Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа Двенадцать Шагов (5)




Программа

 12 шагов (2)

 

       Сегодня я собираюсь продолжать разговор о программе "12 шагов" так, как его можем использовать для себя мы. И я еще раз хочу вам напомнить шутливое определение созависимости: «созависимый человек - это тот, который хорошо знает как нужно выздоравливать другому." Так вот если мы хотим уходить от нашей созависимости, мы должны говорить о своем собственном выздоровлении. Мой рассказ о программе "12 шагов", в той мере, в которой я могу рассказать о программе "12 шагов", это рассказ о нашем собственном выздоровлении. Выздоровлении друзей и родственников алкоголиков и наркоманов. В прошлый раз мы говорили о том, что когда есть какая-то проблема, то обычно люди пытаются решать ее сами. Это совершенно нормально. Да? Если есть какие-то трудности в нашей жизни, мы должны, в первую очередь, сами попробовать - вдруг мы в состоянии с ними справиться. Это наша обязанность - решать самим наши проблемы, но бывает так, что мы не можем справиться с проблемой и хорошо бы знать об этом заранее, прежде мы употребим очень много усилий на бесплодные попытки все таки вынести этот груз на себе самом. Вот если мы обнаруживаем, что мы не можем с этим справиться, то есть опять два пути: - первый путь: это судьба. Такова моя несчастная ужасная судьба, что у меня сын наркоман, что я ничего не могу сделать с тем, что он не выздоравливает. Вот я буду сидеть рядом и плакать. И вот такова моя судьба и т.д. Так вот третий путь звучит так: если я сама не могу с этим справиться, я буду искать помощь. И вот когда я говорю о программе "12 шагов", я имею в виду именно вот этот путь: путь номер три. Это не первый путь и не второй. Поэтому когда я говорю о программе, она начинается с того, что я признаю свое бессилие перед проблемой. У нас в семье есть алкоголик или наркоман. Это влияет на нас. Мы ведем себя так, как мы не хотим себя вести. Мы живем той жизнью, которой мы не хотим жить. Мы бессильны изменить эту ситуацию, а жизнь наша нас совершенно не устраивает. Жизнь неуправляема. Так вот я не могу это изменить и буду просить помощи. Речь идет об этом третьем пути. Почему только о нем? Потому что в остальных путях все понятно. С этим мы сталкиваемся каждый раз, когда жарим яичницу. Не моя роль рассказывать вам о том, как делать простые вещи в жизни и даже трудные вещи. Вы взрослые люди и многие из вас старше меня и отлично понимаете это. Второй - просто не мой путь. Может кого-то он устраивает. Это судьба - называется второй путь. Может быть кого-то это устраивает, тогда вам опять не нужна моя помощь - просто останьтесь в этом. А вот третий путь очень интересный. Называется он - программа "12 шагов". О нем и рассказ. Мы очень подробно говорили об этом в прошлый раз. И вот когда человек признал, что он бессилен перед проблемой своей созависимости, но тем не менее эта жизнь его совершенно не устраивает, он приходит к убеждению, что есть сила более могущественная, чем он сам, которая может быть может вернуть ему здоровый способ жить, здоровый способ думать и действовать, здравомыслие. И мы подробно говорили о "втором шаге". Я сейчас не буду на этом «застревать» - это длинный отдельный разговор. Главное здесь то, что мы узнаем, что есть помощь. В программе она называется Сила более могущественная, чем я сам. И в общем это довольно здоровый способ. Если я сама не могу, то мне нужно найти другого посильнее меня, который мне поможет. И эта сила очень по-разному формулируется. Мы говорили, что есть по крайней мере 4 позиции в формулировке. Первое: Сила более могущественная чем я сам - это то, что есть вообще какая-то помощь. Например, когда мне было плохо я звонила друзьям - они говорили мне какие-то добрые вещи и мне становилось легче. Когда у моего сына была тяжелая передозировка, приехала скорая помощь и сделала все как надо. Когда я была в полном отчаянии и не знала что делать со своими чувствами, я пришла в Ал-анон. Группа мне помогла. И т.д. Помощь такая довольно размытая, но она существует. Есть в природе помощь. Мы говорили, что с течением времени у разных людей, которые участвуют в этой моей системе поддержки, я вдруг начинаю обнаруживать общие черты, и складывается некоторый образ этой помощи. Например, я начинаю понимать, что все люди, которые мне помогали были, по крайней мере, добры ко мне. Это то, что их объединяло. Это одна из черточек этого образа. Потом мы говорили о том, что этот образ с течением времени может сложиться в некую личность. Во втором пункте были разные люди. Может быть не только люди, но еще и некие организации или программы лечебные или не лечебные, может быть даже какие-то неживые вещи. Скажем программа "12 шагов". И вот в какой-то момент этот образ начинает все-таки становиться Личностью. Он начинает иметь Имя. Иметь Лицо. В третьем шаге это будет звучать так: Бог как я Его понимаю. И с течением времени мы начинаем понимать, что приход к этой Личности, к помощи, что этот приход к Личности может осуществляться в обществе людей, которые тоже верят в эту Личность и поэтому четвертая часть называлась воцерковление. Я подчеркивала вам, что для программы "12 шагов" достаточно вот этого первого пункта. Нет никакой обязаловки в том, чтобы человек немедленно поверил в Бога и пришел в Церковь. Это не так. И те люди, которые стимулируют вас на этом пути они ошибаются, потому что это можно сделать только на основе собственного опыта, со своей собственной скоростью, на своем собственном пути. Другое дело, что чем более точно человек обращается за помощью, тем дальше он идет по этому пути и во всяком случае в программе обычно происходит так, что люди пребывают где-то то ли на втором, то ли на третьем пункте, т.е. оказывается так, что они могут объединить систему поддержки определенными чертами, определенным образом. Это нормально. Но при этом нет никакой обязаловки поверить, скажем, в Христа. Но я, православный человек, конечно хотела бы чтобы вы шли этот путь до конца. Это естественный путь. Это точный путь. Но в программе это не требуется. И это очень важно, потому что очень для многих людей программа "12 шагов" заканчивается там, где они могут сказать, что они видят помощь и больше ничего, а их заставляют идти вот сюда. Они говорят: "Нет. Я в церковь не хочу. Это не мое. Мракобесие - это не мое". И на этом заканчивается все выздоровление. Поэтому ради Бога не позволяйте чтобы вас кто-нибудь тащил вперед по этому пути, по второму, третьему и четвертому пункту пока вы сами не дойдете. По сути без второго шага невозможен первый, хотя мы должны делать первый шаг не рассчитывая на второй. Очень легко признать свое бессилие, если я держу в заднем кармане, что как только я признаю бессилие, я сразу понадеюсь на какую-то силу более могущественную, чем я сама. Мы стараемся, чтобы люди, которым мы помогаем, делали первый шаг честно. Чтобы они признавали свое бессилие не потому что так принято, а потому что оно действительно есть и они видели это бессилие неуправляемое. Но долго находиться в этом состоянии невозможно. Это похоже на человека, который сидит на полу, уткнув голову в пол и понимает, что на его плечах висит весь мир. Это очень тяжело. Он не может быть долго в таком положении. И наступает момент, когда он должен поднять голову и начинать искать помощь и находить ее где-то вокруг. Он еще не готов протягивать руку к этой помощи, но по крайней мере он поднимает голову и начинает искать. Очень долго быть в этом скрюченном состоянии невозможно, поэтому без второго шага вряд ли вам удастся долго быть в программе. И вот когда второй шаг принят, а на этом мы с вами остановились в прошлый раз, наступает время третьего шага и он совершенно естественен. Потому что если эта сила, эта помощь существует, тогда, естественно, я к ней и обращаюсь. И третий шаг звучит так: приняли решение поручить свою волю и жизнь Богу, как я Его понимаю. И вот это не уже просто убеждение, не просто рассуждение о своем бессилии неуправляемом, не просто взгляд на свою жизнь - это действие, решение. Это уже имеет некий результат. Действие обращения за помощью, и если бы мне удалось это сделать по-настоящему, мне удалось бы передать свою волю и жизнь Богу, то на этом бы программа закончилась. Я бы стала святой, Бог бы вытянул меня из любых несчастий в моей жизни, и все бы на этом закончилось благополучно, но программа не призывает к святости. Программа понимает, что одномоментно важные решения в нашей жизни не осуществляются никогда, и поэтому смотрите, какая точная формулировка: мы приняли решение. Мы не препоручили, а мы приняли решение препоручить, т.