Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законодательство по охране труда




Мировой и исторический опыт законодательства в области БЖД

Законодательство по охране труда начало формироваться в большинс­тве развитых промышленных стран еще в XIX в., что совпало с началом промышленной революции. В XX в. процесс формирования законодательства по охране труда интенсифицировался.

В России в начале века (1902 г.) был введен закон "О вознагражде­нии рабочих, потерпевших от несчастных случаев". Критический анализ этого закона в одноименной статье дал В.И.Ленин. В 1919 г. появилась Международная организация труда (МОТ), которая в своей деятельности впервые основное внимание стала уделять вопросам охраны труда.

К 80-м годам в развитых странах почти сформировалось законода­тельство по охране труда. Одним из важнейших международных документов в этой области стала Конвенция МОТ 155 "О безопасности и гигиене тру­да" (1981 г.), в ст.4 которой говорится, что каждая страна, подписав­шая Конвенцию, в соответствии с"национальными условиями и практикой должна разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать сог­ласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

На базе законодательства по охране труда в 70-е - 80-е годы нача­ла формироваться новая отрасль - экологическое право. Объективными предпосылками возникновения новой отрасли права стало, с одной сторо­ны, неудовлетворительное состояние окружающей природной среды из-за производственной деятельности, с другой - проявление особого внимания к экологическим проблемам общественности. Около 100 государств приняли общие законы об охране окружающей среды, выражающие экологическую по­литику страны, и образовали специализированные системы органов эколо­гического управления и контроля. В обеспечении экологической безопас­ности большая роль отведена международному праву. Именно оно призвано закрепить единообразные принципы и нормы экологически целесообразного поведения государств, которые, в свою очередь, должны быть интегриро­ваны в национальное законодательство. Сейчас уже действует более 200 международных природоохранительных договоров. Один из наиболее важных принципов международного природоохранительного права - предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде. Он целиком ориентирован на проведение превентивных мероприятий, носит комплексный характер и включает в себя в качестве самостоятельных элементов следующие принци­пы :

- оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

- уведомления о деятельности, способной причинить трансграничный экологический ущерб;

- предоставление информации об этой деятельности. Крупные промышленные аварии 70-80-х годов заставили политиков и промышленников развитых стран пересмотреть свое отношение к вопросам промышленной безопасности. Возникла очевидная необходимость появления законов, регулирующих специфические вопросы промышленной безопасности, которые не нормируются ни трудовым, ни экологическим правом. В 80-е годы развивалось законодательство по промышленной безопасности не только в странах ЕЭС, но и в США, Канаде, Японии.

В России в настоящее время объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим кризисом, который привел к медленным темпам реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудов­летворительному состоянию систем предупреждения и локализации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При от­сутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет сокращения непроизводственных затрат, в том числе за счет расходов на безопасность.

Необходимый, хотя и недостаточный выход из сложившейся ситуации -создание эффективной системы законодательства в области промышленной безопасности. Ее отсутствие приводит к неопределенности в вопросах разделения функций различных органов государственного управления, от­ветственности между государством и собственниками предприятий, несог­ласованности действий различных министерств, ведомств и надзорных орга­нов при проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопаснос­ти .

 

Законодательство в области БЖД

Структура законодательства

Структура правовой и нормативно-технической базы БЖД как в боль­шинстве стран, так и в России представляет многоступенчатую пирамиду (см.рис.1), в вершине которой располагается Основной Закон страны (Конституция) или Головной Закон, объединяющей вопросы охраны труда, экологии, гигиены труда и промышленной безопасности. Ниже располагает­ся совокупность общегосударственных законов (в ряде стран региональ­ных) в области защиты окружающей среды, охраны труда, промышленной бе­зопасности, а также ряд общесоциальных законов, связанных с указанными отраслями.

На следующей ступени - межотраслевые нормативные документы, прини­маемые правительством на основании законов. Следующая ступень - отрас­левая нормативная и нормативно-техническая документация, утвержденная соответствующими компетентными органами. За ними следуют различные ве­домственные инструкции, положения, правила и т.д.

Законодательство по охране труда

Основными законодательными документами в данной отрасли к настоя­щему времени являются "Основное законодательство об охране труда" и КЗОТ РСФСР, который должен быть вскоре заменен КЗОТом РФ.

 

К данной отрасли законодательных актов можно отнести "Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, проф. заболеваниями, либо иным повреждением здоровья, связанными с ис­полнением ими трудовых обязанностей". Частично на указанную отрасль работает ряд таких законов, как Закон "О сертификации". Закон "О мест­ном самоуправлении". Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В них фрагментарно отражены отдельные требования безопас­ности, предъявляемые к выпускаемой продукции и организации новых видов производств.

Основы законодательства РФ об охране труда утверждают основные принципы государственной политики в области охраны труда (статья 3), среди которых наиболее существенны:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

- координация деятельности в области охраны труда, а также в об­ласти охраны окружающей природной среды;

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности, сфер хоз.деятельности и ведомс­твенной подчиненности;

- государственное управление деятельностью в области охраны тру­да,включая государственный надзор и контроль за соблюдением законода­тельных и иных нормативных актов об охране труда;

 

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей созда­ние здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безо­пасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной за­щиты работников;

- применение экономических санкций в целях соблюдения предприяти­ями и работниками нормативных требований по охране труда;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального обра­зования ;

- установление государственной статистической отчетности об усло­виях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти РФ и республик в составе РФ, профессиональных союзов и иных уполномочен­ных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статьи 4 и 5 устанавливают право работника на охрану труда и его гарантии, при этом гарантом выступает государство в лице законодатель­ной, исполнительной и судебной власти.

