Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система поставок «Точно в срок» в закупочной логистикеСтр 1 из 2Следующая ⇒
ЛОГИСТИКА Курс лекций для студентов второго высшего образования (12 часов)
Воронеж - 2012 Содержание Тема 1. Понятие логистики............................................................................................................. 1.1. История, объект, цели и задачи логистики............................................................................ 1.2. Этапы развития логистики...................................................................................................... 1.3. Понятие материального потока и логистической операции............................................... 1.4. Информационные потоки в логистике..................................................................................
Тема 2. Концепция и функции логистики.................................................................................... 2.1. Концепция логистики.............................................................................................................. 2.2. Шесть правил логистики......................................................................................................... 2.3. Функции логистики................................................................................................................. 2.4. Понятие логистической системы............................................................................................ 2.5. Виды логистических систем....................................................................................................
Тема 3. Закупочная и производственная логистика................................................................... 3 3.1. Сущность и задачи закупочной логистики............................................................................ 3.2. Выбор поставщика.................................................................................................................... 3.3. Система поставок «точно в срок» в закупочной логистике................................................ 3.4. Производственная логистика ее концепция и задачи.......................................................... 3.5. Варианты управления материальными потоками в производстве.....................................
Тема 4. Транспортная и информационная логистика.................................................................. 4.1. Транспортная логистика и ее задачи...................................................................................... 4.2. Выбор вида транспорта и применение тарифов................................................................... 4.3. Информационные системы в логистике и их виды.............................................................. 4.4. Принципы построения логистических информационных систем...................................... 4.5. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.................................................................................................................... 9
Тема 5. Распределение и склады в логистике........................................................................... 12 5.1. Значение и задачи распределения в логистике..................................................................... 5.2. Размещение распределительных центров на логистическом полигоне............................. 5.3. Склады, их определение и виды............................................................................................. 5.4. Функции складов и характеристика складских операций................................................... 5.5. Грузовая единица – элемент логистики.................................................................................
Библиографический список........................................................................................................ 20 Тема 3. ЗАКУПОЧНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА Сущность и задачи закупочной логистики Закупочная логистика –это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами (подсистема, организующая вход материального потока в логистическую систему). Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (сырья, полуфабрикатов, товаров народного потребления и т.д.) – служба снабжения. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является: 1) элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие (получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы); 2) элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия; 3) самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели. Задачи закупочной логистики: 1. Определение потребности в материальных ресурсах 2. Исследование рынка закупок 3. Выбор поставщиков 4. Осуществление закупок 5. Контроль поставок 6. Подготовка бюджета закупок 7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат: • на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; • на транспортировку, экспедирование и страхование; • на грузопереработку; • на контроль за соблюдением условий договора поставки; • на приемку и проверку материальных ресурсов; • на поиск информации о потенциальных поставщиках. В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов. Выбор поставщика После того, как предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Основные этапы решения этой задачи: 1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: - объявление конкурса; - изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.; - посещение выставок и ярмарок; - переписка и личные контакты с возможными поставщиками. Конкурсные торги (тендеры) проводят в случае, если предполагается закупить материальные ценности на большую сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Проведение тендера включает следующие этапы: 1. Реклама. 2. Разработка тендерной документации. 3. Публикация тендерной документации. 4. Приемка и вскрытие тендерных предложений. 5. Оценка тендерных предложений. 6. Подтверждение квалификации участников торгов. 7. Предложение и присуждение контракта. Тендерная документация выполняет ряд важных функций: - инструктирует участников о процедуре торгов, - дает описание закупаемых товаров или услуг, - устанавливает критерии для оценки предложений, - определяет условия будущего контракта. Оценка тендерных предложений ведется в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации. Основные правила процедуры оценки таковы: - предварительное назначение членов тендерного комитета, проводящего оценку предложений; - рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации; - безусловное следование объявленным в тендерной документации процедурам оценки; - отсутствие каких-либо переговоров с участниками торгов. Тендерный комитет составляет отчет об оценке тендерных предложений, в котором должно быть показано, как оценивались тендерные предложения, обоснованы причины отклонения предложения и даны рекомендации по присуждению контракта. Победителем конкурсных торгов признается участник, представивший наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям тендерное предложение. В процессе письменных переговоров между поставщиком и потребителем потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый - когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции свои предложения (или оферты). Эти документы аналогичны предложениям, получаемым от поставщиков при проведении конкурсных торгов. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты в случае письменных переговоров могут иметь различную форму и содержание, включающее реквизиты: наименование товара, количество и качество товара, цену, условия и срок поставки, условия платежа, характеристику тары и упаковки, порядок приемки-сдачи. Оферты могут быть твердыми и свободными (инициативными). Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу в пределах срока действия оферты подтверждение о принятии предложения. Продавцу могут быть направлены и контрусловия покупателя. Если контрагентам не удается придти к соглашению в течение срока действия предложения, то переговоры продолжаются без учета обязательств продавца, взятых им по твердой оферте. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы. При втором способе - когда инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя, потенциальным поставщикам рассылается коммерческое письмо или запрос, целью которого является получение предложения (оферты), в котором указывается наименование товара, качество, условия и сроки поставки, платежа и пр. кроме цены, которая появится в ответном предложении. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. 2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков: 1) цена и качество поставляемой продукции; 2) надежность поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции; 3) удаленность поставщика от потребителя; 4) сроки выполнения текущих и экстренных заказов; 5) наличие резервных мощностей; 6) организация управления качеством у поставщика; 7) психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок); 8) способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; 9) финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. 3. Оценка результатов работы с поставщиками. Система поставок «Точно в срок» в закупочной логистике Система поставок «точно в срок» основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах. Например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина. Сущность системы «точно в срок», заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится, не накапливается и не заказывается. Система поставки «точно в срок» (ТВС) -это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время. Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применять систему поставок «точно в срок», должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы. Применение системы ТВС позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сокращает потребность в складских мощностях, персонале. Преимущества использования системы ТВС: - исключается ряд операций изтехнологической цепи поставок; - сокращаются текущие запасы, так как предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал; - сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок, за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и с проверенными перевозчиками; - сокращаются запасы в пути, так как сокращается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков, либо складов этих поставщиков; - улучшается качество товара; - увеличивается надежность поставок, так как возникает совместная заинтересованность в функционировании ТВС. Отметим также отдельные проблемы, стоящие на пути внедрения систем «точно в срок»: - требования потребителя к качеству, которые приводят к увеличению затрат поставщика и могут восприниматься последним как завышенные; - сокращение степени диверсификации, что создает проблему, обусловленную возрастанием коммерческого риска от ориентации на одного контрагента; - удаленность потребителя может сделать частые поставки небольших партий экономически не выгодным для поставщика; - расписание поставок, которое используется в системах «точно в срок» должно позволять получать товары по мере надобности, в то время как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующееся стабильностью поставок по размеру и во времени; - размер партии и периодичность поставок. Данная проблема возникает в связи с возможным отличием в оценках поставщиком и потребителем экономически целесообразного для каждого из них размера партий и периодичности поставки. Задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС. 1. В области отношений с поставщиками: • поиск близко расположенных поставщиков; • переход на длительные хозяйственные связи; • пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками; • стимулирование поставщиков к внедрениюТВС; • поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок; • концентрация отдаленных поставщиков; • вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень; • организация безбумажного информационного обмена; • централизованная доставка силами и средствами поставщика; • применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком. 2. По объему поставок: • поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства (для торгового предприятия, реализации); • обеспечение возможности частых поставок малыми партиями; • работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставокпо контракту; • поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах. 3. В области качества поставляемой продукции: • тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у потребителя. 4. В области отгрузки: • составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов; • использование постоянных, проверенных перевозчиков; • заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее складирование и транспортировку. 3.4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА ЕЕ КОНЦЕПЦИЯ И ЗАДАЧИ Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность. Материальные услуги по транспортировке грузов могут являться объектом как производственной логистики, в случае использования собственного транспорта для внутрипроизводственного перемещения грузов, так и транспортной, если используется транспорт общего пользования. Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне. На макроуровневнутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукции. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% - временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования. На микроуровневнутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия. Логистическая конпепция организации производства включает в себя следующие основные положения: - отказ от избыточных запасов; - отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций; - отказ от изготовления продукции, на которую нет заказа покупателей; - устранение простоев оборудования; - обязательное устранение брака; - устранение нерациональных внутризаводских перевозок; - превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров. В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает: - никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать, во что бы то ни стало, высокий коэффициент его использования; - изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; - иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай». Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция - для условий «рынка покупателя». Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка продукция будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования, а не реализации продукции. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже себестоимость единицы продукции. Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос. Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом. ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕ Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных, принципиально отличающихся друг от друга. Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 6). Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.
. . .
Условные обозначения: материальный поток, инфopмaциoнный поток. Рисунок 6 - Принципиальная схема толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутpипpoизвoдcтвенной логистической системы Второй вариант основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Для того, чтобы понять механизм функционирования тянущей системы рассмотрим пример (рис. 7).
продукции ы н Команда на изготовление о 10 единиц продукции к
с для 10 заготовок деталей единиц б заготовок продукции ы заказ заказ заказ т на материал на 10 заготовок на 10 деталей а Условные обозначения: материальный поток, инфopмaциoнный поток Рисунок 7 - Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки, для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в cостоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления. К тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «Канбан» (в переводе с японского - карточка), разработанную и впервые в мире реализованную фирмой «Тоёта» (Япония). Система «Канбан» не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Она позволяет существенно снизить производственные запасы, а также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции. |
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |