Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и структура конфликта. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
I. Ключевые понятия: Структура конфликта, стороны конфликта, предмет конфликта, образы предмета конфликта, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон, динамика конфликта, основные фазы конфликта. II. Основные вопросы темы Атрибутивные признаки конфликта: неразрешимое противоречие, деятельность, направленная на преодоление противоречия, двусторонность, гуманитарная природа. Условиями возникновения конфликта является противоречие, противоборство у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных суждений, мотивов, стремлений. Структурные элементы конфликта: Стороны конфликта - субъекты социального взаимодействия находящиеся в состоянии конфликта или явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов социального взаимодействия. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей. Интересов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Основные этапы конфликта: 1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. 2. сознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им это факта. 3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. 4. Развитие открытого конфликта. 5. Разрешение конфликта. Основные фазы конфликта: 1. начальная фаза; 2. фаза подъема; 3. пик конфликта; 4. фаза спада. Теория поведения личности в конфликте I. Ключевые понятия: Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии, стратегии поведения личности в конфликте, принуждение (соперничество), уход (избегание), уступка (приспособление), компромисс, сотрудничество, типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, «бесконфликтный», ценность межличностных отношений.
II. Основные вопросы темы В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В ее основе лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Традиционные стратегии поведения личности в конфликте и их характеристика. Концепция ( двухмерная модель ) Томаса – Киллмена стратегий человеческого поведения в конфликтной ситуации : · избегание (игнорирование, уход). Эта стратегия характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это взаимная уступка; · соперничество (доминирование, конкуренция, борьба) – сводится к выбору: или интерес борьбы, или взаимоотношения; · приспособление (уступчивость) – направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая; · сотрудничество (интеграция, кооперация) – высокий уровень направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника; · компромисс – баланс интересов конфликтующих сторон на среднем уровне; Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоположной стороной. К основным типам конфликтных личностей относятся: демонстративный (хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой, систематической работы, налицо эмоциональное поведение), ригидный (подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив), неуправляемый (импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен), сверхточный (скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью), «бесконфликтный» (неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению).
Общение. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. I. Ключевые понятия: Технологии эффективного общения. Содержание процесса общения, психологический закон общения, технологи рационального поведения, правила самоконтроля эмоций. II. Основные вопросы темы Технологии эффективного общения – такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Технологии эффективного общения сводятся к соблюдению определенных правил и норм: · Концентрировать внимание на говорящем, его сообщении. · Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание информации, так и ее детали. · Сообщите другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации. · В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь не подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения. · Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой информации, не переходите к новым сообщениям. · Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику. · Используйте невербальные средства коммуникации: контакт глаз, кивание головы и т.д. Психологический закон общения: Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию. Технологии рационального поведения – совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций. Д. Скотт: способы избавления от гнева (Конфликты, пути их преодоления, 1991. – С. 37-47).: «визуализация» (представить себя делающим или говорящим что-либо); «заземление» (представить, гнев, входящий в вас в виде пучка отрицательной энергии, затем как эта энергия опускается в вас и входит в землю); «проецирование» (вы излучаете свой гнев и проецируете на воображаемый экран, затем воображаемой лучевой пушкой расстреливате его на экране. С каждым попаданием гнев ослабевате); очищение энергетического поля (сделать ряд движений над головой, как бы разгоняя черные тучи). Правила самоконтроля эмоций: 1) спокойная реакция на эмоциональные действия партнера; рационализация эмоций, 2) обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения; 3) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения. Литература А) обязательная литература 1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов.- М., 1999. 2. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: Наука о гармонии.- Екатеринбург, 1995. 3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. 4. Зеркин. Основы конфликтологии. Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. 5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М., 1999. 6. Ликсон Ч. Конфликт: Семь шагов к миру.- СПб., 1997 Б) дополнительная литература 1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Прогресс, 1996. – Гл. 1, 2, 3. 2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991. 3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |