Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Фирма в рыночной экономике.




Лекция № 2 (заочники). 1 семестр.

Тема 4. Механизм функционирования рынка.

 

1.Закон убывающей отдачи – при неизменном значении постоянных факторов производства в долгосрочный период времени, предельный продукт переменного фактора по мере увеличения масштабов его вовлечения в производство сверх определенного уровня начинает уменьшаться.

 

2.Закон спроса – это обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на рынке (при прочих равных условиях).

 

3.Причины нисходящего наклона кривой спроса:

1) эффект замещения, который заключается в том, что если цена на товар снижается, то люди покупают его больше, так как это становится более выгодным относительно фиксированных цен на другие товары;

2) эффект дохода, который заключается в том, что если цена на товар падает, то люди могут купить дешевеющий товар в большем количестве;

3) согласно закону убывающей предельной полезности у людей с каждой новой покупкой уменьшается потребность покупки дополнительного товара;

4) понижение цен на товары привлекает больше покупателей, т.е. тех которые не могли купить их ранее по более дорогой цене;

 

4.Эффект замещения, который заключается в том, что:

1) если цена на товар снижается, то люди покупают данный товар больше, так как эти сделки становятся более выгодными относительно сделок с покупкой других товаров, по которым цены неизменны;

2) это та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась из-за замещения его менее дорогостоящим товаром, ставшим сравнительно дороже;

3) относительное изменение уровня цен приводит к изменению структуры покупок товаров в пользу более дешевых и соответствующего уменьшения потребления более дорогих товаров.

 

5.Эффект дохода, который заключается в том, что:

1) если цена на товар падает, то люди могут купить его в большем количестве;

2) доля изменения величины предъявляемого спроса на подешевевший товар вызывает соответствующее увеличение реального дохода покупателя;

3) понижение цен на товар привлекает больше покупателей, т.е. тех которые ранее не могли купить товар по более дорогой цене.

 

6.Согласно закону убывающей предельной полезности у людей с каждой новой покупкой уменьшается потребность в покупке дополнительного товара.

 

7.К неценовым факторам, смещающим кривую спроса, относятся:

1) изменения в потребительских и инвестиционных расходах;

2) погода, реклама, стимулирование сбыта;

3) вкусы половозрастной структуры покупателей;

4) ожидания, предпочтения покупателей.

 

8.Закон предложения – это принцип, в соответствии с которым существует прямая зависимость между ценой товара и величиной производства его на рынок (при прочих равных условиях).

 

9.К неценовым факторам, сдвигающим кривую совокупного предложения, относятся:

1) изменение технологической базы производства;

2) изменения производительности труда;

3) изменение налогов и субсидий;

4) изменение ожиданий на рынке.

 

10.Эластичность – это:

1) мера изменения (реакции) одной переменной на изменение другой переменной;

2) процентное изменение одной переменной при изменении другой переменной на 1 %;

3) теснота взаимосвязи одной переменной при изменении другой переменной.

 

11.Эластичность спроса по цене – это:

1) изменение требуемого покупателем количества товара по отношению к изменению его цены;

2) процентное изменение спроса на товар, возникающее в результате сокращения (увеличения) цены товара на 1 %;

3) когда ценовая эластичность равна и больше единицы.

 

12.Графически абсолютно неэластичный спрос иллюстрирует вертикальная линия.

 

13.Эластичность предложения – это:

1) прирост объема предложения товара в результате роста его цены на 1 %;

2) реакция предложения товара в результате изменения цены товара;

3) уменьшение (увеличение) объема предложения товара в результате уменьшения (увеличения) его цены на 1 %.

 

14.Эластичность предложения по цене – это:

1) более низкая цена не стимулирует производителей к увеличению объемов выпуска товаров;

2) однопроцентное изменение предлагаемого количества товара в результате однопроцентного изменения цены;

3) более высокая цена стимулирует производителей к увеличению объемов выпуска товаров.

 

15.Графически абсолютно неэластичное предложение иллюстрирует горизонтальная линия.

 

16.Товар Гиффена – это:

1) низший товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место и имеющий кривую спроса с положительным наклоном;

2) товар, по которому эффект дохода от изменения цены перевешивает действие эффекта замещения;

3) семья настолько бедная, что почти все ее доходы идут на питание.

