Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3: Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Данте «Божественная комедия»
Список текстов и литературы A.Тексты Обязательные
Августин Блаженный. Исповедь*. Петр Абеляр. История моих бедствий*. Поэзия вагантов (серия “Литературные памятники”)* Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971 * Беовульф // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М. 1975 (серия “Библиотека всемирной литературы”); Старшая Эдда // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975 (серия “Библиотека всемирной литературы”); Исландские саги - “Сага о Гисли”, “Сага о Гуннлауге Змеином Языке”, “Сага о Ньяле”* Ирландские саги - “Изгнание сыновей Уснеха”, “Сватовство к Эмер”, “Битва при Маг Туиред”. “Повесть о Диармайде и Грайне”*. Песнь о Роланде. (БВЛ, “Литературные памятники”) Песнь о Сиде (БВЛ, “Литературные памятники”) Песнь о нибелунгах(БВЛ, “Литературные памятники”) Поэзия трубадуров, поэзия труверов, поэзия миннезингеров (БВЛ; сб. “Прекрасная Дама”. Роман о Тристане и Изольде(в издании «Легенда о Тристане и Изольде», серия “Литературные памятники”)* Кретьен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со львом // Рыцарский роман и повесть, М, 1974 (БВЛ) Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль // Рыцарский роман и повесть, М, 1974 (БВЛ) Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. б) Учебные пособия и хрестоматии История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. 4-е изд. (Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А.), М., 1987. С.7-181. История всемирной литературы: в 9т., т.2: Средние века. М., 1984. С. 438-596. Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б. И Пуришев. / М., 1974, 1975. Памятники средневековой латинской литературы IV - IX вв. М., 1970 Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв. М., 1972 Памятники средневековой латинской литературы IV - VII вв. М., 1998/ Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература средних веков. Т.2 (под редакцией И.В.Ершовой) М., 1998 В) Научная литература Аверинцев. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.,1976, С. 17-65. Аверинцев С.С. Литературные теории в составе средневекового типа культуры. // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.,1986, С. 5-19. Андреев М.Л. Второе рождение европейской драмы. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 27-45. Ауэрбах Э. Мимесис. М. 1976. 555 с Багге Сверре. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм. // Мировое древо, М., 1994, № 3, С. 58-80 Баткин Л.М. “Не мечтайте о себе”. М., 1993 Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. М., 1990, С. 126-163 Боура С.М. Героическая поэзия. М. 2002 Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневекововй поэтики и риторики. // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.,1986, С.91-170 Григорьева Н.И. Жанровый синтез на рубеже веков. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989., С. 229-276. Гуревич А. Я. Категории средневековый культуры. 2-е изд., исправ. и доп. 1984. 350с. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.,1990. С. 69-115, 115-135. Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990 Евдокимова Л.В. Системные отношения между жанрами средневековой французской литературы XIII -XV вв. и жанровые номинации. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 283-326. Елина Н.Г. Данте. М., 1965 Ершова И.В. "Песнь о моем Сиде": трансформация эпического героя в контексте средневековой культуры (к постановке проблемы) // Мировое древо, № 8, М, 2001-с. 96-113. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени). // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 45-88. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М. 2001, С.189-402. Лорд А. Сказитель. М., 1994, 142-159, 222-249 Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М. 1975. Матюшина И.Г. Древнейшая лирика Европы. М.,1999 Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М. 1968, 127-249. Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повествовательных. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 7-27. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы М., 1983, 8-75. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М. 1983. Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть "фаблио" и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М. 1986. 350с. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995, 3-193. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.1976. 350с. Смирницкая О. Поэтическое искусство англосаксов. // Древнеанглийская поэзия. Москва., 1982, 171-233. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. М. 2001. Планы семинарских занятий
Тема 1: “Рыцарский героический эпос зрелого средневековья (сопоставительный анализ “Песни о Роланде”, “Песни о Нибелунгах”, “Песни о Сиде”)
Тексты “Песнь о Роланде” ( по любому изданию) “Песнь о Нибелунгах” (по любому изданию) “Песнь о Сиде” (по любому изданию)
Критическая литература. 1. Лорд А. Сказитель. М., 1994 2. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и запад. Л., 1979, 3. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995. 4. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963. 5. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М. 1961 6. Гуревич А.Я. “Пространственно-временной континуум “Песни о нибелунгах” // Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
Вопросы к семинару
1. Эпоха создания классического героического эпоса. Характеристика зрелого средневековья. Время создания “Песни о Роланде”, “Песни о Сиде”, “Песни о Нибелунгах”. 2. Соотношение в поэмах историко-легендарного и вымышленного материала. Как происходит трансформация исторического материала в каждой из поэм? 3. Основные темы и мотивы песен. 4. Основные сюжетообразующие элементы, определяющие отбор художественного материала, композиционных структур, системы персонажей. 5. Элементы рыцарской культуры в эпических поэмах. 6. Элементы эпического стиля: n концепция эпического героя; n трафаретность эпического фона; n темы и формулы (по теории Перри-Лорда)
Тема 2: Традиционная схема средневекового рыцарского романа и ее трансформация в романе Вольфрама фон Эшенбаха “Парцифаль” Контрольные вопросы:
1. Рыцарский роман: сюжетно-композиционная структура (по романам Кретьена де Труа): n двухчастная структура романа n авантюра - как важнейший компонент композиционной структуры n роль пространства в романе n повторяющиеся темы и мотивы n система персонажей и принципы ее функционирования 2. Трансформация традиционной схемы в “Парцифале”: n две части - два героя - два “поколения” рыцарей; n трансформация традиционного героя-рыцаря: роль “биографии” героя; n тема поисков Грааля и эволюция героя; n тема пути и дороги в романе; n рыцарский кодекс и его осмысление в романе; n система персонажей.
Список текстов и литературы;
Тексты Кретьен де Труа. Эрек и Энида или Ивейн, или Рыцарь со Львом. Вольфрама фон Эшенбах. “Парцифаль”
Литература Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986 Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М. 1983. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.1976. 350с. Д.Л.Чавчанидзе. Два романа штауфенской классики // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994
Тема 3: Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Данте «Божественная комедия» Контрольные вопросы: 1. Историко-культурная ситуация XII-XIII веков (религиозные ордена, философские школы и мистические учения). 2. Политические процессы в Италии второй половины XIII. 3. Основные события политической и личной жизни Данте в преддверии создания “Божественной комедии”. 4. “Божественная комедия”: n проблема жанровых источников (латинский эпос, “загробные видения”, жизнеописание, автобиография и т.д.); n композиционная структура и система персонажей поэмы; n символизм и аллегоризм “Божественной комедии” (символика числа, цвета, музыкального ряда); n автор и герой “Божественной комедии”. 5. Данте и проблема Предвозрождения.
Список текстов и литературы Текст. Данте Алигьери. “Божественная комедия” (по любому изданию)
Литература. 1. Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990 2. Елина Н.Г. Данте. М., 1965 3. Андреев М.Л. Время и вечность в “Божественной комедии” // Дантовские чтения. М., 1973 4. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965 5. Гайдук В.П. К вопросу о цветовой символике // Дантовские чтения. М., 1971 6. Бэлза И.Ф. Некоторые проблемы интерпретации и комментирования ““Божественной комедии” // Дантовские чтения. М., 1979
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |