Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 4. Развитие риторических традиций в России




Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика ещё в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась хорошей риторической подготовкой. Основные переводы названия классической науки об искусстве речи с греческого языка зафиксированы не только в словах "риторикия" и "ритория", но в традиционных русских словах "ветийство", "ветий" (ср. устаревшие слова "витийство, вития"), сам же корень "вет-" (писалось через ять) означал говорение, откуда все богатство современного словарного гнезда "привет, ответ, совет, завет, навет и т.д.". "Риторикия" воспринималась нашими предками как "мудрость", "художество", "хитрость" и, кроме вышеперечисленных названий этой науки, к XVII веку имелось не менее двадцати соперничавших между собою синонимов типа "благоречие, добрословие, сладкоглаголание, хитроязычие, краснословие, истинноречие, правдобеседование и т.д.". Изучение этих слов с цитатами из древнерусских сочинений может составить великолепный материал для изложения русского понимания корней риторики как науки и требований к речевому поведению наших предков.

Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия – представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т.д. По утверждению исследователей, «Сказание» было создано на русской почве самостоятельно во втором десятилетии 17 века. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.

Наиболее ранние списки первой русской «Риторики» относятся к 1620 году. Книга пользовалась большой популярностью, её знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России. Известны 36 списков этой работы. «Риторика» состоит из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова».

В первой книге «Риторики» излагается риторическое учение в целом, даётся определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение» речи, создание доказательств в четырёх родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приёмы к возбуждению страстей.

Вторая книга «Риторики» содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи.

Кроме списков «Риторики» 1620 года, в книгохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга обнаружены 13 списков старообрядческой «Риторики в 5-ти беседах», 15 списков «Риторики» М.Усачёва, 30 списков «Риторики» Софрония Лихуда 1698 года, 19 списков «Риторики» Козьмы Афоноиверского 1710 года и др.

Большое распространение в России имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заведениях велось на латинском языке.

Интерес представляет риторическое обучение в духовных академиях и старообрядческих общинах. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга хранятся многочисленные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с риторическими статьями и школьными речами.

Риторика М.В.Ломоносова

Огромную роль в развитии риторики сыграл М.В.Ломоносов, которого Н.М.Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М.В.Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечавшее интересам общественного прогресса в России.

Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 году. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Однако этот вариант был отвергнут академиками-немцами. Так, Г.Ф.Миллер при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить её материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить её Академии».

Но М.В.Ломоносов «ослушался» и свою вторую, «пространную», риторику «Краткое руководство к красноречию» также написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Первое печатное издание этой «Риторики» появилось в 1748 году.

«Риторика» М.В.Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нём учёный уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей 18 века и принесло учёному громкую славу. В.Н.Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В.Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г.Белинский считал её «великою заслугою своего времени».

Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают» «Риторику» Ломоносова. В 18 веке она выдержала семь изданий (последнее – в 1797 г.), в начале 19 века – два (1805 г. и 1810 г.).

Риторика М.М.Сперанского

Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, учёные, педагоги. Например, заслушивает внимания работа государственного и политического деятеля М.М.Сперанского. в 1792 году им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». По словам А.Ф.Кони, книга М.М.Сперанского представляет собой «систематический обзор теоретических правил о красноречии вообще, изложенных прекрасным язом». Она относится к роду нормативной, «учительской» литературы. В ней выделяются разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении».

Особое значение М.М.Сперанский придавал эмоциональности речи. Значительное место в его работе отводится описанию экспрессивности в слове и анализу природы «страстей». Большое внимание он уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чём проявилась самобытность его сочинения.

Риторика И.С. Рижского

Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» И.С.Рижского, написанная в 1796 году. Самым популярным стало 3-е издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочинённый и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (Москва, 1809). По этому учебнику обучалось несколько поколений трёх ведущих университетов страны – Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И.С.Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца 18 века.

«Риторика» И.С.Рижского состоит из четырёх частей. Первая часть, озаглавленная «О совершенствах слова, которые происходят от выражений, или об украшении», посвящена чистоте языка. Вторая часть называется «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или об изобретении». В третьей части «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» представлена теория жанров прозаической литературы 18 века. В четвёртой части «О слоге, или о совершенствах слога» вновь рассматриваются проблемы чистоты языка.

Достоинством риторики И.С.Рижского является непосредственная связь с языковой и сочинительской практикой деятелей 18 века (поэтов, прозаиков, учёных). Изложение теоретического материала сопровождается прекрасными литературными иллюстрациями – примерами из произведений Хераскова, Сумарокова, Дмитриева, Хемницера, Державина, Карамзина и других литераторов того времени. Как отмечают исследователи, «риторика И.С.Рижского представляет собой единственную в своём роде теоретическую стилистику литературного языка 18 века».

Русская риторика 19 века

В начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Η. Φ. Кошанского (1784-1831), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. Η. Φ. Кошанскому принадлежат две замечательные работы: «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832).

Руководства Η. Φ. Кошанского были ориентированы на классические образцы изящной словесности и давали весьма солидное образование. Изучая риторику, ученик русской гимназии осваивал навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества. Картина родов и видов словесности в «Частной риторике» Η. Φ. Кошанского, связывая русскую словесность с классической и церковнославянской, раскрывала широкую перспективу культуры слова. Учебники словесности Н. Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, И. И. Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке.

В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с В. Г. Белинским развязывают пропагандистскую кампанию против риторики. В представлении секулярного общества того времени художественная литература и литературная критика были единственным видом словесного творчества. В результате во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни6.

Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф.Мерзлякова (1809 – 1828), Н.Ф.Кошанского (1829 – 1850), К.П.Зеленецкого (1846 – 1852) и др. Исследователи считают первую половину 19 века временем расцвета русской риторики.

Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела традиционную трёхчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.

Характерной особенностью русской риторики, отличавшей её от всех других риторик, было деление её на общую и частную. Общая риторика рассматривала общение законы речи, а частная описывала прозу, её виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М.В.Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я.В.Толмачёвым, Н.Ф.Кошанским, М.М.Сперанским, К.П.Зеленецким и многими другими.

Во второй половине 19 века начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи.

В системе образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности». Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов 19 в. до 20-х годов 20 в. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе постепенно всё более ориентируется на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Если в ранние руководства по теории словесности включается изучение прозаических форм речи, таких как документы, «научная проза», то в поздних руководствах, таких как руководство Д.И. Овсянико-Куликовского, всё внимание отдаётся художественной речи.

Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трёхчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине 19 века оказалась утраченной.

Риторика, имеющая собственный предмет обучения, является продолжением знаний, полученных из общих сведений о языке, которые зафиксированы в отдельных разделах школьного языкознания (орфография, орфоэпия, морфология, словообразование, синтаксис, пунктуация и др.). В соответствии с традицией русского классического образования вначале всегда давались элементарные сведения о языке (фонетико-грамматические), формировались умения и навыки читать и писать; затем предлагалась грамматика как общее нормированное представление о правильности языка с перечисленными выше разделами; далее следовал переход к риторике, который означал научение пользованию речью с целью формирования личности. Так во всяком случае было до середины XIX века. Одна из идей теоретиков риторики середины XIX века состояла в том, чтобы приготовить учеников риторического класса ко владению Словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей. Именно с этим связана классификация родов и видов словесности, которым должны были учиться ученики: от научения писать письма (бытовые и деловые) до знания, как составляются ученые, исторические, философские сочинения, как готовятся и произносятся ораторские речи. Классификации видов речей или текстов, которые предлагались учителями А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова Н.Ф.Кошанским и А.Ф.Мерзляковым, тяготели к тому, чтобы обучать всем видам речи, которые существуют в реальной практике. Впрочем, именно до важнейшего из видов речи - бытовой практической речи как раз и не доходило дело в риторике середины XIX века, поэтому и призывал К.П.Зеленецкий в "Общей риторике" 1849 года обучать не только "красноречию", но и "просторечию". Именно отсутствие внимания к бытовой прозе привело риторику к упадку, а поэтику натуральной школы, ориентировавшуюся на реальные общественные проблемы, к утверждению художественной литературы как важнейшего вида словесности.

Предложения К.П. Зеленецкого были услышаны лишь частично: бытовая проза нашла отражение в сочинениях писателей натуральной школы - и это был еще один удар по "старушке риторике", которая не поспевала за реальными потребностями речевой практики. В середине XIX века риторика была критикована и переделана в стилистику и теорию словесности, предметом которых стало преимущественное изучение художественной литературы, разбор идеологических мнений, высказанных художниками слова и именно по схеме, созданной в середине XIX века (а вовсе не после 1917 года), русский язык и литература продолжают преподаваться в нашей стране до сих пор.

При удалении риторики из программы обучения из колыбели оказался выброшен и сам ребенок. Предмета, который реально отвечал бы за "речь", в составе филологических дисциплин не осталось. "Предмет риторики есть речь" - так предельно кратко и ясно вводил в предмет риторики и словесности еще учебник "Теория словесности" 1851 года, где глава Отделения русского языка и словесности Российской академии наук И.И.Давыдов сконтаминировал и отредактировал лучшие на то время учебники Н.Ф.Кошанского и К.П.Зеленецкого.

Отсутствие в русской филологии предмета "речь" ясно ощущалось в 20-е гг. XX столетия, когда потребность в обучении реальной прозе (прежде всего, политической речи и пропаганде) ощущалась особенно ясно. О необходимости каждому "быть оратором" выразительно писал А.В.Миртов в нескольких изданиях книги "Умение говорить публично". И не только он, но и организация Института живого слова, и составление сборников "Русская речь", и многочисленные новации педагогов-русистов говорили о том, что всякая новая организация жизни требует одновременно и обучения новому искусству речи, формирования нового способа мыслительно-словесного выражения.

Русская риторика 20 века

Последовавшие события XX века остро поставили перед наукой и философией проблему манипулирования сознанием в средствах массовой коммуникации.

Одним из ответов на этот вызов стала после Второй мировой войны неориторика или теория аргументации7. Интерес к риторике возрастал по мере того, как становилось очевидным, что тоталитарное сознание не есть специфическое свойство советского большевизма или немецкого национал-социализма, но общая закономерность всей современной демократической и гуманистической цивилизации, которая идеологически управляется массовой коммуникацией. Понимание технической кухни массовой информации дает человеку возможность хотя бы относительной независимости от тоталитарной пропаганды строительства коммунизма или «общечеловеческих ценностей» демократического «открытого общества».

Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина «риторика». Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти 20 века становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С.П.Обнорский, Л.П.Якубинский, В.В.Виноградов, П.А.Ларин, Л.В.Щерба и др.

После 1917 года делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан «Институт живого слова». Выступая на открытии этого института, А.В.Луначарский говорил: «Нужно вернуть человеку его живое слово <…> Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путём возбуждения в нём соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью».

В первые годы советской власти издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь.

Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свёртыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. В 50 – 60-е годы учёные в основном занимались проблемами культуры речи. Всё это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране по сравнению с такими странами, как США, Япония, Франция, в которых велась большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения и т.п.

Общественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в нашей стране вновь возродился в 70-х годах в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому искусству начали обучать в некоторых вузах страны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 722.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...