Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для направления подготовки: 38.03.01 (080100) «Экономика»




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(СамГУПС)

 

Кафедра «Экономика и финансы»

 

       

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по дисциплине Б3.В.ОД.8.1 «Бухгалтерское дело»

                                                                            

для направления подготовки: 38.03.01 (080100) «Экономика»

 

Разработчик: _____________/Н.Ю. Жаркова/

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

от «_____» _____________ 20 ___ г., протокол № ________

 

Зав.кафедрой ______________/П.А. Первов/

 

1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

 

1.1. Сущность и содержание бухгалтерского дела

 

В результате появления новых видов имущества и изменения системы общественных отношений существенно меняется роль бухгалтерия. Из простого учетного органа она превращается в одно из важнейших подразделений организации, определяющее ее финансовую стратегию и влияющее на развитие ее хозяйственной деятельности, внедряющее прогрессивные информационные технологии обработки экономической информации.

Основными видами профессиональной деятельности бухгалтера становятся учетно-аналитическая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая.

Бухгалтер должен обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности организации. Бухгалтерская информация широко используется при проведении экономического и финансового анализа, планировании деятельности предприятия, прогнозировании его развития, контроле за количественными и качественными показателями деятельности.

Бухгалтерское делопредставляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях – ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.

Предметом бухгалтерского дела являются факты хозяйственной деятельности, анализ деятельности, выработка конкретного решения, организация и контроль его выполнения.

Метод бухгалтерского дела представляет собой способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной жизни в сочетании с исследованием фактического состояния объектов, юридического и экономического анализа их содержания.

Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов - финансовых, расчетно-денежных, первичных учетных, отчетно-статистических, организационно-распорядительных. Они включают в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего развития. Особое место среди этих документов занимают организационно-распорядительные документы, обеспечивающие организацию работы бухгалтерии (положение о бухгалтерии, должностные инструкции работников бухгалтерии) и нормативно-правовую основу многих операций (приказы и распоряжения, гарантийные письма, акты ревизий).

Основными задачами организации бу являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их

     целесообразностью;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Решение перечисленных задач возможно только при условии изучения специалистами в области бу базовых понятий, целей и задач, основных принципов и требований, исследования строения форм и методов учета, что в целом составляет сущность бухгалтерского дела.

Таким образом, для реализации поставленных задач при организации бу предполагается, что:

- имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций (допущение имущественной обособленности);

- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее нет намерения и необходимости ликвидации, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности организации);

- выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

- факты хозяйственной жизни относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств (допущение временной обособленности фактов хозяйственной деятельности).

 

1.2. Система нормативного регулирования бу в РФ

 

В соответствии со ст. 3 ФЗ "О бу " законодательство РФ в части бу состоит из данного Закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бу в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Основными целями законодательства РФ в части бу являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций;

- составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном и финансовом положении организаций, их доходах и расходах.

Общее методологическое руководство бу в РФ осуществляет Правительство РФ. Это означает, что планы счетов, положения по бу, методические указания и другие нормативные акты должны быть согласованы и одобрены Правительством РФ.

Право регулирования бу, обеспечения методологического руководства бу и отчетностью предоставлено Минфину РФ. Оно подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бу и отчетностью, утверждает планы счетов, типовые формы бу и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, устанавливает порядок ведения бу и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.

Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России и некоторым другим органам (федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, федеральной службе по надзору за страховой деятельностью и др.).

Однако только на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности ведения бу. В связи с этим применяют 4-уровневую систему нормативного регулирования бу.

Первый уровень системы составляют указы Президента РФ, законы и иные законодательные акты, постановления Правительства РФ:

Гражданский кодекс РФ;

ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

Положение по ведению бу и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34н и др.

В ГК закреплены многие вопросы учетной работы: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательное утверждение годового баланса, понятие чистых активов и т.д.

В ФЗ и Положении по ведению бу установлены единые методологические основы бу на территории РФ для всех юридических лиц, определен порядок организации и ведения бу и предоставления бухгалтерской информации пользователям.

Указы Президента, постановления Правительства в части бу могут устанавливать общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций.