е. я выбираю направление движения. Я собираюсь двигаться вот в этом направлении - поручать себя этой помощи, обращаться за этой помощью, но у меня может это не получиться. Совершенно точно не получится и все время будут отходы от этой помощи, но я вновь и вновь буду возвращать себя на путь выздоровления и это залог того, что у меня все получится. В группах Анонимных Наркоманов и Алкоголиков есть один девиз, который для меня главный. Звучит он так: "Возвращайтесь». Чтобы ни произошло, как бы далеко вы не убежали в сторону, как бы низко вы не упали. Возвращайтесь туда, где вас ждут, и тогда вы будете выздоравливать. Вот это вопрос третьего шага - удерживать свое решение. Как и первые два шага, третий шаг - это письменное задание. Исследование своей готовности поручать свою волю и жизнь Богу, как мы Его понимаем. И здесь действительно требуется некое усилие над собой. Не просто произнесенные слова, что я хочу обращаться к этой помощи, а какое-то проявляемое решение, реализуемое. Например, человек понял, что есть высшая сила, как он ее понимает, сила более могущественная, чем он, которая может быть может вернуть ему здравомыслие. Это, например, группа Анонимных Наркоманов. Один мой пациент недавно замечательным образом произнес эту фразу. Он сказал: "Понимаешь, я не могу сейчас. Я православный человек. Я крещеный человек, но я не могу сейчас говорить о Боге. Я о Нем не знаю ничего. Я все свое сознательное время «торчал», но я точно знаю, что группа Анонимных Наркоманов помогает потому что я туда прихожу и вижу результат. Там есть люди с хорошими сроками трезвости. Там есть люди, которые говорят о том, что их жизнь радостна. Я им верю и я вижу, что это помогает. Я хочу обратиться к этой помощи. Пусть это будет моя сила более могущественная, чем я сам". И вот в чем же проявляется готовность поручать свою жизнь и волю этой силе? Все очень просто - надо ходить на эти группы. Вот ходить туда каждый день. Не просто ходить, а еще и слушать. Слышать то, что там говорят. Не выходить во время группы покурить, не пытаться оценивать тех людей, которые там говорят: этот глупее меня, этот умнее меня. Не пытаться услышать какие-то ловкие такие фразочки, которыми можно будет козырнуть в случае чего, а действительно пытаться вслушаться в то, что говорят люди и пытаться взять их опыт каким бы он ни был. Потом я буду рассматривать годится ли мне это или нет. Но сейчас я буду брать, брать, брать все то, что там есть, а потом с этим разберусь. Происходит ли это? Вот вопрос. Вот что показывает, существует это решение реально или нет. Существует третий шаг или нет. На группу мало ходить и мало слушать на ней - надо еще и говорить. Говорить не просто так, чтобы что-то произносить. Бывают анекдотичные ситуации. Я знаю одного человека, который дал себе слово говорить на каждой группе и он приходил на группы и на некоторых говорил в конце, там есть такая фраза смешная в конце: "У кого есть непреодолимое желание высказаться?" И он говорил: "У меня. Я ничего еще не сказал сегодня на группе. Спасибо, я сегодня трезвый." И на этом заканчивалось его выступление. Но смысл-то в том, что все равно происходит что-то, все равно существует активное участие на группе. Тем более нужно быть достаточно мужественным, чтобы сказать то, что с тобой происходит, часто даже малознакомым людям. Что еще хуже - знакомым. И тоже самое относится к группам Ал-Анон. Да? Если вы действительно считаете, что Ал-Анон - часть вашей системы поддержки, то как вы используете эту часть? Здесь проявляется как бы решение поручить нашу волю и жизнь вот этой системе поддержки. Пожалуй с третьего шага начинается по-настоящему духовная программа. Есть такое высказывание, что программа "12 шагов" - это духовная программа выздоровления. Вот первый и второй шаг, они как бы готовят почву и с третьего шага начинается движение по этому пути. Это не только признание, но это еще и некое движение вперед. И посмотрите, в третьем шаге в первый раз звучит вот эта фраза: Бог как я Его понимаю. Это довольно страшно. Многие люди согласны признать, что в группах есть некоторая сила, в более опытных людях есть какая-то сила, которая может вернуть человека на путь здравомыслия, но назвать это Богом, при нашем инстинктивном отвращении к тому чтобы создавать себе кумиров - нет! Инстинктивном отвращении, - хотя мы регулярно это и делаем. В общем, это довольно страшно. Я понятия не имею, почему люди рискнули в третьем шаге программы написать такое страшное слово: Бог как я Его понимаю. Вот с этой оговоркой, что я могу не понимать даже очень важных вещей, но вот как я это понимаю - все-таки я говорю о Боге. Я бы не рискнула, если бы я писала программу "12 шагов", но там были люди более храбрые. чем я. И они понадеялись на то, что те, кто будут читать эту программу и слушать ее сообразят простую вещь, что если я нахожусь в таком бурном океане и мне довольно трудно здесь жить, если жизнь меня здорово треплет и если я верю, что есть на свете группа по крайней мере людей, которые стоят на твердой почве... Не знаю, на корабле или на твердой почве, но они в безопасности, и мне есть от них помощь, - тогда мне хватит проницательности сообразить, что эти люди взялись мне помогать не потому, что я очень хорошая и не потому, что им очень хочется потешить свое самолюбие, а потому, что им в свое время помогли. Потому что у них тоже был источник помощи. И вот этот источник помощи, на самом деле, это не просто цепочка людей, которая вот так просто исчезает в бесконечности, а что есть сила гораздо более могущественная, чем эти трое людей на твердой почве и она их снабжает этой силой, которую они просто транслируют дальше, передают дальше. Почему-то Анонимные Алкоголики, которые создавали эту программу, рискнули понадеяться на нашу проницательность. Рискнули понадеяться на то, что мы сумеем увидеть вот эту стрелочку и не испугаемся, Слава Богу. И тогда получается, что если человек не воцерковлен, если он называет себя неверующим - это все равно ожидая него. Кстати, что такое неверующий человек? Среди вас есть люди, которые могут утверждать что Бога нет? Довольно трудно утверждать, что Бога нет. Атеист - это человек, который говорит, что Бога нет и что он точно это знает. Но вот когда он начинает объяснять, почему он точно это знает, то обычно это сводится к Чеховской фразе: "Этого не может быть потому что этого не может быть никогда". А человек, который не знает, есть или нет, у него нет фактов за и фактов против - это агностик. Как правило люди, которые приходят в программу - это либо люди, имеющие уже определенный опыт веры, не всегда кстати позитивный, либо они просто агностики. Может