Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осмысление техники и техногенеза в




ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ИСКУССТВЕННЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ

_____________________

Техника и техносфера. Взаимодействие человека и техносферы.

Осмысление техники и техногенеза в культурных традициях человеческого общества.

Эволюция взглядов на ТО. Системные представления

 

 

ЮРГТУ(НПИ)

 

 
4.1

 

 


Человек в мире искусственных

И естественных систем

4.1.1 Эволюционное развитие взаимодействия человека с веществом, энергией, информацией.

4.1.2 Естественные и искусственные системы.

4.1.3 Техногенез. Техновещество. Дегуманизация области жизни.

 

 


[105] Если рассматривать материальную историю человечества с самых общих позиций – с точки зрения взаимодействия человечества с материальным миром, то в ней можно выделить три больших периода, каждый из которых начинался с целеустремленного использования вновь осознанных форм проявления материи. Рис. 4.1.

Первый период – из глубины веков и до настоящего времени – был связан с осовоением вещества, созданием материального производства, осознанием единства материального мира.

Второй период начался в 18 веке с изобретения паровой машины и был связан с освоением энергетических запасов планеты и созданием производства энергии, осознанием единства энергии и ее связи с веществом (эта связь известной формулой Е=mc2).

Третий период – период исследования информационной картины мира и создания информационной индустрии, осознания единства законов и процессов обработки информации в природе, поиска связи информации с веществом и энергией.

 


 

Рис. 4.1. – Изменение относительного внимания человека к видам материи [105]

В эволюционном ряду «вещество ® энергия ® информация» каждое последующее проявление материи отличается от предыдущего тем, что человеку все труднее выделить его, распознать и приступить к осознанному изучению и применению. Именно сложность выделения различных проявлений материи обусловила, наверное, указанную последовательность познания природы человечеством. Если это так, то не исключена возможность, что в дальнейшем будут обнаружены и станут объектами усиленного внимания другие формы проявления материи.

Всякий новый период материальной истории человечества не предает забвению те формы материи, с которыми оно имело дело перед этим: их изучение и использование продолжаются до сих пор и в дальнейшем будут продолжаться, но, в относительно меньшем масштабе. Соотношение объемов внимания, обращаемого на различные формы проявления материи в разные моменты истории человечества, условно можно показать на графике (рис.4.1.)

Сегодняшний период времени характеризуется осознанным восприятием и изучением информации. Моментом минимального уровня осознания принято считать изобретение ЭВМ, как носителя и преобразователя информации.

Аналогичную картину приводит Карл Рот [189]. Те же «вещество ® энергия ® информация» разделены по уровню осознания и одновременно – по историческим периодам (Рис. 4.2.)

Можно говорить о некоторой неточности приведенной схемы. Регуляторы, куклы-автоматы получили распространение в 18 веке; автоматическое открывание дверей храма было известно в Древнем Египте, а оригинальные ловушки для зверей, которые можно отнести к полуавтоматам, применялись еще в доисторическую эпоху. Однако, считать их использование осознанным – нельзя.

Представленная на рис. 4.2. схема одновременно отражает, с одной стороны, эволюционное развитие и динамику накопления знаний о природе и технических системах, а с другой, общность тенденций и закономерностей, которые относятся не только к объектам техники, но и к биологическим, и социальным процессам.

Т.е. наблюдаемые как в естественных, так и искусственных объектах аналогии, сходные сценарии развития, эволюции, перехода от неупорядоченного состояния к упорядоченному, указывают на наличие их общего структурного основания и законов природы, которым они подчиняются.

Конечно, к таким выводам человечество шло достаточно долго.

Формирование человека разумного – антропогенез – и комплекс преобразований природы в результате технической деятельности человека – техногенез – всегда были взаимообусловлены. Человек создавал технику, техника создавала человека.

