Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия патристики (I–VIвв.).




ЛЕКЦИЯ 6. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

План лекции

1. Теоцентризм Средневековой философии

2. Философия патристики (I–VI вв.).

3. Период схоластики (IX–XV).

Теоцентризм Средневековой философии

 

Основные этапы средневековой философии

1. Патристика (I–VI вв.). Осмысление и разработка христианской догматики с элементами платонизма. Вершина патристики – Августин Блаженный (354–430) (Аврелий Августин).

2. Схоластика (XI–XV вв.). Окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под влиянием Аристотеля. Яркий представитель – Фома Аквинский (1223–1274).

Основные понятия философии Средневековья

Теоцентризм – основная черта философии Средневековья, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является не природа и не человек, а Бог.

Патристика (патер (лат. pater) – отец) – учение отцов церкви по толкованию и обоснованию христианства (Августин Блаженный, Тертуллиан и др.) или форма философии раннего Средневековья.

Схоластика (греч. школа) – средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах.

Апологетика (апология – защита учения) – обоснование и защита христианского учения, тоже одна из форм философии раннего Средневековья.

Провиденциализм – учение о предопределении.

Томизм, неотомизм – официальная философская доктрина католического христианства, основанная на учении Фомы Аквинского.

 

Эпоха Средневековья начинается с 476 г. – года падения Римской империи. Хотя закрытие последней философской школы Античности, - неоплатонической Академии в Афинах, - датируется 529 годом. Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма (V–XV вв.) и христианству, которое утверждается в Европе, начиная с I века н.э. Таким образом, хронологические рами Средневековой философии – это I–XV вв. нашей эры.

Проблемы философии этого времени определяются религией.

Большинство мыслителей – это духовенство;

Единственные очаги культуры, науки и образования – это монастыри.

В средневековой философии источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Бог является реальностью, которая создает и определяет все сущее. Поэтому средневековое мышление теоцентрично (Бог в центре). В основе христианского мышления лежат два важнейших принципа, не сводимых к мифологическому сознанию, – идея творения (креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом свободной воли) и идея откровения (апокалипсис). Эти две идеи можно уподобить онтологическому (учение о мире) и гносеологическому (учение о познании) аспектам философии.

Онтология: Согласно христианскому догмату (Библии)Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

Учение о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное (сверхъестественное) начало. Если античные боги были родственны природе, Бог христианства стоит над природой, и потому является трансцендентальным, находящимся за пределами этого мира, вне сознания. Следовательно, Бог не доступен для обычного познания (т. к. трансцендентен, находится за пределами мира природы и человека). Однако Бог сам открывает себя людям, верящим в его существование. Результатом его откровения является Библия, через содержание которой, можно уяснить то, что представляет собой Бог.

Гносеология: Что касается сотворенного Богом мира, то его познание с помощью разума является возможным.

В средневековой философии обсуждается проблема человека. Для этого использовались две основные сущностные характеристики человека:

1) человек – это «образ и подобие бога»;

2) человек – это «разумное животное».

Основные проблемы средневековой философии

1. Мир сотворен Богом или существует от века?

2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир?

3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.

5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.

6. Если Бог – истина, добро и красота, откуда зло, и почему Бог его терпит.

7. Соотношение истин откровения в Библии и истин человеческого разума.

Философия патристики (I–VIвв.).

Патристикасовокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей. Патристика представляет собой учение «отцов церкви», т.е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни и высоким авторитетом.

Период патристики охватывает I–VI вв. В нём выделяют три этапа:

1.Апологетика, сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения. Представители апологетики: Тертуллиан, Климент, Ориген и др.;

2. Классическая патристика, сформулировавая философские принципы и основания христианского учения. Представители: Василий Великий, Григорий Нисский, Аврелий Августин (Блаженный)и др.;

3. Заключительный период, стабилизировавший христианскую догматику. Представители: Боэций, Эриугена и пр.

Особенности патристики: 1)единство принципов; 2)корпоративная истина; 3)опора на традицию и согласие отцов; 4)авторитет Священного Писания.

Основные вопросы: 1)проблемы сущности Бога, 2)движения истории к определенной конечной цели, 3)соотношение свободы воли и спасения души, 4) соотношение веры и разума.

Вершина патристики – Августин Блаженный (354–430).Аврелий Августинепископ гиппонский, христианский богослов, философ и церковный деятель.

Его работы:  «О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь».

Аврелия Августина считают родоначальником христианской философии истории. А. Августин прошел путь к христианству через язычество и манихейство. Свой путь к Богу он описал в сочинении «Исповедь». В произведении А. Августина «О граде Божием» излагается христианская концепция всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Он производит систематическую перестройку теоретического наследия Античности в духе теоцентризма.

Религиозно-философское учение А. Августина состоит из трех частей: 1)физики, 2)логики, 3)этики. В физике А. Августин развивает учение не о природе, а о творении природы Богом из ничего актом своей свободной воли.

В области логики и гносеологии Аврелий Августин исходит из того, что чувственное познание не может привести нас к истине, поскольку чувственность сомнительна, неустойчива.Погружаясь в познание своей души, человек обнаруживает в ней устойчивое, вечное содержание, источник этого – Бог.Бог наделяет душу человека естественным светом, озаряет ее, следовательно, открывает возможность познания.

