Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3:  Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Данте «Божественная комедия»




Список текстов и литературы

A.Тексты

Обязательные

 

Августин Блаженный. Исповедь*.

Петр Абеляр. История моих бедствий*.

Поэзия вагантов (серия “Литературные памятники”)*

Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971 *

Беовульф // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М. 1975 (серия “Библиотека всемирной литературы”);

Старшая Эдда // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975 (серия “Библиотека всемирной литературы”);

Исландские саги - “Сага о Гисли”, “Сага о Гуннлауге Змеином Языке”, “Сага о Ньяле”*

Ирландские саги - “Изгнание сыновей Уснеха”, “Сватовство к Эмер”, “Битва при Маг Туиред”. “Повесть о Диармайде и Грайне”*.

Песнь о Роланде. (БВЛ, “Литературные памятники”)

Песнь о Сиде (БВЛ, “Литературные памятники”)

Песнь о нибелунгах(БВЛ, “Литературные памятники”)

Поэзия трубадуров, поэзия труверов, поэзия миннезингеров (БВЛ; сб. “Прекрасная Дама”.

Роман о Тристане и Изольде(в издании «Легенда о Тристане и Изольде», серия “Литературные памятники”)*

Кретьен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со львом // Рыцарский роман и повесть, М, 1974 (БВЛ)

Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль // Рыцарский роман и повесть, М, 1974 (БВЛ)

Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия.

б) Учебные пособия и хрестоматии

История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. 4-е изд. (Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А.), М., 1987. С.7-181.

История всемирной литературы: в 9т., т.2: Средние века. М., 1984. С. 438-596.

Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б. И Пуришев. / М., 1974, 1975.

Памятники средневековой латинской литературы IV - IX вв. М., 1970

Памятники средневековой латинской литературы X-XII вв. М., 1972

Памятники средневековой латинской литературы IV - VII вв. М., 1998/

Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература средних веков. Т.2 (под редакцией И.В.Ершовой) М., 1998

В) Научная литература

Аверинцев. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.,1976, С. 17-65.

Аверинцев С.С. Литературные теории в составе средневекового типа культуры. // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.,1986, С. 5-19.

Андреев М.Л. Второе рождение европейской драмы. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 27-45.

Ауэрбах Э. Мимесис. М. 1976. 555 с

Багге Сверре. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм. // Мировое древо, М., 1994, № 3, С. 58-80

Баткин Л.М. “Не мечтайте о себе”. М., 1993

Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. М., 1990, С. 126-163

Боура С.М. Героическая поэзия. М. 2002

Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневекововй поэтики и риторики. // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.,1986, С.91-170

Григорьева Н.И. Жанровый синтез на рубеже веков. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989., С. 229-276.

Гуревич А. Я. Категории средневековый культуры. 2-е изд., исправ. и доп. 1984. 350с.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.,1990. С. 69-115, 115-135.

Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990

Евдокимова Л.В. Системные отношения между жанрами средневековой французской литературы XIII -XV вв. и жанровые номинации. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 283-326.

Елина Н.Г. Данте. М., 1965

Ершова И.В. "Песнь о моем Сиде": трансформация эпического героя в контексте средневековой культуры (к постановке проблемы) // Мировое древо, № 8, М, 2001-с. 96-113.

Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени). // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 45-88.

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М. 2001, С.189-402.

Лорд А. Сказитель. М., 1994, 142-159, 222-249

Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М. 1975.

Матюшина И.Г. Древнейшая лирика Европы. М.,1999

Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М. 1968, 127-249.

Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повествовательных. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 7-27.

Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы М., 1983, 8-75.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М. 1983.

Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть "фаблио" и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М. 1986. 350с.

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995, 3-193.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.1976. 350с.

Смирницкая О. Поэтическое искусство англосаксов. // Древнеанглийская поэзия. Москва., 1982, 171-233.

Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. М. 2001.

Планы семинарских занятий

 

Тема 1: “Рыцарский героический эпос зрелого средневековья (сопоставительный анализ “Песни о Роланде”, “Песни о Нибелунгах”, “Песни о Сиде”)

 

Тексты

“Песнь о Роланде” ( по любому изданию)

“Песнь о Нибелунгах” (по любому изданию)

“Песнь о Сиде” (по любому изданию)

 

Критическая литература.

1. Лорд А. Сказитель. М., 1994

2. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и запад. Л., 1979,

3. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995.

4. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

5. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М. 1961

6. Гуревич А.Я. “Пространственно-временной континуум “Песни о нибелунгах” // Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990 

 

Вопросы к семинару

 

1. Эпоха создания классического героического эпоса. Характеристика зрелого средневековья. Время создания “Песни о Роланде”, “Песни о Сиде”, “Песни о Нибелунгах”.

2. Соотношение в поэмах историко-легендарного и вымышленного материала. Как происходит трансформация исторического материала в каждой из поэм?

3. Основные темы и мотивы песен.

4. Основные сюжетообразующие элементы, определяющие отбор художественного материала, композиционных структур, системы персонажей.

5. Элементы рыцарской культуры в эпических поэмах.

6. Элементы эпического стиля:

n концепция эпического героя;

n трафаретность эпического фона;

n темы и формулы (по теории Перри-Лорда)

 

 

Тема 2: Традиционная схема средневекового рыцарского романа и ее трансформация в романе Вольфрама фон Эшенбаха “Парцифаль”

Контрольные вопросы:

 

1. Рыцарский роман: сюжетно-композиционная структура (по романам Кретьена де Труа):

n двухчастная структура романа

n авантюра - как важнейший компонент композиционной структуры

n роль пространства в романе

n повторяющиеся темы и мотивы

n система персонажей и принципы ее функционирования 

2. Трансформация традиционной схемы в “Парцифале”:

n две части - два героя - два “поколения” рыцарей;

n трансформация традиционного героя-рыцаря: роль “биографии” героя;

n тема поисков Грааля и эволюция героя;

n тема пути и дороги в романе;

n рыцарский кодекс и его осмысление в романе;

n система персонажей.

 

Список текстов и литературы;

 

Тексты

Кретьен де Труа. Эрек и Энида или Ивейн, или Рыцарь со Львом.

Вольфрама фон Эшенбах. “Парцифаль”

 

 

Литература

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М. 1983.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.1976. 350с.

Д.Л.Чавчанидзе. Два романа штауфенской классики // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994

 

 

Тема 3:  Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Данте «Божественная комедия»

Контрольные вопросы:

1. Историко-культурная ситуация XII-XIII веков (религиозные ордена, философские школы и мистические учения).

2. Политические процессы в Италии второй половины XIII.

3. Основные события политической и личной жизни Данте в преддверии создания “Божественной комедии”.

4. “Божественная комедия”:

n проблема жанровых источников (латинский эпос, “загробные видения”, жизнеописание, автобиография и т.д.);

n композиционная структура и система персонажей поэмы;

n символизм и аллегоризм “Божественной комедии” (символика числа, цвета, музыкального ряда);

n автор и герой “Божественной комедии”.

5. Данте и проблема Предвозрождения.

 

Список текстов и литературы

Текст.

Данте Алигьери. “Божественная комедия” (по любому изданию)

 

Литература.

1. Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990

2. Елина Н.Г. Данте. М., 1965

3. Андреев М.Л. Время и вечность в “Божественной комедии” // Дантовские чтения. М., 1973

4. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965

5. Гайдук В.П. К вопросу о цветовой символике // Дантовские чтения. М., 1971

6. Бэлза И.Ф. Некоторые проблемы интерпретации и комментирования ““Божественной комедии” // Дантовские чтения. М., 1979

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...