Вся человеческая деятельность направлена на удовлетворение общественных и личных потребностей. При этом люди взаимодействуют с окружающей средой. Естественными и искусственными объектами, а также друг с другом. В ходе такой целенаправленной деятельности человечество создает и непрерывно совершенствует так называемые антропогенные системы.

Антропогенные системы (греч. anthropos – человек, genesis - происхождение, становление развивающегося явления) - системы, созданные в результате сознательно направленной человеческой деятельности. В общем случае антропогенные системы могут быть техническими, социальными и т.д. Т.е. антропогенными можно назвать всю совокупность искусственно создаваемых и совершенствуемых материальных и идеальных систем, обладающих определенной функционально- структурной организацией и используемых для удовлетворения потребностей общества и индивидума.

В данном случае рассматриваются антропогенные системы, которые принято относить к классу технических.

Итак, антропогенные системы в процессе развития образуют техносферу как органичную часть среды обитания человека.

Один из основоположников научной концепции ноосферы В.И. Вернадский писал:

«Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил круг, влияя на элементы, нужные для техники и создания цивилизованных форм жизни. Человек действует здесь не как Homo sapiens , а как Homo sapiens faber» [190, 178] Т.е. Вернадский определяет человека не только разумного, но и технического.

Уже в эпоху античности естественное, т.е. природное, отделяется от искусственного. Платон различал существующее «по природе» (то, что от природы) и с помощью искусства, от умения возникшее [12].

В средневековье естественное понималось как сотворенное богом в отличие от искусственного, созданного человеком.


Вещество

Энергия

Информация

Исторический период

инструмент устройство от окруж. среды произведенная управление регулировн. логические решения
рука

живой организм

огонь, набухшее дерево

мышечная

энергия

биологические органы для управления и регулирования

биологические органы для принятия логических решений

~ 4 млн. лет назад (австралопитек)
дерево, камень ~ 800-9 тыс. лет назад (доисторический период)

медь, бронза, железо,

первые сплавы

рычаг, клин, винт ~ 8 тыс. лет назад (первые цивилизации)
простые механизмы

точение воды, ветер

~ 4 тыс. лет назад (древний мир и средневековье)
сложные механизмы тепловые машины ~ 250-200 лет назад
овладение свойствам и материалов машинное производство электроэнергия центробежные регуляторы ~ 150-100 лет назад
синтетические материалы мех.транспорт, система машин атомная энергия управл. и регулирующие устройства устройства обработки данных ~ 80-50 лет назад

Рис. 4.2 – Уровень осознанного использования видов материи в различные исторические периоды [189]


В эпоху Ренессанса и Нового времени в связи со становлением экспериментального естествознания возникает проблема разделения искусственного и естественного. Эксперимент, технически подготовленный, рассматривается как искусственное, а с другой стороны, является репрезентантом естественного – природы. Некоторые достаточно крупные искусственные системы имеют не только взаимосвязь, но и образуют единство с естественными системами. Т.е. практически все системы являются естественно-искусственными. Причем искусственные объекты создаются и прогрессируют за счет естественных. Развитие техники, хозяйства, общества происходит на фоне регресса биосферы и живого вещества.

На создание биосферы Земли требуется затратить ровно столько времени, сколько потребовалось в геологической истории. В биосфере действует эффективный механизм регуляции численности различных групп организмов. Существует естественный естественный механизм самоорганизации и восстановления.

Техногенез – стихийный процесс, остановить или даже затормозить который чрезвычайно трудно, если вообще возможно без глобального кризиса и крушения технической цивилизации.

Если рассматривать «живое вещество» (по В.И. Вернадскому) как совокупность живых организмов и биогенных продуктов, то по аналогии можно выделить и «техническое вещество» как совокупность техники и техногенных продуктов.

Техновещество [178] - совокупность искусственно функционирующих систем (машины, фабрики, электростанции и т.п.)

Технопродукция – созданные в процессе техногенеза или возникшие как его побочный результат техногенные вещества, включая вышедшую из строя технику.

