisco: W. H. Freeman and Company, 1980, р. 107.

 

[41] Duijker H. C. J. and Frijda N. H. National Character and National Stereotypes: Confluence. Amsterdam: North-Holl Publishing Company, 1960, р. 31.

 

[42] Inkeles A. and Levinson D. J. National Character: The study of Modal Personality and Sociocultural Systems. In: Lindzey C. and Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. Massachusetts (Calif.), London, Ontario: Addison-Wesley, 1969, Vol. IV, р. 428.

 

[43] Биография приводится по статье Аверкиевой “Франц Боас” в сб.: Институт этнографии. Краткие сообщения. Вып. 1. М., 1946 .

 

[44] Цитаты приводятся по статье Аверкиевой “Франц Боас”.

 

[45] М. Мид. Культура и мир детства. М., “Наука”, Главная редакция восточной литературы, 1988, сс. 9 – 12.

 

[46] Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1934, рр. 36-37.

 

[47] Roheim G. Psychoanalysis and Anthropology. Culture, Personality and Unconscious. New York: International University Press, 1950, p. 3.

 

[48] Roheim G. р. 5 – 6.

 

[49] Benedict R. In: Culture and Personality, Preceding of an Interdisciplinary & Conference Held Under Auspice of the Wiking Fund. New York, 1943, p. 139. Цит. по: Roheim G., р. 6.

 

[50] Kardiner A. Психологические границы общества.

 

[51] Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.

 

[52] Keesing R. M. and Keesing F. M. New Perspectives in Cultural Anthropology. New York etc.: Holt, Rinehant and Winston, Inc., 1971, р. 340.

 

[53] Kottak C. Ph. Cultural Anthropology. New York: Random Hause, 1982, р. 229.

 

[54] DuBois C. The People of Alor: a Socio-Psychological Study of an East Indian Island. Minneapolis: University Minnesota Press, 1944.

 

[55] Отметим ту интересную особенность исследования национального характера, что в ходе них слово “национальный” использовалось практически в том же значении, в каком оно употребляется обычно в русском языке, то есть в смысле более сопряженным с понятиями “народ” (“этнос”), “культура”, чем с понятием “государство”, “гражданство”.

 

[56] Mead M. National Character. In: Kroeber A.K. (ed.). Anthropology Today. Chicago, Ill.: The University of Chicago Press, 1953, р. 652.

 

[57] Bock Ph. K. Continuities in Psychological Anthropology. San Francisco: W. H. Freeman and Company, 1980, р. 108.

 

[58] Sapir E. Culture, Genuin and Spiritios. // American Jurnal of Sociology. 1927, N 29. Sapir E. Anthropology and Sociology. In: W.F. Ogburn, H. Goldenweiser (eds.) Boston: Houghton Mifflin, 1927.

 

[59] Kulp D. Country Life in South China. New York: Colombia University Press, 1925.

 

[60] Mead M. and Metraux Ph. (eds.). The study of Culture at a Distance. Chicago: University of Chicago Press, 1953.

 

[61] Gorer G. and Rickman J. The people of Great Russia: a Psychological Study. London: The Gresset Rress, 1949, р. 8.

 

[62] Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston: Houghton Mifflin, 1946, p. 304.

 

[63] Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword, p. 287.

 

[64] Mead M. National Character. In: Kroeber A.K. (ed.). Anthropology Today. Chicago, Ill.: The University of Chicago Press, 1953.

 

[65] Gorer G. Themes in Japonese Culture. Jn: Transactions of the New York Academy of Science. Series II, Vol. 5, 1943.

 

[66] Gorer G. and Rickman J. The people of Great Russia: a Psychological Study. London: The Gresset Рress. 1949.

 

[67] Redfield R. Peasant Society and culture. An Anthropological Approach to Civilisation. Chicago: The University of Chicago Press, 1956.

 

[68] Inkeles A. and Levenson D. J. National Character: The study of Modal Personality and Sociocultural Systems. In: Lindzey C. and Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. Massachusetts (Calif.), London, Ontario: Addison-Wesley, 1969, Vol. IV, р. 983.

 

[69] R. Linton. The Cultural Background of Personality. London, 1952, p. 27.

 

[70] А. Инкельс. Личность и социальная установка. В сб.: Т. Парсонс (ред.) Американская социология. М., “Прогресс”, 1972, с. 50. (Издание на английском языке – 1968 год.)

 

[71] ] Freud S. The Problem of Anxiety. New York: Norton, 1936, р. 43.

 

[72] Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence. London: Hogarth Press, 1946, р. 9.

 

[73] Hall C. S. and Lindzey G. Theory of Personality. New York: John Wiley, 1957. р. 11.

 

[74] Devereux G. Basic Problems of Ethnopsychiatry. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1980, р. 6.

 

[75] Дж. Э. Девис. Социология установки. В сб.: Т. Парсонс. (ред.) Американская социология. М.: “Прогресс”, 1972, с. 55.

 

[76] Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Рress, 1951, р. 395

 

[77] Smith M. B. Social Psychology and Human Values. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969, р. 102.

 

[78] Rokeach M. The Nature of Values. New York: The Free Press, and London: Collier Macmillan Publisher, 1973, р. 5.

 

[79] Smith M. B., р. 102.

 

[80] Kluckhohn C. Values and Value Orientations..., р. 411.

 

[81] Kluckhohn C. Toward a Compression of Value-Emphases in Different Cultures. In: Whites L.D. (ed.). The State of the Social Sciences. Chicago: University of Chicago Press, 1956, рр. 116 м- 132.

 

[82] Zavalloni M. Values. In: Triandis H. C. and Bristin R.W. (eds.). Handbook of Cross-Cultural Psychology. Boston etc.: Allyn and Bacon, Inc., 1980, Vol. V.

 

[83] Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. Evenston, Ill, Elmsford, New York: Row Peterson, and comp., 1961, р. 10.

 

[84] Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. Evenston, Ill, Elmsford, New York: Row Peterson, and comp., 1961, р. 9.

 

[85] Mead M. National Character. In: Kroeber A.K. (ed.). Anthopology Today. Chicago, Ill.: The University of Chicago Press, 1953, р. 645.

 

[86] Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole. Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955.

 

[87] Geertz Cl. Ethos, World-View and the Analysis of Sacred Symbols. In: Hamme E. A. and Simmons W. S. Man Makes Sense. Boston: Little, Brown and Company, 1970, р. 325.

 

[88] Этнография и смежные дисциплины. Отв. ред. М.В.Крюков и И. Зельнов. М., 1994.

 

[89] Hsu F. L. K. Psychological Anthropology. Homewood, Ill.: Dorsey Press: 1961, р. 3.

 

[90] Ibid., p. 2.

 

[91] Ibid., p. 2.

 

[92] А.А. Белик. Психологическая антропология: некоторые итоги развития. В сб.: Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., “Наука”, 1991, с. 25.

 

[93] Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y., p. 171. (Цит. по: А.А. Белик. Психологическая антропология: некоторые итоги развития, с. 25 – 26.)

 

[94] Stanley R. Barrett. The Rebirth of Anthropological Theory. Toronto, Buffalo, L.: Univ. of Toronto Pr., 1984, p.4.

 

[95] Wolf E. They Divide and Subdivide and Call It Anthropology. // The New York Times, 1980, N 30.

 

[96] G.M.White and C.A.Lutz. Introduction. In: Theodore Schwartz, Geoffrey M. White, and Catherine A. Lutz (eds.). New Direction in Psychological Anthropology. Cambridge Univ. Pr., 1992, p.1.

 

[97] [ O’Meara J.T. Anthropology as Empirical Science. // American Anthropologist. Vol.91, 1989, No 2, June, р. 354.

 

[98] J. B. Cole. Anthropology For the Nineties. N.Y, L.: The Free Press, 1988, pр. 73-74.

 

[99] К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М.: главная редакция Восточной литературы, 1885, с. 30.

 

[100] К. Леви-Стросс, с. 264.

 

[101] R.H.Winthrop. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991, p. 57.

 

[102] Chris Jenks. Culture. L., N.Y.: Routledge, 1993, pp. 61.

 

[103] Katherine P. Ewing. Is Psychoanalysis relevant for Anthropology. In Theodore Schwartz, Geoffrey M. White, and Catherine A. Lutz (eds.). New Direction in Psychological Anthropology. Cambridge Univ. Pr., 1992, р. 252.

 

[104] Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Critics Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford: Polity Pr., 1990, p. 264.

 

[105] Thompson J.B., р. 132 – 133.

 

[106] R.H. Winthrop. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991, p.147.

 

[107] Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Critics Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford: Polity Pr., 1990, p.132.

 

[108] Peter B. Smith, Michael H. Bond (eds.) Social Psychology. Across Cultures. Analysis and Perspectives. N.Y, etc., Harvester Wheatsheaf, 1983, p.263.

 

[109] R.H. Winthrop. Dictionary, р. 146.

 

[110] Todlock, Barbara. From Participant Observation to the Observation of Participation: The Emergence of Narrative Ethnography. // Journal of Anthropological Research. 1991, Vol. 47, No 1, р.69.

 

[111] Ibid.

 

[112] Clifford, James. Introduction: Partial Truths. In: Clifford, J. and Marcus G.R. (eds.) Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California Pr., 1986, p.2.

 

[113] P. Rabel and A. Rosman. The Past and the Future of Anthropology. // Journal of Anthropological Research. 1994, Vol. 4, No 4, р. 337.

 

[114] Waud H. Kracke. Reflections on the Savage Self: Introspection, Empathy, and Anthropology. In: M.M. Suerez-Orozco. (ed.) The Making of Psychological Anthropology II. Harcourt Brace College Publisher, 1994, рр. 201 – 211.

 

[115] Peter B. Smith, Michael H. Bond (eds.) Social Psychology. Across Cultures. Analysis and Perspectives. N.Y, etc., Harvester Wheatsheaf, 1983, p.263.

 

[116] Michael Carrithers. Is Anthropology Art or Science? // Current Anthropology. Vol. 31, Nо 3, June 1990, p.263.

 

[117] Hayano D. Poker Faces. Berkley: Univ. of California Pr., 1982, p.149.

 

[118] Dalby L.C. Geisha. Berkeley: Univ. of California Pr., 1983.

 

[119] Said E.W. Orientalism. New York, 1978, p. 12.

 

[120] Said E. Orientalism, p. 5.

 

[121] Said E. Culture and Imperialism. London, 1994, p. 129.

 

[122] Clifford, J. The Predicament of Culture: Twentieth Century Ethnography, Literature and Art. Cambridge, Mass: Harvard Univ. Pr., 1988, р. 274.

 

[123] P. Rabel and A. Rosman, р. 339.

 

[124] D’Andrade. Introduction: John Whiting and Anthropology. In: Whiting J.W.M. Culture and Human Development: Selected Papers, 1994, р. 1.

 

[125] P. Rabel and A. Rosman, р. 335.

 

[126] Stanley R. Barrett. The Rebirth of Anthropological Theory. Toronto, Buffalo, L.: Univ. of Toronto Pr., 1984, р. 4.

 

[127] Roger M. Keesing. Exotic Readings of Culture Texts. pp. 459-479 // Current Anthropology. Vol. 80, Num. 4., August-October, 1989, p.459-460 .

 

[128] Ф. Барт. Личный взгляд на культурные задачи и приоритеты культурной и социальной антропологии. // Этнографическое обозрение, 1995, N 3, с. 45.

 

[129] Там же, с 47 – 49.

 

[130] Katherine P. Ewing. Is Psychoanalysis relevant for Anthropology. In Theodore Schwartz, Geoffrey M. White, and Catherine A. Lutz. New Direction in Psychological Anthropology. Cambridge Univ. Pr., 1992,. p.265.

