Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность логистического подхода




Логистика — наука и практическая деятельность по эффективному управлению совокупностью материальных, финансовых, информационных, кадровых и иных ресурсов в сфере производства и обращения.

Цели и задачи дисциплины

В настоящее время логистика — это наука, образовательная дисциплина и практическая деятельность по управлению движением материальных, финансовых, информационных и прочих потоков во времени и пространстве

от первичного источника до конечного потребителя. Статусно и содержательно данное определение может быть раскрыто следующим образом. Логистика — это:

1) конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности;

2) наука о движении совокупности материальных, информационных, финансовых, кадровых и прочих потоков в системе рыночной экономики;

3) методология управления (планирования, организации и контроля) процессом перемещения и хранения в сфере заготовки сырья и материалов, доведения их до производственного потребления, внутризаводской переработки и доставки готовой продукции до конечного потребителя;

4) системный (логистический) подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых, кадровых и прочих ресурсов в категориях потоков и запасов;

5) алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса (материально-техническое обеспечение, производство, сбыт);

6) функциональный менеджмент в системе управления предпринимательской фирмой;

7) самостоятельный вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке продукции потребителю (оказание комплекса транспортно-складских услуг) или потребителя к товару.

Как область профессиональной деятельности логистика включает исследования, методы и технологии, направленные на разработку и оптимизацию управленческих решений и управление цепями поставок (УЦП) предприятий азличных отраслей экономики.

Целью обучения логиста является его готовность к следующим видам деятельности:

1. Научно-исследовательская и консалтинговая,

2. Расчетно-проектная,

3. Организационно-управленческая.

Как профессионал логист должен иметь системное представление о развитии российской и мировой экономики, логистики и УЦП; понимать сущность логистических процессов,происходящих в цепях поставок на уровне предприятия или на макроэкономическом уровне (отраслевом, региональном).

Задачи подготовки логиста раскрываются в требованиях к совокупности его знаний и умений.

Логист должен знать:

• теоретические основы логистики и УЦП, понятийный аппарат, принципы и методологию построения логистических систем и цепей поставок;

• основные функции логистики применительно к предприятиям различных отраслей экономики;

• базисные концепции, системы и технологии логистики и УЦП;

• методы оптимизации ресурсов в функциональных областях логистики, отдельных логистических функциях и цепях поставок в целом;

• основы организации и проектирования логистических систем и цепей поставок;

• методы стратегического, тактического и оперативного планирования и интеграции логистических бизнес-процессов в цепях поставок;

• вопросы межфункциональной и межорганизационной логистической координации;

• методы и приемы контроллинга в логистических системах и цепях поставок;

• вопросы выбора информационных систем и технологий для поддержки принятия логистических решений и оптимизации функционирования цепей поставок;

• проблемы международной логистики и формирования глобальных логистических систем и цепей поставок.

Логист должен уметь:

• применять современные концепции и технологии построения логистических систем и цепей поставок;

• ставить и решать задачи оптимизации ресурсов в логистических системах и цепях поставок на макро- и микроэкономическом уровнях;

• выбирать организационную структуру управления логистикой на уровне фирмы;

• применять информационные системы и технологии для поддержки принятия логистических решений в цепях поставок;

• решать проблемы межфункциональной и межорганизационной логистической координации;

• моделировать логистические бизнес-процессы в цепях поставок;

• контролировать результативность и эффективность логистики и УЦП;

• разрабатывать логистический план и конфигурацию цепи поставок;

• управлять логистическими функциями и операциями в цепях поставок и структурных подразделениях компании.

Предмет дисциплины

Впервые логистика нашла применение в военном деле, а сегодня она широко используется в промышленности, материально-техническом обеспечении, торговле, на транспорте, в банковском деле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве и других областях рыночной экономики.

Главная идея логистики заключается в том, что все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изготовление изделий или конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматриваются как единый непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной

с ним информации.

По оценке зарубежных специалистов, комплексное внедрение логистики на предприятиях может обеспечить снижение уровня запасов на 30—50% и сократить время движения продукции на 25—45%.

Логистика тесно связана с экономической кибернетикой и эконометрией.