Человеческая душа – это творение Бога. В ней три части: 1)разум, 2)воля 3)память. Вераэто наивысший акт воли. Воля предшествует знанию, ибо человек сначала должен уверовать в Бога, а затем пытаться его познать. Разум без веры не может быть средством и мерой истины.

В этике Аврелий Августин развивает учение о добре и зле. Добро у
А. Августина есть высшее благо – Бог. Зло – это недостаток добра, оно проявляется в свободной воле человека, в его гордыне, страстях. Зло повергает человека в зависимость от греха. Свободным человек может стать только тогда, когда осознает присутствие Бога в мире и станет жить, постигая учение Бога.

А. Августин предложил принципиально новую, линейную схему мировой истории, которая отличается от античной (циклической) модели исторического процесса. Главная характерная черта философии истории А. Августина – провиденциализм, учение о предопределении. Бог не только творит мир, но и поддерживает его своей благодатью, а также направляет все в мире к определенной цели, к лучшему. Человеческая история, в его понимании, есть борьба двух враждебных царств. «Земному граду»«греховному» светскому государству – Аврелий Августин противопоставляет «град Божий» – всемирное господство церкви.

Таким образом, у А. Августина мы видим первую модель мировой истории, основанную на линейном времени, идущем от грехопадения к концу мира и Страшному суду. Его основные идеи определившие развитие европейской философии (т.е. точку зрения ортодоксального (строго следующего правилам) православного христианина) 1) креационизм: мир создан Богом из ничего; 2) провиденциализм – это история – Божественный план спасения человека.


Период схоластики (IX–XV)

Высшей фазой развития средневековой философии является схоластика, которая продолжается почти 6 веков. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к Богу.

Схоластика – «школьное» направление развития науки, философии и теологии, т. е. тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логи­ческой проблематике.

Период схоластики включает:

раннюю схоластику, когда наука, философия и теология были еще нерасчленены и взаимопроникали друг в друга. Этот период характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Представители: П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский и др;

среднюю схоластику, характеризующуюся окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля. Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский;

позднюю схоластику, характеризующуюся рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления и, наконец, окончательным отмежеванием мистики от теологии. Представители: Николай Кузанский, Дунс Скот, Уильям Оккам, Дантеи др.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был теолог, монах Фома Аквинский (1225/26–1274).

Основные труды: «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

В этих трудах он разграничивает область применения философии и теологии

1)по предмету (философия направлена на сущее; религия – на спасение),

2)по источнику (философия происходит из разума; теология – из веры),

3)по цели (философия стремится к знанию ради знания; теология – к знанию ради спасения).

Сущность учения Ф. Аквинского – это констатация принципа единства веры и разума. Фома Аквинский утверждал, что вера и разум могут находиться в гармонии, считал, что разум способен рационально доказывать существование Бога, отклонять возражения против истин веры.

Фома Аквинский приводит пять доказательств бытия Бога.

1. Доказательство от цепи источников движения (перводвигатель).

2. Доказательство от цепи причин (первопричина).

3. Доказательство от необходимости.

4. Доказательство от степеней совершенства (абсолютное совершенство).

5. Доказательство от целесообразности.

Фома Аквинский считал истинной идею творения мира из ничего, и идею бессмертия души. Душа – это «чистая форма» и не может быть разрушена, однако она не существует до земной жизни, а создается Богом. Следовательно, сущность и существование нераздельны, слиты только в Боге. Душа приобретает знания благодаря чувственному восприятию и интеллекту. Фома Аквинский полагал, что разум является высшей из человеческих способностей. Разум выше воли. Как и Аристотель, он видел в воле практический разум, т. е. разум, направленный на руководство человеческими поступками. Однако он делает оговорку, что в повседневной жизни лю­бовь к Богу важнее, чем познание Бога.

Учение Фомы Аквинского стало пиком схоластики. Он сформулировал пять доказательств бытия Бога как первопричины и конечной реальности. Утверждал, что естественное бытие и человеческий разум относительно самостоятельны. Что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и теология – в сверхъестественном откровении.

ВЫВОД: Специфика средневекового философствования.

1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия – самая древняя, истинная книга – слово Бога. Его Завет – объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея – единого уникального Бога в трансцендентном, запредельном мире – исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.

2. Экзегетика искусство толкования Завета: Библия – полный свод законов бытия – критерий истинности. Текст Писания – начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).

3. Дидактизмназидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма – трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество – энциклопедичность, виртуозное знание Святого Писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.

4. Общий дух – оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин – мирской и Божественной. Истинная философия пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний

1. Каковы основные черты средневековой философии?

2. Чем отличается период патристики от периода схоластики?

3. Есть ли, по-Вашему, необходимость выделять период апологетики?

4. Объясните, почему философия в средние века стала «служанкой» теологии?

5. Назовите пять доказательств бытия Бога Ф. Аквинского. Можете ли вы опровергнуть их с позиций современного научного знания?

6. Что принципиально нового внесла средневековая философия в понимание истории общества?

7. Какие новые нравственные ценности были сформулированы в средние века?

8. Как объяснял Августин, почему Бог не может отвечать за грехи людей

9. В чем различие позиций номиналистов и реалистов?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...