Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение и развитие эргономики




Определение эргономики

Термин «эргономика» в переводе с греческого означает «закон рабо­ты» (ergon - труд, nomos - закон).

Войтех Ястшембовский, впервые предложивший его в 1857 г., имел в виду науку о труде, основанную на закономерностях науки о природе. Такой же смысл В. Н. Мясищев вкладывал в понятие «эргология», а В. М. Бех­терев - в содержание науки «эргонология». Авторы проектов этих новых даже для 20-х годов XX столетия научных дисциплин указывали на то, что трудовая деятельность не изучается в целом ни одной из существующих наук, не умещается в рамки ни одного из существующих предметов, не­смотря на свою крайнюю важность.

Приведем взгляды ряда зарубежных авторов на эргономическую нау­ку:

Фогель определяет эргономию как междисциплинарную науку, зани мающуюся проблемой взаимодействия человека и машины;

Марелл определяет ее как научное изучение отношений между чело­веком и средой; понятие среда он использует в более широком смысле, т.е. машины, инструменты, организацию труда и т.д.

Вудсон видит в эргономии возможность конструирования и создания средств достижения более высокой производительности труда, снижения ошибок при их использовании, достижения комфорта и снижения усталости.

Оксала считает эргономию областью прикладных исследований, в которых знание анатомии и физиологии человека и технологии помогает преобразованию производственных процессов и методов труда, произвол ственного оборудования и условий труда, с тем чтобы они отвечали основ­ным законам человеческого организма и поведения, устраняли чрезмерную нагрузку и возможность травм, а также непродуктивную деятельность орга­низма и повышали производительность труда человека.

Отечественные авторы:

Мунипов определяет эргономию как науку, комплексно изучающую возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью созда­ния оптимальных орудий, условий и процессов труда для человека.

Терещенко видит в эргономии науку, целью которой является опре­деление оптимальных системы человек - машина с использованием совре­менных достижений в области биологи, физиологии, анатомии, психоло­гии и технических наук.

В современной практике получили распространие два термина: эргономия - наука об отношениях между человеком, производственной сре­дой и средствами производства; эргономика - совокупность требований, предъявляемых к преобразованию труда, производственной Среды и средств производства.

В настоящее время ведущей в эргономике является идея координа­ции работы всех специалистов, занимающихся вопросами труда. Под эрго­номикой понимается область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах «человек—техника—среда» (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.

Аналогичную область знаний в США называют «человеческим фак­тором» (human factors).

 

Возникновение и развитие эргономики

Зарождение эргономики можно отнести к первым попыткам человека изменить условия, орудия труда и исследовать влияние Среды на труд че­ловека, которые проводились еще в прошлом веке.

С возникновением мирового кризиса в начале 30-х гг. нашего столе­тия пропал интерес к человеку как к рабочей силе, а вместе с ним и интерес к эргономическим исследованиям. Только во время второй мировой войны, особенно в военной области, возникает определенная формулировка эр­гономии. Была исследована способность человека управлением современ­ного оружия и изыскивались способы снижения многочисленных отказов надежности при управлении военной техникой. Однако бурное развитие эргономии наступает лишь после окончания второй мировой войны.

В 1949 г. было создано первое специальное научно-исследовательское эргономическое общество в Великобритании, а немного позже - в остальных европейских странах. В 1961 г. произошла первая встреча членов Международной эргономической ассоциации.

Предпосылками существенного развития эргономики в настоящее время послужили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией но­вой техники и технологии на современном этапе развития производства и оказавшиеся не разрешимыми средствами только технических и меди­цинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, дизайна и объединить их в общую систему тре­бований к содержанию и характеру труда в СЧТС. На основе теории и ме­тодологии такого объединения и возникла эргономика.

Первой, наиболее существенной проблемой развития эргономики яв­ляется недостаточная эффективность СЧТС, которая часто оказывается ниже расчетной, ожидаемой. Во многих случаях человек-оператор не в со­стоянии полностью использовать весь потенциал СЧТС по множеству причин. К ним относятся: несогласованность параметров оборудования и воз­можностей человека работать в условиях дефицита времени и информа­ции, мощного воздействия внешних факторов (шум, вибрация, излучения, микроклимат и пр.); недооценка заинтересованности человека в использо­вании новой техники, уровня его интеллектуального и нравственного разви­тия и др. Незнание или игнорирование разработчиком и конструктором этих причин, образующих человеческий фактор, приводило к тому, что произво­дительность новых СЧТС повышалась не более чем на 25-30%. В результа­те возникло значительное отставание роста производительности труда от роста мощности применяемой техники.

