Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние восточных учений на развитие античной науки




Античная цивилизация стала удивительно яркой страницей в истории человечества. Классическая античная культура оказала влияние на все дальнейшее развития духовной культуры. Она дала человечеству первые гражданские институты, выдающихся мыслителей, исследователей, удивительные произведения литературы, искусства, технические изобретения, привела к становлению науки как особой сферы деятельности. Античной наукой называется период развития науки с VI в. до н.э. до V в. н.э. Несмотря на достаточно высокий уровень развития древних цивилизаций Востока, считается, что наука зародилась только в Древней Греции, однако в математике и астрономии греки являются учениками Востока.

Потребности народного хозяйства рано побудили финикиян к изобретению арифметики, а египтян к развитию геометрии. Однако математики Востока не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Их устраивало любое решение, дававшее практически приемлемые результаты. Наоборот, для греков, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение, прежде всего, строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, определившей характер всей последующей математики.

В Вавилоне получила развитие астрономия. Однако ее следует отнести к разряду прикладных дисциплин, поскольку она ставила перед собой чисто практические цели. Задача вавилонских звездочетов состояла в том, чтобы предвычислять наступление таких явлений, которые, согласно взглядам того времени, оказывали благоприятное или пагубное воздействие на судьбы людей и даже целых царств. При этом они не интересовались устройством вселенной, истинным движением планет, причинами солнечных и лунных затмений и т.д. Поэтому, несмотря на наличие огромного количества наблюдений и на весьма сложные математические методы их обработки, вавилонскую астрономию нельзя считать наукой в полном смысле слова.

Греческие ученые, сильно отстававшие от вавилонян, с самого начала поставили вопрос об устройстве мира в целом. Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, а сам по себе; его постановка определялась чистой любознательностью. Как бы ни были фантастичны первые модели космоса, они предвосхитили важнейшую черту всего позднейшего естествознания – моделирование механизма природных явлений.

Таким образом, отличительной чертой греческой науки с момента ее зарождения была ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания, а не ради тех практических применений, которые могли из него проистечь. На первых этапах существования науки эта черта сыграла, бесспорно, прогрессивную роль и оказала большое стимулирующее воздействие на развитие научного мышления.

Древняя Греция является прародительницей науки еще и потому, что там впервые появляются научные школы (милетская, пифагорейский союз и др.). Ученые были одновременно и философами. Возникшая наука о природе была натурфилософией, исполняя роль «науки наук». Она была вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки были только ее составной частью. Знания носят умозрительный (рациональный) и теоретический характер. Развитие науки в античном мире, как обособленной сферы духовной культуры было связано с появлением ученых ‑ людей, которые специализировались на получении новых знаний.

Экспериментальная база наук в этом периоде практически отсутствует. Методологической основой античной науки стали дедуктивный метод исследований («Логика» Аристотеля) и аксиоматический метод изложения научных теорий («Начала» Евклида). В античной науке формируются умозрительные догадки, обоснованные в более поздние времена: атомизм, гелиоцентрическое устройство мира и др. Формируются традиции научных школ, из которых дольше всех существовали Академия Платона и Ликей Аристотеля. Огромное значение для развития науки имело возникновение письменности и применение более совершенного, нежели древневосточный папирус, писчий материала – пергамента. Возникают библиотеки, крупнейшей из которых была Александрийская. Письменность входит в повседневный быт и процесс обучения. Научные труды античности были оформлены в форме литературных произведений, то есть имели гуманитарную составляющую.

Позднее основными заказчиками научных исследований становятся правители, а основной областью применения – военное дело. На этой основе развивается механика. Промышленное производство металлов способствовало изготовлению инструментов и оружия. На этой основе формируются первые знания в области химии. Зарождается техника строительного дела – благоустройство городов требовало создание системы водоснабжения и канализации, строительства храмов, цирков, театров, бань.

Античная натурфилософия прошла несколько этапов в своем развитии: ионический, афинский, александрийский (эллинистический) и римский.

