Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информационные потоки в логистике




Информационный поток (ИП) − совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между ней и внешней средой, сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток сопутствует материальному потоку, играя подчиненную по отношению к нему роль, и может существовать в речевой форме, а также в виде бумажного или электронного документа.

Здесь следует сделать два замечания. Во-первых, говоря о том, что информационный поток сопутствует материальному,  следует иметь в виду,  что в ряде случаев он

может и опережатьматериальный, а иногда и быть причиной его зарождения.

Характерным примером большого разрыва во времени возникновения материального и информационного потоков являются форвардные сделки на еще не поставленный (или даже не произведен

ный) товар на товарных биржах.

Во-вторых,  информационные потоки  могут быть очень сложными и насыщенны-

ми в плане схем документооборота, количества документов и реквизитов.

Например, при выполнении смешанных железнодорожно-морских международных перевозок грузов используется до 160 оригинальных документов, тысячи реквизитов информации, а взаимодействие по информационным потокам осуществляется между двумя десятками логистических по-

средников.

Это заставляет по возможности уменьшать бумажный документооборот, и во всё возрастающих масштабах использовать электронный обмен данными, внедрять международные стандарты электронной передачи и обработки информации на основе, например, стандарта ООН EDIFACT, о котором мы уже говорили.

Информационные потоки, как и материальные, могут быть внутренними и внешними, входными и выходными. Они могут быть также горизонтальными, относящимися к одному иерархическому уровню логистической системы, и вертикальными, направленными от верхнего уровня иерархии к нижнему; регулярными, соответствующими регламентированной по времени передаче данных, периодическими (с жестким ограничением на время передачи), и оперативными, осуществляющимися в диалоговом режиме. Бывают также директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, потоки информации для учета и анализа при принятии решений, и вспомогательные потоки.

Информационные потоки формируются исходя из конкретных потребностей логистического управления,  и являются  чрезвычайно сложными  даже для одной функ-

ции логистического управления, не говоря уже о комплексе таких функций.

Для примера рассмотрим процесс формирования информационных потоков при реализации одной из функций логистического управления, а именно: планирование размещения запасов ГП в распределительной сети.

Для того чтобы осуществлять управление этой функцией, используют следующие основные источники информации: запросы потребителей, прогнозы объемов продаж, распределительные стратегии и затраты на управление запасами.

Запросы потребителей формируют следующие четыре группы частных информационных потоков:

− информация о продуктовых требованиях (специфические требования разных групп потребителей, их требования к ассортименту, качеству продукта и сервисному обслуживанию);

− информация о ценах (цены на конкурентные товары, товары ассортимента, цены на поставки, страхование, упаковку и т.п.);

− информация о процедурах заказов (для того чтобы делать заказ, нужна информация о наличии товара в торговых точках, нужно знать, каковы объемы заказов по всему ассортименту, как осуществляется сбор, обработка и выполнение заказов);

− информация о поставке (доставке) готовой продукции потребителям (требования потребителей к поставкам и доставке, частота и объем поставок, требования к пред- и послепродажному обслуживанию).

Информация для прогнозирования объемов продаж включает в себя следующие данные:

− ретроспективная информация об объемах продаж товаров всего ассортимента данной фирмы и конкурентов;

− общий объем продаж на данном рынке в настоящее время с прогнозом возможности освоения новых рынков;

− общий рыночный спрос с учетом жизненного цикла товара, планируемых изменений его характеристик и цен (у себя и у конкурентов), планы продвижения товара на рынок;

− экономические тенденции в изменении потребительского спроса и новые технологии в производстве продукции;

− прогнозы потребности в материальных ресурсах для изготовления готовой продукции, и т.д.