 

[131] Stanley R. Barrett. The Rebirth of Anthropological Theory. Toronto, Buffalo, L.: Univ. of Toronto Pr., 1984, р. 4.

 

[132] Bradd Shore. Twice-Born, Once Conceived: Meaning Construction and Cultural Cognition. // American Anthropologist. 1991, Vol. 93, No 1, March, p.10.

 

[133] Sara Harkness. Human Development in Psychological Anthropology. In Theodore Schwartz, Geoffrey M. White, and Catherine A. Lutz. New Direction in Psychological Anthropology. Cambridge Univ. Pr., 1992, p.118.

 

[134] D’Andrade, Roy. Cognitive Anthropology. In: Th. Schwartz, G. White, C. Lutz (eds.) New Direction in Psychological Anthropology. Cambridge University Press, 1994.

 

[135] Shweder, R. Cultural Psycholodgy: What is it? In: J. Stigler, R. Shweder and G. Herdt (eds.) Cultural Development: Esse on Comparative Human Developmant. Cambridge: Cambridge University Press, 1990, p. 16.

 

[136] White, G.M. Ethnopsychology. In: Theodore Schwartz, Geoffrey M. White, and Catherine A. Lutz. New Direction in Psychological Anthropology. Cambridge University Press, 1992, р. 35.

 

[137] Schwartz Th. Where Is the Culture? Personality as the Distributive Locus of Culture. In: Spindler G. D. (ed.), The Making of Psychological Anthropology. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1978, р. 419.

 

[138] Theodore Schwartz. Anthropology and Psychology: an Unrequited Relationship. Is Psychoanalysis relevant for Anthropology. In Theodore Schwartz, Geoffrey M. White, and Catherine A. Lutz. New Direction in Psychological Anthropology . Cambridge Univ. Pr., 1992.

 

[139] Кавелин К.Д. Собр. соч. в 10 т. Спб., 1900, т. 4, с. 42.

 

[140] Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989, с. 547.

 

[141] Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград, 1921, с. 12.

 

[142] Там же, с. 28.

 

[143] Там же, с. 348.

 

[144] Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. М., 1982, т. 3, с. 108.

 

[145] Там же, с. 108.

 

[146] Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств. // Педалогия. 1929, N 3.

 

[147] Steward J. H. Theory of Culture Change. Urbane: University of Illinois Press, 1955. – P. 36-41

 

[148] Цит. по: Glacken, C. J. Traces on the Rhodian Shore: Nature and Culture in Western Thought from Ancien Times to the End of the Eighteenth Century. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California Press, 1967, p. 553.

 

[149] R.H.Winthrop. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991.: p. 6.

 

[150] Cohen, Yehudi. F. Culture as Adaptation. In: Y. Cohen (ed.) Man in Adaptation: The Cultural Present. Chicago: Aldine, 1968, p. 41.

 

[151] Nanda S. Cultural Anthropology. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Company, 1984, p. 78.

 

[152] Cohen, Yehudi. F. Culture as Adaptation. p. 42.

 

[153] Spiro M.E. Culture and Human Nature. Theoretical Papers. Chicago and L.: The Univ. of Chicago Pr., 1987, p. 26.

 

[154] Ibid.

 

[155] Emilio F. Moran. Human Adaptibility: An Introduction to Ecological Anthropology. North Scituate, Massachusetts: Duxbury Press, 1979, р. 97.

 

[156] Ibid., р. 101.

 

[157] Joseph B. Aceves, H.G. King. Cultural Anthropology. N.Y.: General Learning Press, 1978.

 

[158] Крубер А.А. Общее землеведение. М.: 1928; Богораз Тан В.Г. Распространение культуры на земле: основы этногеографии. М.: 1928.

 

[159] Брук С.И., Козлов В.И., Лувин М.Г. О предмете и задачах этногеографии. // Советская Этнография, 1963, N 1.)

 

[160] В.И.Козлов. Основные проблемы этнической экологии. // Этнографическое обозрение, 1983, N 1, с. 8.

 

[161] Там же.

 

[162] В.И.Козлов. Основные проблемы этнической экологии, с. 8.

 

[163] В.И. Козлов. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его этнологические аспекты. В сб. Этническая экология: теория и практика. М.: “Наука”, 1991, с. 26.

 

[164] Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография, 1981, N 2, с. 81.

 

[165] Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений. В кн.: Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, изд-во АН Арм.ССР: 1978, с. 86.

 

[166] Маркарян Э. С. Культура как способ социальной организации. Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982, с. 9.

 

[167] Крупник И.И. Арктическая этнология. Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. М., “Наука”, с.14.

 

[168] Nanda S. Cultural Anthropology, р. 80.

 

[169] Крупник И.И. Арктическая этнология, с. 16.

 

[170] Маркарян Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1983, с.27.

 

[171] Lowie R.H. Subsistence // Boas F. (ed.) General Anthropology. Boston, 1938.

 

[172] Крупник И.И. Арктическая этнология, с. 14 – 15.

 

[173] Крупник И.И. Арктическая этнология, с. 16.

 

[174] Маркарян Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос, с.36.

 

[175] В.И.Козлов. Основные проблемы этнической экологии. // Этнографическое обозрение, 1983, N 1, с. 13.

 

[176] Маркарян Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос, с. 9.

 

[177] В.И.Козлов. Основные проблемы этнической экологии, с. 13.

 

[178] Nanda S. Cultural Anthropology, р. 57 – 58.

 

[179] Н.М. Лебедева. Психологические аспекты этнической экологии, с. 101 – 102.

 

[180] Маркарян Э. и др. Культура жизнеобеспечения..., с. 91.

 

[181] Крупник И. И. Арктическая этноэкология, с. 231.

 

[182] Nanda S. Cultural Anthropology, р. 52.

 

[183] В.И. Козлов. Содержание понятия и его экологические аспекты. В сб.: Этническая экология, с. 27 – 28.

 

[184] Н.М. Лебедева. Психологические аспекты этнической экологии, с. 101.