Оценить эти системы можно по совокупной массе (хотя и весьма приблизительно). Биовещество суши оценивается 2-3×1012 т, техновещество – 1-10×1013 т.

Таким образом, появление техновещества сопоставимо с появлением на суше крупных скоплений растительности на границе девонского и каменоугольного периодов [179].

Живое вещество [178] проявляет активность в очень узком диапазоне температур, приблизительно от точки замерзания до точки кипения воды. Оно нуждается в постоянном притоке энергии, причем определенного качества, определенным образом организованной. Пространство жизни ограничено физико-химическим составом комплексной оболочки планеты.

Для стабильного функционирования техники вовсе не обязательна биосфера. Техника прекрасно работает в космосе. Это позволяет техносфере расширяться в принципе безгранично. Одновременно создается опасность резкой деградации биосферы, включенной в область технической деятельности. Обретая достаточно большие энергетические и информационные возможности, техносфера в принципе может обойтись вовсе без области жизни.

Таким образом, все ярче проявляется противоречие между ограниченной биосферой и неограниченным техногенезом.

Стараясь обеспечить свои постоянно растущие потребности, человек все больше сил и средств тратит не технику – посредника между природой и обществом, получая взамен только долю этих затрат, причем долю, постоянно уменьшающуюся. Посредник становится слишком обременительным.

Считается, что письменному тексту «Илиады» Гомера – две с половиной тысячи лет. Так вот в поэме бог кузнечного дела Гефест пытался сгладить свою хромоту с помощью механических приспособлений. Многие ученые и алхимики средних веков пытались создать искусственного человека, строили автоматы, имитирующие животных и людей. Т.е. на определенном этапе человек создавал машину, заменявшую его определенную функцию, часто придавая форму – «по образу и подобию своему».

На сегодняшнем этапе происходит нечто иное, едва ли не противоположное. Техника способна заменить все функции человека: физическую силу – умение – управление. Техновещество потребляет ресурсы биосферы и загрязняет область жизни, которая технизируется как вследствие насыщенности техникой, так и по своей структуре. Техногенез, формирующий технизированную биосферу, как бы перестраивает организм в механизм, определяет развитие техногенной культуры, дегуманизирует область жизни, формирует техногенную личность. По верному замечанию Н. Бердяева [178], человек перестает быть образом и подобием Божьим, становясь образом и подобием машины.

Как уже говорилось, остановить этот процесс невозможно, но перед лицом глобальной реальной катастрофы необходимо переосмысление техногенеза, стратегии взаимоотношений с окружающей средой, областью жизни, социальных последствий. В этом плане изучение и осмысление обобщенных представлений о технических объектах и системах, направлениях и закономерностях их эволюции, жизненных циклов является хоть и небольшим, но необходимым вкладам в формирование нового взгляда на технику как особую сферу человеческой деятельности.

 


 

 

 
4.2

 








Техника и техносфера

4.2.1 Значение слова «техника».

4.2.2 Значение слова «техносфера».

4.2.3 Взаимодействие техно- , био- и социосферы.

4.2.4 Четыре иерархических уровня взаимодействия человека (социосферы) и техносферы.


В Древней Греции любая техническая ремесленная деятельность называлась «техне» - понятие имеющее индогерманские корни и первоначально обозначавшее плотницкое ремесло, строительство жилища. В нефилософской античной литературе, в частности у Гомера, это понятие распространяется и на кузнечное ремесло, а позднее на ремесленное производство вообще, ремесленную профессиональную деятельность. Позднее это понятие относится к еще более широкой сфере, объединившей и искусство, и технику, и вообще профессиональное мастерство (технэ поэта, певца, врача, музыканта и т.д.).

Немецкий ученый Шадевальд возводит этимологию слова «техника» к греческому «техне», от которого в греческом языке образовалось прилагательное technikon, а от него латинское technica ars. Это слово затем перешло во французский язык, в котором в течение 17 века  появился термин technique, перешедший в начале 18 века в немецкий язык как Technik.