Предметом логистикикак дисциплины является гармонизация интересов участников процесса движения продукции, оптимизация рыночных связей, т. е. совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

Интегрирующая функция логистики в процессе управления товародвижением реализуется через следующую систему форм и методов практической деятельности:

• интеграция функции формирования хозяйственных связей (главного этапа «проектных» работ в коммерческой логистике) с функциями определения потребности в перевозках продукции;

• координация оперативного управления поставками и процесса транспортировки продукции;

• кооперация в управлении товародвижением через комплексное использование складов, находящихся в собственности разнообразных субъектов (снабженческо-сбытовые, транспортные, производственные формы различных отраслей);

• оптимизация совокупных затрат на перемещение продукции путем экономической заинтересованности транспортных, коммерческих организаций и обслуживаемых ими фирм в повышении эффективности процессов распределения и передвижения продукции;

• развитие специфических функций управления товародвижением в увязке с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и концентрация в соответствующих структурных подразделениях.

Современная логистика

Составляющие современной логистики и УЦП
Транспортно-складская логистика  
Информационные системы и технологии в логистике
Взаимодействие логистики с другими видами функционального менеджмента
Бенчмаркинг в логистике  
Контроллинг в логистике  
Управление персоналом  
Делегирование полномочий в рамках единой корпоративной стратегии
Определение распределительных региональных центров; разработка нормативов страховых запасов
Управление запасами. Управление инфраструктурой. Логистическое администрирование
Структурирование логистических каналов и организация логистических цепей
Логистическая координация  
Антикризисный менеджмент  
Профессиональная переподготовка и трудоустройство высвобождающихся сотрудников

 

Принципы логистики

Современная логистика базируется на 12 основных принципах.

1. Системность. Формирование потока, выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода; связь затрат на отдельные операции по поставкам и перевозкам товаров со стратегическим планом фирмы; достижение взаимодействия логистики с маркетингом и производством; организация планирования, производства, сбыта, закупок, хранения и транспортировки как единого материального потока логистической цепи.

2. Комплексность. Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях; координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов; осуществление централизованного контроля по выполнению задач, стоящих перед логистическими структурами фирмы; стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.

В стратегической политике необходимо уделять равное внимание долгосрочным и краткосрочным аспектам так, чтобы одни не доминировали над другими. К сожалению, специалисты по управлению обычно считают, что краткосрочные соображения могут показаться настолько важными, что помешают рассмотрению долгосрочных. Возможность противоположной оценки они признают значительно реже.

3. Научность. Усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком — от планирования до анализа, выполнение подобных расчетов всех параметров траектории движения потока; признание за квалифицированными

кадрами статуса важнейшего ресурса фирмы.

4. Конкретность. Четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов.

5. Конструктивность. Диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировка товаров.

6. Надежность. Обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения при необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки.

7. Вариантность. Возможность адекватного реагирования фирмы на колебания спроса; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

8. Интегративность. Наличие интегративных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств ее элементов, но не определяются ими полностью. Система не сводится к простой совокупности элементов; расчленяя ее на отдельные составляющие и изучая каждую из них в отдельности, не представляется возможным оценить свойства системы в целом. С другой стороны, логистическая система является эффективной, если она способствует всем составляющим цепи «снабжение —производство —сбыт — потребление» внести свой вклад в достижение общей цели —оптимизации суммарных логистических издержек по Парето.

9. Эффективность. Способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий, при данных субъектах этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек.

10. Гибкость. Встроенность в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия.

11. Целостность. Содействие доведению управляющих воздействий до всех структурных составляющих логистической системы, развитию между ними информационного сотрудничества, направленного на достижение целей логистики. Предусматривается оценка логистической системы как единого целого, состоящего из взаимодействующих, зачастую разнокачественных и разнородных, но совместимых по ориентации на конечные результаты логистической системы элементов.

12. Превентивность. В отличие от девиантной (от лат. deviatio —отклонение) концепции управления, нацеленной не на предупреждение отклонений, диспропорций, а на возможное устранение их отрицательных последствий, в логистике допустима лишь превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение указанных проблем.

Сущность логистического подхода

Логистика предполагает рассматривать систему обращения во всей ее сложности и многообразии, так как исследование развития и функционирования больших систем требует только системного подхода.

Можно сказать, что логистический подход — это системный подход к исследованию социально-экономических и человеко-машинных систем. Особенность его применения состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию. Сложные объекты при этом исследуются какиерархически построенное единство открытых систем, причем любые обоснованные решения должны учитывать их влияние на смежные элементы и связи.

Применение логистического подхода к проектированию развития экономических систем предполагает решение следующих задач:

— постановка целей развития и нахождение их оптимального сочетания;

— определение путей и средств достижения этих целей через выявление связей и исследование взаимодействия учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в количественной форме;

— взаимоувязка целей и средств их достижения с потребностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.

