Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА




 

Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейны­ми товарами со складов оптовой базы. Участники этого процес­са: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживае­мых продовольственных магазинов, изображены на рис. 24.

 


 

Рис. 24. Участники процесса товароснабжения розничной торговой сети бакалейными товарами

 

Рассмотрим д в а в а р и а н т а организации материального потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Пер­вый вариант носит традиционное название «самовывоз», вто­рой — «централизованная доставка».

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими при­знаками:

отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное ис­пользование транспорта. Магазины самостоятельно договарива­ются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;

на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;

ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких тре­бований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар;

отсутствует необходимость использования строго определен­ных видов тары;

возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь т р и, са­мостоятельно сформированные п о д с и с т е м ы :

— подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;

— подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;

— подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.

Эти подсистемы соединены между собой в значительной сте­пени механически. Несмотря на это, в целом они образуют ра­ботоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокуп­ного материального потока по всей цепи:

 


Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:

участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материаль­ного потока. Например, в потребительском союзе для органи­зации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабо­чей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза;

исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях — участниках логистического процесса коррек­тируются в соответствии с требованиями оптимальной органи­зации именно совокупного материального потока;

разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, опреде­ляются рациональные размеры партий поставок и частота   заво­за;

разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;

создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизи­ровать совокупный материальный поток.

Анализ характерных признаков второго варианта органи­зации материального потока показывает, что для централизо­ванной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного мате­риального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из ко­торых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного под­хода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи:

 


Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволя­ет:

— повысить степень использования материально-техниче­ской базы, в том числе транспорта, складских и торговых пло­щадей;

— оптимизировать товарные запасы у всех участников логи­стического процесса;

— повысить качество и уровень логистического сервиса;

— оптимизировать размеры партий товаров.

Вопросы для контроля знаний

 

1. Охарактеризуйте объект исследований в области логистики, а также применяемый методологический аппарат.

2. Дайте определения логистической модели и логистического моделирования.

3. Охарактеризуйте метод аналитического моделирования логи­стических систем. Назовите его преимущества и недостатки.

4. Что такое имитационное моделирование логистических си­стем? Из каких процессов состоит, какие цели преследует?

5. В каких случаях рекомендуется применять метод имитацион­ного моделирования?

6. Назовите достоинства и недостатки имитационного модели­рования.

7. Дайте определение системного подхода.

8. Опишите последовательность формирования системы при классическом (индуктивном) подходе.

9. Опишите последовательность формирования системы при си­стемном подходе.

10. Сделайте сравнительную характеристику классического и си­стемного подходов к формированию систем.

11. Приведите пример классического и системного подходов к формированию материалопроводящих систем. В чем, на ваш взгляд, заключается эффект от использования принципов си­стемного подхода?

12. Назовите преимущества и недостатки экспертных систем.

РАЗДЕЛ II










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...