Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Украинское национальное движение




В конце XIX – начале XX в. рост национальной организованности украинцев в Галичине был обусловлен конституционным строем Австрии, который предоставлял им определённые права и свободы, наступлением поляков на них, активным участием греко-католического духовенства и светской украинской интеллигенции в национальном движении. Важным направлением деятельности западных украинцев была борьба за равенство украинского языка в государственных и правительственных учреждениях, а также за расширение украинской школы.

Украинские деятели поставили перед собой практическую задачу – создать на базе «Просвиты» сеть просветительных организаций и получить для них помощь из государственного бюджета. Вследствие активной деятельности в этом направлении «Просвита» стала центром украинской жизни. Направив свою работу на подъём культурного и образовательного уровня крестьянства, это общество при помощи сельских учителей и священников постепенно распространило по всей территории Восточной Галичины сеть читален и библиотек. Популярность этих читален возросла, когда при них начали свою деятельность хоровые коллективы, театральные труппы, гимнастические общества и кооперативы. Это было весомым вкладом в подъёме политического и национального сознания крестьянства.

Борьба западноукраинского населения против гнёта в области образования была составной частью национального движения. В 1905 г. в адрес австрийских властей приходили многочисленные обращения от жителей сёл и городов Галичины, Буковины, Закарпатья с требованием открытия школ или классов с украинским языком обучения. Постепенно украинское школьное образование достигло определённых результатов. Накануне первой мировой войны в Галичине насчитывалось 3 тыс. народных украинских школ.

Определённых результатов достигли украинцы в области среднего образования. Накануне войны они имели 6 государственных гимназий и 15 частных средних школ. На Буковине, где накану. Эта идея нашла широкую поддержку в украинском обществе. В её поддержку созывались многолюдные митинги, а украинские депутаты в Галицком сейме и австрийском парламенте призывали правительство решить этот вопрос, но первая мировая война помешала его осуществлению.

О подъёме украинского движения в конце XIX – начале XX в. свидетельствовало активное отстаивание украинцами требований автономии и усиление их влияния на государственную жизнь империи.

Длительное пребывание западноукраинских земель в составе Австро-Венгрии не могло не повлиять на государственные идеи украинцев. Некоторые деятели украинского движения и украинских политических партий связывали государственность западных украинских земель с автономией в пределах этого государства. Именно поэтому федералистско-автономистические идеи укоренялись в сознании западноукраинских граждан. Национально-территориальную автономию для украинцев Украинская радикальная и Национально-демократическая партии отстаивали до самого начала первой мировой войны.

Начало XX в. характеризовалось для галицких украинцев усилением борьбы за отделение Восточной – украинской – Галичины от Западной – польской и объединение украинской части с Буковиной.  

В конце XIX в. среди западных украинцев всё большее распространение приобретала идея создания самостоятельного Украинского государства. Необходимым условием этой идеи было признание общности западных и восточных украинцев, которые представляли единый украинский народ. Впервые стали отстаивать идею единения всех украинцев в независимом государстве радикалы, хотя политическая самостоятельность украинского народа рассматривалась ими как стратегическая цель. Как длительную перспективу создания независимой Украины видели и галицкие социал-демократы и национал демократы. Украинские политики понимали, что ставить вопрос о создании самостоятельного Украинского государства в то время было преждевременно.

Национальное движение западных украинцев накануне первой мировой войны представляло собой многогранное явление, социально, культурно и политически обоснованное.

 

 

Лекция 9. Украинская культура в начале XX в.

 

План:

1 Образование и наука.

2 Литература.

3 Театральное искусство и музыка.

4 Изобразительное искусство и архитектура.

 

Образование и наука

В истории украинской культуры начало XX в. было довольно плодотворным периодом. Благодаря значительным социальным, экономическим и политическим изменениям продолжали развиваться творческие силы, начало которым было положено отменой крепостного права и последующими реформами 1860-1870-х годов. Одновременно появились молодые талантливые художники, которые несмотря на наступление российского царизма, особенно после революции 1905-1907 гг. достигли больших успехов в творчестве. Развитие наблюдалось во всех областях национальной культуры и духовной жизни. Но как и в других регионах Российской империи этот процесс в Украине был чрезвычайно контрастным.

Уровень грамотности в Восточной Украине был невысоким, 70% населения не умели читать и писать, а в начальных, неполных средних и средних школах обучалось очень мало учеников. Так, в 1910 г. в Киевском учебном округе, в состав которого входили 5 губерний, образование получали только 10% детей школьного возраста. В 1914-1915 гг. на территории Приднепровской (Восточной) Украины насчитывалось 252 средние школы, в которых обучалось 140 тыс. учеников. В 27 высших учебных заведениях, в том числе трёх университетах – Киевском, Харьковском, Новороссийском – обучалось 35,2 тыс. студентов.

