Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Четыре условия, выполнение которых необходимо,




чтобы достичь основной цели логистики:

1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

2) определенное договором установленное время;

3) определенное место поставки;

4) минимизация общих затрат.

Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.

3. Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

7. Компетентность в логистике представляет собой нематериальный инструмент привлечения потребителей, обеспечивающий ценовую премию за точное соблюдение условий времени и места. Некоторые потребители в общем комплексе маркетинговых усилий более всего ценят стимулирование продаж (продвижение товаров) или цену. Но независимо от того, какому из элементов маркетинга отдается приоритет, логистическая деятельность составляет неотъемлемую часть любой маркетинговой стратегии, ибо без соблюдения условий времени и места не может произойти передачи собственности. В отдельных же случаях логистика превращается в ключевую сферу компетентности, с трудом поддающуюся “тиражированию”.

8. Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) — интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.

В цикле исполнения заказа можно выделить следующие основные составляющие:

1. время на составление заказа и его оформление в установленном порядке;

2. время на передачу заказа поставщику;

3. время выполнения заказа поставщиком, включая время ожидания постановки заказа в очередь на выполнение и время выполнения заказа, складывающееся из технологического времени, времени межоперационных простоев и др. или времени комплектации, если заказ выполняется из наличных запасов;

4. время на доставку продукции заказчику.

9. Парадигмы логистики связаны с этапами развития, выделяют следующие виды парадигм:

· Технологическая;

· Аналитическая;

· Интегральная;

· Маркетинговая.

На основании этих парадигм образованы многие сообщества на Западе.

Технологическая или информационная парадигма появилась в 1960 году, её появление было вызвано развитием компьютерных технологий. Принцип парадигмы состоит в формировании общей проблемы управления материальными потоками, и синтезировать программное обеспечение.

Теоретическая основа данной парадигмы заключается в системном подходе, применяемый для моделирования логистических объектов, а также для синтезирования систем информационно-компьютерной поддержки. Стратегия заключается в применении нового программного обеспечения с целью решения сложных логистических задач. При этом не важна полная автоматизация всех процессов, происходящих в материальных потоках. Примером систем, которые применяют для технологической парадигмы, это MRP/DRP, такая система используется для планирования, управления покупками и запасами. Логистические системы, построенные на такой парадигме, отличаются низкой степенью гибкости и динамичности.

Аналитическая парадигма выражает классический подход, который занимается проблемами управления материальными потоками. Пример таких парадигм, институты, в которых преподают логистику. Аналитическая парадигма строится на твердых теоретических основах, которые используются для моделирования методов управления. Особенностью данного типа парадигмы является сложная экономико-математическая модель, которая является отражением логистической проблемы. Такая модель требует большого количества информации, сложных алгоритмов решения, поэтому аналитическая парадигма не очень удобна на практике.

С 1980 года появилась маркетинговая парадигма. Модель такой парадигмы применяется с целью описания отношений между возможностями фирмы и логистической системой.

Стратегическую цель фирмы (конкуренция на рынке сбыта готовой продукции) реализует синтезируемая логистическая модель. Данная модель решает вопросы маркетинговых задач такие, как анализирование рынка, определение занимаемо места на рынке, прогнозирование спроса и т.п. Научную основу данной парадигмы составляют экономические и социальные науки. Математическую основу составляют математическая статистика, теория вероятности и т.п. Модели маркетинговой парадигмы, как правило, нося абстрактный характер, многие переменные качественного характера, что затрудняет аналитические решения.

На сегодняшний день организации используют комбинации из нескольких парадигм. Но наиболее популярной является четвертая парадигма, получившая большее распространение. Она учитывает:

· Внедрение новых механизмов на рынке;

· Новые перспективы в отношениях между логистическими партнерами;

· Развитие технологических возможностей.

Примером могут быть интегрированные системы дистрибьюции. На интегральной парадигме базируется система ISCIS, которая реализует координацию логистических систем по всем потокам в режиме онлайн по сообщениям через телекоммуникационные сети.

Интегральные парадигмы используют при синтезировании макрологистических структур, примером которых могут быть мировые сети центров торговли, программы по повышению эффективной торговли.

10. Новизналогистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозным МП.

12. Научную базу логистики составляет широкий спектр дисциплин:

? математики (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ и др.);

? исследования операций (математические методы оптимизации (линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, теория статистических решений), теории массового обслуживания, управления запасами, методы имитационного моделирования, сетевого планиро­вания и др.);

? технической кибернетики (теории больших систем, прогнозирования, общая теория управ­ления, теории автоматического регулирования, графов, идентификации, информации, связи, расписаний, оптимального управления и др.);

? экономической кибернетики и экономики (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное плани­рование, производственный (операционный) менеджмент, ценообразование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибьюция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.).

13. Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:
1. Груз – нужный товар.
2. Качество – необходимого качества.
3. Количество – в необходимом количестве.
4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
5. Место – в нужное место.
6. Затраты – с минимальными затратами.

14. ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред­приятия и организации:

o транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

§ предприятия оптовой торговли;

§ коммерческо-посреднические организации;

o предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции. Силами этих предприятий и организаций формируются ма­териальные потоки, непосредственно осуществляется и контро­лируется процесс товаропередвижения.

15 Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимо­связь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой марке­тинга:

1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.

2. Анализ потребителей.

3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.

4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга.

Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планировани­ем производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Со­ответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Упра­вляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логисти­ки, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является достав­ка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реали­зации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих постав­щика и влияющих на организацию всего логистического про­цесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением - также совместная задача службы логистики предпри­ятия и службы планирования производства.

Логистика ифинансы. Деятельность по управлению ма­териальными потоками на предприятии, как правило, сопряже­на с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логи­стики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предпри­ятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

22. То́чно в сро́к (Точно вовремя, ТВС, Just In Time, JIT) — наиболее распространенная в мире логистическая концепция. Основная идея концепции ТВС заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. ТВС является также одним из основных принципов бережливого производства.

Сравнение концепции «точно в срок» и традиционного менеджмента запасов

Фактор Концепция «точно в срок» Традиционный подход
1 2 3
Запасы Включаются в пассивы. Все усилия должны быть направлены на их устранение. Страховые запасы отсутствуют Включаются в активы. Защищают производство от ошибок прогнози-рования и ненадежности постав-щиков. Большинство запасов – страховые
Размер запаса, объем закупок материальных ресурсов Размер запаса показывает только текущую потребность. Минимальный объем материальных ресурсов в поставке определяется как для производителя, так и для поставщика. Для определения объема поставки используется формула наиболее экономичного размера заказа Размер запаса определяется, исходя из соображений экономии или по формуле наиболее экономичного размера заказа. Не учитывается изменение размера запаса при изменении затрат в сбыте при сокращении выпуска продукции и поставок материальных ресурсов
Сбыт Имеет приоритетное значение. Отслеживание изменений спроса, в соответствии с которыми осуществляется оперативная переналадка оборудования. Стремление к производству небольших партий готовой продукции Не имеет приоритетного значения. Обычная цель – максимизация объема выпуска готовой продукции
Запасы незавершенного производства Устранение запасов незавершенного производства – важная задача. Если имеются небольшие запасы между производственными подразделениями, необходимо их фиксировать и оперативно устранить Необходимый элемент производст-венной системы. Запасы незавер-шенного производства аккумулируют-ся между структурными подразде-лениями, являясь основой обеспе-чения бесперебойности произ-водственно-технологических циклов

23. Канбан (камбан) — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок».

Разработана и впервые в мире реализована фирмой «Тойота». В 1959 году эта фирма начала эксперименты с системой канбан и в 1962 году начала процесс перевода всего производства на этот принцип. В основе канбан лежат теоретические построения Фредерика Тейлора, Генри Форда.

В основе организации производства фирмы «Тойота» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения — 1 и 3 месяца). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объемы производства).

Постоянное использование философии «точно в срок» позволяет раскрыть не обнаруженные до сих пор дефекты. Запасы очень хорошо приспособлены для сокрытия дефектов. Только при уменьшении запасов можно разглядеть проблемы. Это очень похоже на то, как высокий уровень воды скрывает подводные рифы.

24. Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.

Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом решаются задачи:

1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.

2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них.

3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.

 

25. В соответствии с этим правилом в отношениях с поставщиками рекомендуется придерживаться нескольких основных принципов:

· обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;

· не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

· взаимный обмен информацией о задачах и деловых операциях;

· готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

· соблюдать принятые на себя обязательства;

· учитывать в деловой практике интересы поставщика;

· поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

26. При выборе поставщиков основными критериями являются: надежность поставщика, способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, поставка материальных ресурсов по возможно минимальным ценам, удаленность поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т.д.

Основными источниками сведений о поставщиках и материалах являются личные контакты с «продавцами», объявления в рекламных изданиях, описания товаров, которые даются в каталогах и проспектах, посещение предприятий и изучение практики поставки продукции, информация, получаемая от банков, торговых ассоциаций, государственных учреждений и т.д.

Из списка поставщиков, имеющих прочную репутацию, выбираются те, кто предлагает наиболее выгодные условия с точки зрения цены и сроков поставки. Крупные заказы целесообразно распределять между двумя и большим количеством поставщиков с тем, чтобы проверить конкурентоспособность основного поставщика и оградить себя от возможных неожиданностей.

27.??? Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

28. Традиционная система организации материального снабжения основана на принципе наличия запасов. В этом случае требуется оформление документа о получении необходимого для производства материала из запасов собственного склада. На складе подбираются нужные материалы и передаются системой транспортировки получателю либо доставляются прямо на рабочие места.

В случае, если требуемый предприятию материал отсутствует на собственном складе, делается запрос в орган закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает заказ и обеспечивает отправку товаров. Предприятию - заказчику отправляются крупные партии материалов, как правило, автомобильным или железнодорожным транспортом. Заказанные грузы по их поступлении принимают на складе предприятия. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товаров они доставляются на отдельные производства.

29. 30 Логистика распределения – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров.

Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.

В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, распределительная логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. При этом необходимо исходить из задач удовлетворения основных потребностей потребителя продукции, которые включают следующее: своевременную доставку товара, способность удовлетворить экстренные нужды заказчика, аккуратное обращение с товарами при погрузо-разгрузочных работах, готовность изготовителя к быстрой замене дефектных изделий и поддержанию определенного уровня товароматериальных запасов.

31. Маркетинговое предложение определяется как сочетание товаров, предлагаемых потребителю в том или ином сегменте рынка. Оно содержит как информацию о товарах и сведения о ценах, так и методы стимулирования продаж, формы доведения товара до потребителя. В свою очередь, предложение товара включает характеристики товара, его качества, дополнительные удобства пользования товаром с учетом индивидуальных особенностей потребителя, упаковки, условия ремонта и обслуживания товара после его закупки, гарантии обеспечения потребительских свойств. Сведения о ценах представлены диапазоном цен, условиями оплаты (например, предоставление рассрочки покупателю), порядком кредитования. Методы стимулирования продаж — наиболее сложная часть маркетингового предложения. Наиболее распространены следующие способы стимулирования сбыта: реклама выпускаемых и новых товаров, расширение объема и повышение качества услуг для покупателей, в частности послепродажного обслуживания; заключение лизинговых соглашений с последующим правом выкупа; краткосрочные скидки торгующим организациям.

32. Для решения стоящих перед распределительной логистикой задач необходимо придерживаться определенных правил.

Во‑первых, нужно отметить, что внутри распределительной логистики нет ни ресурсов, не результатов, а только вне ее. Результатом распределительной логистики является удовлетворение спроса покупателей и получение прибыли предприятием. Получение результата в первую очередь зависит от покупателей. В условиях рыночной экономики заставить покупателя сделать покупку нельзя, но распределительная логистика может в большей или меньшей степени повлиять на решение покупателя.

Во‑вторых, результаты распределительной логистики достигаются путем использования возможностей, а не решением проблем. Это значит, что предполагается оценка рыночных потенциалов предприятия и полное использование его преимуществ в ходе продвижения товаров и услуг на рынок.

В‑третьих, для достижения результатов распределительной логистики ресурсы нужно направлять на применение возможностей предприятия и рынка, а не на решение проблем. Решение состоит в том, на каких направлениях сбытовой политики собрать ресурсы предприятия, а не как снять ту или иную проблему.