Информация о распределительных стратегиях включает в себя в тактическом плане – информацию о том, как удовлетворяются запросы потребителей, каков уровень запасов готовой продукции в сети, какие планируются изменения в правилах пополнения запасов; и на основе этого в стратегическом плане − осуществляется мониторинг всей распределительной сети и возможных ее изменений с точки зрения улучшения обслуживания потребителей. Сюда входит информация о том, как получаются, обрабатываются и выполняются заказы, как осуществляется транспортировка, как производится документооборот, как выполняются условия поставки. Понятно, что вся информация должны быть точной и достоверной, т.к. от этого зависит и эффективность информационных потоков.

При этом надо отметить также, что все эти информационные потоки взаимосвязаны.

Роль информационно-компьютерной поддержки логистического управления трудно переоценить. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют даже особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в управлении информационными потоками и информационными ресурсами. Несколько позже мы рассмотрим один из примеров логистических информационных систем.

Роль информационных потоков в современной логистике растет, и обусловлено это следующими основными причинами:

− для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. все более становится необходимым элементом потребительского сервиса;

− с точки зрения управления запасами наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах за счет уменьшения неопределенности спроса, и трудовых ресурсах за счет сокращения самих запасов;

− информация повышает гибкость логистической системы, т.к. дает возможность определить – где и когда лучше использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Финансовые потоки

В условиях и рыночной, и переходной экономики повышение эффективности товародвижения достигается во многом за счет улучшения его финансового обслуживания, а это, в свою очередь, вызывает необходимость специального рассмотрения финансовых потоков (ФП), сопутствующих перемещению товарно–материальных и товарно–нематериальных ценностей.

При этом к товарно-материальным ценностям относятся все виды материальных благ, включая и такой их специфический вид, как недвижимость; к товарно-нематериальным – услуги, капитал и нематериальные активы (ценные бумаги, векселя и т.п.).

Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время одной из наименее изученных областей логистики. Часть специалистов вообще эти вопросы не рассматривают, другие под финансовыми потоками понимают любое перемещение финансовых средств, третьи считают, что финансовый поток – это движение финансовых средств лишь внутри логистических систем, четвертые – только между ними.

Надо сказать, что финансовые потоки существовали всегда, при любой организации деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как показывает практика, наибольшая эффективность движения финансовых ресурсов, а значит, и обслуживаемых ими материальных потоков, достигается при применении логистических принципов управления ими МП, что и привело к появлению новой экономической категории – логистический финансовый поток.

Таким образом, под финансовым потоком в логистике мы будем понимать направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между ней и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения материального потока.

Из этого определения следует, что:

− логистический финансовый поток – это не просто движение, а направленное движение;

− направленность финансового потока определяется направлением движения материального (товарного) потока;

− рассматривается движение финансовых ресурсов и внутри логистической системы, и между ней и внешней средой;

− с позиций логистики управление ФП должно быть оптимальным, т.е. осуществляться с минимальными затратами.

Как и материальные, и информационные, финансовые потоки могут быть внешними и внутренними, входящими и выходящими, горизонтальными и вертикальными. Финансовые потоки могут обслуживать процессы закупок, производства, и сбыта, а также движение основных фондов предприятия и его оборотных средств. По способу расчетов финансовые потоки делят на денежные (связанные с движением наличных средств – в рублях и в валюте) и информационно-финансовые (связанные с движением безналичных средств – платежные поручения, аккредетивы, расчетные чеки и т.п.). Есть также учетно-финансовые потоки, действующие внутри предприятия, в отличие от денежных и информационно-финансовых, которые используются при расчетах между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем.

В самом простейшем случае каждому материальному потоку соответствует свой единственный финансовый поток. Это может быть выражено следующей схемой.

 

 


Выбор той или иной формы оплаты при этом зависит не только от эффективности самой формы оплаты в каждом конкретном случае, но и часто является средством воз

действия на неаккуратных покупателей.

Так, например, при расчетах между продавцами и покупателями, расположенными в разных городах, используют такие формы безналичного расчета, как инкассо или аккредетив. При этом инкассо – платеж в банке покупателя – является наиболее естественной формой безналичных расчетов, а аккредктив – платеж в банке продавца – применяется как экономическая санкция и выражает

недоверие к покупателю.