быть их убеждали в свое время, что Бога нет, но никакой уверенности у них в этом нет. И когда им действительно становится плохо, они готовы допустить на минутку, что может быть что-то такое есть. И вот отсюда, наверное, эта странная формулировка: Бог как я Его понимаю. Что-то есть, что мне не понятно. Допустим по определению, как в математике, что Он есть. Предположим, что... И тогда... Если мы приходим к правильному выводу, то исходное предположение было верное. Вот человек допускает на минутку, что может быть это так и есть, просто понадеясь на мнение других людей, не утверждая при этом, что он поверил в Бога, что Бог есть. Он просто допускает это на минутку. И тогда в его жизни начинают происходить странные вещи. Помните лекции две назад мы говорили об отношении к детям, о щедрости? И вот есть такое смешное правило, что если вы хотите полюбить человека, относиться к нему в любви, то попробуйте относиться так, как будто вы его уже любите. Изойдите из этого и вдруг с изумлением вы начинаете обнаруживать, что вы действительно к нему лучше относитесь. Все лучше, и лучше, и лучше. И если вы делаете наоборот, если вы относитесь к нему так, как будто вы его не любите, вы начинаете относиться к нему все хуже, и хуже, и хуже. Есть такой странный закон. Если вы готовы допустить на полминутки, что Бог есть, а эта фраза из книги Анонимных Алкоголиков, если вы на секунду можете допустить, что Бог есть и побыть в этом состоянии - побудьте в нем и посмотрите что будет. Вот и все. Теперь немного поговорим об опыте верующих людей. Чтобы быть более конкретной я пожалуй расскажу об одной своей подруге, которая теперь верит в Бога. Она Анонимный Алкоголик с большим стажем трезвости. У нее была верующая бабушка, и из детства был вынесен такой образ, что если ты что-то делаешь не так, то Бог, который вот там, на иконе, он все видит и он тебя обязательно накажет. Он обязательно сделает так, что твое вранье, какие-то плохие дела, какие-то шалости детские выплывут на поверхность и он тебя за них накажет. Ты, смотри, не делай гадостей. потому что он все видит. Это, знаете, такой суперследователь, который знает все, видит все и в случае чего - накажет. Понятно, что девочка боялась этого Бога, тем более, что он был материализован в написанную икону. Бабушка пыталась использовать Бога для того, чтобы управлять этой девочкой, якобы воспитывая. И когда девочка выросла, стала алкоголиком и пришла в программу, то, увидев слово "Бог", она пришла в полный ужас. Ведь это тот самый Бог, который выслеживал ее всю жизнь и все время, когда она пила, этот Бог все гадости сосчитывал. Все теперь известно и к этому Богу прийти невозможно. Можно только убежать от него опять куда-нибудь туда. Вы представляете, какой груз был на плечах у человека, который вроде бы был верующим человеком. Так считалось, по крайней мере. Как трудно ей было прийти в программу. Гораздо труднее, чем человеку, который вообще не знает есть Бог или нет. Есть очень много таких вот фальшивых образов. Вот этот страшный судья, который тебя обязательно настигнет и отплатит тебе за все или такой добрый дедушка на облаках, который посылает тебе подарки один за другим, неважно за что и как, сваливаются тебе подарки на голову ни с того, ни с сего. И скажем такой равнодушный, который создал мир, сделал меня наркоманом, которому плевать на то, что я сейчас «ломаюсь», которому плевать на то, что происходит сейчас в моей жизни, жестокий Бог, который сделал мою болезнь неизлечимой. Есть много-много таких фальшивых образов, и верующему человеку бывает довольно трудно пробиться сквозь них. К счастью, на самом деле, Бог, конечно НЕ такой. Если человек действительно честно идет по схеме из этих четырех пунктов, то вот эти недоумения как бы исчезают сами собой потому что они фальшивые, они не соответствуют Образу. Ведь этих людей действительно спасала какая-то сила. Пусть она действовала через людей, но она спасала их в тех ситуациях, когда никто не мог ничего сделать. Это была сила добра, значит Бог не может быть немилостивым страшным судьей. Если они будут идти от своего собственного житейского опыта, они обязательно придут туда, куда надо. Вот почему еще нужно, чтобы даже верующие люди все-таки следовали вот этому простому пути из этих четырех пунктов. Да? Сначала просто житейский опыт помощи. Получение помощи от других, потом уже складывается некоторый образ, и потом уже это личность. И, например, в тех случаях, когда к нам в программу приходит верующий человек, мне приходится буквально наступить себе на горло, посадить себя на цепь и говорить: "Я тебя очень прошу, не надо писать в программе как католик или как православный человек или как кто-нибудь еще. Ради Бога третий шаг не пиши исходя из своего церковного опыта. Ты можешь ошибиться". Это страхует их от их ошибок. Есть несколько понятий, связанных с третьим шагом, которые мне хочется проговорить. Первое называется готовность. Это совершенно особенное слово. Когда ваши детки ходят в Анонимные Наркоманы, каждый раз они слышат одну и ту же фразу: «Есть три необходимых свойства: честность, открытость, готовность». Честность, открытость, готовность. Готовность - это слово из третьего шага. Оно означает: решимость действовать. Мне всегда здесь на память приходит один цирковой термин, я не знаю, насколько это вам близко, но вы поймете. Довольно страшно ходить по канату под куполом цирка. Внизу там большая высота. Много метров под тобой. И даже если есть лонжа страховочная на поясе, все равно это довольно страшно упасть вниз. И когда человек только начинает работать в эквилибре, он встает на канат и он не может идти. Это все равно, что ездить на велосипеде медленно. Это очень трудно. На велосипеде нужно ездить быстро, тогда это легко. Идти по канату нужно тоже быстро, а ступить трудно, потому что это страшно. Тогда ему говорят: "Кураж! ". Кураж - это как щелканье хлыстом. Это посыл, как посылают лошадь. Вот так посылают человека на канат этим словом. Это то, что выпихивает его на канат, и он начинает по нему идти. "Кураж" - буквально - это "мужество, решимость". Короче говоря, есть некая готовность, кураж, в том, чтобы начать заниматься программой. Вот коль скоро мы говорим, что третий шаг - это начало движения по программе, готовность очень многое значит. Похоже, человеку нужно принять решение и больше от него не отступать. Похоже, что пришло то время, когда нужно сказать: "Я с ними или не с ними. Буду выздоравливать или не буду выздоравливать". Он может потом ошибиться и свернуть с этого пути, но даже если он будет петлять и окажется где-то не там, в темноте, в лесу он в какой-то момент должен вспомнить, что у него было решение. Он возвращается назад и продолжает идти по дороге. Он принял решение. Кстати в вашей взрослой жизни есть множество примеров того, что вам приходилось принимать решение раз и навсегда. Вам нужно принять решение поручать свою волю и жизнь. Готовность. Вопрос своеволия. Как-то я показывала этот образ. Это очень важно и я сейчас может быть вам его напомню. Что мы обычно делаем? Приходит Маша к доктору с проблемой и говорит: " Доктор, у меня болит живот. Я пыталась его лечить сама и у меня ничего не получается. Я пыталась делать всякие вещи и у меня ничего не выходит. Вот вам проблема, возьмите, пожалуйста. Я пошла." Передаю проблему. Третий шаг не про это. Третий шаг про то, что мы берем проблему и вместе со своей проблемой, вместе со своими возможными решениями этой проблемы мы идем к силе более могущественной, чем я сама и устраиваемся вот так ( прижавшись к груди вместе с «проблемой»), передаем волю и жизнь силе более могущественной чем я сама - Богу. Говорят: "Как у Христа за пазухой". Да? Это про третий шаг. На самом деле вот как раз когда проблема небольшая, и ее не жалко и отдать, она не такая уж личная, мы поступаем первым способом, а когда проблема настолько страшна, что нам никак с ней не расстаться, а беспокойство за наших детей наркоманов - это как раз такая страшная проблема - это предмет работы по шагам. Попробуйте-ка где-нибудь оставить свое беспокойство. А кстати, вам это предлагали. Вы приходили на группу и хоть раз вам говорили: "Да хватит тебе тревожиться. Забудь про это". Удавалось? Да никогда в жизни. С этой проблемой так просто не расстанешься. Она все равно наша. Она у нас внутри, в сердце. Так вот себя-то вместе с этим сердцем как раз к той силе, которая будет помогать. А своеволие - это когда я выдираюсь из объятий этой силы и иду своим путем в другую сторону. Своеволие - это там, где елки стоят, там довольно мрачно и мокро, и можно утонуть где-нибудь в болоте, но я все равно иду, потому что я этого хочу. Называется своеволие. Против того решения, которое я приняла раньше: "Поручить свою волю и жизнь...". Поди разберись, где моя воля, а где Его, поди разберись как удержаться на этом пути. По этому поводу один мой пациент смешно сказал: "Своеволие - это когда мне что-то кажется, а я вместо того, чтобы креститься и молиться, думаю, что это правда". Если мы называем силу Богом, как мы Его понимаем, то совершенно понятно, что если я считаю вот только это силой более могущественной, чем я сама, то молиться этому не удается. Попробуйте молиться группе людей, и у вас ничего не выйдет. Все равно вам придется иметь в виду, что есть что-то, то, что, по крайней мере, объединяет этих людей. Скажем, мой друг, совершенно замечательный очень программный человек, не очень мог выйти сюда. Он считал, что он слишком мало знает о Боге, чтобы он вообще мог оперировать этим словом. Кстати это довольно честная позиция. Он сказал: "Я знаю, что меня хранила всегда в жизни любовь моей жены. Она так меня любила, что она организовывала каким-то непонятным образом вокруг меня людей, которые мне помогали просто потому, что она меня любит". И даже совершенно незнакомые милиционеры подбирали его на улице бесчувственного потому что его любила жена. Вот он верил в то, что любовь его жены была вот той силой, которая как бы заставляла этих людей ему помогать. Вот любовь - это уже то, чему можно молиться. Если мы приняли решение поручить нашу волю и жизнь Богу как мы Его понимаем, то молитва - это естественное действие, которое происходит. Кстати, те из вас, которые называют себя верующими людьми, как вы молитесь? Я вот знаю про себя, что если я действительно всерьез делаю третий шаг, то тогда все трудности, которые у меня в жизни происходят, немедленно должны вызывать в ответ молитву. И эта молитва должна быть до тех пор, пока трудность не разрешается, т.е. я вновь и вновь буду возвращать себя на тот путь, с которого все начинается, до тех пор пока он не выведет меня туда, куда надо. Как вы молитесь? Что происходит с вашей молитвой? Вот ведь вопрос. И мало того, что молиться. Вот так же как на группе Анонимных Наркоманов или Ал-Анон, я говорила, что нужно слушать и слышать, что люди говорят. Не только говорить самому, но слушать и слышать, а вы слушаете ответ на ваши молитвы? Как выглядит этот ответ? Есть такая история. Одна женщина постоянно приставала к батюшке: "Вот молюсь, молюсь, молюсь, батюшка, и ничего не решается." А батюшка ее спрашивает: "Вы когда-нибудь останавливаетесь?" Остановитесь и послушайте ответ. Происходит ли это в вашей жизни? Молитесь ли вы и оставляете ли время, вот эту паузу, когда вы слышите ответ? Или просто дано задание на небеса, а я пошла заниматься своими делами. "Я утром помолилась", - как говорят мои пациенты. Он прочел четыре строчки и решил, что он помолился. Бог как я его понимаю - это не золотая рыбка, нельзя Его использовать в своих целях. Нельзя делать из Него инструмент. Это понятно, что личность рано или поздно обидится, если его использовать как инструмент. Вы не позволите пользоваться собой как инструментом, тем более Бог Всемогущий. Значит, понятно, что недостаточно отдавать проблему - нужно отдавать себя. Тогда получаются отношения отца и сына. Отношения отца и сына, но не инструмент. Если вы точно делаете третий шаг, то это именно отношения отца и сына. И совершенно понятно, что нам все это делать не хочется. Как проявляется сопротивление к третьему шагу? Как могут проявляться примеры сопротивления третьему шагу? Лень. Поспать хочется - на группу не пойду. Неприятие: не хочу слушать этого человека, он мне не нравится. Своеволие. Самонадеянность - я сама справлюсь с этой проблемой. Нежелание принимать факты. Это бывает удивительно. Я недавно работала с одним очень честным и умным человеком. Работали мы как раз по второму и третьему шагу. Он топал ножками и кричал, что он человек вообще неверующий. И вообще Бога он принять не может, поэтому никаких разговоров о втором и третьем шаге с ним вести невозможно. А он алкоголик. Кстати он уже два года ходит в Анонимные Алкоголики и два года трезвый. Но это неважно. Важно то, что второй и третий шаг он делать не хочет. И вот мы с ним сели и стали разбираться и в какой-то момент он сказал: "Знаешь, у меня нет никаких препятствий делать второй и третий шаг, но я этого делать не хочу и не буду." Я говорю: "Очень хорошо. Мы с тобой выяснили правду. И ты в этой правде теперь и пребывай, а то раньше ты говорил, что ты Бога не можешь принять потому что ты неверующий человек".

 Я препоручаю свою волю и жизнь Богу, как я Его понимаю. Во-первых я должна находиться довольно близко к Богу для того, чтобы вообще знать, куда я иду. Я должна примерно представлять себе, что такое выздоровление, что такое та помощь, та сила, к которой я обращаюсь. Чтобы это было вообще возможно. Поэтому к этому времени я должна представлять о том, что есть помощь, что есть образ. Да? К третьему шагу. Хорошо бы личность, но может быть этого и не будет. По крайней мере я должна довольно хорошо знать куда я иду. У нас есть одно из заданий по третьему шагу, там, где наши пациенты просто перечисляют черты, которые свойственны этому образу. Они говорят, как выглядит помощь, к которой они прибегали, и которая им помогала. Это очень длинный список из добра, любви... Очень точно один мой пациент сказал, что он думает, как его Высшая Сила относится к действующим наркоманам, которые сейчас употребляют - с сожалением. Действительно с сожалением. Сожаление - это очень точное слово. И человек, который понимает, что это так может вернуться, если что-то не так. Вот эти вещи прописываются и получается, что у меня этот образ должен быть достаточно точным, чтобы я могла подойти близко и прислониться к этому человеку. Просто к кому угодно я прислониться не могу. И вот тогда происходят потрясающие вещи. Я призываю вас к Богообщению. Я призываю вас к близкому общению с Богом, как вы Его понимаете. Вообще программа это такая жуткая и нахальная вещь. Вы найдете те вещи, которые в приличном обществе говорить не полагается. Вот призвать вас к Богообщению ни в каком другом контексте я бы не смогла, а вот здесь - пожалуйста. Требуется стоять близко к Богу, понимать, Кто такой Бог. Понимать при этом всю свою малость и недостаточность, но все-таки быть недалеко от Него, чтобы можно было к Нему прислониться. А это общение состоит из мелочей. Богообщению состоит из мелочей. Молитва, не только утренняя и вечерняя, но вот ежедневная. Из того, что вы факт существования Бога держите в углу глаза. И группа и совесть имеет определенные черты и складывается определенным образом.