Второй уровень – положения по бу (ПБУ), разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ. Положения относятся к системе нормативного регулирования бу и отчетности. В этих документах (стандартах) устанавливаются общие правила ведения бу в организациях и порядок отражения в бу отдельных видов хозяйственных операций. Основным документом этого уровня является Положение по ведению бу и бухгалтерской отчетности. Требования ПБУ не могут противоречить документам более высокого уровня.

Третий уровень – методические рекомендации, инструкции, разъясняющие применение отдельных ПБУ. Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению всеми организациями, осуществляющими бу. Указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления носят рекомендательный характер.

Ведомства разрабатывают и утверждают в пределах своей компетентности:

а) планы счетов бу и инструкции по его применению;

б) положения по бу, устанавливающие общие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и представления отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по учету.

Четвертый уровень – внутренние документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Они разрабатываются соответствующими структурными подразделениями (отделами) и утверждаются приказом руководителя организации.

Часто возникают ситуации, когда требования документов одного или разных уровней противоречат друг другу. Возникающие коллизии решаются в судебном порядке. Поэтому при организации и осуществлении бу следует учитывать судебную и арбитражную практику.

Наиболее важные из перечисленных документов – ФЗ "О бу" и Положение по ведению бу и бухгалтерской отчетности в РФ.

ФЗ "О бу" вобрал в себя существующий опыт бу в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в РФ гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бу, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала. В законе обозначены меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бу.

Закон состоит из 4 разделов и 19 статей.

В первом разделе – "Общие положения" – дано определение сущности бу, названы его объекты (имущество, обязательства, хозяйственные операции) и задачи, приведены основные понятия, используемые в бу (синтетический и аналитический учет, план счетов, отчетность и др.). Здесь же изложен порядок регулирования бу. Ответственность за организацию бу в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе – "Основные правила ведения бу" – определены требования к ведению бу (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики, обязательность раздельного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений). В этом же разделе перечислены требования к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бу, оценке имущества и обязательств, порядку их инвентаризации.

В третьем разделе – "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" – изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бу.

Четвертый раздел – "Заключительные положения" - устанавливает порядок введения данного закона в действие и ответственность за его нарушение.

Положение по ведению бу и бухгалтерской отчетности в РФ закрепило базовые понятия, порядок организации и ведения бу, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ.

Положение состоит из 6 разделов.

В первом разделе – "Общие положения" – указывается, что организация обязана вести бу своего имущества, обязательств и хозяйственной деятельности на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Перечислены главные задачи бу. Отмечается, что организация самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской службы исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования, определяет форму и методы бу, технологию обработки учетной информации, разрабатывает систему внутрипроизводственного контроля.

Во втором разделе – "Основные правила ведения бу" – указывается, что организация ведет бу способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бу. Отмечается, что должны осуществляться документирование хозяйственных операций и их систематизация в бухгалтерских регистрах, перечислены требования к первичным документам, их реквизиты, порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бу. В этом разделе приводятся правила оценки имущества и обязательств и порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов.

В третьем разделе – Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" – определены основные требования к формированию и представлению бухгалтерской отчетности, раскрываются ее состав и содержание форм отчетности, правила оценки ее статей.

Четвертый раздел – "Порядок представления бухгалтерской отчетности" – характеризует порядок представления бухгалтерской отчетности организаций, сроки, адреса, определяет правила публикации отчетности.

Пятый раздел – "Основные правила сводной бухгалтерской отчетности" – раскрывает основные правила составления сводной отчетности, порядок ее представления, сроки и адреса.

Шестой раздел – "Хранение документов бу" – определяет сроки хранения бухгалтерских документов и порядок их изъятия.

ПБУ представляют собой элемент 2-го уровня системы нормативного регулирования бу в РФ. Они устанавливают принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. Структура каждого ПБУ включает в себя:

- введение (общие положения);

- определение;

- содержание;

- необходимые пояснения, регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу ПБУ;

- дату вступления в действие.

Во введении указывается, что ПБУ устанавливает методологические основы формирования в бу информации о конкретном объекте учета. Указываются условия, на которых объект учитывается (право собственности, аренда и пр.), описываются цели, задачи и порядок его учета.

Во второй части ПБУ даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и характеризующие их показатели.

Все ПБУ можно разделить на 3 группы.

