Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль педагогической науки в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи




Билет 1

Педагогика в системе наук о человеке

Оформление педагогики в самостоятельную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

Объектом педагогики выступает процесс развития личности, т.е. те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности (образования).

Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности.

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и функции организации педагогического процесса. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.

Задачи педагогики:

1) изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условии специально организованного воспитания

2) определение целей и содержания воспитания

3) поиски и научные обоснования методов, средств и форм организации воспитательной работы

 

Исторический аспект развития педагогики. Этапы становления педагогики:

Основные этапы развития педагогики:

В развитии педагогики можно выделить следующие этапы:

- "стихийная" педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности);

- педагогика как часть философского знания (др. цивилизации, античный период);

- педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);

- педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);

- экспериментальная педагогика (конец ХIХ - начало ХХ вв.);

- новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);

- современный этап развития педагогики как интегративной науки.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Становление научной педагогики

Воспитание существует ровно столько, сколько существует человечество. Самым древним методом воспитания был и есть метод подражания. Развитие человеческого общества возможно только потому, что каждому последующему поколению предыдущее передаёт социальный опыт, т. е. опыт, накопленный человечеством. Постепенно накапливается педагогический опыт. Сначала педагогический опыт передавался устно: из поколения в поколение. Так появлялась народная педагогика. Затем педагогические знания стали неотъемлемой частью философии – науки мудрствования., да и знания о других областях действительности также были частью философии. Во всех философских трактатах мы можем встретить мысли высказанные мудрецами по поводу образования, воспитания. Причём проблемы, которые поднимаются древними философами и философами более позднего периода часто совсем не устарели и звучат вполне современно.

Когда педагогических знаний накопилось достаточно, педагогика смогла отделиться в самостоятельную науку. Это событие связывают с именем чешского педагога Я. А. Коменского (159201670гг.). Именно в его трудах впервые определены предмет, задачи, основные категории, содержание и методы обучения. В его «Великой дидактике» поставлена проблема – обучать всех, независимо от социального происхождения и всему. Он разработал принципы (требования) к организации учебного процесса, а также классно-урочную систему обучения.

Ж.Ж.Руссо (1712-1778), французский писатель, философ, разработал стройную систему формирования личности, включающее: умственное, физическое, трудовое, нравственное воспитание. Он разработал идею свободного воспитания, над воплощением которой билось не одно поколение практиков и учёных.

И.Г. Песталоцци (1746-1827гг.) швейцарский педагог высказал идею соединения воспитания и обучения с трудом; разработал методику обучения детей счёту, чтению и письму; выдвинул и обосновал идею развивающего обучения, впервые попытался организовать специальную подготовку учителей.

К. Д. Ушинский (1824-1870гг.) – русский педагог-гуманист. Он внедрял в умы просвещённых россиян идею народности в образовании, стоял на идеях демократизации образования, за равные права на образование всех слоёв общества. Его капитальный труд «Человек как предмет воспитания» является учебным пособим для психолого-педагогической подготовки учителя, а учебники для начальной школы «Родное слово», «Детский мир» многие десятилетия успешно использовались в школе.

Большой вклад в развитие отечественной педигогической теории и практики внесли Л.Н.Толстой, К. Н. Вентцель, П.Ф.Лесгафт, П. Ф. Каптерев, а позже А.С.Макаренко, С. Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

Советский период дал такие яркие имена как Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я.Гальперин, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Ю. К. Бабанский и др.

 

Роль педагогической науки в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи

Роль педагогики, неоценимо высока в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи. Ученые США, выделили ряд базовых ценностей для приобщения учащихся к демократическому обществу. Для России, идущей по трудному пути демократизации эти базовые ценности безусловно интересны.

Участие. Для того чтобы демократическое общество функционировало, все его члены должны принимать активное участие в его жизни. Это означает, что граждане знают проблемы общества и хотят отстаивать свои убеждения.

Сотрудничество.В демократическом обществе должно поддерживаться соответствующее равновесие между сотрудничающими членами и теми, кто сохраняет индивидуализм. Чтобы поощрять сотрудничество, учителя могут создавать условия для совместной работы детей, давать специальные уроки по социальным знаниям, вовлекать детей в ролевые игры.

Индивидуализм.Учащиеся нуждаются в развитии индивидуализма, особенно в младшем возрасте. При демократии индивидуализм должен сочетаться с чувством ответственности перед обществом. Личные проекты, отчеты, произведения искусства, музыка, миниспектакли, танцы, которые могут быть продемонстрированы в классе, предоставляют учащимся возможность показать себя и способствуют развитию индивидуальности.

Самодисциплина.Предполагается, что в демократическом обществе граждане заняты дисциплинированной деятельностью. Оказать детям помощь в формировании чувства ответственности - важная задача учителя. Предоставляя учащимся возможность действовать по своему усмотрению, учитель в значительной степени поощряет их к такому поведению, которое ведет к самоконтролю.

Терпимость к различиям (толерантность).В свободном обществе необходимо развивать терпимость и понимание различий во мнениях и убеждениях. Способность понимать других людей, видеть в них проявления гуманности, осознавать основные сходные черты и различия - главное условие, необходимое для развития терпимости.

Класс должен быть местом, где с детьми обращаются по-доброму, а они в свою очередь с добротой относятся друг к другу, развивая таким образом в себе сочувствие и терпимость.

Достоинство.В тесной связи с добротой и уважением находится человеческое достоинство. Дети могут усваивать вежливое и уважительное отношение к другим благодаря участию в самодеятельности, исполнению ролей в учебных играх, благодаря примерам из художественной литературы и из жизни взрослых, в процессе дискуссий.

Свобода.Существование и развитие демократического общества во многом зависит от степени свободы его членов. Даже дети младшего школьного возраста начинают осознавать динамику свободы, когда им предоставляется возможность заниматься по своему выбору какой-либо деятельностью. Если вы устраиваете в классе контрольную работу, не пишите на доске традиционные 2 варианта для 1 и 2 рядов сидящих за партами. Дайте 4-5 вариантов работы, и пусть дети сами выберут любой из них. Доверяйте детям! Дорожите их свободой!

Прямота.Под прямотой имеются в виду такие понятия, как честность, целостность, полнота взаимоотношений. Члены демократического общества должны проявлять прямоту ежедневно. Следует предоставлять детям ежедневную возможность обсуждать со старшими природу этих качеств и учиться им на примерах из жизни и классических произведений искусства.

Радость.В классах должно быть больше радости! Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Восторженность принятия нового материала будет способствовать тому, что они с энтузиазмом подключатся в будущем к демократическим преобразованиям в обществе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 844.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...