Теперь несколько слов о воле. Что такое воля? Здесь я попробую немного побогословствовать. Может быть вам это будет интересно. Дело в том, как понимает это христианство. Я немного говорила о том, что при сотворении мира человек был счастлив, человек достигал всего того, что ему хотелось и всего того, что нужно было достичь. И тогда был полностью реализован потенциал человека. А вот если вы прочитаете первую главу Библии, то там написаны совершенно потрясающие вещи, т.е. человек мог увидеть, например зверя, и точно знать его суть. Один взгляд давал о сути явления, предмета, зверя, чего угодно - человек нарекал животным имена - в те времена это означала знать его суть. Имя - это суть. Он был настолько зрячий, что нам сейчас это не может даже присниться. Вы знаете сколько жили патриархи? Да? 950лет. Насколько был здоров человек, что он мог жить 950 лет! И это после грехопадения. Это без древа жизни. На самом деле человек мог очень много потому, что его воля была параллельна, соответствовала воле Бога. Как бы воля человеческая усиливалась волей Божьей и получался замечательный результат. Но человек был создан со свободной волей. И, может быть, вот те беды, которые с нами случились, они как раз и нужны для того, чтобы мы осознали, куда мы ушли. Нам нужно было напороться на все эти рогатки и попасть в болото, чтобы понять что мы шли не туда, что нам нужно вернуться назад к пути, который нам был дан. Очень часто родственники говорят, что алкоголик - это безвольный человек, он не может бросить употреблять. В определенном смысле это правильно, потому что его воля как бы против Бога. Его воля как бы отсутствует, потому что она не осуществляется так, как она должна была осуществляться. Воля есть, но есть и зависимость. И оказывается, что он раб. Вот как раб, он может делать какие-то малейшие движения, но по сути своей он жизнью управлять не может. Вот также и зависимый и созависимый человек. Он не может по-настоящему управлять своей жизнью. Когда кошка играет с пойманной мышкой, она позволяет мышке побегать, но слишком далеко она ей убежать не дает. Кошка решает, когда она ее съест. Мышка - раб. Она не управляет своей жизнью. Она не может убежать, она не может зарыться в землю, норку какую-то сделать. Не может жить сама по себе. И вот если человек раб, у него очень узкие рамки. Нужно посадить эту кошку на цепь, а иначе воля будет в параличе. И в конце концов человек просто перестает пытаться возвращаться к добру. Может это вам знакомо, когда ваши дети, отчаявшись, перестают делать любые усилия. Или как утопающий, сначала шевелит ручками и ножками, а потом перестает шевелить и идет на дно. Похоже на то, что волю, пока она есть, надо передавать тому, кому она на самом деле принадлежит, там, где идет этот параллельный процесс. Воля Бога, ну пусть будет воля этих людей. Даже не людей, кстати людей нельзя, потому что они могут ошибаться, они могут увести меня не туда. А вот это, объединяющее этих людей, скажем добро или любовь жены, вот она не может увести никуда. И тогда получается, что моя воля как бы усиливается этим движением и мне удается осуществлять по- настоящему СВОИ решения. Это очень важно, потому что первое чтение этой фразы приводит в ужас - я должна от своей свободной воли отказаться и отдать ее неведомо кому. Скажем, я должна прийти на группу и поступить так, как они мне скажут. А что мы будем делать? Как на группе реализуется этот процесс? Как вы думаете? Вот если для человека высшая сила - это группа. Как мы будем действовать правильно? Потому что если кто-то что-то сказал и я это сделала, то это не имеет отношения к третьему шагу. Ведь правда? Вот Катя вам скажет и вы пойдете - не годится совершенно. Мы говорили об этом тысячу раз - советов не даем. Ну во всяком случае группа дает нам варианты, которых у меня раньше могло бы и не быть. Ну как обычно поступают люди, которые достаточно долго ходят в Ал-Анон: они приходят на группу и вываливают свою проблему такую, какая она есть и не пытаются найти ответы прямо сейчас. Они сначала о ней рассказывают, долго и очень конкретно и уже в процессе рассказа вдруг выясняется, что какие-то вещи становятся понятными. Им еще никто ничего не ответил, но уже кое-что становится понятным. Кстати, у вас наверняка есть такой опыт, когда вы объясняли математику своим детям-школьникам, вы вдруг понимали, что теперь вы математику знаете лучше. Тот, кто объясняет, вот он, как правило и выучивает все наконец сам. Когда вы доносите свою проблему, вы начинаете в ней разбираться. После этого вы слышите обратные связи, вы слышите опыт тех людей, которые готовы что-то внести в эту копилку на группе. И вы опять не принимаете решение. Может вы еще на одну группу придете, а потом еще на одну, а потом в одно прекрасное утро встаете и вы точно знаете что делать Это ваше собственное решение. Оно вызрело в результате этого процесса. И там не было никаких мистических откровений. Просто оно созрело. Оно готово. Его можно реализовывать. Можно поступить так, как предлагает Юрий Анатольевич, аналитически просчитать все варианты, которые вам будут даны. И, может быть, ни один вариант вам не подойдет. У меня 46-й размер, а мне вот предлагают 52-й. Он не подходит - не мое. Свое решение выращенное, выношенное в результате вот этого обсуждения оно может быть точным, именно тем, которым должно быть. И поэтому когда я говорю, что я передаю свою волю и жизнь, я не имею в виду что я отказываюсь от уникального своего пути. Это не так. Я не пытаюсь подстраиваться под других людей. Просто это единственная возможность на самом деле осуществить мою собственную волю и мой собственный путь. Отсюда это выражение: "На Бога надейся, а сам не плошай". Ведь я оставляю свою волю в силах, действенную волю, но при этом Бог мне помогает эту волю осуществить. Помните моление Христа о чаше, когда Он просит Отца Своего избавить Его от этого ужаса, от распятия и Он просит, чтобы Его миновала эта чаша, «но, впрочем, да будет воля Твоя", т.е. Он согласен принять волю, Он просит об определенном результате, потому что это очень больно, но тем не менее Он готов принять эту волю, потому что эта воля для добра. Даже если сейчас она кажется невероятной, ужасной. И вот тогда, если мы действуем вот таким образом, то что я могу сделать сама, те правила, которым я могу следовать, как в Ал-аноне говорят: "Делай так, не делай так" - вот тогда эти правила обретают смысл. Тогда это становится не просто следованием каким-то определенным законам, а первый путь - путь «сам» - обретает свой подлинный смысл. Теперь оказывается, что на этом пути в каких-то ситуациях я просто параллельна воле Бога и Он мне позволяет все делать. Как бы знать волю Божью? Как бы определить где воля моя, а где воля Божья? Как понять правильны ли поступки? На самом деле очень просто. Христианство занимается этим две тысячи лет и известны уже определенные пути, по которым это делается, я ничего нового для вас не открою, но в контексте того, о чем мы сейчас говорили это может быть звучит немного иначе. Есть Евангелие. Есть правила, по которым предложено жить. Кстати с Евангельской фразы практически начинается наша программа "12 шагов". Мы говорили об этом в прошлый раз. «Блаженны нищие духом». Мы говорили в прошлый раз об этом образе нищего, который сидит на дороге и пустой рукой просит подаяние. Нет у него ничего в руке. Нет у него скомканных рублей в руке, которой он говорит: "Дай еще, мне мало!" Никаких рублей нет. У него пустая рука. Дай, пожалуйста что-нибудь, хоть копеечку, и при этом рука протягивается не вообще неведомо куда, а к конкретному человеку. "Подайте, Христа ради!" Сказано, что если будешь вот так просить, то будет дано. Можно же следовать и другим предложениям Евангельским. Можно следовать другим вехам на этом пути, которые обозначены в Евангелии в той мере, в которой вы можете. Еще что есть? Есть для церковных людей - опыт Церкви. В Православной, например, Церкви, кроме Евангелия, кроме вообще священных текстов, Библии, существует церковное Предание, т.