Главные инструменты логистического подхода — анализ и синтез исследуемой системы. Анализ системы позволяет выявить ее наиболее существенные составляющие, дать им характеристику, а также количественную оценку взаимодействия друг с другом, определяет их влияние на параметры исследуемой системы. Синтез используется в процессе разработки и функционирования формализованной динамической модели параметров системы.

Логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы комплекса: «снабжение — производство — хранение — распределение — транспорт — спрос —потребление». Ранее целевая функция этого комплекса ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек и использует критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых. С точки зрения логистики целевая функция комплекса: «снабжение — производство —хранение —распределение —транспорт — спрос —потребление» рассчитывается так:

1(C) = min (optCc + optCn + optCx + optCp + optCT).

Оптимизация основывается на определенной совокупности исходных положений:

—исходная логистическая структура рассматривается как сложная система, имеющая ряд подсистем;

—каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние (имманентные) интересы;

—функционирование структуры представляет собой процесс взаимодействия этих подсистем;

—взаимодействие подсистем осуществляется посредством особой логистической системы, т.е. является экономическим взаимодействием, цель которого —наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом.

В логистике применяется критерий оптимальности В. Парето, который позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Сущность логистической оптимизации по Парето заключается в следующем. Пусть в логистической системе выделяется тподсистем. Введем следующие обозначения:

k = l,m —совокупность подсистем логистической системы;

Хк—вариант экономического поведения k-йподсистемы;

lk = f ( x k) —целевая функция k-иподсистемы;

х (х/у..., хт —вариант экономического поведения логистической системы как композиция типов подсистем;

с= (с р ..., с т) —вектор значений целевых функций подсистем;

Хк—множество допустимых значении вариантов экономического поведения k-иподсистемы;

X —множество допустимых вариантов экономического поведения логистической системы в целом, состоящих из

композиции допустимых вариантов подсистем и удовлетворяющих дополнительным общим ограничениям логистической системы.

Из совокупности моделей подсистем можно составить задачу векторной оптимизации на множестве допустимых вариантов поведения подсистем и логистической системы в целом с целевой функцией

L (x) = [/, (х;) , 1т{х т)\

L(x) -> min;

х = (х р х т)г Х.

Решение этой задачи позволяет находить эффективные варианты экономического поведения логистической системы, оптимизированные по Парето. Допустимое решение

х = ( х* ..., х), которому соответствует вектор с* =

= (с* ..., с*), является эффективным, если не существует

другого допустимого решения х= (Х р ..., хт, которому отвечает

вектор с= (С р ..., с т) такой, что:

С к < С к для всех k = 1,171

и

Т т

I

А=1 k= \

Эффективное решение X совокупности подсистем —это

такое допустимое экономическое поведение логистической

системы (минимум суммарных затрат), при котором

ни одна из подсистем не может улучшить свое положение

(минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая

положения хотя бы одной из остальных подсистем. Иными словами, понятие оптимальности по Парето выражает такое экономическое поведение, согласно которому хорошоделать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом никому другому не становится хуже.

Пример оптимизации по Парето для системы, состоящей из двух подсистем, изображен на рис. 2.2.

Рис 2.2. Граница оптимальных решении по Парето

Здесь линия А В отображает множество значений целевых функций. Величины С х и С —значения целевых функций подсистем при их изолированном функционировании,

Подсистемы логистической системы заинтересованыв таком совместном функционировании, чтобы в итоге получить значения итоговых целевых функций не хуже, чем С х и С. Отсюда следует, что решение необходимо искать на участке DE. Для подсистемы I неприемлемывсе решения, лежащие левее CXD V для подсистемы II — ниже СЕ

Практически эго означает, что логистика ведет к отказу от проведения отдельных мероприятий по рационализации материально-технического обеспечения и перевозок, она нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

Очевидно, что использование всех преимуществ логистического подхода возможно лишь в условиях развитого рыночного хозяйства. Это объясняется в первую очередь тем, что дефицит (превышение спроса над предложением)позволяет поставщику диктовать условия поставок. Продавец заинтересован в условиях, которые позволяют лично ему минимизировать издержки и обеспечить широкий круг потенциальных потребителей. Превышение же предложения над спросом дает потребителю возможность выбирать поставщика. Продавать продукцию в этом случае могут только те поставщики, которые в состоянии выполнить все требования потребителей. При этом логистика позволяет экономически сильным фирмам перераспределить запасы гаким образом, чтобы снять с себя издержки, связанные с хранением материальных ресурсов, и не подвергаться риску оказаться без резервных запасов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...