I этап развития античной науки ‑ ионический охватывает VI в. до н.э. К этому времени древнегреческая цивилизация занимала обширный район Средиземноморья, Малую Азию и черноморское побережье, сформировались города-государства (полисы). В VI веке до н.э. среди полисов выделялся Милет – главный город ионической колонии, расположенный на побережье Эгейского моря. Ионический этап развития древнегреческой натурфилософии связан с именами Фалеса, Гераклита, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Эмпедокла.

Основателем Милетской школы и первым представителем» греческой натурфилософии, был Фалес (625 – 547 гг. до н.э.). Занимаясь торговлей, Фалес много путешествовал. В зрелые годы он познакомился с достижениями Египетской и Вавилонской школ математики и астрономии и бросил торговать, посвятив себя наукам, прежде всего астрономии и математике. Сочинения Фалеса не сохранились, однако известны его философские воззрения и научные достижения. Он открыл ряд теорем о свойствах углов треугольников, окружности. Им предложен способ определения расстояния до корабля в море, основанный на подобии треугольников, а также аналогичный способ определения высоты египетских пирамид. Фалес впервые определил, что янтарь, натертый материей, притягивает предметы, обнаружил притягивание железных опилок некоторыми рудами. Фалес сумел предсказать солнечное затмение в 585 г. до н.э. в Ионии, считал, что Луна светит не собственным, а отраженным излучением. Фалес указал на Малую медведицу и другие созвездия, важные для мореплавания. Он считал, что Земля – остров, плавающий в океане воды, и имеет форму цилиндра, вокруг которого вращаются три небесных сферы. Вода, по Фалесу, является началом всего сущего. Из воды образовывались земля, воздух и живые существа. Умер Фалес в престарелом возрасте от солнечного удара.

У Фалеса было много учеников. Один из них Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) – автор первого в Греции научного сочинения «О природе». Он считал первоначалом не воду, как Фалес, а качественно неопределенное вещество «апейрон» – туманную массу, из которой все произошло. Анаксимандр впервые высказал идею о сохранении материи. Он считал развитие живого мира эволюционным процессом и полагал, что человек в результате эволюции произошел от рыбы. Космологические идеи Анаксимандра близки к идеям Фалеса: Земля имеет форму плоского цилиндра, вокруг Земли вращаются небесные кольца ‑ солнечное, лунное и звездное. Однако по Анаксимандру, Земля ни на что не опирается в мировом пространстве. Это заключение является важнейшим достижением Милетской школы. Анаксимандр изобрел достаточно сложный астрономический инструмент — квадрант, способствовавший развитию астрономии и методов навигации, создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек, изготовил первые солнечные часы.

Учеником Анаксимандра был Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). По его учению все сущее происходит из воздуха и обратно возвращается в воздух. Воздух бесконечен и вечен. Сгущаясь, он образует облака, воду и землю. Человеческая душа также состоит из воздуха. Разрежаясь, воздух превращается в огонь. Анаксимен считал, что звезды дальше планет (Анаксимандр считал, что звезды ближе), состоят из огня, но мы не ощущаем его тепла из-за большого удаления от звезд.

Гераклит (544 – 483 гг. до н.э.) – уроженец Эфеса в Малой Азии, был аристократом по происхождению. Его сочинение «О природе» дошло до нас в отрывках. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Из огня произошли мир в целом, все вещи и даже человеческие души. Под огнем Гераклит понимал не обычное пламя, но вечно существующий космос, который не создан Богом, а существует всегда. Вещи возникают из огня не произвольно, а в соответствии с необходимостью, которую Гераклит назвал «логосом». Жизнь природы – непрерывное движение огня. «На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото товары и на товары золото». По Гераклиту нет ничего неизменного. Он говорил: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Гераклит считал любое знание относительным, требующим дополнительного определения. Ему принадлежит высказанный в связи с этим афоризм: «Морская вода – чистейшая и грязнейшая: рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же для питья непригодна и вредна». Гераклит был сторонником установления жесткого государственного законодательства. Он считал, что «своеволие следует гасить скорее, чем пожар», «за закон люди биться должны, как за стены родного города».

Гераклит считал, что в основе познания лежат ощущения, но только мышление приводит к мудрости.

Эмпедокл(490 – 430 гг. до н.э.) из сицилийского города Агригента, полагал, что все в мире состоит из сочетаний четырех элементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. Источником развития Эмпедокл считал противоположные силы: «любовь и вражду», соединяющие материальные элементы. Любовь и вражда по Эмпедоклу механически действуют на стихии, непрерывно смешивают их и вновь отделяют. Историческое значение имеет высказанная впервые Эмпедоклом догадка о закономерности эволюции живых существ в результате естественного отбора. Эта догадка приведена Эмпедоклом в его философской поэме «О природе». Интересно отметить, что Эмпедокл занятия философией считал выше обладания властью. Он отверг царскую корону, предложенную ему сицилийцами.

Пифагор (582 – 500 гг. до н.э.) родился на острове Самос у берегов Малой Азии. Имя Пифагора известно, прежде всего, в связи с теоремой, носящей его имя. Скорее всего, эта теорема ранее была известна в Китае и Вавилоне, но доказательство ее принадлежит Пифагору. Еще в юном возрасте он покинул родину и отправился путешествовать в Египет. Там он попал в плен к персам, и его увезли в Вавилон, поразивший Пифагора своим великолепием и красотой. В Вавилоне он учился у халдейских мудрецов, изучал математику, астрономию. Позже Пифагор создает в греческой колонии Кротон (Южная Италия) свою философскую школу, попасть в которую было очень сложно. Среди испытаний, которым подвергались кандидаты, обет пятилетнего молчания. Школа являлась, по сути дела, аристократическим союзом, имевшим целью нравственное преобразование жизни. Школа Пифагора положила начало направлению в античной науке, называемое иногда идеалистическим. Оно было воспринято Парменидом, Зеноном и развито в наиболее логичной форме Платоном. Сегодня трудно определить, что из учения пифагорейцев принадлежит самому Пифагору, а что его ученикам. Одним из основных научных положений, выдвигаемых пифагорейцами, является учение о числе как об основе Вселенной. По этой теории все в мире может быть определено числами, сведено к правильным геометрическим фигурам – многогранникам. Даже звук может быть выражен числом, поскольку, например, удары молотков различного веса по наковальне дают различную высоту тона, а вес молотков можно измерить.

Средством очищения души от духовной грязи пифагорейцы считали музыку и математику. Математика связывалась с музыкой гармонией чисел. Пифагорейцы считали целые числа божественными, а единицу неделимой. Однако возник кризис такого представления, когда пифагореец Гиппас обнаружил несоизмеримость диагонали квадрата и его стороны. Это послужило причиной введения понятия иррационального числа и расширения самого понятия «число». Пифагорейцы считали мир состоящим из пяти элементов (стихий); земли, воздуха, огня, воды и эфира. Им принадлежит мнение о шарообразности Земли.

Пифагор отстаивал идею о переселении душ — «метемпсихоз». Он утверждал, что помнит три переселения своей души за период 206 лет, факты из предыдущих жизней. Пифагор считал, что человеческая душа, заключенная в темницу тела, путем аскетики и самоусовершенствования возвышается к Богу. Пифагору принадлежат заповеди: «Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться»; «Не закрывай глаза, когда хочется спать, не разобравши своих поступков в прошедший день»; «Приучайтесь жить просто, без роскоши». Пифагор считал, что нет большего преступления, чем анархия и хаос. Пифагореизм как течение в античной науке просуществовал до конца древнеримского этапа и продолжался в форме неопифагореизма до III в.

Афинский этап охватывает 480–330 гг. до н.э., от окончания персидских войн до подчинения Александром Македонским греческих городов-полисов. В этот период возвышаются Афины – город – империя.

В Афинский этап окончательно выделились две линии античной философии. Первую из них представляет великая троица античных философов: Сократ, Платон и Аристотель. Вторую – Демокрит и Левкипп.