В‑четвертых, больших результатов распределительной логистики возможно достичь и в ходе истинного лидерства на рынке, принимая во внимание законы рынка и потребности потребителей.

В‑пятых, не нужно успокаиваться на достигнутом. Общее направление распределительной логистики при непринятии дополнительных усилий – это путь к саморазрушению. Поэтому главной проблемой становится непрерывный поиск новой рыночной ниши или новых методов организации продвижения товара на рынок.

В‑шестых, распределительная логистика без должного руководства, предоставленная сама себе, зачастую функционирует неверно.

Для применения рассмотренных правил нужны конкретные условия, знание методов эффективной организации распределительной логистики.

33. Транспортный процесс — это процесс перемеще­ния грузов (или пассажиров) включающий: подготов­ку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку грузов, оформление перевозочных докумен­тов, перемещение, выгрузку и сдачу груза грузопо­лучателю.

34, 35 Основные виды транспортировки

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным, как правило, в тех случаях, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта (железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная, морская-железнодорожная и т.п.). При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта.

Выбор вида транспортировки, вида транспорта и логистических посредников производится на основе системы критериев. К основным критериям при выборе способа перевозки и вида транспорта относятся:

• минимальные затраты на транспортировку;

• заданное время транзита (доставки груза);

• максимальная надежность и безопасность;

• минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути;

• мощность и доступность вида транспорта;

• продуктовая дифференциация.

38 Транспортная задача (задача Монжа — Канторовича) — задача об оптимальном плане перевозок продукта(-ов) из пунктов отправления в пункты потребления.







Виды транспортных задач

1. Классическая транспортная задача(перевозка грузов от поставщиков к потребителям);

2. Задача коммивояжера;

3. Задача о назначениях;

39 Товарно-материальный запас — это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в организации. Цель создания запасов — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок.

Основное назначение анализа товарно-материальных запасов в сфере производства и складских услуг — показать, когда необходимо заказывать те или иные компоненты и какой должна быть величина заказа. Многие предприятия склонны вступать в долговременные отношения с поставщиками, которые должны в этом случае обеспечивать их потребности, например, в течение целого года. В этом случае вопросы «когда?» и «какой должна быть величина заказа?» превращаются в вопросы «когда?» и «сколько поставлять?».

Все предприятия хранят определенный запас товарно-материальных ценностей. Создание товарно-материальных запасов подчинено достижению следующих целей:

1) обеспечение независимости производственной деятельности. Запас материалов на некотором рабочем месте обеспечивает определенную гибкость в производстве. Например, в связи с неизбежностью затрат времени на переналадку для каждого нового изделия наличие товарно-материального запаса позволяет сократить потери времени;

2) независимость рабочих мест. Она желательна и на сборочных линиях. Время, которое требуется на выполнение идентичных операций, естественно, меняется от одного изделия к другому. Поэтому на рабочем месте нужно иметь запас из нескольких деталей, чтобы при превышении плановой нормы времени на выполнение операции с конкретной деталью можно было, воспользовавшись запасом деталей, компенсировать такую задержку обработки. Это обеспечивает высокое постоянство производительности;

3) необходимость учета колебаний спроса на продукцию. Если спрос на продукцию известен точно, ее можно производить в соответствии с этим спросом (хотя это и не всегда экономически оправдано). Однако обычно спрос невозможно определить абсолютно точно, и поэтому, чтобы сгладить колебания спроса, необходимо поддерживать определенный резервный или буферный запас готовой продукции;

4) обеспечение гибкости производства. Наличие товарно-материальных запасов позволяет ослабить давление объема выпуска продукции на производственную систему. Можно увеличить время подготовки к выпуску продукции, что, в свою очередь, дает возможность спланировать более равномерный и дешевый производственный процесс за счет выпуска более крупных партий продукции. Например, при высоких затратах на размещение заказа предпочтителен выпуск больших объемов готовой продукции;