На западноукраинских землях состояние народного образования было ещё хуже. В начале XX в. неграмотными оставались 70-75%, а в горных районах почти 90% населения. 1/3 населения галицких сёл не имела начальных, а каждое шестое село вообще никаких школ; 150 тыс. детей школьного возраста вообще нигде не учились. В Галичине было 49 средних школ, и только в 4-х из них обучение велось на украинском языке. В Северной Буковине была только 1 украинская гимназия, а в Закарпатье в начальных школах обучение велось на венгерском языке.

В начале XX в. движение национальной интеллигенции за возрождение украинской школы способствовало появлению учебников на украинском языке. Так, в это время были напечатаны букварь Б. Гринченко, читанка А. Билоусенко, букварь и читанка Т. Лубенца, грам­матика украинского языка П. Зализного и Т. Шерстюка.

На всей территории Украины не было ни одного высшего учебного заведения, в котором преподавание велось бы на украинском языке, не было ни одной украинской школы, на содержание которой выделялись бы средства из государственного бюджета. Даже во время революции 1905-1907 гг. царское правительство запрещало преподавание в школах Украины на родном языке.

Во Львовском университете преподавание почти полностью осуществлялось на польском языке, в Черновицком – на немецком. При этом во Львовском университете в 1911 г. среди студентов украинцы составляли 21%, в Черновицком – 17,6%. Во Львовском политехническом институте украинцы составляли 4,4% от общего количества студентов. Особенно активно за чтение курсов лекций и проведение практических занятий по истории Украины, украинского языка и литературы в 1905-1907 гг. выступали студенты Киевского и Одесского университетов. Но после поражения революции чтение таких курсов было категорически запрещено. Возмущение общественности высших учебных заведений вызвала «милость» царских властей, по которой разрешалось преподавание «малороссийской словесности» исключительно на русском языке и в необязательном порядке.

Учёные Украины в начале XX в. достигли значительных результатов в развитии естественных наук и техники.

В Харьковском, а с 1902 г. в Киевском университетах плодотворно работал математик Д. Граве, основавший Киевскую алгебраическую школу, которая исследовала теорию групп. В развитие разных отраслей математики весомый вклад сделали харьковские учёные В. Стеклов, Д. Синцов. Основоположником Харьковской школы радиофизики являлся Д. Рожанский. По вопросам органической химии ценные труды опубликовал профессор Киевского университета С. Реформатский, а физической химии – ученик Н. Бекетова, профессор Харьковского университета И. Осипов.

Много учёных в Украине работало в области биологии и медицины. Киевскую школу зоологов основал известный морфолог Д. Северцев, который в 1902-1911 гг. работал в Киевском университете. В стенах этого учебного заведения эмбриолог и цитолог растений С. Наважин провёл ряд исследований в области ботаники. Известным ботаником-морфологом был профессор Харьковского университета В. Арнольди, который основал Харьковскую школу альгологов (раздел ботаники, изучающий водоросли). Большие достижения имели харьковские учёные В. Данилевский в эндокринологии, М. Тринклер – в хирургии, Л. Гиршлеин – в офтальмологии. Из­вестный украинский эпидемиолог Д. Заболотный первым в мировой практике открыл пути распространения чумы и предложил эффективные методы борьбы с ней. Вместе с М. Гамалией и В. Высоковичем он принимал участие в экспедициях по изучению чумы в Индии, Китае, Аравии и Месопотамии. В Индии (г. Бомбее) и работает бактериологический институт, основанный выходцем из Украины В. Хавкиным, который носит его имя.

На основе новейших теоретических знаний под руководством профессора М. Делоне активно действовало основанное в 1909 г. Киевское общество воздухоплавания. С ним были связаны известные конструкторы и лётчики Д. Григорович, И. Сикорский, П. Нестеров, Ф. Андерс и другие. Сикорский И. сконструировал первые в мире многомоторные самолёты «Русский витязь», «Илья Муромец», Д. Григорович – гидросамолёт. Всего в 1909-1912 гг. в Киеве было построено 40 исследовательских образцов новейших самолётов.

Основателем украинской школы доменщиков стал талантливый учёныё М. Курако. На металлургических заводах России и Украины он по собственным проектам добился сооружения доменных печей, которые не уступали лучшим западноевропейским образцам. Разработанная инженером Л. Лагутиным геологическая карта Донбасса была отмечена в 1911 г. золотой медалью на Всемирной выставке.

Ведущее место в украинской исторической науке в это время занимал М. Грушевский, который написал «Очерк истории украинского народа», «Иллюстрированную историю Украины». Учёный продолжал работать над изданием многотомной фундаментальной «Истории Украины-Руси». Грушевский М. последовательно отстаивал в своих трудах новую схему украинского исторического процесса. Его заслугой было создание научной школы историков, в которую входили М. Кордуба, С. Томашевский, О. Терлецкий, И. Крипьякевич.

В это же время в исторической науке плодотворно работали А. Ефименко, Н. Аркас, Д. Багалий, В. Барвинский, Д. Яворницкий. Так, А. Ефименко опубликовала на русском языке в Петербурге книгу «История украинского народа». Она была первой женщиной в Украине и России, которой в 1910 г. Харьковский университет присудил учёную степень почётного доктора исторических наук. В 1908 г. в Петербурге была опубликована популярная, доступная широкому кругу читателей «История Украины – Руси» Н. Аркаса. Весомый вклад в исследование истории Левобережной Украины внёс В. Барвинский, а Слободской Украины – Д. Багалий. Известным специалистом социально-экономической истории Франции был И. Лучицкий. Большой интерес научной общественности вызвали монографии о Киеве и крестьянском движении в Киевской губернии в начале XX в., изданные в 1904-1905 гг. В. Иконниковым.

Заметный след в развитии украинской этнографии и фольклора оставил в этот период В. Гнатюк. Плодотворно работал известный филолог, востоковед, историк А. Крымский, под редакцией которого в 1907-1909 гг. вышла трёхтомная «Украинская грамматика». Значительным событием в развитии украинского языкознания стало издание в это время «Украинско-российского словаря» В. Дубровского и четырёхтомного «Словаря украинского языка» под редакцией Б. Гринчеко.

Украинское научное общество, созданное в Киеве в 1907 г. по инициативе М. Грушевского координировало научные исследования и содействовало распространению знаний на родном языке. Его членами было издано в 1908-1918 гг. 18 томов «Записок Украинского общества в Киеве», 4 книги «Сборников естественно-технической секции», много научных и популярных трудов.

 

Литература

Под влиянием национально-освободительного движения развивалась украинская литература. Более разнообразными стали её направления и тематика. Писатели всё больше внимания обращали на социальные проблемы. Примером реалистического подхода к изображению жизни украинского общества было творчество Владимира Винниченко (1880-1951). В своих ранних произведениях 1902-1906 гг. писатель реалистически показал жизнь беднейших слоёв общества. Кроме того, в его произведениях отражена также жизнь провинциальных местечек, предпринимателей, интеллигенции.

Яркой личностью среди украинских литераторов был Михаил Коцюбинский, который в новелле «Fata morgana» показал социальные противоречия на накануне и в ходе революции 1905-1907 годов.

В своей поэзии Леся Украинка («Осенняя сказка», «В катакомбах», «Песня о свободе») затрагивала такие проблемы, как конфликт между властью и свободой, взаимоотношения между поэтом и народом, становление борцаза интересы трудящихся. Одним из лучших драматических произведений поэтессы является драма-феерия «Лесная песня», в которой раскрываются противоречия между высоким идеалом и суровой действительностью.

Реально отражал жизнь села начала XX в. Архип Тесленко. Мастером психологической новеллы, в которой отражалась тяжёлая жизнь крестьян, был Василий Стефаник. Близкими по содержанию к его произведениям были рассказы Марка Черемшины и Олеся Мартовича. Ярко раскрыла психологию мелких собственников-крестьян, их стремление иметь свою землю, работать на ней Ольга Кобылянская в повести «Земля». Эту повесть считают одной из лучших среди произведений мировой литературы о крестьянстве.

В этот период в украинскую литературу вошёл талантливый поэт Александр Олесь (Кандыба). На протяжении 1907-1917 гг. появилось пять его поэтических сборников. В первых двух поэт освещает революционные события 1905-1907 гг., призывает к борьбе за свободу, справедливость. В своих произведениях он много внимания уделял изображению родной украинской природы.

В начале XX в. в культурной сфере чётко определились две тенденции – сохранение национально-культурной идентичности (народничество) и пересадка на украинскую почву новейших европейских образцов художественного самовыражения (модернизм).

Модернизм (от франц. moderne – новейший, современный) представляет художественно-эстетическую систему, которая объединяла несколько относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений – экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, сюрреализм и т.д.

В украинской литературе первым модернистские призывы выдвинул в 1901 г. поэт Николай Вороной, который на страницах «Литературно-научного вестника» в программном открытом письме призывал повернуться к идее «настоящей поэзии», тематически и жанрово расширить существующие литературные рамки. Эстафету Н. Вороного приняла группа галицких писателей «Молодая муза» (П. Карманский, В. Пачевский, А. Луцкий и др.), которые в 1907 г. опубликовали свой манифест, содержавший критические замечания в отношении реализма в литературе и ориентировавший на общеевропейские образцы и тенденции.

Характерной чертой развития украинского варианта модернизма в литературе было значительное влияние романтизма, что является как традицией, так и ментальностью украинского народа.

Своеобразным синтезом народничества и модернизма была «новая школа» украинской прозы, представители которой (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская, М. Черемшина) в своём творчестве органически соединяли традиционные для украинской литературы этнографизм и новейшие европейские направления – символизм и психоанализ.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...