Сократ(ок. 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность стала поворотным моментом в античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на значение человеческой личности. В молодые годы Сократ был воином, показывавшим чудеса храбрости и самообладания.

Строго говоря, Сократ не занимался натурфилософией, но его философские взгляды оказали на развитие науки существенное влияние. Природа в философии Сократа отражалась в этических категориях. Жизнь Сократа прошла в беседах и критике. Прежде всего, Сократ критиковал афинскую демократию, считал ее главным недостатком – некомпетентность должностных лиц, избиравшихся путем жребия. Сократ ничего не писал. Его философские воззрения дошли до нас в форме бесед, диалогов, переданных учениками – Ксенофонтом и Платоном. Сократ считал строение мира непознаваемым. Познать можно только самого себя. «Познай самого себя» – это формула Сократа. Задача знания — искусство жить. Разработанный Сократом своеобразный метод исследования, основанный на вопросах, получил название «сократовской иронии».

Сократ был казнен по приговору суда. Обвинение содержало три пункта: безбожие, введение новых божеств (имелся ввиду его «внутренний голос», «демон Сократа») и развращение юношества. Приговор он привел в исполнение сам, как того требовали законы: спокойно выпил бокал с ядом.

Платон (428–347 гг. до н.э.) принадлежал к знатной аристократической семье и в молодые годы попал под философское влияние Сократа, стал его виднейшим учеником и последователем. В своей философии Платон опирался также на учение пифагорейцев, Парменида, Гераклита. Платон излагал свои взгляды в форме философских диалогов. Известно около тридцати таких сочинений, среди которых «Софист», «Парменид», «Государство» и др.

Платон выдвинул теорию существования бестелесных форм вещей, называемых «видами» или «идеями». Идеи вечны и являются бытием, а материя и пространство по Платону – небытие. Чувственный мир при этом занимает некоторое промежуточное положение между бытием и небытием, поскольку чувства преходящи, зависят от пространства и времени. Источником познания служат воспоминания бессмертной души о мире идей, созерцаемом душой до вселения в смертное тело, душа же бессмертна. Абсолютными ценностями являются истина, добродетель и красота. Платон приводил доводы в пользу этих ценностей на основе знаний, полученных в математике и астрономии. Платон принимал взгляды Пифагора на значение чисел и идеальных пропорций. Он придавал божественное значение звездам, Солнцу, Луне, планетам. В течение сорока лет Платон излагал свое учение в созданной им Академии. Платон был прекрасным оратором, что немало содействовало успеху его школы. Преподавание в Академии не прекратилось после смерти Платона. Академия просуществовала почти 1000 лет и была закрыта Юстинианом в 525г.

Мировоззрение Платона оказало существенное значение на становление и развитие естественных наук. Платоновское понятие космоса было классическим в античной науке. Космос появился, по Платону, в результате акта творения. Космос имеет семь небесных кругов, соответствующих известным тогда пяти планетам, Солнцу и Луне, которые движутся вокруг шарообразной Земли.

Платону не была чужда и изобретательская деятельность. Так, например, он построил своеобразный будильник, применив принцип реле. Попадав-шая в сосуд по каплям вода, дойдя до определенного уровня, с силой прорывалась в другой, нижний по отношении к первому сосуд. Вытесненный воздух проходил по трубе в статую флейтиста, которая издавал достаточно громкий звук.

Аристотель(384–322 гг. до н.э.). Творческий гений Аристотеля сочетался с великим даром организатора науки, позволившим свести разрозненные сведения, обширный научный материал, накопившийся к тому времени, в единое целое, в стройную научную систему. Сочинения Аристотеля, дошедшие до нас, представляют собой энциклопедию научных знаний античности, включающую и естественные науки (физику, механику, математику, астрономию, биологию), и гуманитарные науки (психологию, историю, экономику), и философию. Система знаний, собранных и систематизированных Аристотелем, служила почти две тысячи лет остовом, каркасом науки.