В обеих этих схемах начало движения всех потоков совпадают. Однако на практике обычно так не бывает. Очередность потоков зависит и от формы безналичных расчетов, и от дополнительных условий платежа, предусмотренных договором купли – продажи.

При финансовом обслуживании товародвижения широко используются также ценные бумаги и векселя, как финансовые инструменты фондового рынка. Их применение позволяет увеличить чистую прибыль хозяйствующих субъектов за счет сокращения налоговых платежей. Давайте рассмотрим некоторые схемы применения этих инструментов фондового рынка.

Предприятия–покупатели размещают свои средства, как правило, в коммерческих банках, и используют их для расчетов по сделкам купли-продажи. В то же время гораздо эффективнее направлять имеющиеся средства на покупку государственных ценных бумаг (ЦБ), а для закупки товаров – брать кредит в банке. По существующему законодательству, в этом случае проценты по кредиту в пределах ставки, установленной законодательством, учитываются в составе затрат на производство и обращение товаров, а значит, включаются в себестоимость, и будут возмещены. А доход, полученный по приобретенным ценным бумагам, подлежит отдельному учету и льготному налогообложению. Таким образом, налогооблагаемая прибыль предприятия уменьшается. Всё это может быть изображено в виде следующей схемы.

 

 


В свою очередь, движение ЦБ вызывает появление нового товарного потока – потока товарно-нематериальных ценностей, потому что ЦБ – это тоже товар. Оптимизиро

 

финансовому потоку. В свою очередь, движение ценных бумаг вызывает появление нового товарного потока − потока товарно-нематериальных ценностей, потому что ценные бумаги – это тоже товар. Оптимизировать эти потоки можно как по отдельности, так и вместе. Однако, как показывает опыт применения подобной схемы, во втором случае получают наибольший экономический эффект.

В схеме предполагается, что банк-кредитор (при получении ссуды) является одновременно и банком-дилером (при покупке ценных бумаг). Надо сказать, что так бывает не всегда, но именно такая схема является оптимальной, т.к. работать с одним банком проще и надежнее, чем с несколькими.

Кроме ценных бумаг в хозяйственной деятельности предприятий с той же целью снижения налоговых платежей могут применяться векселя. Они могут быть простыми процентными и дисконтными (переводными).

Для предприятия-покупателя, выписавшего простой процентный вексель предприятию-продавцу, номинал векселя будет отражать стоимость купленных товаров, а проценты по нему – плату за отсрочку платежа, которые, как и в случае ЦБ, включаются в издержки производства и обращения. В свою очередь, для продавца, получившего такой вексель за свои товары, НДС и другими налогами с оборота будет облагаться в полном объеме только номинал, а проценты будут считаться доходами по ЦБ, которые облагаются налогом по пониженной ставке.

Порядок движения товарных и финансовых потоков при применении простого процентного векселя может быть представлен следующей схемой.

 

 


расчетах с векселедержателем за его товары и услуги.

В целом анализ всех финансовых механизмов обслуживания товарных потоков показал, что: − логистический финансовый поток возникает, если есть обслуживаемый им товарный поток; − направление, объем, источник возникновения и начало
Кроме того, предприятия, имеющие задолженности у векселедателя, очень охотно принимают его векселя от третьих лиц для погашения своего долга перед ним. Примерная схема движения финансовых потоков в этом случае может иметь следующий вид.

 

 


движения финансового потока зависит от выбранной формы расчетов и дополнительных условий платежа, предусмотренных договором купли-продажи;

− получившая в последнее время широкое распространение практика использования для взаиморасчетов различных ЦБ, с одной стороны, значительно усложняет механизм финансового обслуживания товарных потоков, с другой – повышает его эффективность.

По данным специалистов, использование механизмов финансового обслуживания с использованием ценных бумаг может экономить от 10 до 30% от суммы платежа за поставку товаров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...