1. Общие вопросы раскрытия информации – ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"; ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"; ПБУ 7/98 "События после отчетной даты"; ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности"; ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах"; ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам"; ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности". Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бухгалтерской отчетности и порядок раскрытия соответствующей информации.

2. Активы и обязательства организации – ПБУ 3/200 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"; ПБУ 5/01 "Учет МПЗ"; ПБУ 6/01 "Учет основных средств"; ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"; ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат на их обслуживание"; ПБУ 17/02 "Учет расходов по научно-исследовательским и технологическим работам"; ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"; ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Стандарты этой группы устанавливают особенности бу и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств.

3. Финансовые результаты организации – ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство"; ПБУ 9/99 "Доходы организации"; ПБУ 10/99 "Расходы организации"; ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Стандарты этой группы устанавливают особенности бу и отражения в отчетности отдельных видов операций, доходов и расходов.

В документах третьего уровня системы нормативного регулирования бу можно выделить:

- Концепцию бу в рыночной экономике России, одобренную Методологическим советом по бу при МФ РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97;

- Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.93 № 40;

- Положение ЦБ РФ от 08.09.2000 № 120-п "О безналичных расчетах в РФ";

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49;

- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом МФ РФ от 28.06.2000 № 60н;

- Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом МФ РФ от 21.03.2000 № 29н;

- Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом МФ РФ от 30.12.96 № 112.

 

1.3. Значение и основные предпосылки рациональной организации

службы бухгалтерского дела

 

Под рациональной организацией бу следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и полезной для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

Основными элементами системы организации бу являются: рабочий план счетов, первичные учетные документы, регистры бу, внутренняя бухгалтерская отчетность, документооборот, использование средств автоматизации учета, построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций.

Учетный процесс включает взаимосвязанные этапы системы бу:

- текущее наблюдение, измерение и регистрацию фактов хозяйственной деятельности (первичный учет);

- систематизацию и группировку учетной информации и обеспечение контроля за движением имущества организации и ее обязательств путем отражения операций на счетах бу (текущий учет);

- обобщение информации об имуществе организации, ее обязательств и хозяйственных операциях путем составления бухгалтерской отчетности и ее представления внутренним и внешним пользователям с целью принятия решений.

Для построения учетного процесса как единой информационной системы необходимо основываться на следующих организационных принципах:

- государственное регулирование общих принципов и правил организации, методики и техники бу;

- при выборе учетной политики сочетание государственного регулирования с отраслевыми, технологическими и другими особенностями организации;

- организация вопросов совершенствования бу, повышения квалификации работников бухгалтерии;

- совершенствование форм и методов представления информации с целью контроля и анализа в управлении процессами воспроизводства;

- применение экономических методов управления и обеспечения оптимизации построения учетного аппарата, динамичности организации и аналитичности полученной информации бу.

Организация для осуществления постановки бу самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры и отраслевой принадлежности. При этом руководствуются законодательством РФ о бу, нормативными актами МФ РФ.

Основные предпосылки рациональной организации бу:

- изучение организационно-правовой структуры организации и структуры ее управления, законов и инструкций по учету и отчетности. Знание организационной структуры, структуры основных, вспомогательных и обслуживающих производств дает возможность установления правильного документооборота, рациональной расстановки счетных работников, распределения между ними объема учетных работ. Знание технологии и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выпуска продукции, использовать наиболее эффективные методы управленческого учета.

- установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков с бухгалтерией. Они должны обеспечить получение информации для контроля за ходом процессов производства и управления хозяйственной деятельностью организации в целом и ее сегментов.

- определение характера и объема бухгалтерской информации; для этого необходимо определить штат аппарата бухгалтерии и распределить работы между отдельными счетными работниками.

- рациональное распределение труда между счетными работниками. Это означает составление перечня всех учетных операций за месяц и установление нормы времени на их выполнение. Разрабатывают план организации бу, который включает в себя план документации и документооборота, план инвентаризации, рабочий план счетов, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии, план проверок и ревизии, порядок организации бухгалтерского архива.

В плане документации перечисляются документы, необходимые для организации учета хозяйственных операций, составляется расчет потребности в бланках, формируется график документооборота.

В плане инвентаризации устанавливаются порядок проведения, сроки и количество инвентаризаций отдельных видов имущества и обязательств.

В рабочем плане счетов определяется проект корреспонденции счетов бу по предполагаемым хозяйственным операциям.