Аристотель родился в Стагире (греческая колония во Фракии). Отец его был врачом. Аристотель учился в Академии Платона, пробыв в ней в общей сложности около 20 лет. После смерти учителя он отправился путешествовать по Греции. С 343 по 340 г. до н.э. Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Вернувшись в Афины в 335г., Аристотель основал свою философскую школу – Ликей, которым руководил 13 лет.

После смерти Александра Македонского Аристотель бежал из Афин, обвиненный в колдовстве, а по сути дела это было гонение на него как на представителя промакедонской партии. Своим бегством Аристотель пытался избавить афинян от вторичного преступления против философии (первым, как считал Аристотель, была казнь Сократа). Спустя год Аристотель умер в возрасте 62 лет в г. Халкида на острове Эвбея.

Из наследия Аристотеля сохранились трактаты, представляющие собой конспекты его лекций, написанные в повествовательной форме. С точки зрения естествознания представляют интерес трактаты «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология», а также написанные в форме вопросов и ответов «Проблемы» и «Механика». Сочинения Аристотеля в форме диалогов не сохранились, и мы знаем о них из пересказов.

По Аристотелю, физика является ключом к пониманию мира, однако в понятие «физика» он вкладывал несколько иной смысл, чем мы вкладываем сегодня. В его «Физике» нет математических формул, приборов и экспериментов. Под физикой он понимал природу, поведение тел в естественном состоянии и в своих исследованиях пытался отыскать «природу», естественный характер вещей.

Материя, как считал Аристотель, это исходный субстрат каждой вещи. Она состоит из четырех стихий: земли, огня, воздуха и воды. К ней добавляется и пятая – эфир. Первые четыре стихии переходят одна в другую, образуют вещества, а пятая – эфир вечна и неизменна. Мир, по Аристотелю, неоднороден. В подлунном мире вещи возникают, разрушаются и исчезают. Небесный, надлунный мир небесных сфер – вечен, неизменен и нерушим.

Стержнем физических представлений Аристотеля является его учение о движении и пространстве. Движению Аристотель придавал широкий смысл, понимал его как любое количественное или качественное изменение. Изменение положения тел Аристотель определял как частное, локальное движение. В свою очередь локальные движения он разделял на естественные и насильственные. Естественные движения бывают прямолинейными (например, падение тел) и круговыми (вращение звезд) и не требуют никакой силы. Регулярность и вечность кругового движения обусловлена перводвигателем, сообщившим это движение сферам, к которым прикреплены звезды. Центр вращения находится в центре Земли.

В представлениях Аристотеля о насильственном движении предполагается, что движущееся тело постоянно находится под воздействием силы, при этом скорость движения обратно пропорциональна сопротивлению среды. Отсюда следует, что если сопротивление среды отсутствует (движение в пустоте), тело приобретает неограниченную скорость. Это противоречило обыденным представлениям, поэтому Аристотель пришел к выводу о невозможности существования пустоты в природе. По заключению Аристотеля «природа не терпит пустоты», все пространство заполнено материей. Свойства пространства зависят от свойств тел, движущихся в пространстве. По Аристотелю нет и времени, существующего независимо от движения и происходящих событий. Также, по Аристотелю, при отсутствии внешней силы тело двигаться не может. А как быть с движением брошенного тела, каким образом оно поддерживает свое движение? Как быть с движением стрелы, выпущенной из лука? Аристотель объясняет это движение свойствами среды – воздуха, который подталкивает движущееся тело, как парус по ветру, воздухом, стремящимся занять место, освобождаемое телом при движении.

Следствием представлений Аристотеля о движении является вывод о пропорциональности скорости падения тел в данной среде весу тела. Постепенное увеличение скорости при падении Аристотель объяснял увеличением веса при приближении тела к предопределенному месту.

Заслугами Аристотеля в области естествознания являются также формулировка правила сложения перемещений (для частного случая перпендикулярности перемещений), правил равновесия рычага, описание действия блоков и весов.

Вклад Аристотеля в биологию считается даже большим, чем в физику. Он собрал и классифицировал огромный материал по анатомии животных. В биологии Аристотель руководствовался идеей стремления всего в природе к совершенству. Он определил жизнь как способность к самообеспечению, к независимому росту и распаду. Вместе с тем Аристотель отвергал идею эволюции и считал, что все виды животных неизменны.

