Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 2.2. Социально-психологическая характеристика группы




Вопросы

1.Понятие «группы» в социальной психологии.

2. Социально-психологическая характеристика больших социальных групп.

3. Психология массовых психических явлений.

4. Психологические особенности национальных и этнических групп.

5. Социально-психологическая характеристика малых групп.

6. Динамические процессы в малой группе.

7. Школьный класс как малая группа. Статусно-ролевая структура класса.

Понятие «группы» в социальной психологии

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности – важнейший вопрос социальной психологии. В цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, включены в совместную деятельность, между ними есть некие отношения, они объединены каким-то общим признаком, помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, осознают свою принадлежность к этому образованию.

К психологическим характеристикам группы следует отнести такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества было установлено, что главной психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования – «они».

Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», а как реальную ячейку общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы. Общее участие членов группы в совместной групповой деятельности обусловливает формирование психологической общности между ними и, таким образом, при этом условии группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальной психологии.

Основные характеристики группы.К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы (школьный класс, спортивная команда или производственная бригада). То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы – структура межличностных отношений.

Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) – обязательные параметры описания группы в социальной психологии. Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус»или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение (Божович, 1967). Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. Вторая характеристика индивида в группе – это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса.

Классификация групп.В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные, естественные и лабораторные, формальные и неформальные. В первую очередь социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы – обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования – это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы (толпа, публика, аудитория), где сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

 

Социально-психологическая характеристика больших

Социальных групп

Как бы ни велика роль малых групп в социальной психологии, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через малую группу и межличностное общение. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Точную количественную характеристику больших групп дать невозможно. В социальной психологии «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

- случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория);

- большие организованные группы,сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны, устойчивы в своем существовании (нации, классы, профессии).

Большая группа – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков.

Признаки больших групп:

1. Большое число членов (нижняя граница больших групп совпадает с верхней границей малой группы – от 50 человек; верхняя граница не определяется).

2. Отсутствие непосредственных контактов между ее членами (большие группы основаны на связях, не предполагающих обязательные личные контакты между членами группы).

3. Специфика регуляции поведения (основными механизмами регуляции социального поведения в больших группах выступают нравы, обычаи, традиции, стереотипы и др.)

4. Дополнительно к признакам больших групп относят: образ жизни, интересы, ценности, потребности, язык. Так, для этнических групп – это обязательный признак, а для других групп это может быть определенный жаргон, например свойственный профессиональным группам или такой возрастной группе, как молодежь.

Структура большой социальной группы:

1. Психический склад – устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальныйили национальный характер, нравы, обычаи, традиции и т.д.).

2. Эмоциональная сфера – подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).

Типы больших групп:

* Номинальные группы (носят условный и статический характер объединения людей, например, сельские жители, психологи страны, люди с высоким доходом и др.).

* Группы по интересам (имеют общие поведенческие признаки, общие интересы, например, зрители ОРТ, болельщики, фанаты группы «Машина времени»).

* Территориальные общности (объединены на основе территориально-географического признака: жители РБ, мозыряне и др.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...