Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и структура конфликта.




I. Ключевые понятия:

Структура конфликта, стороны конфликта, предмет конфликта, образы предмета конфликта, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон, динамика конфликта, основные фазы конфликта.

II. Основные вопросы темы

Атрибутивные признаки конфликта: неразрешимое противоречие, деятельность, направленная на преодоление противоречия, двусторонность, гуманитарная природа.

Условиями возникновения конфликта является противоречие, противоборство у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных суждений, мотивов, стремлений.

Структурные элементы конфликта:

 Стороны конфликта - субъекты социального взаимодействия находящиеся в состоянии конфликта или явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов социального взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей. Интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

2. сознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им это факта.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.

4. Развитие открытого конфликта.

5. Разрешение конфликта.

Основные фазы конфликта:

1. начальная фаза;

2. фаза подъема;

3. пик конфликта;

4. фаза спада.

Теория поведения личности в конфликте

I. Ключевые понятия:

Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии, стратегии поведения личности в конфликте, принуждение (соперничество), уход (избегание), уступка (приспособление), компромисс, сотрудничество, типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, «бесконфликтный», ценность межличностных отношений.

 

II. Основные вопросы темы

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.

Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В ее основе лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Традиционные стратегии поведения личности в конфликте и их характеристика. Концепция ( двухмерная модель ) Томаса – Киллмена стратегий человеческого поведения в конфликтной ситуации :

· избегание (игнорирование, уход). Эта стратегия характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это взаимная уступка;

· соперничество (доминирование, конкуренция, борьба) – сводится к выбору: или интерес борьбы, или взаимоотношения;

· приспособление (уступчивость) – направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая;

· сотрудничество (интеграция, кооперация) – высокий уровень направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника;

· компромисс – баланс интересов конфликтующих сторон на среднем уровне;

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоположной стороной.

К основным типам конфликтных личностей относятся:

 демонстративный (хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой, систематической работы, налицо эмоциональное поведение),

 ригидный (подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив),

неуправляемый (импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен),

сверхточный (скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью),

«бесконфликтный» (неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению).

 

 

Общение. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

I. Ключевые понятия:

Технологии эффективного общения. Содержание процесса общения, психологический закон общения, технологи рационального поведения, правила самоконтроля эмоций.

II. Основные вопросы темы

       Технологии эффективного общения – такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Технологии эффективного общения сводятся к соблюдению определенных правил и норм:

· Концентрировать внимание на говорящем, его сообщении.

· Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание информации, так и ее детали.

· Сообщите другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

· В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь не подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

· Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой информации, не переходите к новым сообщениям.

· Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

· Используйте невербальные средства коммуникации: контакт глаз, кивание головы и т.д.

Психологический закон общения: Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию.

Технологии рационального поведения – совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Д. Скотт: способы избавления от гнева (Конфликты, пути их преодоления, 1991. – С. 37-47).: «визуализация» (представить себя делающим или говорящим что-либо); «заземление» (представить, гнев, входящий в вас в виде пучка отрицательной энергии, затем как эта энергия опускается в вас и входит в землю); «проецирование» (вы излучаете свой гнев и проецируете на воображаемый экран, затем воображаемой лучевой пушкой расстреливате его на экране. С каждым попаданием гнев ослабевате); очищение энергетического поля (сделать ряд движений над головой, как бы разгоняя черные тучи).

Правила самоконтроля эмоций: 1) спокойная реакция на эмоциональные действия партнера; рационализация эмоций, 2) обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения; 3) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения.

Литература

А) обязательная литература

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов.- М., 1999.

2. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: Наука о гармонии.- Екатеринбург, 1995.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

4. Зеркин. Основы конфликтологии. Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М., 1999.

6. Ликсон Ч. Конфликт: Семь шагов к миру.- СПб., 1997

Б) дополнительная литература

1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Прогресс, 1996. – Гл. 1, 2, 3.

2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991.

3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...