В плане отчетности определяются калькуляционный период и период подсчета финансовых результатов, формы внутренней и внешней отчетности, сроки их составления и представления.

В плане технического оформления учета выбирается форма бу, которая применяется в организации, дается ее подробное описание, последовательность выполнения процедур бу при этой форме.

В плане организации труда и повышения квалификации определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностные характеристики каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляется график учетных работ и посещения семинаров, курсов повышения квалификации.

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

 

2.1. Критерии выбора и обоснования учетной политики

 

Современный бу не относится к числу точных наук, в котором всем фактам и событиям можно дать однозначную оценку. Это объясняется прежде всего наличием множества экономических интересов, что приводит к обоснованию различных методологических и методических подходов в построении учета – возможности выбора учетной политики.

Понятие "учетная политика" – одна из категорий бу рыночной экономики.

Учетная политика любой организации независимо от форм собственности, грамотный анализ финансово-хозяйственной деятельности, взаимодействие с налоговыми службами – это принципиальные, ключевые моменты в работе любой самостоятельной организации.

В настоящее время в РФ у организаций существует возможность выбора способов учета, что законодательно закреплено в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации". Степень свободы в формировании учетной политики законодательно ограничена государственной регламентацией бу, предоставленной перечнем методик и учетных процедур, среди которых допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькулирования, состава бухгалтерских счетов и т.п.

Учетная политика организации – это совокупность способов ведения бу,

т.е. первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

Организации, руководствуясь законодательством РФ в области бу, нормативными документами, самостоятельно свою учетную политику исходя из своих особенностей. При формировании учетной политики необходимо исходить из общепринятых допущений (принципов учета). Они нашли свое отражение как в международных, так и в большинстве национальных стандартов. В России таковыми являются:

- имущественная обособленность;

- непрерывность деятельности;

- последовательность применения учетной политики;

- временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

     К числу требований, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся следующие:

- полноты, т.е. исчерпывающего отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества, финансовых результатов;

- осмотрительности (осторожности), согласно которому активы оцениваются по наименьшей стоимости, а пассивы – по наибольшей;

- приоритета содержания перед формой, которое предполагает отражение хозяйственных операций исходя из их экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли;

- непротиворечивости, т.е. тождества данных аналитического и синтетического учета остатков и оборотов по счетам, а также тождества данных отчетности данным синтетического учета;

- рациональности, т.е. ведения бу сообразно размерам организации и масштабам ее деятельности.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы:

- форма собственности и организационно-правовая форма;

- отраслевая принадлежность или вид деятельности;

- объем деятельности, среднесписочная численность работников;

- соотношение с системой налогообложения;

- возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнеров;

- стратегия финансово-хозяйственного развития;

- наличие материальной базы;

- уровень квалификации бухгалтерских кадров.

 

2.2. Взаимодействие бухгалтерской службы с пользователями информации

 

Современную систему управления организацией отличает сложная информационная система. Это связано с обилием внешних и внутренних информационных потоков, разнообразием видов информации. Более половины всей информации составляют данные бу.

В зависимости от цели использования учетной информации различают

внутренних и внешних пользователей.

Внутренние пользователи используют учетную информацию для управления. В зависимости от уровня управления требуется разная информация. Так, менеджерам высшего уровня управления необходима в основном статистическая, бухгалтерская (финансовая) информация и в меньшем объеме – управленческая информация. На среднем уровне менеджерам-исполнителям необходима преимущественно бухгалтерская управленческая информация и частично – финансовая. На оперативном уровне используется только бухгалтерская управленческая информация.

Внешние пользователи, изучив предоставленную отчетность, оценивают финансовое положение и финансовое состояние организации в зависимости от финансовых интересов. В соответствии с МСФО выделяют следующие группы пользователей:

- пользователи, имеющие прямой финансовый интерес (администрация, акционеры и собственники, инвесторы, кредиторы, поставщики и подрядчики, покупатели);

- пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес (регулирующие органы, налоговые органы, общественность);

- пользователи, не имеющие финансового интереса (органы статистики, аудиторы, арбитражные суды).

 

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОГО БУХГАЛТЕРА

И АУДИТОРА

 

3.1. Формирование профессии современного бухгалтера

 

История современной бухгалтерской науки насчитывает несколько столетий. Развитие бу было обусловлено развитием хозяйственного оборота.

В средневековье главными объектами учета стали наличные денежные средства и расчетные операции (векселя, закладные). Учет кассовых операций требовал соответствующего контроля. В это время возникает форма кассовой книги, которую переплетали, прошнуровывали и нумеровали постранично. Потребность повышения качества контроля привела к возникновению способа двойной записи, который возник в конце средних веков – в эпоху Возрождения. Авторство принадлежит францисканскому монаху и ученому Луке Пачоли (1445 – 1517). Именно он написал трактат "О счетах и записях".

Счета дали бухгалтерам возможность перейти от денежного учета расчетов к денежному учету всех объектов и операций.

Вскоре после этого впервые прозвучало слово "бухгалтер" (буквально "книгодержатель"). Оно появилось в Германии, где 13.02.1498 император священной римской империи Максимилиан 1 подписал следующий указ: "Повелеваем делопроизводителя нашей палаты, доверенного и прилежного писца, который ведет книги, отныне называть бухгалтером, каковым должен теперь быть Христоф Штехер".

Следующий этап развития бу начался в конце 19 – начале 20 в. Рост промышленного производства, возникновение акционерного капитала, увеличение капиталовложений, особенно в США и Англии дали мощный толчок развитию учетной профессии. В конце 19 века в Эдинбурге было создано и активно работало "Общество бухгалтеров". В 1880 г. создан Институт присяжных бухгалтеров Англии и Шотландии. С этого момента профессия профессионального бухгалтера получила признание на государственном уровне. С тех пор бу остался, в сущности, неизменным. Созданы национальные и международные системы учета, но все они основаны на двойной записи.

В России бухгалтерская профессия первоначально была представлена немцами, состоящими на русской службе. Поэтому слово "бухгалтер" немецкого происхождения легко прижилось.

Современные законы всех государств предписывают ведение регулярной финансовой отчетности каждые 12 месяцев. Этот период, как правило, совпадает с календарным годом. Такой же порядок установлен в России ФЗ "О бу" № 129-ФЗ от 21.12.96 г.

Профессия бухгалтеров имеет свой герб. На гербе, утвержденном Международным конгрессом бухгалтеров в 1946 г., изображены солнце, весы и кривая Бернулли и начертан девиз: "Наука, доверие, независимость". Солнце символизирует освещение бу финансовой деятельности, весы – баланс, а кривая Бернулли – символ того, что учет будет существовать вечно.

В России профессиональная деятельность бухгалтеров осуществляется во всех сферах н/х и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

Бухгалтер должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности организаций. Тем самым бухгалтер способствует улучшению использования экономического потенциала предприятий, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействует защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.

Основными видами профессиональной деятельности бухгалтеров являются: учетно-аналитическая, контрольно-ревизионная, аудиторская, консалтинговая, организационно-управленческая, нормативно-методическая.

Дипломированный специалист согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 060500 (080901) "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" должен:

· иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

· понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

· обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. Профессиональное мастерство выпускника должно отвечать критериям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и Советом по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) к специалистам в данной отрасти.

К этим навыкам относят:

- способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу;

- умение выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем;

- умение определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и строить работу с соблюдением жесткого графика;

- способность адаптироваться к новому.

Для использования информационных технологий специалист должен знать не менее двух типов систем обработки данных: автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему.

 

3.2. Формирование профессии современного аудитора

 

Профессия аудитора тесно связана с бухгалтерской. Впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании примерно в середине 19 в. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 г., уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бу и финансовому контролю по меньшей мере 1 раз в год. Аудиторство возникло и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации и централизации производства и капитала и создавались АО, ООО, товарищества на вере и другие объединения. В частности, в 1867 г. во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов АО особыми ревизорами, именуемыми "комиссарами по счетам". Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила различные названия: например, в США бухгалтер-ревизор называется общественным бухгалтером, во Франции – бухгалтер-эксперт или комиссар по счетам, в Германии – контролер хозяйства, контролер книг. Наряду с аудиторами, занимающимися проверкой бухгалтерских отчетов, существует аудитор-консультант по налогообложению.

