Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 7. Стандартизация услуг




Доля услуг в мировой торговле составляет более 25%; по прогнозам экспертов к 2005 г. объем торговли услугами превы­сит объем торговли товарами. На сегодняшний день самые крупные экспортеры услуг — США и западноевропейские страны, однако азиатские страны (Китай, Таиланд) по ежегод­ному приросту экспорта услуг занимают первое место в мире (в основном за счет телекоммуникаций и передачи информации), Благодаря возможностям электронной связи постоянно расши­ряются услуги по кредитованию под залог, страхованию, обме­ну валют, брокерским операциям и др. По данным ЮНЕСКО, к 2000 г. занятость в сфере услуг достигнет 65—70%. В России доля услуг во внутреннем валовом продукте приближается к 30%. Начиная с 1993 г. Госстандартом России начато поэтапное введение обязательной сертификации услуг в соответствии с законами РФ «О Защите прав потребителей» и «О сертифика­ции продукции и услуг», а также в связи с предстоящим вступ­лением России в ВТО. Сертификация услуг невозможна без их стандартизации. Стандартизация в сфере услуг — это также способ обеспечить защиту интересов потребителей в аспектах безопас­ности для жизни и здоровья человека и экологии.

В мировой практике стандартизация полностью охватывает гостиничное хозяйство, туризм, пассажирские и грузовые пере­возки, связь, образование, банковское дело.

Как объект стандартизации, услуга представляет определен­ную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно. В этом же состоит и особенность сертификации услуг.

Мировой опыт в данной области стандартизации достаточен для того, чтобы служить базой международной стандартизации. Так, ИСО разрабатывает международные стандарты для услуг банков и химчисток; другие международные и региональные организации (Европейская организация автотуризма, Междуна­родный союз железных дорог, Всемирная туристическая орга­низация, Международный союз электросвязи — МСЭ и др.) работают над стандартизацией услуг в своих областях. ИСО, МЭК и МСЭ свою деятельность по стандартизации связывают с новыми разработками ВТО по торговле услугами. Весьма акту­альна стандартизация услуг по послепродажному обслуживанию. Она должна унифицировать подход к производителям, постав­щикам услуг и операторам. Кроме того, стандарты на услуги по­могут потребителям сравнивать предлагаемые услуги и выби­рать их сообразно своим запросам. Стандарты на услуги служат стимулом для конкурирующих в этой области фирм к улучшению качества и совершенствованию ассортимента услуг при условии способности обеспечить их базовый уровень. Послепродажное обслуживание — один из факторов конкурентоспособности то­вара, поэтому выбор, сделанный потребителем с учетом этого фактора, может стать его выбором товара.

В 1995 г. вступило в силу Генеральное соглашение о торгов­ле услугами (ГАТС), которое касается практически всех видов услуг, являющихся предметом международной торговли. Все­мирная торговая организация, разработавшая это Соглашение, относит его положения к широкому спектру обслуживающих от­раслей экономики: банковскому делу, страхованию, туризму, архитектуре и проектированию, телекоммуникации, бухгалтер­скому учету, консультированию по различным вопросам, транспорту и многим другим услугам. ГАТТ/ВТО определяет обслуживающий сектор экономики как важнейший для тех стран, которые утрачивают свои преимущества в производст­венной сфере, а в промышленно развитых странах этот сектор обеспечивает более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения.

Генеральное соглашение о торговле услугами направлено на либерализацию и устранение барьеров, препятствующих сер­висным фирмам прежде всего в получении лицензий и ограни­чивающих иностранные инвестиции. Соглашение предоставля­ет право выхода на иностранный рынок и временного присут­ствия там частных поставщиков услуг. Страны — члены ВТО по­лучают все права и преимущества по торговле услугами, оговорен­ные в ГАТС, а потребители услуг имеют выгоды от более прием­лемых цен и расширения ассортимента предлагаемых услуг.

Подписавшие Соглашение страны должны выполнять и опре­деленные обязанности. Прежде всего это касается стандартизации услуг и гармонизации национальных стандартов, чтобы норматив­ные документы не стали препятствием для повышения качества услуг и не превратились бы в технические барьеры. В отличие от Кодекса ГАТТ по стандартизации данное соглашение не содер­жит международных правил по стандартизации услуг, но уста­навливает обязательства.

Объем услуг в валовом национальном продукте России дос­тиг в 1998 г. 50%, а занятость населения в этом секторе эконо­мики — 40%.

Российские проблемы в области стандартизации услуг свя­заны, с одной стороны, с отсутствием наработок, а с другой — с увеличением ассортимента предоставляемых услуг за счет ра­нее не существовавших. Например, в условиях рыночной эко­номики возникла потребность в оценке недвижимости. Россий­ские оценщики вынуждены пользоваться зарубежными стан­дартами, которые не учитывают специфики отечественного зе­мельного законодательства. Российское общество оценщиков обратилось в Госстандарт РФ за помощью, в результате чего был создан специальный технический комитет по стандартиза­ции, который разрабатывает соответствующий нормативный до­кумент.