 

17.Комплементарные (взаимодополняемые) товары – это пары товаров, потребляемых вместе, для которых рост цен на один товар ведет к падению спроса на оба товара.

 

18.Равновесие рынка – это:

1) определяет тенденцию, ведущую к максимизации массы прибыли фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах времени;

2) покупатели товаров по равновесной цене приобретают равновесный объем товаров, который производители товаров им продают;

3) состояние, при котором интересы противоположных сторон рыночных сделок приходят к консенсусу и на рынке отсутствует тенденция к изменению.

19.Неравновесие рынка – это состояние рыночной системы, когда цена движется к уровню рыночной распродажи с тем, чтобы не было ни избыточного (неудовлетворенного) спроса, ни избыточного предложения (затоваривания складов), однако этого состояния рынок не достигает.

 

20.Несостоятельность рынка заключается в неэффективном использовании ограниченных ресурсов, что выражается как в перепроизводстве, так и недопроизводстве товаров.

 

21.«Провалы» («фиаско») рынков выражаются в том, что рыночные механизмы, действуя сами по себе не в состоянии осуществлять координацию процессов экономического выбора так, чтобы обеспечивать эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов.

 

22.Асимметричность информации – это одностороннее знание одного рыночного субъекта о каких-либо значимых обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на результат рыночного взаимодействия с другими субъектами.

23.Рынок «лимонов» - это состояние рынка подержанных автомобилей, при котором продавец автомобиля, зная о его качествах значительно больше покупателя, может оказывать существенное влияние на формирование спроса и предложения на подержанные машины и уровень цен на них.           

 

24.Внешние эффекты (экстерналии) – это эффект присвоения дохода или переноса издержек на тех субъектов, которые не участвовали в экономической операции.

 

25.Общественные блага предоставляются в распоряжение любого лица, так как их производитель не может ограничить потребление этих благ субъектами экономики.

 

26.Если фиксированная цена установлена государством на уровне ниже равновесной рыночной цены, то на рынке возникнет дефицит товаров.

27.Если фиксированная цена установлена государством на уровне выше равновесной рыночной цены, то на рынке возникнет затоваривание.

 

28.Введение государством товарной дотации для производителя вызывает повышение рыночной цены и сокращение равновесного объема продаж.

 

Тема 5. Фирма в рыночной экономике.

 

1.Правовые типы фирм: 1) единоличное владение; 2) партнерство; 3) полное товарищество; 4) общество с ограниченной ответственностью; 5) акционерное общество.

 

2.Неограниченная ответственность фирмы – это ответственность фирмы своим капиталом, а также личным имуществом учредителя за себя и за другого участника фирмы.

 

3.Ограниченная ответственность фирмы - это ответственность фирмы вложенным в нее капиталом и учредителя его долей в капитале фирмы.

 

4.Неограниченная ответственность характерна для фирм с единоличным владением и паевым владением долями нескольких участников в общем капитале фирмы.

5.Ограниченная ответственность характерна для общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, т.е. для корпорированных обществ (корпораций).

 

6.Производственная функция показывает максимальную величину выпуска, который может быть произведен при заданном объеме используемых факторов производства.

 

7.Издержки – это:

1) утраченные возможности, которые не были произведены фирмой-производителем в производстве какого-то другого товара или услуги с помощью используемых факторов производства в данном производственном периоде;

2) сумма доходов, которые можно было получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования затраченных ресурсов;

3) альтернативные (вмененные) издержки, которые связаны с упускаемыми фирмой возможностями по наилучшему использованию имеющихся у нее производственных ресурсов по другим направлениям деятельности;

 

8.Предельные издержки – это величина прироста совокупных издержек фирмы при производстве дополнительной единицы продукции.

 

9.Явные (денежные) издержки (explicit costs) – это:

1) альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей, которые производит фирма-производитель поставщикам факторов производства, товаров и услуг;

2) бухгалтерский учет явных (денежных) издержек в процессе деятельности фирмы, которые называются фактическими денежными издержками;

3) явные (денежные) издержки и фактические денежные издержки фирмы употребляются как синонимы, они отражают один и тот же вид издержек.

 

10.Неявные (имплицитные) издержки (implicit costs) – это:

1) альтернативные издержки использования принадлежащих фирме факторов производства, которые были недополучены ею в обмен на явные (денежные) издержки;

2) издержки, не предусмотренные заключенными договорами, что является их характерной чертой и обязательным условием возникновения, так как они не дополучаются работником или фирмой в денежной форме;

3) неявные (имплицитные) издержки представляют собой особую разновидность скрытых издержек.