Толчок к развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., когда массовое банкротство АО потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства об обязательной аудиторской проверке отчетов и балансов АО, регламентирующее само проведение проверки.

Так же под влиянием экономического кризиса в 1934 г. в США была созвана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая осуществила ряд мер по упорядочению бу и отчетности американских компаний. С тех пор все АО, зарегистрированные на бирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее 3-х месяцев после окончания года, обязательно заверенные бухгалтером-аудитором или аудиторской фирмой.

Мировой экономический кризис ускорил формирование института бухгалтеров-аудиторов и в Японии.

В России первые попытки создания института аудита были предприняты Петром 1. Должность аудитора тогда совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Реально профессия аудитора получила свое развитие в России в 90-е гг. 20 века. Как определяет ст. 3 ФЗ РФ № 199-ФЗ от 07.08.2001 г., аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Среди аудиторов выделяется категория внутренних аудиторов. Под внутренним аудитом понимается система контроля соблюдения порядка ведения бу, установленная собственником организации и регламентированная внутренними документами.

 

3.2. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

 

Следующей ступенью профессионального совершенствования бухгалтера становится приобретение статуса профессионального бухгалтера. В апреле 1997 г. в РФ было создано некоммерческое партнерство Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Учредителями являются высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Минфин РФ. ИПБ объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бу, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В ноябре 2001 г. ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Основными целями и задачами ИПБ являются:

- объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов бу, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг по бу, аудиту, финансовому менеджменту, повышению квалификации работников данного профиля;

- организация и проведение аттестации специалистов бу, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

- разработка методологии и методики бу и аудита;

- создание системы оперативного информирования членов МПБ об изменениях и новшествах в бу, экономическом анализе и аудите;

- совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бу, финансовым менеджментом и аудитом, формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области учета, защита интересов специалистов в законодательных и исполнительных органах власти, а также их социальная защита;

- внедрение в практику новых форм и методов организации учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бу в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

- формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям, соблюдение ими норм профессиональной этики;

- представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ, оказание помощи в защите их профессиональных интересов.

В 1941 г. небольшой группой увлеченных внутренних аудиторов был основан Институт внутренних аудиторов. Сегодня Институт является международной профессиональной ассоциацией внутренних аудиторов, объединяющий под своим началом 85 тыс. чел. более чем в 100 странах.

В июне 2000 г. международный Институт внутренних аудиторов предоставил аккредитацию российскому филиалу. Членами российского Института внутренних аудиторов (ИВА) являются представители крупных и средних российских и иностранных компаний из различных областей бизнеса. Институт разработал и активно пропагандирует Стандарты профессиональной практики внутреннего аудита и Кодекс этики внутреннего аудитора, целью которых являются продвижение и поддержание высоких профессиональных и этических стандартов среди членов Института и всех внутренних аудиторов.

 

3.4. Права и обязанности главного бухгалтера

 

Основные права и обязанности главного бухгалтера закреплены:

§ в ФЗ "О бу" от 21.11.96 № 129-ФЗ (ст. 1, 7);

§ в приказе ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (раздел 2);

§ в приказе МФ РФ "Об утверждении Положения по ведению бу и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34н (п. 12, 14, 38, 96, 100);

§ в Положении о документах и документообороте в бу, утвержденном письмом МФ РФ от 29.07.83 № 105 (п. 2.11, 2.19, 5.2, 5.7, 6.2, 6.6).

Более конкретно права и обязанности главного бухгалтера обозначены в Положении о главных бухгалтерах.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бу и контроль за движением имущества и выполнением обязательств, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными. Предоставление права подписания документов оформляется приказом.

В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.

На должность главного бухгалтера обычно принимают лицо с высшим экономическим образованием, желательно, чтобы это лицо прошло аттестацию на звание профессионального бухгалтера. В необходимых случаях может быть назначено лицо без высшего специального образования при стаже работы по специальности более 3-х лет.

Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки бу и отчетности.

На время отсутствия главного бухгалтера права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при его отсутствии – к другому должностному лицу по приказу руководителя организации.