Выдающимся достижением Аристотеля является создание им формальной логики. Основой для логики явилась идея классификации, которая проходит через все труды Аристотеля.

Будучи учеником Платона, Аристотель, тем не менее, отвергал ряд принципиальных позиций в мировоззрении своего учителя. Он считал материальный мир реально существующим, истинным бытием обладают конкретные вещи, а не платоновские «идеи».

Несмотря на огромные заслуги Аристотеля, его представления о причинах движения и отказ от специально поставленных экспериментов нанесли развитию науки вред, поскольку христианская церковь превратила учение Аристотеля в догму, а его самого сделала непререкаемым авторитетам во всех вопросах, кроме вопросов веры.

Левкипп(ок. 500 – 440 до н.э.) – греческий философ-материалист, один из основоположников атомистики. Точное место рождения неизвестно; возможно, Милет или Абдера. О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа. Вероятно, он учил в Абдере, где жил его ученик Демокрит, фигура которого как создателя завершенной системы атомистики полностью заслонила его учителя.

Левкипп одновременно с Эмпедоклом и Анаксагором выдвинул идею множественности элементов существующего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, для объяснения разнообразия предметов он утверждает существование относительного небытия, т. е. наличие пустоты, разделяющей все сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi). Вслед за философами ионической школы Левкипп считал движение внутренне присущим атомам. По-видимому, к Левкиппу можно отнести и отдельные черты разработанной впоследствии Демокритом атомистической космологии.

На развитие естественных наук оказало существенное влияние идея атомистического строения материи, выдвинутая и развитая Демокритом (460–370 гг. до н.э.). Он родился в городе Абдеры во Фракии на берегу Эгейского моря в семье богатого торговца и рабовладельца. Демокрит много путешествовал, побывал в Месопотамии, Египте, Индии, в Афинах встречался с Сократом. Благодаря Левкиппу, и не только ему, Демокрит познакомился с философией милетской школы и элеатов. Предполагают, что он был слушателем еще одного видного греческого философа – Анаксагора. Свидетельства подтверждают и то, что Демокрит был хорошо знаком с философией софистов, даже вел полемику с ее создателями.

Сочинения Демокрита не дошли до нас, и их содержание раскрывается в сочинениях других авторов, излагающих суть его учения об атомах и другие воззрения. По Демокриту, атомы (неделимые) составляют материальную основу Вселенной. Атомы вечны, и Вселенная, состоящая из атомов и пустоты, также вечна. Атомы находятся в непрерывном движении, перемещаются в пространстве. Атомы различны по размерам и форме и недоступны для человеческого восприятия. Все предметы образуются из атомов и их сочетаний.

Таким образом, Демокрит положил начало материализму в философии в противовес идеализму Пифагора и Платона. Он считал пространство бесконечным, а пустоту реально существующей, Вселенную – вечной и бесконечной в пространстве. Он отрицал случайность событий, рассматривал ее как результат незнания. Источником познания Демокрит считал чувственное восприятие, но это восприятие происходит на низком «темном» уровне. «Светлый» уровень обеспечивается только разумом, ведущим к познанию сущности Мира, состоящего из атомов и пустоты.

Демокрит объяснял чувственное восприятие объектов истечением от них тонких оболочек — «идолов», воздействующих на органы чувств. Демокрит признавал существование души у человека, которая также состоит из атомов – самых мелких. Наряду с философией, Демокрит разрабатывал и вопросы математики, физики, философии, психологии, медицины, искусства, этики.