Второй проблемой СЧТС является феномен роста травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте и в быту. В целом, если учесть все несчастные случаи в мире, связанные с использованием машин, оборудования, технических устройств, то число ежегодно страдающих от них составит более 10 млн. человек, причем около полумиллиона из них погибает.

Анализ причин травматизма показывает, что он часто обусловлен ошибочными действиями людей, связанными с недостатками в конструкции техники, средств отображения информации, органов управления машин и механизмов. Например, очень частая ошибка оператора - неправильная интерпретация показаний приборов - предопределяется плохой их читае­мостью, подачей информации не в тот момент, когда она необходима, от­сутствием сведений у оператора о том, включен ли прибор, подачей ин­формации, требующей мысленного перевода в другие единицы, и пр. При­чиной ошибки и аварии СЧТС может быть отсутствие четкой фиксации ор­гана управления, неестественные направления движения педалей и ручек их неправильное расположение, неудобная для захвата форма рукояти и др. Многочисленность и вариативность причин аварий в СЧТС сви­детельствуют о необходимости их специального изучения и разработки на­учно обоснованных методов их предотвращения.

Третья проблема трудовой деятельности человека в СЧТС связана с высокой кадровой нестабильностью. Это означает, что какое-то время простаивают рабочие места, работник, подбирающий себе новое место, не участвует в общественном производстве, осуществляются дополнительные затраты на его переподготовку на новом месте работы и пр. В настоящее время эргономисты отмечают усиливающуюся тенденцию к отказу рабочих от тяжелой, опасной, грязной работы. Более половины работающих в СЧТС ориентировано на творческие моменты в труде. Исследования показывают, что малоквалифицированный, неинтересный, физически тяжелый труд не стимулирует развития личности работника, ограничивает его стремление к духовному росту и нередко сопряжен с асоциальными формами поведения

Современные высокоэффективные техника и технологии приблизили решение этой задачи. В одном из вариантов работы наладчика, например, наблюдениям за технологическим процессом отводится 58,4-61,8% рабоче­го времени, наладке, регулировке и смене инструмента - 22,9-26,1%, выбо­рочному контролю качества - 0,9-1,3%, ремонту - 6,7-9,1%. Предполагалось, что это потребует от рабочего более глубоких знаний, навыков быстрого решения сложных задач. Но оказалось, что внедрение самой современной, в том числе роботизированной, техники не ведет автоматически к появле­нию и расширению творческих функций и нередко даже способствует их исчезновению. Так, эксплуатация станков с числовым программным управ­лением снижает требования к квалификации станочника, сводит его дея­тельность к полупассивному контролю за технологическим процессом. Пер­сонал гибких производственных систем, роботизированных комплексов и других современных технологий отреагировал на новые СЧТС способом, который получил название «психологического барьера».

Четвертая проблема современных СЧТС связана с ростом числа нервно-психических заболеваний, вызванных так называемым «индустриальным стрессом». По мнению специалистов, в современных ус­ловиях увеличилось воздействие на центральную нервную систему на про­изводстве, в быту, на отдыхе факторов, часто имеющих стрессогенный ха­рактер. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 65 странах мира, где проживает более 3/4 населения Земного шара, на учете в пси­хоневрологических учреждениях состоит примерно от 72 до 80 млн. психи­ческих больных, требующих обязательного стационарного лечения, а пря­мые денежные затраты, связанные с лечением этих больных, исчисляются суммой в 30 млрд. долл.

Значительная часть этих заболеваний обусловлена темпами и осо­бенностями организации современного производства. Симплификация тру­да и конвейерный способ производства, рост «цены ошибки» работника, ситуации неопределенности, внезапности, новизны, заложенные в техноло­гический процесс, являются причинами индустриального стресса и его по­следствий — роста нервно-психических заболеваний.

Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и экс­плуатации систем «человек—техника—среда» должны учитываться реаль­ные возможности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлять размер допустимых физических. интеллектуальных, эмоциональных затрат, которых потребует работа с кон­кретной технической системой, и в соответствии с этим корректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...