 

[185] Крупник И. И. Арктическая этноэкология, с. 6.

 

[186] Водовозова Е. Финляндия. // Мир Божий, 1899. – №9. с. 3.

 

[187] Народы России. Финны, эсты, карелы и ливы. СПб.: тип-фия тов-ва "Общественная польза", 1878, с. 4.

 

[188] Пуцикович Ф. Ф. Финны. СПб.: П. В. Куковников, 1909, с. 6 – 7.

 

[189] Водовозова Е. Финляндия, с. 7.

 

[190] Водовозова Е. Финляндия. // Мир Божий. – 1899. – №10, с. 9.

 

[191] Мелюков А. Очерки Финляндии //Морской сборник. – 1853. – Т. ХХIII. – N 8, с. 257.

 

[192] Цит. по: Суни Л. Очерк общественно-политического развития Финляндии. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979, с. 104.

 

[193] Суни Л., с. 121.

 

[194] Цит. по: Суни Л., с. 126.

 

[195] Цит. по: Суни Л., с. 131.

 

[196] А-ва Е. Очерки Финляндии. // Иллюстрированный листок. – 1863. – №8, 212.

 

[197] Лезин А. Финляндия. М.: тов-во И. Д. Сытина, 1906, с. 5.

 

[198] Водовозова Е. Финляндия, с. 7.

 

[199] Лезин А. Финляндия, с. 5.

 

[200] А-ва Е. Очерки Финляндии, с. 226 – 227.

 

[201] Э.С.Маркарян. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США. В сб.: Е.А. Веселкин, В.А. Тишков (ред.) Этнология в США и Канаде. М.: 1989, сс. 16 — 17.

 

[202] John Thоmpson. Ideology and Modern Culture. Critics Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford: Polity Press, 1990, р. 127.

 

[203] John Thоmpson, р. 129.

 

[204] Э.А. Орлова. Введение в социальную и культурную антропологию. Москва: Издательство МГИК, 1994, с. 13.

 

[205] Edward B. Tylor. Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion, Art, and Custom. Vol. I. London: John Murray, 1903, p. 1.

 

[206] Э.В. Соколов. Культурология. Очерки теории культуры. М.: Интерпракс, 1994, с. 70 – 71.

 

[207] Bronislav Malinovski. A Scientific Theory of Culture and Other Essays. Chapel Hill, NC, University of North California Press, 1931.

 

[208] Э.В. Соколов. Культурология. Очерки теории культуры. М.: Интерпракс, 1994, сс. 103 – 104.

 

[209] Э.С.Маркарян. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США. В сб.: Е.А. Веселкин, В.А. Тишков (ред.) Этнология в США и Канаде. М.: 1989, с. 16.

 

[210] A.R. Redcliffe-Brown. A Natural Science of Society. Glencoe, IL: Free Press, 1957, p. 106.

 

[211] A.R. Redcliffe-Brown. Structure and Function in Primitive Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1952, p. 176.

 

[212] Chris Jenks. Culture. L., NY.: Routledge, 1993, р. 40.

 

[213] T. Parsons. The Social System. London: Routledge and Kegan Paul, 1951, p. 15.

 

[214] T. Parsons. The Social System, p. 4.

 

[215] T.  Parsons. The Pount of View of the Author. In: M. Black (ed.) The Social Theories of Talcott Parsons. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1961, p. 342.

 

[216] Schmid, Michael. The Concept of Сulture and Its Place within a Theory of Social Action. In: Munch, R., Smelser N.J. Theory of Culture. Berkeley, Los Angeles, Oxford: Univ. of Calif. Pr., 1992, р. 92.

 

[217] M. Harris. The Rise of Anthropology Theory. New York: Thomas Y. Crowell, 1968, p. 328.

 

[218] A.L. Kroeber, C. Kluckhohn. Culture: A Сritiсal Review of Concepts and Difinitions. New York: Vintage Book, 1952, р. 181, 189.

 

[219] A.L. Kroeber. The Nature of Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 1952, р. 5.

 

[220] ] A. Kroeber. Superorganic. // American Anthropologist. Vol. XIX, 1917, p. 192.

 

[221] М.А. Чегинец. Концепция культуры А.Л. Кребера. СПб., 1989, с. 13. (Афтореферат)

 

[222] A.L. Kroeber. The Nature of Culture, р. 5.

 

[223] Э.В. Соколов. Культурология. Очерки теории культуры. М.: Интерпракс, 1994, с. 192.

 

[224] Kroeber A., Parsons Т. The Concept of Сultural Systems. // Amer. Social. Rev. 1958. Vol. 23.

 

[225] Э.С.Маркарян. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США. В сб.: Е.А. Веселкин, В.А. Тишков (ред.) Этнология в США и Канаде. М.: 1989, с. 20.

 

[226] [ В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов. Сущность культуры. Ростов: издательство Ростовского университета, 1979, с. 42.

 

[227] White L.A. Culturological and Psychological Interpretations of Human Behaviour//American Sociological Review. December. 1947. Цит. по: Э.А. Орлова. Введение в социальную и культурную антропологию. Москва: Издательство МГИК, 1994, с. 20.

 

[228] [ Leslie A. White. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. New York, Farrar, Straus and Cudahy, 1949, p. 363.

 

[229] John Thоmpson. Ideology and Modern Culture. Critics Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford: Polity Press, 1990, р. 131.

 

[230] John Thоmpson. Ideology and Modern Culture. Critics Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford: Polity Press, 1990, р. 131.

 

[231] Geertz Cl. Interpretation of Culture. New York: Basic Books, 1973, p. 5.

 

[232] Crane, D. Introduction: The Challenge of the Sociology of Culture to Sociology as a Discipline. In: Crane, Diana, ed. The Sociology of Culture. Emerging Theoretical Perspectives. Oxford, UK and Cambridge, USA: Blackwell, 1994, с. 7.