 

11.Экономические издержки – это явные и неявные издержки упущенной выгоды, в том числе нормальная прибыль.

 

12.Валовые издержки (total cost - TC) – это совокупные издержки фирмы, которые подразделяются на постоянные и переменные издержки (TC = FC + VC).  

 

13.Переменные издержки (variable cost - VC) – это:

1) издержки, которые несет фирма в зависимости от изменения количества выпускаемых товаров;

2) издержки, связанные с затратами на сырье, материалы, энергию, оплату транспортных услуг и труда персонала фирмы, которые относятся к затратам на оборотный капитал фирмы;

3) издержки, изменяемые в зависимости от объемов выпуска продукции фирмой.  

 

14.Постоянные издержки (fixed cost - FC) – это:

1) издержки, которые несет фирма, используя основной капитал;

2) неизменные издержки фирмы, уровень которых связан с не возможностью изменять размеры основного капитала в короткий период времени (КПВ);

3) фиксированные издержки фирмы, которые она несет вне зависимости от объемов выпускаемой продукции в долгосрочный период времени (ДПВ).

 

15.Предельные (маржинальные, приростные) издержки (marginal cost - MC) – это:

1) приростные (добавочные) издержки для производства фирмой одной дополнительной единицы товара;

2) приростные (добавочные) издержки, которые зависят от того, что фирма в короткий период времени (КПВ) не может изменять размеры своего основного капитала, а изменяет только оборотный (переменный) капитал;

3) приростные (добавочные) издержки, которые относятся к категории переменных добавочных издержек, затрачиваемых фирмой на производства одной дополнительной единицы товара.

 

16.Средние переменные издержки (average variable cost - AVC) – это:

1) валовые переменные издержки (total variable cost - TVC), приходящиеся единицу произведенного товара (Q);

2) AVC = TVC / Q (формула средних переменных издержек);

3) валовые переменные издержки (total variable cost - TVC), деленные на единицу произведенного товара (Q).

 

17.Средние издержки (average cost - AC) – это:

1) валовые издержки (TC), приходящиеся на единицу произведенного товара (Q);

2) AC = TC / Q (формула средних издержек);

3) валовые издержки (TC), деленные на число единиц товара (Q).

 

18.Выручка (валовой доход) (TR - total revenue) – это:

1) денежная сумма, получаемая фирмой от продажи определенного объема товаров и услуг по рыночным ценам;

2) TR = Q ·P (формула валовой выручки фирмы);

3) рыночная цена, умноженная на число единиц товара (Q).

                                                                                                   

19.Средняя выручка (средний доход) (AR - average revenue) – это:

1) цена единицы проданного товара;

2) AR = TR / Q – формула средней выручки (среднего дохода) фирмы;

3) доход, получаемый от продажи одной единицы продукции.

 

20.Предельная выручка (доход) (MR - marginal revenue) – это:

1) приращение дополнительной выручки (AR - additional revenue), полученной от бесконечно малого (дополнительного) увеличения количества проданного товара (Q);

2) приращение дополнительной выручки (AR - additional revenue), приходящейся на последнюю единицу проданного товара (Q);

3) предельный дополнительный доход (AR - additional revenue), приходящийся на последнюю единицу проданного товара (Q).

 

21.Прибыль (profit) – это:

1) разница между выручкой (совокупным доходом) фирмы и издержками производства факторов производства, которые включают как явные (денежные)издержки, так и неявные (имплицитные) издержки фирмы;

2) разница, которая остается от вычитания из совокупного дохода фирмы величины явных (денежных)и неявных (имплицитных) издержек является чистой экономической прибылью (net economic profit);

3) чистая экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль – имплицитные издержки.

 

22.Бухгалтерская прибыль (counting profit) – это:

1) разность между совокупными доходами и явными издержками;

2) прибыль, которая учитывает только явные (денежные) издержки фирмы, проходящие по балансу фирмы.  

3) разница между суммарной выручкой фирмы и ее явными издержками при не учете неявных издержек собственного капитала и предпринимательского таланта.