В современном языке слово «техника» имеет несколько значений:

1. Техника – совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества [25, 37, 143].

2. Техника – мастерство, умение, система определенных навыков, выработанных для любого использования. (Техника игры на виолончели, техника рисунка и т.п.).

3. Техника – процесс, последовательность изготовления, т.е. техника в смысле технологии. (Техника получения синтетического волокна)

Полная совокупность технических объектов и систем, созданных человеком, а также техногенные вещества, включая утилизированные отходы и побочные продукты техногенеза условно объединяют в техносферу.

Под техносферой [26, 28, 178] понимается вся диалектически развивающаяся материальная совокупность искусственно созданных технических объектов и систем, воздействующая на человека в социальной и биологической сферах.

Наиболее распространенная схема взаимодействия техно-, био- и социосфер, применяемая в инженерной деятельности представлена на рис. 4.3.

 

 

Рис. 4.3. – Схема взаимодействия техно-, био- и социосфер.

Человек с точки зрения биологической принадлежности взаимодействует с биосферой, т.е. естественной средой, биологическими формами и т.д. В то же время, созданная человеком социальная сфера формирует отношение к природе, общественное мнение, «социальный заказ». В свою очередь биосфера формирует или оказывает влияние на социосферу.

Некоторые авторы [78, 79] выдвигают даже «климатическую» теорию развития истории человечества. Климат, его изменение сильно влияют на историческое развитие человека, нравственные устои, общественное сознание.

В период мезолита вымерли мамонты, шерстистые носороги, овцебыки и др. [156]. В результате человек был вынужден охотиться на сравнительно мелких животных и птиц. Загонно-облавная охота большими коллективами сменилась индивидуальной охотой. Новый вид охоты отразился на образе жизни: постоянные поселения палеолита сменяются временными стоянками мезолита. Изменения коснулись и общественной жизни, социальных условий.

Человеку, уходящему на север, надо было больше уделять внимание сооружению жилищ и изготовлению одежды, чем его экваториальному современнику. Процесс прядения и ткачества, строительство, сооружение отопительной техники не только способствовали развитию человека, но и привели к переоценке географических ценностей. Раскрылись преимущества севера: средства защиты против холода оказались проще, чем против тепла.

«Рачительный хозяин» способен обеспечить безбедное существование семьи в зимний период. Бытовые удобства освобождают силы и время людей для целей следующего, более высокого порядка: искусство, наука. Центры человеческой активности смещаются в северные земли. Экваториальному соседу природа дарит все сама: ему меньше надо заботиться о завтрашнем дне. Это не способствует развитию. Условия крайнего севера требуют от человека всех сил для заботы о выживании. Свободного времени практически не остается.

Вернемся к рис. 4.3. Человек является творцом и потребителем услуг техники. Социосфера формирует общественную потребность в том или ином техническом объекте. Многие выдающиеся изобретения, возникшие в отсутствии общественной потребности, остались без внимания и были забыты. Когда же общественная потребность возникала, их изобретали заново.

Изучение рукописей Леонардо да Винчи, умершего в 1519 году, открытых вновь в конце 18-начале 19 веков, указало, что в них изложены идеи, которые получили развитие в 17-19 веках при условиях, когда ни о каких заимствованиях у Леонардо не могло быть и речи.

Его турбины, подводные суда, парашют были изобретены вторично, когда общество осознало целесообразность этих технических объектов. Кроме этого, в обществе должны быть созданы политические, бытовые, экономические и иные условия.

В свою очередь техносфера оказывает значительное влияние на социосферу. Овладение огнем позволило человеку выжигать леса, заниматься земледелием. В результате изменялись не только ландшафты, изменялся уклад общества, пересматривались жизненные ценности.