е. опыт 2-х тысяч лет жизни Церкви, которая пыталась жить по этим правилам. Вот не просто написанные правила, а еще и опыт, как люди пытались это осуществлять. Почему бы не последовать ему? Или, по крайней мере, не рассмотреть его? Опыт Предания. Что еще есть? Есть молитва. Молитва, в результате которой дается некоторое решение напрямую. Есть еще совесть. Кстати совесть - это совет с Богом, по определению. Со-вет. Есть некий залог добра в человеке. Исходный залог добра, который мы можем услышать, даже если нет никакого опыта молитвы, никакого церковного опыта и вообще нежелание ходить в церковь и читать Евангелие. Есть все равно внутренний залог добра, который можно слушать. Знаете, может это прозвучит смешно, но многие люди шли и таким путем: у каждого из вас есть люди, которых вы уважаете, хотя и, может быть, они не образец в жизни для вас. Может быть вы не хотите абсолютно во всем им следовать, но тем не менее вам нравится тот путь, которым они в жизни шли. Так вот как бы сделал этот человек? Мне часто помогал этот вопрос в трудных ситуациях. Как бы сделали те люди, которых я люблю? Мне это помогало принять решение. Они, конечно, не боги, но они находятся на этом пути и каким-то образом решают проблемы, похожие на мои. Какими-то такими способами, а может быть, пробами и ошибками, но только не очертя голову бросаться, бежать десять миль лесом, а потом обнаруживать себя в болоте, а вот сделать два шага и потом посмотреть лес или не лес. Я думаю, что нам дано достаточно средств, чтобы все-таки определить, мы находимся на этом пути или нет. Удерживаем ли мы свое решение или нет? Всеми видимыми способами можно увидеть, удерживаем ли мы свое решение выздоравливать или нет.

 Наверное мне нужно вам рассказать, как выглядят наши ребятки, когда они действительно сделали третий шаг. Может быть вы какие-то вещи параллельно увидите у себя. Приходит мальчишка после детокса, синенький, довольно потрепанный, отлично понимающий, что у меня своя жизнь - у него своя. Остальным людям доверять нельзя, потому что в любой момент они его обманут и бросят. Говорить правду нельзя, честно говорить нельзя, потому что тебя схватят и потом еще используют, но при этом полагается как бы изображать честность, открытость и готовность. И вот он начинает ее изображать. И тут выясняется, что можно не только изображать, но и быть открытым и готовым. Можно не просто изображать приоткрывшиеся створки раковины, но просто даже не выстраивать никаких фасадов перед ней. Такого доброжелательного человека с улыбкой. Можно просто показать эти полузакрытые створки и никто не будет их насильно раздирать, чтобы ты вот открылся прямо сейчас и вынул всю свою историю жизни немедленно. Они делают задание по первому шагу. Более или менее они признают свое бессилие и неуправляемость перед наркотиком, при этом их пугают разнообразные вещи. Вдруг они выясняют, что они неизлечимо больны, вдруг они выясняют, что у них всю жизнь должна быть депрессия, если они ничего не будут с этим делать, что их ждут срывы, по крайней мере, эмоциональные. Это очень неприятные сведения, и они часто говорят, что лучше бы вы нам этого не сообщали. Лучше не знать. Спустя какое-то время, когда это будет переварено, они вдруг обнаружат, что, оказывается, можно выздоравливать. Первый раз в жизни человек обнаруживает, что у него две недели трезвости. Как получилось, сам не знаю... Такого раньше не было. Вот почему-то я сюда хожу, вот это все делаю и почему-то я две недели трезвый. Начинают чувствовать себя лучше. Начинают улыбаться и начинают играть в футбол. Я не знаю, что такое для вас то, что они сейчас кидают мячик в столовой, а для меня это радость, потому что ни один из них в жизни не мог себе представить, что он теперь будет играть в футбол, здесь по крайней мере. Да и вообще в футбол когда они играли в последний раз? Они с удивлением обнаруживают, что программа работает, и тогда начинаются вот эти все чудеса. Приходит человек, который ничего не знал про программу и говорит: "Оказывается Бог сожалеет о срывах действующих наркоманов". Вдруг он произносит слово «Бог» уже без иронии. Он начинает искать себя на этом пути и находит какие-то вещи его собственные, личные. Потом наступает какая-то такая странная стадия, когда он становится спокойным. Он уже точно знает, что ему нужно делать. Он ходит на группы каждый день и ему это нравится. Он собирается продолжать ходить на группы, даже если это будет приносить ему какие-то трудности. Он будет ходить. И он ходит. Он работает по шагам, и когда я ему говорю, что мы выпускаем его из базового курса и что ему нужно продолжать работу по шагам, но он сам должен ее организовывать, то он спрашивает: "Когда?" Я говорю: "Что когда?" Он отвечает: "На консультацию когда? Назначайте". Ему нужно. Это уже не мне нужно. Вы можете представить чтобы в начале до программы он спросил, когда ему можно прийти на консультацию? Да никогда в жизни. Это нужно было его родителям, а не ему. Он пишет задания. Он находит вещи и радуется им как ребенок, когда он находит что-то новое. Вспомните, я вам рисовала такую картинку: наркоман на горе и любой ветерок может свалить его с этой горы в любом направлении. И он вдруг обнаруживает, что эта система поддержки довольно плотно вокруг него стоит и он укладывает туда камень за камнем. И это все его камни и он точно знает где какой камень должен быть. Он может на нее опереться, на эту систему поддержки. И он начинает чувствовать себя более или менее в безопасности. Это как тот человек, который свою волю ставит параллельно воле Бога. Есть такое умное слово синергия, когда сумма двух это не арифметическая сумма, а гораздо больше. Он вдруг обнаруживает, что один плюс один -это больше двух. И это радость необыкновенная. Попробуйте его теперь сбить с этого пути. Попробуйте теперь ему объяснять, что. может быть, Бога нет. Что как же так, он теряет свою свободную волю, что-то там не то происходит с его жизнью. Да нет, он просто идет по этому пути, твердо ступая по нему, и у него есть решимость, которая ведет его по этому пути уверенно и твердо. Он делает третий шаг. Внятно делает третий шаг, и для того, чтобы третий шаг осуществился, надо продолжать движение по шагам дальше. Все остальные шаги нужны для того, чтобы можно было бы осуществить третий шаг реально. Не решение принять, а поручить на самом деле. И вот человек начинает понимать: "Я иду. Я на том пути, на котором надо. Это точно мой путь, но у меня не очень получается. Что же мне мешает? А вот оно, что мне мешает!" И тогда человек начинает заниматься четвертым шагом. Как правило, это бывает не раньше, чем через полгода после начала трезвости. Потому что для того, чтобы заниматься четвертым шагом, человек должен достаточно уверенно стоять на ногах. На сегодня мы на этом закончим, а в следующий раз начнем с четвертого шага.

