Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы самосознания (формирования «Я-концепции»)




Этапы развития Содержание
До 3 лет Осознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование местоимения «Я»
Дошкольный возраст Период развития самооценки, которая в основном основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены
Школьный возраст Складывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы

 

Защитные механизмы личности.

Защитный механизм личности — это здоровый способ адаптации к окружающей среде, они есть у всех взрослых людей. Однако в некоторых случаях защиты бывают слишком ригидными, несоответствующими уровню реальной угрозы и поэтому неадекватными. На их поддержание тратится много психической энергии, запас которой ограничен, поэтому на другие вещи — общение, положительные эмоции, получение удовольствия — ее начинает не хватать.

Защитные механизмы личности вырабатываются в детстве, и если семейная среда была агрессивной, нездоровой, у ребенка вырабатывается большое количество защит, которые делают его менее уязвимым. Став взрослым, человек не пересматривает необходимость так сильно защищаться от среды, которая давно уже перестала быть угрожающей и на которую он теперь может в значительной степени повлиять. И тогда работа с психотерапевтом и постепенная ревизия своих защитных механизмов может позволить человеку освободить часть своей энергии для других жизненных целей.

Отрицание. Это первый защитный механизм личности, используемый при травматичных, внезапных событиях. Когда случается что-то страшное, катастрофичное, человеческой психике требуется время, чтобы привыкнуть к тому, что случилось. Это время выигрывается за счет небольшого периода отрицания: «нет, этого не могло случиться, это не правда!». Отрицание становится патологическим, если человек к течение длительного времени игнорирует факты, которые, осознай он их, могли бы заставить его изменить свое поведение. На отрицание тратится много психической энергии, которая тем самым отвлекается от других действий.

Проекция. Защитный механизм, при котором те свойства характера, которые человек осуждает, отрицаются как принадлежащие ему, и приписываются окружающим людям. Например, человек может считать, что окружающие люди злы и завистливы, и всегда объясняет их действия именно такими мотивами. Разговаривая с таким человеком, можно убедиться, что он сам зло отзывается о многих своих знакомых и часто завидует чужим успехам или материальным благам, однако если обратить его внимание на это, он будет рьяно отрицать, что обладает такими чертами характера. Поскольку это неприятные качества, он отрицает их в себе и приписывает окружающим.

Интроекция — это приспособительный механизм ребенка, благодаря которому убеждения, нормы и правила родителей усваиваются ребенком без критики, в готовом виде. Неадаптивность этого механизма во взрослом возрасте выражается в том, что эти нормы и убеждения не всегда соответствуют текущим условиям жизни взрослого уже человека, но поскольку они никогда не подвергались проверке и критике, они продолжают действовать и иногда мешать человеку осуществлять его собственные планы. Наличие большого количества интроектов особенно заметно по обилию в речи слов «надо», «должен», «полагается», «всегда», «никогда».

Вытеснение — забывание неприятных воспоминаний или мыслей. Этот защитный механизм личности называется так потому, что неприятные мысли вытесняются из сознания в бессознательное. Неадаптивность этого механизма в том, что этот кусок информации продолжает оказывать свое влияние избессознательного, но из-за того, что в сознании его нет, очень трудно понять, из-за чего возникают сложности и, соответственно, с ними невозможно бороться до тех пор, пока не вернуть информацию в сознание. Если вытеснение используется слишком часто, бессознательное знание начинает буквально сочиться из всех щелей и задействует много психической энергии для сдерживания.

Рационализация — уход от сложных эмоций в сферу интеллектуальных рассуждений. Эмоции являются самым точным указанием на желания, поэтому их подавление приводит к тому, что человек действует только исходя из своих рациональных соображений (часто интроектов) о том, что полезно. Но из-за потери контакта со своими желаниями, он не получает удовлетворения от того, что делает. Из-за избыточной рационализации многие проблемы обдумываются месяцами, но не решаются, так как для их решения нужно снова войти в контакт со своими чувствами.

Ретрофлексия. Когда ребенок чувствует, что заботящиеся о нем люди могут резко среагировать на его злость или недовольство, выражение отрицательных эмоций становится небезопасным для него. Так как психическая энергия на переживания отрицательных эмоций не может просто исчезнуть, ребенок научается либо подавлять ее, либо направлять ее против себя. У взрослого человека привычка направлять на себя эмоции (не только отрицательные, но и положительные) остается и мешает ему получать удовольствие от общения и регулировать отношения путем конструктивных конфликтов. Примеры ретрофлексии — щипать себя, кусать губы, делать себе больно различными способами в ситуациях стресса или волнения; «нечаянно» ударяться, спотыкаться при ощущении злости или недовольства другими людьми; вести мысленные диалоги с другими людьми, в которых выражаются злость, претензии к ним, и при этом не говорить об этом вслух; обвинять в первую очередь себя в любых неприятностях и неудачах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 394.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...