 

[233] Spiro M.E. Culture and Human Nature. Theoretical Papers. Chicago and L.: The Univ. of Chicago Pr., 1987, р. 26.

 

[234] В.Е. Драч (ред.) Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995, с. 12.

 

[235] Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур. В кн.: Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, изд-во АН Арм.ССР: 1978, с. 8 – 9.

 

[236] Э.С. Маркарян. Теория культуры и современная наука. М.: 1983, с. 135, 98.

 

[237] А.Я. Флиер. Культурогенез. Москва: Российский институт культурологии, 1995, с. 72 – 73, 115, 17 – 18.

 

[238] Charles H. Cooley. Social Organization. New York: Scribner’s Sons, 1909, p. 199.

 

[239] Royce A. P. Ethnic Identity: Strategies of Diversity. Bloomington: Indiana University Press, 1982, р. 33.

 

[240] Lewis Coser. The Function of Social Conflict. New York: The Free Press; London: Collier Macmillan Limited, 1964, р. 48.

 

[241] Coser L., р. 151.

 

[242] Schermerhorn R. A. Comparative Ethnic Relations: A Framework for Theory. New York: Random House, 1970, р. 85.

 

[243] Schermerhorn R. A., р. 57.

 

[244] Pуе L. W. Politics, Personality, and National Building: Burma's Search for Identity. New Haven and London: Yale University Press, 1962, р. 151.

 

[245] Pуе L. W., р. 151.

 

[246] Кауфман А. Переселение и колонизация. СПб., 1905, с. 3.

 

[247] Там же, с. 6.

 

[248] Кауфман А., с. 56.

 

[249] Сокольский Л. Рост среднего сословия в России. Одесса, 1912, с. 1.

 

[250] [ Кауфман А., с. 183.

 

[251] Там же.

 

[252] Дуров А.В. Краткий очерк колонизации Сибири. Томск, 1891, с. 11.

 

[253] Южаков С.Н. Англо-русская распря. СПб., 1885, с. 57.

 

[254] Кауфман А., с. 11.

 

[255] Шавров Н. Русская колонизация на Кавказе // Вопросы колонизации, СПб., 1911, т. 8, с. 12.

 

[256] Хворостанский П. Киргизский вопрос в связи с колонизацией степи. // Вопросы колонизации. Спб., 1907, т.1, с. 92.

 

[257] Там же, с. 62.

 

[258] Кауфман К.П. фон. Проект Всеподданнейшего отчета по гражданскому управлению и устройству в областях Туркестанского генерал-губернаторства. 7 ноября 1867 – 25 марта 1881. СПб., 1885, с. 169.

 

[259] Pierce R.A. Russian Central Asia. 1867-1917. Berkeley, Los Angeles, 1966, с. 111.

 

[260] Драницын Д. Колонизационные задачи в Закаспийской области // Вопросы колонизации. – СПб., 1910, т. 7, 146.

 

[261] Трегубов А.Л. Переселенческое дело в Семипалатинской и Семиреченской областях // Вопросы колонизации. СПб., 1906, т. 6, с. 105.

 

[262] Трегубов А.Л., с. 112.

 

[263] Хворостинский П. Киргизский вопрос в связи с колонизацией степи // Вопросы колонизации. СПб, 1907, т. 1, с. 62.

 

[264] Хворостинский П., с. 91.

 

[265] Шавров Н. Новая угроза русскому делу в Закавказье. СПб., 1911 с. 37.

 

[266] Чарушин А. Переселение в бытовом его отношении // Беседа, 1906, N 9, 327.

 

[267] Кауфман А., с. 107.

 

[268] Марков Е. Россия в Средней Азии. СПб., 1901, с. 254.

 

[269] Березовский В. Причины неурядиц на Кавказе. СПб., 1908, с. 1.

 

[270] Марков Е., с. 111.

 

[271] ] Попов А. Желтый вопрос в Приамурье // Вопросы колонизации. СПб, 1911, т. 7, с. 98.

 

[272] Pipes R. Reflection of the Nationality Problems in the Soviet Union. In: Glaser R., Moynihan D. (eds.). Ethnicity. Cambridge, Mass, 1975, р. 456.

 

[273] [ Walleace D.M. Russia. L., Paris, N.Y., Malburne, 1905, V. I, р. 102.

 

[274] Walleace D.M. Russia. V. I, р. 200.

 

[275] Погожев В.П. Кавказские очерки. Спб., 1910, 164.

 

[276] Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. N.Y., 1973, р. 151.

 

[277] Pye, L. Politics, Personality, and National Building. New Haven and London, 1962, p. 37.

 

[278] Pye, L., р. 287.

 

[279] Despres L. Ethnicity, and Resource Competition in Plural Societies. The Hague – Paris, 1975, p. 2.

 

[280] Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., Наука. Главная редакция восточной литературы: 1985, с. 90.

 

[281] Осипова О.А., с. 88.

 

[282] Осипова О.А., с. 22 – 23.

 

[283] Rudolph L.I. and Rudolph S.H. The Modernity and Tradition: Political Development in India. Chicago, London, 1967. Цит. по: Осипова О.А., с. 92.

 

[284] Riggs F. Administration in Developing Countries: The Theory of Prismatic Society. Boston, 1964. Цит. по: Осипова О.А., с. 85.

 

[285] Rouce A.P. Ethnic Identity: Strategies of Deversity. Bloomington, 1982, p. 137.

 

[286] E. Shils. Tradition. London, Boston: Faber and Faber, 1981, р. 13, 15.

 

[287] Петер Штомпка. Социология социальных изменений. Москва: Аспект Пресс, 1996, сс. 90, 96.

 

[288] Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. / Советская Этнография, 1981, N 2, с. 87.

 

[289] Чистов К.В. Традиция, “традиционное общество” и проблема варьирования. // Советская этнография, 1981, N 2, с. 106

 

[290] Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений. В кн.: Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, изд-во АН Арм. ССР: 1978, с. 88.

