Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная ситуация развития подросткового возраста




Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10-11 до 14-15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка и создаёт благоприятные условия для появления у ребёнка ощущения взрослости, самостоятельности. Однако, на данном этапе развития ребёнок ещё не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста – между возросшими ощущением самостоятельности и психическими возможностями подростка, разрешение которого ведёт к дальнейшему психическому развитию.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В VI классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. У школьника существенно меняется его общественная позиция, его положение в коллективе. Из «маленького» он превращается в «старшего», ученик начинает играть значительно большую роль в школе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны общества и коллектива, со стороны взрослых.

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может проходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют две тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создаёт огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте – от школьников с детским обликом и интересами до почти взрослых подростков, уже приобщившимся к некоторым сторонам взрослой жизни.

В концепции Д. Б Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос «Что я такое?». В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное теперь происходит для него вне школы); ребёнок стремится войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он начинает вести дневник.

Поскольку никакого места в системе отношений с взрослыми ребёнок ещё занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым.Здесь-то и складывается новая ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

 

Ведущая деятельность подросткового возраста

Общение со сверстникаминастолько значимо в отрочестве, что Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова предложили придать ей статус ведущей деятельности этого возраста. Положение принципиального равенства детей сверстников делает общение с ними особенно привлекательным для подростков, и даже развитое общение с взрослыми не способно его заменить.

В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое «отдаление» детей замечают матери.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. Здесь проявляются 1) стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно 2) желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой. В разные периоды этого возраста существует своя иерархия этих ценностей, но одно всегда стоит на первом месте – товарищеские качества.

Отношения с другом, сверстником являются предметом особых размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т.д. Подростки очень активны в общении и в «поиске друга». По мнению Д. Б. Эльконина, такое общение для них, – особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием – построение взаимоотношений и действований в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя, развиваются средства такого познания.

Общение подростков со сверстниками осуществляется в социально организованных группах (школьных и внешкольных коллективах), в стихийных группах (просоциальных, развивающих положительные социально-нравственные качества, асоциальных, где межличностные контакты эмоционально значимы, но поверхностны по содержанию и антисоциальных, направленных против других людей, социальных групп) и компаниях. Как правило, оно выполняет три психологические функции: информационную,эмоциональнуюисоциальную. Информационная функция формирует осведомлённость по различным вопросам, в том числе по вопросам, по которым взрослые осведомлять не хотят. Эмоциональная – формирует чувство эмоционального комфорта, чувство общности, понимания друг друга, эмпатии, эмоциональную устойчивость. Социальная функция формирует навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...