В трудовом договоре обязательно указываются достоверные характе­ристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые ра­боты и работы с вредными или опасными условиями труда.

Статья 6 вводит ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, запрещая их с 1 июля 1996 года для женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также для тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

При обнаружении у работника признаков профессионального заболева­ния или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании мед.заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.

Государственное управление охраной труда (ст.7) осуществляет го­сударственный орган, функции и полномочия которого в области охраны труда определяются Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ.

Нормы и правила по охране труда, утвержденные этим государствен­ным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории РФ всеми министерствами и ведомствами РФ, предприятиями всех форм собственности.

Должностные лица государственного органа управления охраной тру­да имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм соб­ственности и доступа к необходимой информации.

Отраслевые министерства и ведомства РФ, а также концерны, ассоци­ации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда.

Работодатель, согласно статьи 9, обязан обеспечить:

а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, соору­жений, оборудования, безопасность технологических процессов и применя­емых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуата­цию средств коллективной и индивидуальной защиты;

б) соответствующие требования законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;

в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебного обслу­живания работников;

г) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;

д) выдачу спец.одежды, спец.обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установ­ленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда;

е) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опас­ных производственных факторов на здоровье работников;

ж) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессио­нальным заболеванием, связанным с исполнением ими трудовых обязаннос­тей ;

з) обучение, инструктаж и проверку знаний работниками правил, норм и инструкций по охране труда.

Устанавливается (статьи 19...22) ответственность:

- работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем и проф.заболеванием (в виде возмещения вреда в соответствии с "Правилами...");

- предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда (в виде штрафов в фонд ОТ);

- научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и тех­нологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда (в виде возмещении заказчику);

- предприятий за выпуск и реализацию продукции производствен­но-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда (в виде возмещении потребителю).

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законода­тельных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обя­зательств, установленных коллективными договорами, либо препятствующие деятельности гос.надзора и общественного контроля, привлекаются к ад­министративной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

В "Основах..." оговаривается экономический механизм обеспечения охраны труда, который включает:

- планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

- обеспечение экономической заинтересованности работодателя по внедрению более совершенных средств охраны труда;

- обеспечение экономической ответственности работодателя за опас­ные или вредные условия труда на предприятии; за вред, причиненный ра­ботникам;

- предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете РФ и бюджетах субъектов федерации, городов и районов.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальный фонд охраны труда и фонды охраны труда предприятий.

Федеральный фонд охраны труда формируется за счет: целевых ассиг­нований, выделяемых Советом Министров - Правительством РФ и правитель­ствами республик в составе РФ; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного социального страхования РФ; добровольных отчислений предприятий и про­чих поступлений.

Территориальные фонды охраны труда формируются за счет: ассигно­ваний из бюджетов административно-территориальных образований РФ; час­ти средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответс­твующих территориях; добровольных отчислений предприятий и прочих пос­туплений .

Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средс­тва в объемах,определяемых коллективными договорами или соглашениями.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов федерации, независящими в своей деятельности от ад­министраций предприятий и вышестоящих органов управления, и действую­щими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном по­рядке .

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их со­ответствующих органов и иные уполномоченные работниками представитель­ные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспек­ции.

Существует ряд законов, в определенной степени дополняющих право­вую базу безопасности в сфере производства, так, например. Закон РФ "О защите прав потребителя" в статье 5 закрепляет право потребителей на безопасность товаров (работ и услуг), вводя требования обязательной сертификации товаров и снятия с производства товаров, не отвечающих требованиям безопасности.

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривает в содержании и структуре коллективного договора наличие разделов о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, об улучшении ус­ловий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи, о мед.и соц.страховании.

Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в разделе 3 "Общие требования" указывает, что вся продукция народного хозяйства, производство, транспортировка, хранение и применение кото­рой требует непосредственного участия человека, должна отвечать дейс­твующим санитарным требованиям.

 


Экологическое право РФ

Правовое поле экологического права формируется целым рядом  зако­нов, в частности:

Закон "Об охране окружающей природной среды"

Закон "Об охране атмосферного воздуха"

Земельный кодекс

Водный кодекс

Закон "О недрах"

Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Основным законодательным актом в данной отрасли права является закон "Об охране окружающей природной среды". В нем даны основные принципы ООПС (раздел 1), утверждается право граждан на здоровую и благополучную среду (раздел 2), дается экономический механизм ООПС (раздел 3), регламентируется нормирование качества окружающей природ­ной среды (раздел 4), устанавливаются цели и обязанности государствен­ной экологической экспертизы (раздел 5), формируются экологические требования при размещении, строительстве, проектировании (раздел 6) и эксплуатации (раздел 7) предприятий и сооружений. Кроме этого, в зако­не дается определение и характеристики (раздел 8) зон чрезвычайной экологической ситуации, зон экологического бедствия и особоохраняемых природных территорий и объектов (раздел 9), устанавливаются ответс­твенность за экологические правонарушения (раздел 12) и правила возме­щения вреда, причиненного экологическими правонарушениями (раздел 14).

Данный закон вводит обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях (статья 74), а также его всеобщность, комплексность и непрерывность (статья 73). Кроме этого, законом устанавливаются принципы международного сотрудничества в области ООПС.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...