 

[291] Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры. В кн.: Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, изд-во АН Арм. ССР: 1978, с. 93.

 

[292] Там же, с. 91.

 

[293] Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность. Советская Этнография, 1981, N 3

 

[294] Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации. Советская Этнография, 1981, N 2, с. 112.

 

[295] Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции, с. 80-81.

 

[296] E.S. Markarian. Tradition as an Object of System Study. // World Futures. 1992. Vol. 34, p.157.

 

[297] E.S. Markarian. Tradition as an Object of System Study, p. 162.

 

[298] Edward Shils. Tradition. L., Boston: Faber and Faber, 1981, р. 257-258,

 

[299] Арутюнов С. А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. Москва: 1989, 160.

 

[300] Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США. В сб.: Е.А. Веселкин и В.А. Тишков (ред.) Этнология в США и Канаде. М.: 1989, с. 35.

 

[301] Осипова О.А., с. 97.

 

[302] Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. . New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973, р. 124.

 

[303] Shils, E. Charisma, order and status. // American Sociological Review. 1965, Vol. 30, N 2 (April), p. 201.

 

[304] Ш.Айзенштадт. Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность. // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993, Т. 1, Nо. 2 (Sh. N. Eisenstadt. Frameworks of the Great Revolutions: Culture, Social Structure, History and Human Agency. //International Social Science Journal, August 1992, v.44, No. 133), сс. 207 – 208.

 

[305] Eisenstadt S.N., р. 253.

 

[306] Eisenstadt S.N., р. 146.

 

[307] Eisenstadt S.N., р. 139.

 

[308] Redfield R. Peasant Society and culture. An Anthropological Approach to Ccivilization. Chicago: The University of Chicago Press, 1956.

 

[309] Eisenstadt S.N., рр. 51 – 52.

 

[310] Eisenstadt S.N., р. 138.

 

[311] Edward Shils. Centre and Periphery. In: The Logic of Personal Klowledge. Essays Presented to Michael Polonai on his Seventieth Birthday. London: Routledge and Kegan Paul, 1961, р. 117.

 

[312] Edward Shils. Centre and Periphery, 118.

 

[313] Eisenstadt S.N., р. 139.

 

[314] Eisenstadt S.N., р. 139.

 

[315] Осипова О.А., с. 97.

 

[316] Eisenstadt S.N., р. 140.

 

[317] Eisenstadt S.N., р. 359.

 

[318] Eisenstadt S.N. Socialism and Tradition. // Socialism and tradition. Jerusalem, 1976, рр. 10. Цит. по: Осипова О.А., с. 60.

 

[319] Eisenstadt S.N. Socialism and Tradition. рр. 10-11. Цит. по: Осипова О.А., с. 60.

 

[320] E. Shils. Tradition. London, Boston: Faber and Faber, 1981.

 

[321] Van den Berghe P. L. The Ethnic Phenomenon. New York, Oxford: 1981, р. 251.

 

[322] Mast R. Ethnicity and National Building. In: Wendel B. and Freeman W. (eds.) Ethnicity and National Building. London: 1974, p. 65.

 

[323] Royce A. P. Ethnic Identity: Strategies of Diversity. Bloomington: 1982, p. 43.

 

[324] De Vos. G. Role of Ethnicity in Social History. In: de Vos G. Romanucci-Ross L. (eds.), Ethnic Identity. Cultural Continuities and Change. Palo Alto, Calif.: 1973, p. 9.

 

[325] Enloe C. Ethnic Conflict and Politic Development. Boston; 1973, p. 15.

 

[326] Freeman W., р. 235.

 

[327] Deveraux G. Ethnopsychoanalysis. Berkeley, Los Angeles, London, 1978, p. 145.

 

[328] Romanucci-Ross L. Italian Ethnic Identity and Transformation. In: de Vos G. Romanucci-Ross L. (eds.), Ethnic Identity. Cultural Continuities and Change. Palo Alto, Calif.: 1973, p.222.

 

[329] Barth F., р. 11.

 

[330] Barth F., р. 14.

 

[331] Barth F., р. 15.

 

[332] Van den Berghe P. L. The Ethnic Phenomenon. New York, Oxford: Elsevier, 1981, р. 254 – 255.

 

[333] Levy S. B. Shifting Patterns of Ethnic Identification Among the Hassidim. In: Bennett I. W. The New Ethnicity: Perspectives from Ethnology. St. Paul, New York etc.: 1973, р. 259.

 

[334] Gokalp Z. Turkish Nationalism and Western Civilisation. New York: Columbia University Press, 1959.

 

[335] Березовский В. Причины неурядиц на Кавказе. СПб.: Русская скоропечатня, 1908, с. 8.

 

[336] Канадпев И. В. Очерки Закавказской жизни. СПб.: тип-фия А. Е. Колпынского, 1902, с. 97.

 

[337] Наапет Кучак. Крунк. (Перевод В. Брюсова.) В кн.: Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней в переводах русских поэтов. М., 1975, с. 231.

 

[338] Цит. по: Хечумян В. К добрым временам // Литературная Армения. – 1983. – №I, с. 54 – 55.

 

[339] Там же, с. 55.

 

[340] Зейтунцян П. Пьесы. Ереван, 1981, с. 129 – 130.

 

[341] Сегаль И. Л. Крестьянское землевладение в Закавказье, с. 29.

 

[342] Сегаль И. Л. Крестьянское землевладение в Закавказье. Тифлис: тип-фия К. П. Козловского, 1912, с. 5.

 

[343] Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении во второй половине ХIХ – начале ХХ веков. Ереван: изд-во АН Арм. ССР, 1988, с. 46.

 

[344] Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении, с. 57.

 

[345] Давыдов А. Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1979

 

[346] Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении, с. 93.

 

[347] Егиазаров С. А. Исследование по истории учреждений в Закавказье. Сельская община. Ч. 1. Казань: губернск. тип-фия, 1889, с. 481.

 

[348] Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении, с. 112.

 

[349] Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении, с. 22.