В обязанности главного бухгалтера входят:

1) широкое использование современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бу;

2) полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бу операций, связанных с их движением;

3) достоверный учет издержек производства и обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции, выполнения работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций с/с продукции, работ, услуг;

4) точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации в соответствии с установленными правилами;

5) правильное начисление и своевременное перечисление платежей в бюджет, взносов на социальное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по кредитам, отчисление средств в фонды и резервы;

6) участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии этих служб – непосредственное осуществление этих функций;

7) проверка организации бу и отчетности в производственных единицах, производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бу, контроля, отчетности и экономического анализа;

8) составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;

9) осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бу и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;

10) активное участие работников бу в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета;

11) сохранность бухгалтерских документов, оформление и передача их в установленном порядке в архив.

Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать:

1) соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска ТМЦ

2) правильность расходования ФЗП, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

3) соблюдение установленных правил проведения инвентаризации имущества и обязательств;

4) взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

5) законность списания недостач, дебиторской задолженности и др. потерь.

Главный бухгалтер активно участвует в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач, незаконное расходование денежных средств и ТМЦ, нарушения финансового и хозяйственного законодательства. В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению, злоупотребления) главный бухгалтер должен доложить об этом руководству для принятия мер.

Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников.

Назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами) производятся по согласованию с главным бухгалтером.

Главный бухгалтер имеет право:

- требовать от руководителей бригад, участков, цехов, отделов, служб, подразделений, а в необходимых случаях от руководителя организации принятия мер к повышению эффективности использования средств, к усилению сохранности собственности, обеспечению правильной организации бу и контроля;

- пересмотра завышенных и устаревших норм расхода сырья, материалов, затрат труда;

- улучшения складского и весоизмерительного хозяйства, надлежащей организации приемки и хранения сырья и материалов, повышения обоснованности отпуска этих ценностей для нужд производства, обслуживания и управления.

Главный бухгалтер несет ответственность за:

- оформление и обработку документов в соответствии с нормативными катами и указаниями по ведению бу и отчетности;

- своевременное составление и представление бухгалтерской отчетности внутренним и внешним пользователям;

- соблюдение кассовой и расчетной дисциплины;

- обоснованность и законность списания дебиторской задолженности и других средств организации;

- правильное и своевременное проведение инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов на счетах бу;

- своевременное представление материалов для предъявления иска по недостачам, растратам и хищениям;

- правильное и своевременное начисление и выдачу з/п, премий и других вознаграждений работникам организации;

- правильное составление бухгалтерских справок на закрытие счетов бу и отражение их в учетных регистрах;

- достоверность данных в бухгалтерской отчетности.

К уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены

руководитель и главный бухгалтер, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты н/о. Для того, чтобы привлечь главного бухгалтера к уголовной ответственности, необходимо доказать, что он действовал с прямым умыслом, направленным на достижение преступного результата, т.е. осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желал их наступления.

 

4. ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

 

4.1. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления

 

Согласно п. 3 ст. 8 и ст. 6 ФЗ "О бу" каждая организация с момента своей регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации ведет бу. Ответственность за организацию бу несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы он может:

1. учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

2. ввести в штат должность бухгалтера;

3. передать на договорных началах ведение бу централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4. вести бу лично.

Бухгалтерская служба решает методами бу следующие задачи:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям;

· обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов финансовой устойчивости.

В системе управления бу выполняет ряд функций: контрольную, информационную, аналитическую, обратной связи, обеспечения сохранности собственности.

Усиление контрольной функции бу происходит благодаря использованию зарубежного опыта, широкому внедрению ВТ, использованию АРМ бухгалтера. С помощью специальных приемов и способов бу ведется предварительный (до совершения хозяйственных операций), текущий (во время совершения операций) и последующий (после совершения операций) контроль.

Контролируется объем выработанной, отгруженной и реализованной продукции, сохранность собственности предприятия, рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование с/с продукции, выполнение смет расходов, деятельность подразделений предприятия и т.д.

Сферой контроля со стороны главного бухгалтера и работников бухгалтерии являются:

- соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска ТМЦ;

- правильность и обоснованность применяемых цен в условиях действия рыночного механизма;

- правильность начисления з/п по всем основаниям и удержаний из нее;

- правильность применения тарифной системы;

- соблюдение установленных правил проведения инвентаризаций;

- взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

- законность списания недостач, потерь и т.д.;

- правильность определения прибыли, облагаемой налогом;

- своевременность начисления и выплаты дивидендов.