 

23.Нормальная прибыль – это:

1) альтернативные (вмененные) издержки капитала фирмы. Предположим, что фирма хочет использовать 100 тыс. USD для создания нового рыночного направления в своей деятельности. Однако эти деньги могут быть положены на срочный депозит в банк под 10 %, что составит 10 тыс. USD в год. Эти 10 тыс. USD и являются альтернативными (вмененными) издержками капитала, составляя одну из неявных (имплицитных) издержек фирмы;

2) доход, который был бы получен фирмой при более эффективном использовании средств;

3) имплицитные альтернативные издержки капитала, вложенного в дело фирмой, получили название нормальной прибыли. Нормальная прибыль позволяет привлечь капитал именно в данное направление рыночной деятельности, а не в какой-либо другой инвестиционный проект;

4) среднеотраслевая прибыль, которую фирма получает на конкурентном рынке при средних условиях производства и реализации товаров, является ориентиром для выработки стратегии поведения конкурирующих между собой фирм.

 

24.Концепции прибыли различных экономических школ:

1) доход, присваиваемый капиталом как одним из факторов производства на конкурентном рынке, который является одновременно и издержками капитала и результатом деятельности капитала;

2) прибыль в трактовке марксовой теории трудовой стоимости не является издержками, который несет капитал;

3) по К. Марксу прибыль - это часть прибавочного продукта, созданного трудом наемных рабочих и присвоенных капиталистом по причине частнособственнического характера присвоения, пронизывающего все капиталистическое общество;

4) в маржиналистской трактовке прибыль входит в общие валовые издержки фирмы на правах дохода одного из факторов (капитала) и является его целевым и производительным продуктом.

 

25.Сверхприбыль фирмы – это:

1) доход, получаемый фирмой на конкурентном рынке, становясь добавочным доходом, который присваивается фирмой ввиду наличия у нее исключительных конкурентных преимуществ;

2) стимул для фирм отрасли для удержания достигнутых конкурентных преимуществ и создания новых конкурентных преимуществ. Вместе с тем сверхприбыль является стимулом для фирм, имеющих значительный экономический потенциал, а потому стремящихся войти в перспективную отрасль для того, чтобы достичь нового уровня конкурентных преимуществ, позволяющих присваивать сверхприбыль;

3) на конкурентном рынке наряду с нормальной среднеотраслевой прибылью возникает также еще и сверхприбыль как плата за исключительные конкурентные преимущества фирмы;

4) прибыль выше среднеотраслевой прибыли, получаемая за счет инноваций в сфере производства и продаж;

 

26.Фирма максимизирует прибыль, если производит такой объем товаров, при котором предельный доход равен предельным издержкам. 

 

27.Эффект масштаба (scale of operation) достигается фирмой:

1) в долгосрочный период времени, когда фирма минимизирует издержки на максимально возможном объеме продаваемой продукции;

2) при минимизации издержек на максимально возможном объеме продаваемой продукции и достижении максимально возможной массы прибыли на рынке;          

3) при расширении своей доли рынка, вытесняя конкурентов с тех целевых сегментов рынка, которые она сама стремиться поглотить.

 

28.Рентабельность фирмы считается через следующие показатели:

1) прибыль к совокупному капиталу фирмы (rate of return);

2) прибыль к основному капиталу фирмы;

3) прибыль к активам фирмы;

4) прибыль к издержкам факторов производства фирмы.

29.Показатели эффективности использования факторов производства отражают:

1) отношение результата использования факторов производства (прибыль или другой вид денежного дохода) к издержкам или к ценности применяемых факторов производства, вызвавших прирост результата деятельности субъекта;

2) прибыль к капиталу (rate of return) - это отношение прибыли, полученной фирмой, к совокупному капиталу (основному и оборотному) данной фирмы;

3) прибыль к основному капиталу - это отношение прибыли, полученной фирмой, к основному капиталу фирмы;

4) прибыль к активам фирмы - это отношение прибыли, полученной фирмой, к активам фирмы;

5) прибыль к издержкам факторов производства - это отношение прибыли, полученной фирмой, к совокупным издержкам факторов производства, которые фирмы применяет в своей хозяйственной деятельности.

 

30.Постоянные издержки в долгосрочном периоде: 1) амортизационные отчисления;

2) налоговые отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; 3) арендная плата.

 

31.Альтернативные издержки строительства нового стадиона – это цена товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...