Структура ассортимента бытовых услуг в России практиче­ски сложилась следующая, %:

 

Услуги бань и парикмахерских Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов                             Ремонт и пошив изделий и головных уборов         Химчистки и прачечные                          Техобслуживание и ремонт автомототехники        Ремонт, пошив, окраска обуви                    Ремонт и строительство жилья                     Услуги фотоателье и фотокинолабораторий         Изготовление и ремонт мебели             23   20 17 13 10 5 5 4 3

 

Доля бытовых услуг в общем объеме услуг населению (согласно Общероссийскому классификатору услуг) составляет 40%. Этим определяются приоритеты в создании нормативных документов в сфере услуг в целом и ранжировании их в области бытовых услуг. Госстандартом России организовано несколько технических комитетов по стандартизации услуг: «Услуги населе­нию», «Бытовое обслуживание населения», «Услуги торговли и общественного питания», «Транспортные услуги», «Туристско-экскурсионное обслуживание», «Автосервис» и др. В 1996 г. си­лами этих комитетов было создано около 30 проектов стандар­тов, из которых половина принята Госстандартом России.

Методической основой для стандартизации и сертификации услуг служит разработанная ВНИИС и одобренная Госстандар­том России «Концепция развития стандартизации и сертификации услуг». В этом документе первостепенными задачами определены: разработка Классификатора услуг населению (уже выполнено); упорядочение терминологии, используемой в за­конодательных актах и в отраслях сферы услуг.

Принят основополагающий методический стандарт «Систе­ма сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг». Для того чтобы этот стандарт работал, не­обходимо создание нормативной базы, т.е. стандартизация всех видов услуг. Для составления перспективного плана стандарти­зации намечено провести анализ существующей нормативной базы прежде всего по услугам, подлежащим обязательной серти­фикации. Среди этих документов есть и нормативные документы, действовавшие в СССР и РСФСР, но в основном это отрасле­вые правила, инструкции и т.п.

Главными аспектами стандартизации услуг являются: клас­сификация, терминология, условные обозначения, общетехни­ческие нормы и требования.

В связи с необходимостью гармонизации стандартов с меж­дународными правилами и нормами по услугам создание но­вых стандартов на услуги и переработка ранее принятых ориен­тируются прежде всего на международный стандарт ИСО 9004.2 «Общее руководство качеством и элементы системы ка­чества. Часть 2: Руководящие указания по услугам». Стандарт устанавливает две группы характеристик качества услуг: коли­чественные и качественные (см. гл. 24).

Разработка требований к конкретным показателям качества для каждого вида услуги и составляет основную задачу стандар­тизации. Для более четкого изложения требований показатели качества услуг группируют, различая показатели функциональ­ного назначения безопасности, надежности, профессиональ­ного мастерства, культуры обслуживания.

Требования соответствия функциональному назначению скла­дываются из разных видов совместимости:

· функциональной (при исполнении комплекса услуг, на­пример в туризме, где тур соединяет услуги питания, проживания, перемещения, экскурсии);

· параметрической (при пошиве одежды, техобслуживании, медицинских анализах и т.п.);

· биологической (в услугах питания, медикаментозного ле­чения, услугах парикмахерских, бань, бассейнов и т.п.);

· электромагнитной (при эксплуатации результата услуги в зависимости от источников электропитания, электромаг­нитных помех);

· технологической (например, при ремонте автомобилей иностранных марок, использовании комплектующих и запчастей при техобслуживании бытовой техники и т.п.);

· информационной (достоверность, полнота объема, видов и формы представления информации), особенно важной в туристических услугах, при пассажирских перевозках, услугах связи. Поскольку при исполнении услуг на осно­вании информации реализуется право потребителя на выбор услуги, необходимо устанавливать требования доб­росовестности, этичности, юридической безупречности и правдивости рекламы, доступности информации (в соот­ветствии с Законом «О рекламе»). Для любого потреби­теля услуга начинается с информации о местонахожде­нии предприятия—исполнителя услуг, режиме работы и правилах предоставления услуг (сроки исполнения, фор­мы обслуживания, цены, тарифы, гарантийные условия и т.д.), со сведений о безопасности и качестве услуги со­гласно Закону РФ «О защите прав потребителей».

К показателям назначения услуг относят:

· ассортимент услуг и разнообразие фасонов, устойчивость формы (услуги ателье);

· санитарию и гигиену салонов (пассажирские перевозки);

· охват диспансерным наблюдением (услуги медицины);

· калорийность продуктов (услуги массового питания);

· общие для всех услуг показатели: точность и своевремен­ность исполнения, а также материальные затраты на них.

Характеристики профессионального мастерства в соответст­вии с ИСО 9004.2 (7) складываются из:

· профессиональной компетентности специалиста,

· деятельности руководства по обеспечению качества работы персонала, предусматривающей периодическое повышение его квалификации, материально-техническое обеспечение (документацией, оборудованием, инструментом), а также организацию взаимодействия с потребителем.

Особое место в качестве услуг занимает качество обслужи­вания, так как любая услуга содержит этапы общения исполнителя с потребителем. Обобщенно эти показатели могут быть на­званы культурой обслуживания, что включает:

· безопасность и экологичность при обслуживании;

· эстетику интерьера мест обслуживания;

· эргономичность мест ожидания и обслуживания;

· комфортность помещения, оборудования, мебели;

· санитарно-гигиеническое состояние мест приема (выда­чи) заказов;

· этику общения.

На стадии разработки и гармонизации с международными стандартами находится вопрос о терминологии по услугам. Кроме общепринятых понятий (согласно МСИСО 9004.2 — ГОСТ 50646-94) «Услуга»*, «нематериальная» и «материальная» услуга, в России введено понятие «производственная услуга».

* «Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и по­требителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя».

 

Услуги классифицируются по четырем признакам (рис. 7.1);

· область распространения,

· назначение,

· характер потребления,

· условия предоставления.

 

Область распространения

Назначение

Характер

 потребления

Условия

 предоставления










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...