Архит Тарентский (ок. 428–347 до н.э.), древнегреческий философ, математик, теоретик музыки и астроном, государственный деятель и полководец, один из виднейших последователей пифагорейской школы. Был современником и другом Платона. Семь раз избирался стратегом Тарента и провел несколько успешных военных кампаний против латинских соседей. Архит установил демократическую конституцию, спас Платона от расправы сицилийского тирана Дионисия II в 361 до н.э. Последователь пифагорейской школы. Архиту принадлежит решение задачи удвоения куба, основанное на построении пересечения нескольких поверхностей вращения; приписывается установление первых принципов механики, а также изобретение блока и винта. Авл Геллий в «Аттических ночах» со ссылкой на Фаворина пишет, что «Архит Тарентский, искушенный помимо прочего, в механике, сделал летающего деревянного голубя».

Александрийский (эллинистический) этап(примерно 330 г. ‑ I век до н.э.) начался с подчинения Александром Македонским греческих полисов. Научным центром становится новая столица Египта – Александрия, основанная Александром в 332 г. до н.э.

Александр Великий и его преемники Птолемеи первыми осуществили попытку государственной организации и финансирования науки. В Александрии в начале III в до н.э. было организовано первое в мире научно-исследовательское учреждение – мусейон, а при нем библиотека. В мире не было более или менее ценного произведения, оригинал или копия которого не хранились бы в Александрийской библиотеке. По различным оценкам число книг в ней доходило до 700 тысяч. Сотни грамотных рабов ежедневно трудились над переписыванием свитков.

Наибольший вклад эллинистический век внес в математику и механику, в развитие письменности. К концу эллинского этапа античной науки письменность входит в обыденную повседневную жизнь античного мира.

С Александрийским этапом античной науки связаны, прежде всего, имена Евклида, Эпикура и Архимеда.

Евклид (IV – нач. III в. до н.э.) был крупнейшим математиком своего времени. О его жизни известно мало, но до нас дошло его бессмертное творение – «Начала», в котором геометрия впервые изложена как единое целое учение. В Александрии Евклид работал с 310 г. по 280 г. до н.э. Здесь он создал математическую школу и написал для учеников свой великий труд. Вся математическая система Евклида основана на пяти постулатах и пяти аксиомах, принимаемых без доказательств. В «Началах» обобщены и отражены достижения всей математики того времени. Влияние «Начал» испытали на себе практически все крупнейшие ученые мира.

Последним крупным философом эпохи эллинизма считается Эпикур (341–270 гг. до н.э.). В своем учении он на новом уровне возрождает идеи атомизма Демокрита. По его представлению возможна случайность движения атомов, отклонение их траектории от прямой линии. На основе атомизма Эпикур пытался объяснить не только природные явления, но и явления социальные и психические. По Эпикуру, ощущения возникают вследствие потока частиц, проникающих в органы чувств. Атомы, находясь в беспрерывном движении, образуют все сущее. Так возникла и Земля, затем от нее отделилось небо, Земля породила жизнь, а все, что не могло приспособиться к жизни на Земле, умирало. Естественным путем на Земле возник животный и растительный мир, а также человек.

Эпикур, как мы видим, не находил места божественному началу земной жизни. Он считал, что боги находятся далеко, в межзвездном пространстве, и в жизнь людей не вмешиваются. В последующие столетия понятие «эпикуреец» было аналогично понятию «безбожник».

Самым выдающимся ученым не только Александрийского этапа, но и всего античного периода был Архимед(287–212 гг. до н.э.). Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия, долго учился в Александрии. Он прославился как механик и математик, поразивший не только современников, но и потомков оригинальностью мышления, изобретательностью. Вот лишь перечисление важнейших открытий, сделанных Архимедом в области механики и математики.

Архимед вывел закон о рычаге, определяющий зависимость между грузами на концах рычага и плечами при равновесии.

Архимед доказал, что объемы цилиндра, шара и конуса, имеющих одинаковую высоту и ширину, относятся как 3:2:1 соответственно.

Архимед изобрел и построил винт для поднятия воды.

Архимеду принадлежит и изобретение червячной передачи.

Архимед нашел способ вычисления центра тяжести некоторых тел.

Архимед установил основной закон гидростатики ‑ закон о плавучести тел, носящий его имя.