Программа 12 шагов (3 часть)

 

В прошлый раз мы попытались понять смысл третьего шага. Итак, когда человек работает по программе, он понимает, что есть вещи в его жизни, которые он не может изменить. Он с ними готов жить. Ну подумаешь, дождь пошел, а я хотела поехать на дачу - ничего страшного. Но есть такие вещи, с которыми мы не можем справиться, которые сильно нас бьют, меняют всю нашу жизнь, и меняют ее так, что жить дальше так мы не можем. Почти физически невозможно продолжать жить в этих ужасных условиях. Например, у меня в семье есть наркоман, и то, что он колется или не выздоравливает, даже если он сейчас не употребляет наркотики, так сильно меняет жизнь в моей семье, что я не могу с этим жить. Моя жизнь становится неуправляемой, а изменить ситуацию я бессильна, и тогда вступает в силу принцип программы, человек делает первый шаг: он бессилен перед проблемой, жизнь неуправляема, так он больше жить не может. Но при этом есть еще второй шаг: существует такая сила, более могущественная, чем этот человек, которая может ему помочь. И мы много говорили с вами о том, какая это сила. Это может быть группа таких же людей как и он, опыт людей, которые шли до него, Бог, как он Его понимает, самые общие понятия, которые для этого человека не так уж и общи. Человек становится способным принять решение - поручать Богу свою волю и жизнь, как раз то, что так не работает, так невозможно плохо, поручать Тому, Кто способен это исправить. Оказалось, что во втором шаге формируется новое мировоззрение человека. Он выходит из своей скорлупы и начинает обращаться за помощью. Но это только мировоззрение, а вот жить по этому мировоззрению - это уже третий и последующие шаги. Это уже действие. Мировоззрение - это очень скользкая штука. Среди нас есть много людей, которые согласятся с тем, что Христос был, может Он и сейчас есть, но это никак не сказывается на их способе жить. Вообще никак. Жизнь развивается независимо. Христианство - это вызов. Христианство сообщает человеку, что две тысячи лет назад произошло событие - родился младенец, которого назвали Иисус и развивались некие события, а потом дается интерпретация. И вас спрашивают не просто о том верите ли вы или не верите, а о том, готовы ли вы жить в видении того, что это правда, менять свою жизнь в соответствии с этим. Если да, то вы христианин. Если нет, то нет, даже если вы признаете, что Бог есть, признаете существование Христа, но если вы не живете по Христу - вы не христианин. Я привела христианство как пример. И вот тоже самое происходит здесь. Если человек признает, что существует сила более могущественная чем он, которая может вернуть ему порядок в жизни, здравомыслие, здоровье, здоровый способ думать - и он не обращается к ней, никак не меняет эту жизнь. Он живет так, как жил раньше - в бессилии, в неуправляемости, в ужасе. А сила есть, но она существует отдельно. В его жизни ничего не меняется. Программа для него не работает. Программа начинает работать именно после третьего шага, когда человек, приняв решение поручить свою жизнь Богу, начинает последовательно предпринимать действия, которые показывают, что действительно это так и происходит. Здесь важна роль жертвы. Мы отдаем, мы жертвуем самой важной вещью в своей жизни. Своя воля! Своя жизнь! Все, что у нас есть, мы отдаем ему. Когда алкоголик или наркоман приходит в программу "12 шагов", то первое, с чего он начинает - это жертва. Это самое дорогое, что у него есть, употребление наркотиков. Под это подминалось все остальное: отношения, работа, карьера, деньги, все абсолютно. И когда он начинает выздоравливать, ему приходится вот эту самую главную жертву - отдавать. Это колоссально тяжелый труд. И на самом деле очень многие ребята, которые не выздоравливают, не выздоравливают потому, что эта жертва не приносится. Они оставляют за собой право употреблять. Пусть не сейчас. Пусть потом. Может быть и сейчас тоже. Сначала тайком, потом уже не так чтобы очень тайком. Сначала один, потом может быть в компании таких же ребят как и он, но вот он эту жертву не приносит. А ничего не вложив, ты ничего не получаешь взамен. Программа для таких ребят не работает именно потому что они не отдали, они не принесли этой жертвы. Они не сумели отдать. Отдать можно, пусть с болью даже, но отдать так, чтобы не отнимать назад, чтобы не пропасть самому при этом, - так отдать можно только тому, кого ты любишь. Когда вы вспомните человека, которого вы любите, и вспомните, как вы отдавали ему что-то очень дорогое для вас - это было легко. Это было так естественно. По- другому быть не могло. Человеку, которого вы любите, легко отдать. Как ни парадоксально, нам приходится выстраивать отношения любви вот с этой силой более могущественной, чем мы сами. И отсюда важность выбора этой силы. Потому что если я, просто потому что так принято, так и быть, признаю группу Анонимных Наркоманов или группу Ал-Анон такой силой, более могущественной чем я, но у меня нет к ним сердечного отношения, мне все равно что с этими людьми происходит, мне все равно ждут они меня или нет, - ничего не получится. Должны быть выстроены отношения любви, и тогда удасться отдать эту жертву. И тогда программа станет работать и для них и для вас. Это очень важная вещь и поэтому мы рискуем в программе говорить о любви. Нам придется выстроить отношения любви. Конечно, не я их выстрою. Конечно, ребята будут выстраивать их сами. Они будут искать объект любви. И как они его найдут, я не знаю. Любимая женщина не годится в качестве высшей силы. Это может быть группа людей. Это может быть Бог, как я Его понимаю. Но вот когда это произошло, когда третий шаг сделан, принято решение отдать, принести жертву - после этого человек последовательно, шаг за шагом, начинает осуществлять это решение и именно в этом смысл всех остальных шагов.

