Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформы 1863–1874 гг. в Украине




Крестьянская реформа 1861 г. имела свое продолжение в целой цепи реформ: земской, реформе городского самоуправления, судебной, военной и т.д. Они вплотную подводили правящие силы к радикальному преобразованию политической системы страны, что благоприятствовало бы более активной модернизации. Одним из мероприятий правительства, направленных на усовершенствование системы управления и укрепления своих позиций, стала земская реформа 1864 г. В январе 1864 г. вышло «Положение» об органах местного хозяйственного самоуправления – земских учреждениях. На них были возложены обязанности по устройству дорог, больниц и школ, о медицинской помощи и т. п.

Земство состояло из уездных и губернских земских собраний и их исполнительных органов — уездных и губернских земских управ. Земства создавались путем избрания гласных в уездные и губернские земские собрания. Уездные земские собрания состояли из гласных, избранных сроком на три года на трех самостоятельных избирательных съездах: «съезде уездных землевладельцев», «съезде городских избирателей» и «съезде выборщиков от сельских обществ». Выборщики от сельских обществ предварительно избирались на волостных сходах. Таким образом, для сельского населения выборы были двустепенные.

Уездные земские собрания избирали гласных в губернское земское собрание. Исполнительные земские органы – уездные и губернские земские управы – также избирались сроком на три года на уездных и губернских земских собраниях.

Выборы во все земские органы были построены по буржуазному принципу имущественного ценза, но вместе с тем так, что дворянам было обеспечено большинство мест в земстве. Особенно заметно было преобладание дворянства в губернских земских собраниях и в губернских земских управах. В уездных земствах некоторое место занимало зажиточное крестьянство; в земских органах участвовали буржуазия, владельцы промышленных и торговых предприятий и другого недвижимого имущества. В Украине дворяне обычно составляли более 70% всех членов земств, в то время как количество крестьян в них редко превышало 10%. Крестьянам, если и удавалось одержать победу на выборах, они не могли ей воспользоваться из-за своей некомпетентности и безграмотности. Так, в Бобринецком повете Херсонской губернии по причине отказа дворян участвовать в выборах в земскую управу избрали только крестьян. Но из-за своей малограмотности и неопытности они были вынуждены сложить с себя полномочия, так как были не в состоянии вести делопроизводство управы.

Хотя земства и не были представительными органами в полном смысле слова, они играли очень важную роль, ибо не только способствовали подъему общего уровня жизни на селе, но и приучали местное население к определенному самоуправлению.

С 1865 до 1875 г. земские учреждения были введены в 33 губерниях России. В Украине реформа получила распространение на юге и левобережных губерниях, где было создано 6 губернских и 60 поветовых земских управ. На Правобережье, где большинство помещиков составляли лица польского происхождения, участвовавшие в национально-освободительном движении, земскую реформу провели только в 1911 г. Представляя местные интересы, земства оказались более чуткими к культурным чаяниям украинцев, чем имперская бюрократия. Так, например, на Полтавщине именно в земствах во второй половине XIX в. начинают проявлять себя украинофильские тенденции, и именно в земской деятельности прошли свою первую культурно-просветительскую и политическую школу многие будущие лидеры украинского национального движения.

В 1864 г. правительство провело судебную реформу, сопровождавшаяся созданием буржуазного судопроизводства. До реформы суд был сословным, закрытым и полностью зависел от администрации. Теперь судопроизводство происходило при участии сторон, виновность или невиновность подсудимого определяли присяжные заседатели, подбираемые из имущих слоев населения. Судопроизводство превратилось в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Отныне суд заседал открыто, причем впервые вводились прения сторон. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия.

В ходе судебной реформы были созданы окружные суды (по одному на губернию). Обжаловать решение окружного суда можно было в судебной палате. На территории Украины были созданы 3 судебные палаты – Киевская, Харьковская, Одесская. Кассационные функции выполнял Сенат.