5) обеспечение защиты от колебаний периода поставки сырья. При поставках заказанного у поставщика того или иного материала могут возникать различные задержки, которые объясняются рядом причин. Среди этих причин можно отметить обычные колебания продолжительности доставки; дефицит материала на заводе поставщика, вызывающий задержки в выполнении заказа; неожиданную забастовку на заводе поставщика или в одной из компаний, занимающихся доставкой продукции; утерю заказа и доставку дефектного материала или не того материала, который требовался заказчику;

6) использование преимуществ экономичного размера заказа на закупку. Размещение заказа связано с определенными расходами: трудозатраты, телефонные переговоры, набор соответствующих текстов, на пишущей машинке или компьютере, пересылка по почте и т.п. Таким образом, чем больше объем каждого отдельного заказа, тем меньше количество заказов, которые необходимо подготовить. Кроме того, расходы на доставку также свидетельствуют в пользу более крупных заказов: чем больше объем поставки, тем меньше расходы на единицу поставляемой продукции.
К основным проблемам управления запасами относятся следующие.

1. Большое число факторов, влияющих на размер заказа: величина и возможная неравномерность расхода, отдаленность поставщиков, ограничения по ресурсам, способы транспортировки.

2. Многообразие видов запасов: текущие, страховые, сезонные и др.

3. Большое число параметров, по которым необходимо принимать решения при управлении запасами: величина заказа, момент заказа, момент поставки, интервал времени между заказами, величина страхового запаса и др.

4. Большое разнообразие систем контроля состояния запасов, в том числе системы периодического контроля, системы непрерывного контроля.

5. Ошибочность прогнозов, возрастающая в связи с развитием товарного предложения.

6. Увеличение времени выполнения заказов, размещаемых в отдаленных зонах с дешевой рабочей силой.

40. Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров. Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Логистическая система формирует организационные и технико-экономические требования к складам, устанавливает цели и критерии оптимального функционирования складской системы, определяет условия переработки грузов. В свою очередь, организация складирования материалов (выбор места расположения складов, способ хранения материалов и др.) оказывает существенное влияние на издержки обращения, размер и движение запасов на различных участках логистической цепи.

Задачи складской логистики:

· Рациональная планировка склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

· Эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;

· Использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции;

· Минимизация маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

· Осуществление унитизации партии отгрузок и применение централизованной доставки;

· Максимальное использование возможностей информационных систем.

Можно выделить следующие основные проблемы складского хозяйства:

· Непропорциональное увеличение времени подбора заказа;
Когда требуется осуществить подбор 2-3 позиций, с этим складские работники справляются практически без проблем, но когда требуется осуществить подбор нескольких десятков, а то и сотен позиций (что особенно характерно для дистрибьюторских и снабженческих компаний), то время подбор растет в геометрической прогрессии. Складские работники не в силах в голове .построить оптимальный маршрут обхода склада, что приводит к метаниям по складу и большому количеству ошибок.

· «Потери» товара на складе;
Очень часто возникает такая ситуация, когда информационная система показывает, что товар на складе присутствует, но найти его никто не может. Эта ситуация является следствием отсутствия адресного хранения на складе, когда расположение товара на складе находится только в голове сотрудников.

· Высокие потери просроченного товара;
Данная проблема характерна для складов, хранящий продукцию с ограниченным сроком годности (продукты питания, бытовая химия и т.д.). Очень часто возникает ситуации, когда на складе присутствует один и тот же товар с разными сроками годности. Соответственно, на неавтоматизированном складе является обычной ситуация, когда клиенту отгружается продукция не с оптимальным сроком годности, а с тем, с которым удалось найти, что естественно приводит к дополнительным потерям просроченного товара.

· Высокая сложность проведения инвентаризации; Комплексную инвентаризацию (а только она доступна на неавтоматизированных складских комплексах) проводить с нужной частотой крайне сложно. Такая инвентаризация требует много времени и большое количество людских ресурсов. Поэтому зачастую, такая инвентаризация проводится крайне редко. Следствием этого является отсутствие актуальной информации о состоянии складских остатков.