 

 Четвертый шаг звучит так: глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения. Что такое глубоко и бесстрашно? Похоже на то, что нам придется иметь дело не просто с какими-то фактами нашей жизни, что вот тогда я позавидовала, тогда я поступила неправильно, тогда я кого-то обидела, а мне придется иметь дело с корнями. Мне нужно глубоко исследовать свою жизнь, да еще с нравственной точки зрения. И в следующем шаге: признали истинную природу наших заблуждений, т.е. я буду признавать не то, что 7-го ноября я обидела этого человека, а 8-го марта я сказала тому не те слова, а мне придется разбираться, что послужило корнем этого, причиной во мне самой. Почему получилось так, что я сумела совершить этот поступок? Где корни? Где природа? Где причины? Глубоко. И тогда, наверняка, получится так, что не все недостатки будут во мне присутствовать. Вот если вы возьмете опять как аналог христианство, обычную книжку как подготовиться к исповеди - Там будет перечислено много всяких грехов, и каждый из этих грехов будет ваш. Я вас не знаю, но я предполагаю, что это так, потому что каждый из нас когда-то чуть-чуть поревновал, чуть-чуть позавидовал, чуть-чуть, а может быть и не чуть-чуть обманул кого-то, чуть-чуть разгневался и т.д и т.д. Но вот здесь не об этом речь. Здесь речь о том, что свойственно нашей природе искаженной. Что у нас по сути не так. И тогда окажется, что отнюдь не все недостатки - наши. Что мешает исследовать? Конечно, страх. Потому что когда на самом деле я узнаю, какие чудовища ходят там в моем подсознании, что вынуждает меня иногда поступать не так вовсе как я хочу... Это довольно страшная вещь и мне не хочется туда даже смотреть. Мне не хочется смотреть на эти корешки, когда они появляются. Я предпочитаю проскочить тот момент, когда опять все станет темно и непонятно, чтобы было спокойно жить. И именно поэтому здесь звучит это слово - бесстрашно. Потому что будет ужасно, если я пропущу момент, не увижу какое-то чудовище, которое сейчас хвостиком своим мне показалось на свет. Я не увижу его никогда, и оно будет каким-то образом влиять на мою жизнь всю оставшуюся жизнь. Но я потом увижу его воочию, когда придет время. Вот что самое страшное. Я не могу себе этого позволить. Мне нужно сейчас. В чем еще трудность? Дело в том, что есть такие недостатки, которые вроде бы и не недостатки. Например, знаете, есть радость в том, чтобы клеймить позором грехи других людей, показывать им что они на самом деле собой представляют, заставлять их знать правду. Такой революционный напор, Марат и Робеспьер в одном лице. И человек считает себя правым, потому что он обличает зло, а между тем он сам очень злой, когда он вот так кричит. Спросите его в этот момент, как он относится к этому человеку.?. Похоже, что он его ненавидит. Есть даже такой термин войны: ненависть к врагу. Спросите его: что он ненавидит все-таки, проступок или человека. Он, задумавшись на полсекунды, скорее всего скажет, что человека, а иначе откуда революционный террор? Казнили-то людей, а не грехи. И если вот в этом пылу, в полемическом задоре ему придется разрушить что-то попутно, он с радостью это сделает, потому что он идет, никого и ничего не замечая на своем пути. Почему ему так нравится это делать? Потому что в себя он при этом не смотрит, он весь устремлен туда. Он того клеймит позором, а на себя самого некогда посмотреть совершенно. Так удобно. Так вот достоинство это или недостаток? Недостаток. Попробуйте от него избавиться, и у вас ничего не выйдет. Потому что это очень приятно. Есть некий кайф. И очень жалко себя лишить этого кайфа. И вот если я действительно пойму, что мной движет, когда я начинаю клеймить позором все и вся вокруг себя, если я действительно найду эти корни, я потеряю кайф. Не смогу я тогда сделать это так легко, как Марат и Робеспьер сразу. И не только это. Похоже что я боюсь потерять вот эту уверенность в себе, радость от того, что я поступаю правильно. Но тем не менее мне придется это сделать,  потому что я хочу знать правду. Я оказалась в таком положении после третьего шага, что мне надо знать правду. И я буду искать себя и свою жизнь, как говорит перевод этого шага, потому что шаги первый раз были сформулированы на английском языке. Звучит это так: свою сущность, свою самость, саму себя. В более литературном переводе это сказано так: себя и свою жизнь. Смысл: я буду искать в точности саму себя в четвертом шаге и тогда я буду искать подлинное чувство вины. Потому что у меня все время было чувство вины. Оно меня накрывало с головой, и я думала, что я плохая. Нет, не я плохая, что-то во мне плохое, и это влияет на мои поступки,и я хочу, чтобы эти корни были убраны из моей жизни. Чуть позже мы с вам выясним, как мы можем это сделать. Когда я узнаю правду, что во мне не так, у меня будет действительно адекватная самооценка. Не завышенная, когда я говорю, что я очень хороший человек, для того, чтобы чувствовать себя хорошо, и не заниженная, когда я говорю, что я очень плохой человек, для того чтобы ловить некий кайф, что я самый плохой человек, а я буду точно знать, какая я есть. Потому что только если я твердо встану на эту почву, я смогу куда-то двигаться. Если я улечу вверх или если я утону в болоте, я не смогу оттолкнуться, у меня должна быть твердая почва под ногами, чтобы я могла двигаться вперед. Мне нужна твердая почва под ногами - адекватная самооценка, тогда возможен путь вперед и тогда, кстати, не будет уныния, потому что не получится, что я вся до конца плохая. Четвертый шаг дает опыт внутреннего зрения. Я начинаю видеть себя. Я хочу вам напомнить один образ. Я надеюсь, что в отличие от большинства ваших деток, вы это читали. Дело в том, что теперешние ребятки ничего не читают и когда им приводишь в пример какой-нибудь литературный образ, они не понимают. Антуан де Сент Экзюпери "Маленький принц". Там была планета, на которой был маленький принц. И он ходил вокруг этой планеты каждый день. Он смотрел, что за ростки появились за ночь. Это могла вырасти роза, и это совершенно замечательно. А мог вырасти баобаб. А баобаб - это страшное дерево с очень толстым стволом и с большими корнями. Если несколько баобабов в маленькую планету впиваются своими корнями, то он, маленький принц, знавал такого лентяя, который не занимался выпалыванием этих ростков, и планета была разорвана пополам баобабами. Так вот, мы с вами оказались в положении, когда наша с вами планета еще не разорвана пополам, а баобабы уже большие. Мы очень долго жили с этим баобабом, и нам самим, вот такой баобабище не выковырять никак. Нам нужно срочно просить о помощи и точно знать положение этих баобабов, чтобы Тот, Кто может их вырвать, вытащить из планеты, не разорвав ее при этом, сделал бы это. Нам нужно знать координаты этих баобабов. И как это делается? Страшные корни, вы понимаете, они разрывают планету. Сам верх - почему бы и нет. Корни страшны. Но корни мы не можем увидеть. Мы можем увидеть верхушки и вот мы ходим по нашей жизни и выискиваем вот такие верхушки, которые снаружи может и не очень страшные - зелененькие такие, может там и птицы какие-то поселились. Но мы же знаем, что это баобаб, значит корни уже большие, потому что здесь наверху уже много листвы. С этим баобабом нужно срочно что-то делать, даже если он красиво снаружи выглядит. Нам нужно по проявлениям наших недостатков, по тому как они выглядят в разных маленьких событиях нашей жизни, научиться видеть вот эти корни. И именно с этими корнями идет работа в четвертом шаге. И при этом речь идет, конечно, о моей собственной жизни, а не об обстоятельствах. Когда я делаю четвертый шаг, мне совершенно не интересно: живу я при коммунистах или при демократах, умный у меня муж или глупый, много ли он денег зарабатывает или нам нечего есть, кто мне на ногу когда наступил, какие у меня были родители и с какой генетикой они меня родили. Это совершенно не важно, потому что у меня вот такая планета, какая есть, и в ней есть баобабы мои собственные. Придется выковыривать. Конечно, я не хотела, чтобы они были у меня в душе. У меня не было мысли, что когда-нибудь эти баобабы здесь появятся. И я жила с этими зелененькими деревцами, с этими пташками. Ну может быть я не читала Экзюпери, а тем временем они выросли, но теперь-то мне нужно с ними что-то делать. И теперь я оказалась в ужасном положении. Они руководят моей жизнью, они здесь вот этими корнями что-то устраивают так, что моя жизнь может вся разрушиться. Вот это литературный образ. Это сказка для взрослых, а вот смотрите как о том же пишет Новый Завет. Я очень люблю эту цитату, она прямо про нас. Рим.7: " Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. ... не я делаю то, но живущий во мне грех. ...Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу - делаю. Бедный я человек.... Кто избавит меня от этого тела смерти?" Вот эти корни руководят моей жизнью. И поэтому я не вольна к себе. Моя жизнь устраивается так, как я не хочу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...