Отметим, что в трудах Архимеда, может быть, впервые наука использовалась для решения технических задач. Он заложил основы дифференциального и интегрального исчисления и подошел к механике как к математической дисциплине. Изготовленный Архимедом планетарий считался вершиной точной механики. В качестве трофея он был перенесен в Рим.

Архимед был величайшим изобретателем-механиком, причем многие его изобретения использовались в военных целях. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону Сиракуз, осаждаемых римлянами. Он построил для обороны города метательные машины, позволявшие метать стрелы и камни весом до 10 талантов» (500 кг). Другие машины, как пишет Плутарх, «захватывали суда, поднимали их в воздух и затем кормою погружали в воду». Римляне в страхе обращались в бегство. Ворота города открыло предательство, при штурме Архимед был убит.

 

Римский этап(I век до н.э. – V век н.э.). Эллинистическая наука начинает активно проникать в Рим во II в. до н.э. Уже во времена Республики римская культура становится двуязычной, а ко времени Империи общепринятым языком науки становится греческий, а международным языком администрации латынь. Философия постоянно оставалась одной из основных наук античного мира. Римляне восприняли от эллинистических теорий лишь то, что отвечало их потребностям и представлениям о внутренне замкнутой структурной целостности. Этим, прежде всего, и объясняется пресловутое «научное» отставание римлян, компилятивный и книжный характер научного знания в Риме. Когда дело касалось жизненных основ их культурной традиции или устоев их общественного устройства, римляне не знали себе равных, например, в области права и администрирования. Уровень развития строительной, военной, сельскохозяйственной техники римлян ни с чем не соизмерим, несмотря на отсутствие собственных оригинальных изобретений.

Приоритет практического знания и опыта над понятийным знанием, лежащий в основании римской культурной традиции, способствовал формированию особого описательного характера книжного теоретического знания у римских авторов. Энциклопедический способ изложения в той или иной мере обнаруживается у любого римского «ученого»: в этой манере писали Варрон, Лукреций, Цицерон, Манилий, Витрувий, Цельс, Плиний Старший, Колумелла.

Крупнейшим научным центром продолжала оставаться Александрия. Там в I веке н. э. работал выдающийся математик и механик Герон Александрийский. Подробности его жизни неизвестны. Герона считают величайшим инженером за всю историю человечества. Он первым изобрел автоматические двери, автоматический театр кукол, автомат для продаж, скорострельный самозаряжающийся арбалет, паровую турбину, автоматические декорации, прибор для измерения протяженности дорог ‑ одометр и др. Первым начал создавать программируемые устройства с помощью вала со штырьками и намотанной на него веревкой. В средние века многие из его изобретений были отвергнуты, забыты или не представляли практического интереса.

Герон занимался геометрией, механикой, гидростатикой, оптикой. Основные произведения: Метрика, Пневматика, Автоматопоэтика, Механика (произведение сохранилось целиком в арабском переводе), Катоптрика (наука о зеркалах; сохранилась только в латинском переводе) и др. В 1814 году было найдено сочинение Герона «О диоптре», в котором изложены правила земельной съемки, фактически основанные на использовании прямоугольных координат. Герон использовал достижения своих предшественников: Евклида, Архимеда, Стратона из Лампсака. Многие из его книг безвозвратно утеряны (свитки содержались в Александрийской библиотеке).

Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87 ‑ ок. 165) ‑ древнегреческий астроном, астролог, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. В своем основном труде «Megale syntaxis» ‑ «Великое построение», известном под арабским названием «Альмагест», Птолемей изложил собрание астрономических знаний древней Греции и Вавилона. Птолемей сформулировал (если не передал сформулированную Гиппархом) сложную геоцентрическую модель мира с эпициклами, которая была принята в западном и арабском мире до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника. Альмагест также содержал каталог звёздного неба. Список из 48 созвездий не покрывал полностью небесной сферы: там были только те звёзды, которые Птолемей мог видеть, находясь в Александрии.

Падение Западной Римской империи в V веке привело и к упадку всей античной науки. Хотя Восточная Римская империя – Византия просуществовала еще 1000 лет, там развитию науки непоправимый урон нанесла христианская религия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...