· Зависимость от персонала склада;
Одна из наиболее значимых проблем. Практически на каждом складе присутствует свой «дядя Вася», который хорошо знает товар, его местоположения и т.д. Поэтому такие люди ценятся на вес золота и их уход (увольнение, болезнь, отпуск и т.д.) может привести к серьезным проблемам складского комплекса. Конечно это не полный список проблем, его можно расширять до бесконечности, но основные проблемы были представлены.

 

41. Классификация складов выглядит следующим образом:

· по отношению к функциональным базисным областям логистики: склады снабжения, производства, распределения;

· по виду хранимой продукции, склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, тары и упаковки, остатков и отходов, инструментов;

· по форме собственности, собственные склады предприятий, коммерческие склады (общего пользования), арендуемые склады;

· по функциональному назначению: склады сортировочно-распределительные, распределительные, сезонного или длительного хранения, транзитно-перевалочные (грузовые терминалы), снабжения производства (производственные), торговые;

· по продуктовой специализации: специализированные, неспециализированные, специальные, универсальные, смешанные;

· по технической оснащенности: частично механизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические;

· по наличию внешних подъездных путей: с причалами, с рельсовыми подъездными путями, с автодорожными путями;

· по виду складских зданий и сооружений:

· по техническому устройству (конструкции): открытые склады (площадки), полузакрытые склады (площадки под навесом), закрытые склады;

· по этажности здания: многоэтажные, одноэтажные (с высотой до 6 м, высотные (свыше 6 м), высотно-стеллажные (более 10 м), с перепадом высот).

логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и вклю­чает (рис.1):

-снабжение запасами,

- контроль за поставками,

- разгрузку и приемку грузов,

- внутри складскую транспортировку и перевалку грузов,

- складирование ихранение грузов,

- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку,- транспортировку и экспедицию заказов,

- сбор и доставку порожних товароносителей,

- контроль за выполнением заказов,

- информационное обслуживание склада,

- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

42. Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:

1. определяются место склада в логистической цепи и его функции;

2. устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);

3. определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;

4. выбираются элементы каждой складской подсистемы;

5. создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;

6. осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных;

7. проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;

8. осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.

43 Систему показателей, отражающих эффективность логистического процесса на складе, можно разделить на пять групп:

1. Показатели, характеризующие степень удовлетворения запросов потребителей.

2. Показатели, отражающие качество работы склада.

3. Показатели количественные, временные.

4. Показатели затрат.

5. Показатели, отражающие финансово-экономические результаты.

К первой группе относят оценку потребителями уровня выполнения заказа, возврат товаров потребителями, связанный с неправильной комплектацией, нарушениями упаковки и др., число задержек отгрузки товаров, жалобы потребителей, показатели, характеризующие уровень сервиса, и др.

Вторая группа показателей отчасти дополняет первую, но содержит показатели, характеризующие непосредственно качество работы склада. Их, в свою очередь, можно условно разделить на показатели, отражающие точность выполнения параметров заказа (соблюдение сроков, объем, качество, ассортимент комплектации заказа и т. д.), обеспечение выполнения заказов (точность поддержания уровня запасов, наличие запасов, соблюдение условий хранения и т. п.), соблюдение внутреннего режима работы склада (случаи потерь, порчи, хищений и др.).

Третья группа показателей отражает время логистических циклов: время пополнения запасов, обработки заказов потребителей, доставки заказов, подготовки и комплектации заказа, закупки товаров и др.

Четвертая группа включает издержки по управлению складскими запасами, затраты на внутрискладскую транспортировку, грузопереработку, хранение, упаковку и другие логистические издержки.

Показатели пятой группы отражают финансово-экономические результаты, представляют собой совокупность производных показателей от первых четырех групп. К ним относят: оборачиваемость запасов (срок и число оборотов), средний уровень запасов на складе, использование объема склада, складскую мощность, число отправок на единицу складской мощности, число операций грузопереработки в день, логистические издержки на единицу товарооборота на заданном временном интервале, оборачиваемость инвестированного капитала в основные средства склада, срок окупаемости основных средств и инвестиций, затраты на комиссионирование, упаковку и другие услуги на единицу товарооборота, рентабельность и др.

Кроме перечисленных групп показателей, выделяются показатели, связанные с определением общей площади склада.

Также существуют показатели, служащие критериями оценки рентабельности системы складирования.