В 1870 г. правительство провело реформу городского самоуправления: в городах создавались городские думы, члены которых (гласные) избирались по бессословному принципу на четыре года. Избирателями были все налогоплательщики города, разделенные на три собрания: самых крупных плательщиков, средних и всех остальных. Участники каждого собрания вносили по одной трети всех налогов данного города, и каждое собрание избирало из своего состава по одной трети общего количества гласных городской думы, что давало постоянное преобладание в городском самоуправлении представителей крупной городской буржуазии. Однако в городах численность украинцев в среднем едва достигала 50%, причем эти проценты приходились на беднейшие слои населения: мелких лавочников и ремесленников, а состоятельная часть складывалась из россиян, греков, армян; кроме того, в городах значительный процент составляло еврейское население. Исполнительным органом городской думы была городская управа во главе которой стоял городской голова. Городские управы ведали хозяйственными вопросами, касающимися благоустройства города, городских рынков, городской торговли и промышленности, здравоохранения и т.п., и подчинялись губернатору и министру внутренних дел.

С 1862 г. в России проводилась военная реформа. Был осуществлен ряд мероприятий, связанных с преобразованием армии. Проведено перевооружение и переобмундирование армии, усовершенствована система ее снабжения, управления, боевой подготовки войск и подготовки офицерских кадров. В то же время офицерский состав российской армии оставался почти целиком дворянским.

Всю территорию России в 1864 г. поделили на 10 военных округов. Украинские губернии вошли в состав Киевского (Киевская, Подольская, Волынская губернии, а с 1888 г. – еще и Курская, Полтавская, Харьковская и Черниговская губернии); Одесского (Херсонская, Екатеринославская, Таврическая губерния и Бессарабская область) и Харьковского (Харьковская, Полтавская, Черниговская, Воронежская, Курская и Орловская губернии) округов.

Реформа завершилась введением нового устава о воинской повинности (1874 г.). Прежние рекрутские наборы были заменены всеобщей воинской повинностью для лиц, достигших 21 года. Срок действительной военной службы сокращался до шести лет в сухопутных войсках и до семи лет во флоте. Для военнообязанных, имевших образовательный ценз, срок службы устанавливался от шести месяцев до четырех лет. Сокращался контингент лиц, находившихся на действительной военной службе.

Важные изменения происходили и во всех других сферах жизни российского общества. Так, например, образовательные реформы 1860-х годов открыли для нижних слоев доступ ко всем ступеням школы, включая высшую. Университеты, получившие значительную автономию, смогли расширить и усовершенствовать программы обучения. В то же время либерализировались цензурные правила: это, правда, не распространялось на «подрывные идеи», но в вопросе о том, какие идеи следует считать подрывными, было много путаницы.

Для крестьянства сразу стал ясен ограниченный характер реформы 1861 г., и оно повело борьбу против нее. Крестьяне не признавали манифеста 19 февраля 1861 г. и боролись за землю, за немедленное и полное освобождение из-под власти помещиков.

В 34 селах Бердичевского уезда, Киевской губернии, выступило 12 тыс. крестьян. Это движение было подавлено воинской командой. В Подольской губернии 80 тыс. крестьян отказалось отбывать барщинные работы, движение охватило 159 сел. В с. Тимановке, Ямпольского уезда, произошло столкновение крестьян с карательным отрядом, восемь крестьян были схвачены, биты розгами и пять из них были затем отправлены в арестантские роты. В Черниговской губернии, которая стала центром движения на Левобережье, особенно активно выступали крестьяне с. Безугловки, Нежинского уезда, и Каменской Слободы, Новгород-Северского уезда. На Черниговщине крестьян усмирял контр-адмирал Унковский, который сначала с тремя батальонами солдат, а после того с целым казачьим полком прошел по губернии, расправляясь с крестьянами. Активные участники движения поднимали крестьян на восстание, разъясняя им реальный смысл царского манифеста. У одного из них было найдено несколько революционных произведений Герцена. Унковский приказал перепороть розгами сотни людей, а несколько десятков велел заковать в кандалы и отправить в тюрьму. Крупные крестьянские волнения начались и на юге Украины. В Херсонской губернии выступали крестьяне Одесского и Тираспольского уездов. На усмирение крестьян в Одесский уезд были посланы две роты солдат. Такое же количество войск приводило в повиновение крестьян с. Михайловки, Тираспольского уезда.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...