 

[350] Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху присоединения ее к Российской империи. СПб.: тип-фия Академии Наук, 1852, с. 484.

 

[351] Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван: изд-во АН Арм. ССР, 1983, с. 11.

 

[352] Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении, с. 25.

 

[353] Тер-Саркисянц А. Е. Современная семья у армян. М.: Наука, 1972, с. 118.

 

[354] Акопян М. В. Сельская община в Восточной Армении, с. 29.

 

[355] Канадпев И. В. Очерки Закавказской жизни, с. 99.

 

[356] Канадпев И. В. Очерки Закавказской жизни, с. 100.

 

[357] Приемский М. Армяне и события на Кавказе. М.: тип-фия общества распространения полезных книг, 1907, с. 7.

 

[358] Баранов Е. Война с Турцией и армяне. М.: тип-фия тов-ва И. Д. Сытина, 1915, с. 27.

 

[359] Дживелегов А. К. Армяне в России. М.: тип-фия "Общественная польза", 1906, с. 29 – 30.

 

[360] Дживелегов А. К. Армяне в России, с. 31.

 

[361] Всеподданейший отчет за 8 лет управления Кавказом Генерал-Адьютанта гр. Воронцова-Дашкова. СПб.: Государственная тип-фия, 1913, с. 7.

 

[362] Всеподданейший отчет за 8 лет управления Кавказом, с. 7.

 

[363] Дживелегов А. К. Армяне в России, с. 35.

 

[364] Атамян С. Армянская община. Историческое развитие социального и идеологического конфликта. М.: изд-во политич. литературы, 1955, с. 17.

 

[365] Дживелегов А. К. Армяне в России, с. 15.

 

[366] Вадин В. Кавказские наброски. СПб.: Пушкинская скорпечатня, 1907, с. 32.

 

[367] Армянская революционная Дашнакцутюн. Программа партии. Баку: тип-фия газеты "Баку", 1907.

 

[368] Парсамян. В.А. История армянского народа, с. 47.

 

[369] Кочарян Г.А. Нагорный Карабах. Баку, 1925, с. 36.

 

[370] Парсамян. В.А. История армянского народа, с. 7.

 

[371] Канадпев И.В. Очерки Закавказской жизни, с. 165 – 166.

 

[372] Кочарян Г.А. Нагорный Карабах, с. 27.

 

[373] Авакян Р. Молодость древнего города. Ереван: Айастан, 1968, с. 54 – 55.

 

[374] В. Асриян. Я больше не изгнанник. Ереван, 1947, с. 39. (На арм. яз.)

 

[375] Александропулос М. Путешествие в Армению. М.: Прогресс, 1985, с. 135.

 

[376] Эмин Г. Семь песен об Армении. Ереван, 1970, с. 40.

 

[377] Карапетян Э. Т. Этнические особенности семьи.// Этносоциология Еревана. Ер.: изд-во АН Арм. ССР, 1986, 118.

 

[378] Там же, с. 116.

 

[379] Варданян М. Современное состояние свадебной обрядности. В сб.: Население Еревана., с. 159.

 

[380] Карапетян Э. Т., с. 146.

 

[381] Тер-Саркисянц А. Е. Современная семья у армян. М.: Наука, 1972, с. 80 – 89.

 

[382] Redfield R. Peasant Society and Culture. An Anthropological Approach to Civilisation. Chicago: The University of Chicago Press, 1956.

 

[383] М. Коул, С. Скрибнер. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977, с. 12.

 

[384] М. Коул, С. Скрибнер, с. 20.

 

[385] А.А. Белик. Психологическая антропология. История и теория. М.: участок оперативной полиграфии Института этнологии и антропологии РАН, 1993, с. 49 – 50.

 

[386] Allport G.W. The Nature of prejudice. Garden city, new York, Doubleday Anchor Books Doubleday and Company, Inc, 1958, ð. 26 -27.

 

[387] Allport G.W., p. 9 – 10.

 

[388] Said E. Culture and Imperialism. London, 1994.

 

[389] Royce A.P. Ethnic Identity. Bloomington, 1982, p. 63.

 

[390] Fieldhause D.K. The Colonial Empire. A Comparative Survey. Houndmils, 1991, p. 108.

 

[391] Malinovski B. Theory of Cultural Change. In: Wellerstein J. (ed.). Social Change: The Colonial Situation. New York, 1966, p. 12.

 

[392] Mannoni O. Prospero and Colibian. The Psychology of Colonisation. New York, p. 22-23.

 

[393] Mannoni O. Prospero and Colibian, p. 88.

 

[394] Ibid., p. 110.

 

[395] Ibid., p. 31.

 

[396] Ibid., p. 23.

 

[397] Mannoni, p. 24.

 

[398] Memmi A. The Coloniser and the Colonised. New York, 1965, p. 12.

 

[399] Khodarkovsky M. Where Two Worlds Met. The Russian State and the Kalmyk Nomads. 1600-1771. Ithaca, London, 1992, p. 9.

 

[400] Said E.W. Orientalism. New York, 1978, p. 12.

 

[401] Said E.W. Culture and Imperialism. London, 1994, p. 66.

 

[402] Said E. Culture and Imperialism, p. 66.

 

[403] Said E. Orientalism, p. 12.

 

[404] Said E. Culture and Imperialism, p. 131.

 

[405] Ibid., p.12.

 

[406] Т.Т. Иосибадзе, Т.Ш. Иосибадзе. Проблема бессознательного и теория установки школы Узнадзе. В сб.: А.С Прангишвили, А.Е. Широзия, Ф.В. Бассин (ред.) Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1985, т. IV, с. 37.

 

[407] Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961, с. 178.

 

[408] Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общественной и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974, с. 35.

 

[409] Ш.А. Надирашвили., с. 14.

 

[410] Jodelet D. Repressentation Sociales: un Domaine en Expansion. In: Jodelet D. Les Representations Sociales. Paris: Presses Universitaires de France, 1989, p. 36.

 

[411] Sarnoff Irving. Personality Dynamics and Development. London, New York: John Wiley and Sons, Inc., 1956, з. 296.

 

[412] Sarnoff I. Psychoanalytic Theory and Social Attitudes // Publ. Opin. Quart., 1960, 24, 251 – 279.

 

[413] Rappoport D. The Structure of Psychoanalytical Theory. In: Kosh S. (ed. ) Psychology: a Study of a Science. Vol. 3. New York: McGraw-Hill, 1959, ð. 353.

 

[414] Devereux G. Basic Problems of Ethnopsychiatrie. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1980, p. 257.

 

[415] Miller D. R. and Ewanson G. E. Inner Conflict and Defence. New York: Schoken Books, 1966, p. 49.

 

[416] Devereux G., p. 6.

 

[417] Дершау Ф. Финляндия и финляндцы. СПб.: тип-фия императорской Академии наук, 1899, с. 42 – 43.

 

[418] Лезин А. Финляндия. М.: тов-во И. Д. Сытина, 1906, с. 64.

 

[419] Лезин А., с. 57.

 

[420] Лезин А., с. 130.

 

[421] Лезин А., с. 128.

 

[422] Э. З. По Финляндии. Путевые очерки и заметки // Русское богатство. – 1901. – №4, с. 187.

 

[423] Э. З. По Финляндии, с. 109.

 

[424] Водовозова Е. Финляндия // Мир Божий. – 1899. – №10, с. 9.

 

[425] Водовозова Е. Финляндия, с. 21.

 

[426] Водовозова Е. Финляндия, с. 18.

 

[427] Лезин А. Финляндия, с, 11.

 

[428] Пуцикович Ф. Ф. Финны. СПб.: П. В. Куковников, 1909, с. 6.

 

[429] Рунеберг. О природе Финляндии. О нравах и образе жизни народа во внутреннем крае // Современник. – 1840. – №17, с. 17.

 

[430] Пуцикович Ф. Ф. Финны, с. 50.

 

[431] Сно Е. Э. В стране скал и озер. Финны. СПб.: О. П.Попова, 1909, с. 30.

 

[432] Пуцикович Ф. Ф. Финны, с. 50.

 

[433] Мелюков А. Очерки Финляндии //Морской сборник. – 1853. – Т. ХХIII. – №8, с. 24.

 

[434] Водовозова Е. Финляндия, с.10.

 

[435] Дершау Ф. Финляндия и финляндцы, с. 35.

 

[436] Дершау Ф. Финляндия и финляндцы, с. 71.

 

[437] Народы России. Финны, эсты, карелы и ливы. СПб.: тип-фия тов-ва "Общественная польза", 1878, с. 28.

 

[438] Дершау Ф. Финляндия и финляндцы, с, 44.

 

[439] А-ъ Е. Письма из Финляндии. СПб.: тип-фия тов-ва "Общественная польза", 1899, с. 83.

 

[440] Записки янычарa. Написаны Константином Михаиловичем из Островиц. Изданы в Литомышле в 1565 году. М.: Наука, 1978, с. 107.

 

[441] Записки янычарa, с. 114.

 

[442] Глинка С. Картина истории и настоящее положение Порты Оттоманской. М.: тип-фия Н. Степанова, 1830, с. 35.

 

[443] Бартольд В. Из прошлого турок. Пг.: тип-фия П. Ф. Вощинской, 1917, с. 7.

 

[444] Обозрение Малой Азии в нынешнем ее состоянии. СПб.: тип-фия К. Крайа, 1839, с. 158.

 

[445] Обозрение Малой Азии, с. 156.

 

[446] Вамбери А. Очерки и картины восточных нравов. СПб.: Тип-фия тов-ва " Общественная польза ", 1877, с. 230.

 

[447] Обозрение Малой Азии, с. 230.

 

[448] Найт Э. Ф. Революционный переворот в Турции. СПб.: П. И. Певин, 1914, с. 46.

 

[449] Васильев А. М. Мост через Босфор. М.: Молодая гвардия, 1979, с. 99.

 

[450] Васильев А. М. Мост через Босфор, с. 171.

 

[451] Обозрение Малой Азии, с. 154.

 

[452] Гордлевский В. А. Избр. соч. Т. 3. М.: Изд-во восточной лит-ры, 1962, с. 76.

 

[453] Васильев А. М. Мост через Босфор, 10.

 

[454] Позняньска К. Старая и новая Турция. М.: Наука, 1974, с. 144.

 

[455] Серебрякова М. Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне (новейшие времена). М.: Наука, 1979, с. 53.

 

[456] Ахмедов М. М., Агабеков Дж. Г. Роль религии и традиции в развитии современного турецкого общества // Актуальные проблемы современной Турции. Баку: Элм, 1988, с. 25.

 

[457] Еремеев Д. Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М.: Наука, 1980, с. 62.

 

[458] Позняньска К. Старая и новая Турция, с. 105.

 

[459] Цит. по.: Позняньска К. Старая и новая Турция, с. 147.

 

[460] Зеленев Е. И. Османизм и его роль в общественно-политической жизни Сирии. Л.: изд-во ЛГУ, 1990, с. 5.

 

[461] Кочар М. Армяно-турецкие общественно-политические связи в конце ХIХ – начале ХХ веков. Ереван: изд-во Ереванского университета, 1988, с. 145.

 

[462] Куртынова Л. К. Некоторые особенности турецкого буржуазного национализма в период его зарождения. // Ближний и Средний Восток. История, экономика, политика. Ч. 1. М.: Наука, 1987, с. 97.

 

[463] Мандельштам А. Введение // Заревенд. Турция и пантуранизм. Париж: б. г. и., 1930, с. 7.

 

[464] Заревенд. Турция и пантуранизм. Париж: б. г. и., 1930.

 

[465] Арслан. Современная Турция. М.: Красная новь, 1923, с. 25.

 

[466] Арслан. Современная Турция, с. 4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...