К основным критериям оценки рентабельности системы складирования относят:

1) показатели эффективности использования складских площадей и объемов - использование площади складских помещений (отношение полезной площади, занятой под складирование, к общей площади склада), средняя нагрузка, приходящаяся на 1 м складской площади (отношение объема хранимого на складе груза в тоннах к общей площади склада); коэффициент использования объема склада (отношение полезного объема, занятого под складирование, к общему объему склада); грузонапряженность (произведение показателя использования площади складских помещений и коэффициента оборачиваемости груза);

2) величина приведенных общих логистических издержек.

44. Сервисное обслуживание представлено в логистической системе:

o сервисом потребительского спроса (сроки поставки; готовность и частота поставок; безотказность и своевременность; комплексность, качество, объем; погрузка и разгрузка; способ заказа);

o производственным сервисом (доработка и модификация, монтаж и наладка, шеф-надзор, испытания, устранения ошибок; обучение персонала; организация эксплуатации);

o послепродажным сервисом (гарантийные работы; проведение ремонтных работ; подготовка ремонтного персонала; снабжение запчастями; инфраструктура сервиса; утилизация старой продукции);

o информационным обслуживанием (рекламная деятельность; каталоги и прейскуранты; техническая документация; эксплуатационная документация; включение в информационную сеть; правила приемки и гарантии);

o финансово-кредитным сервисом (вариантность оплаты; система скидок и льгот; товарные и денежные кредиты; банковские коммерческие кредиты; государственные и международные кредиты; новые дополнительные формы кредитов).

Сервис можно разделить на следующие разновидности, классификация которых приведена на рисунке.

Все приведенные разновидности сервисных услуг можно разделить на три группы в зависимости от этапа, на котором они представлены покупателю:

o предпродажные услуги

o услуги, сопутствующие процессу продажи продукции;

o послепродажные услуги.

45. Основным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.

Уровень логистического обслуживания – это количественная характеристика соответствия фактических значений показателей качества и количества логистических услуг оптимальным или теоретически возможным значениям этих показателей. Расчет уровня логистического обслуживания выполняется по следующей формуле:

где Y – уровень логистического обслуживания;

m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистических услуг;

М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.

Уровень обслуживания можно оценивать также, сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняется по следующей формуле:

46. Достижение целей логистики требует постоянного наблюдения и воздействия на логистические процессы посредством управления. Управление в этом случае направлено на координацию деятельности всех подразделений, занятых работой по производству и реализации продукции. Инструментом подобного объединения служит информационное обеспечение. Информация возникает при выполнении различных логистических операций и сопровождает материальный поток на всех этапах его продвижения. Информация используется при выработке и принятии управленческих решений в логистической системе.

Информационная логистика организует поток данных, сопровождающих материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Задачей информационной логистики является обеспечение высокой степени наполнения информацией системы управления, а также предоставление каждому уровню иерархии управления логистической системы необходимой ему информации должного качества и в необходимые сроки.

 

47. Информационная логистическая система соответствует иерархической структуре системы управления предприятием и включает три уровня.

Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция.

Второй уровень – участок, цех, склад, где размещаются рабочие места и происходит транспортировка грузов.

Третий уровень – система транспорта и перемещения грузов, охватывающая цепь событий от отгрузки сырья до поставки готовой продукции.

48. ??? Весь процесс логистики характеризуется тесной связью материальных и информационных потоков. Различают три варианта их взаимодействия:

1. Информация опережает материальный поток. В этом случае от. информационного потока поступают сведения о движении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление).

2. Информация сопровождает материальный поток, движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.

3. Информационный поток отстает от материальных потоков. В этом случае информация служит только для оценки результатов.

 

В ходе информационного процесса, протекающего в логистической системе, реализуются следующие функции:

· сбор информации в местах ее возникновения;

· анализ информации и ее преобразование;

· накопление информации и ее хранение;

· транспортировка информации;

· фильтрация потока информации, т.е. отбор необходимых для того или иного уровня управления данных и документов;

· объединение и разделение информационных потоков;

· выполнение элементарно-информационных преобразований;

· управление информационным потоком.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...