Информационная функция – одна из главных функций бу. На долю бухгалтерской информации приходится свыше 70% общего объема экономической информации. Информация, формируемая в системе бу, используется внутренними и внешними пользователями. Для внешних пользователей важна информация о финансовых результатах и финансовом положении организации. При этом:

- инвесторы заинтересованы в информации о рискованности и доходности инвестиций, возможности и целесообразности распоряжения ими, способности организации выплачивать дивиденды;

- работники – в информации о стабильности и прибыльности организации, способности гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

- заимодавцы заинтересованы в информации о возможности организации погашения займов и процентов по ним;

- поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить своевременность оплаты полученных ТМЦ;

- покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

- органы власти заинтересованы в информации о распределении ресурсов (налогов), ведении статистического учета;

- общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышении благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Аналитическая функция бу состоит в обеспечении аналитических служб организации полной и достоверной информацией для проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности.

Бу выполняет функцию обратной связи, без которой немыслимо действие системы управления. Системный бу обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности организации и ее подразделений за определенный период, о состоянии имущества, источников его образования, обязательств организации, взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов и их использовании, об отношениях с собственниками. Используя обратную связь, с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль выполнения плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

Функцию обратной связи выполняет информация, поступающая главным образом из первичной документации. Например, информация, имеющаяся в нарядах на оплату труда, используется как для учета фактически выполненного объема работ, так и для определения отклонений от плана по каждой планируемой позиции за определенный период.

Функция обеспечения сохранности собственности тесно связана с совершенствованием системы бу и усилением его контрольной функции. Следует особо отметить, что для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и т.д.

Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества организации. Она позволяет определить изменений, происшедшие в составе собственности.

 

4.2. Структура бухгалтерского аппарата

 

Структура бухгалтерского аппарата определяется исходя из формы организации учета. Под структурой бухгалтерского аппарата понимаются состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции, т.е. деление аппарата на составные части на основе принципов разделения труда и кооперации совместных усилий работников. Различают 2 основных вида разделения труда – предметное и функциональное.

Предметное (линейное или оперативное) разделение труда основано на принципе обособленности выполняемых работ или операций, при котором весь определенный цикл совершает от начала до конца один работник или определенная часть аппарата бухгалтерии. Например, учет производственных затрат основного производства выполняет одна часть бухгалтерии, вспомогательных производств – другая часть. Достоинство предметного разделения труда заключается в приближении учетного аппарата к объектам учета, в связи с чем увеличивается знание о характере закрепленного за работником участка работы, персональная ответственность за выполнение обязанности.

Функциональное разделение предполагает централизованное построение учетного аппарата и выполнение каждым работником или определенной частью аппарата однородных совокупных функций или операций. Например, учет з/п в этом случае выполняется следующим образом: один работник (группа работников) принимает и проверяет первичные документы, второй исчисляет по этим документам з/п, третий составляет учетные регистры и т.д.

Применение того или иного принципа разделения труда зависит от объема учетных работ. Часто происходит смешанное разделение труда бухгалтеров.

На структуру бухгалтерского аппарата влияют численность работников, объем учетно-отчетных и контрольных работ, их значимость и сложность. Требуемое количество бухгалтеров определяется в зависимости от объема обрабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания

на работы по бу. В соответствии с расчетным количеством бухгалтеров формиру-

ется организационно-штатная структура бухгалтерии.

Наиболее проста структура бухгалтерии в небольших организациях. Здесь работы распределяются между исполнителями, как правило, без учета специализации по конкретным участкам. Все работники подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

Бухгалтерия средних и крупных организаций имеют более широкий круг объектов учета, поэтому возникает необходимость разделить бухгалтерию на отдельные части. Как правило, такое деление производят по главным участкам работы бухгалтерии. В условиях централизации управления наиболее распространена такая структура аппарата, когда в составе бухгалтерии выделяют части (отделы, секторы, группы) по учету:

¨ труда и з/п;

¨ материальных ценностей;

¨ затрат на производство;

¨ готовой продукции и ее реализации;

¨ расчетных операций;

¨ всех остальных ценностей;

¨ обобщения всех данных учета и составления отчетности.

 

Руководство бухгалтерии (главный бухгалтер и его заместители)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...