Беспрецедентно влияние на социосферу средств массовой информации, в первую очередь телевидения: многократно увеличенный поток информации, его политизация, возможность психологического воздействия на миллионы людей, формирование специфичного образа жизни, заключающегося в многочасовом просмотре телепередач.

Техносфера представляется как область технической деятельности человека. Сам человек существует «конечное» время, а производимая им техника создается в условиях «конечных» временных, материальных, энергетических и информационных ресурсов.

Видимо поэтому техносфера отличается от других планетарных оболочек и ожидать от нее устойчивости, рационализации биосферы не следует. Этим определяется ее продолжающаяся дегуманизация и подавление биогенеза. Поэтому влияние техносферы на биосферу носит как позитивный, так и негативный характер. При этом негативная составляющая возрастает с увеличением объема техногенеза.

Биосфера в свою очередь влияет на техносферу, выставляя новые требования, приспосабливаясь к техногенным воздействиям, отвечая изменениями климата, кислотными дождями, мутациями микроорганизмов, иммунодефецитом и т.д.

Рассматривая каждое из взаимодействий между человеком и техносферой, следует выделить ряд уровней локального и глобального характера. Сравните: неправильно сделанный наконечник стрелы или копья мог привести к гибели одного или нескольких людей на охоте. Неправильно спроектированная межконтинентальная ракета или атомная станция, ошибка в управлении могут прервать человеческую популяцию.

Некоторые авторы [141] говорят о вероятностном режиме человеческого существования, т.е. будущее «всего лишь вероятность, а не гарантированная данность....»

Большинство исследователей [28, 34] выделяют четыре иерархических уровня взаимодействия человека (социосферы) и техносферы:

· ТС-оператор (группа операторов);

· ТС-микроколлектив (цех, производство);

· ТС-регион;

· ТС-популяция.

Процессы, происходящие при взаимодействии на всех уровнях, состоят из одних и тех же элементов: биологического, социального, экономического, но на различных уровнях их характер и удельный вес различны. На нижних уровнях человек-оператор или коллектив как неотъемлемая часть единого социального организма (социосферы) взаимодействует (управляет, обслуживает, получает информацию и т.д.) с техносферой через какие-либо ее элементы. Отрицательные воздействия носят в основном биологический характер: физические или психические травмы, профессиональные заболевания и т.д. На этих уровнях кроме оператора или микроколлектива может быть выделена группа людей, вовлеченных в контакт с ТС, но не связанных с ее непосредственным использованием. Например, посторонние люди на стройплощадке в зоне работы подъемного крана. Возможное воздействие на эту группу тоже необходимо учитывать.

На высших (глобальных) уровнях доминируют социальные и экономические процессы при сохранении биологического. Так, на верхнем уровне (ТС-популяция) к биологическому ущербу можно отнести возможное поражение генетического аппарата в связи с эксплуатацией опасного для здоровья ТО, что ставит под угрозу существование вида. К социальному – нарушение социальных отношений внутри общества, ранее старение общества. К экономическому – непосредственный ущерб, расходы, связанные с миграцией населения, охраной окружающей среды и т.п.

Созданные человеком ТС в Большей или меньшей степени воздействуют на биосферу и через нее на всю популяцию, регион, микроколлектив, человека. Таким образом, помимо непосредственного воздействия техносферы на человека, существует вторичное воздействие, вызванное нарушением биосферы.

Некоторые исследователи [32, 28, 35] предлагают рассматривать отдельно социотехнический комплекс, антрпотехнический комплекс. Такое упрощение правомерно на локальном уровне, при проектировании отдельных ТО и ТС, при решении частных задач анализа и синтеза ТО и ТС.

Таким образом, при оценке вероятных последствий функционирования ТО и ТС следует учитывать четыре уровня воздействия как непосредственного, так и вторичного.

 


 

 
4.3

 

 





Осмысление техники и техногенеза в










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 137.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...