Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место БЖД в системе знаний о безопасности человека




ЛЕКЦИЯ 1

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЖД

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

 

Введение. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности, ее состояния в РФ

1. Место БЖД в системе знаний о безопасности человека

2. Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины

3. Основные понятия, термины, определения

4. Модель процесса деятельности – логическая схема построения курса

5. Аксиома о потенциальной опасности и проблемы обеспечения безопасности

 

Введение. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности, ее состояния в РФ

Безопасность деятельности - одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. Человек всег­да стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше время проблемы безо­пасности еще больше обострились.

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Многие достижения на­учно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихий­ных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей.

Так, успехи ядерной физики породили проблему радиационной опас­ности, с развитием химии связано усиление токсичных воздействий на че­ловека. Технические системы и производства, созданные на Земле, приве­ли к росту потенциальных опасностей для всего населения. Энергетичес­кие возможности человека стали соизмеримы с природными. По мере разви­тия цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека.

О неудовлетворительном состоянии вопросов безопасности у нас в стране говорит статистика аварий, экологических катастроф, травматизма и заболеваемости среди населения.

Так, число погибших от несчастных случаев в России с 1986 по 1992 годы возросло в 1,7 раза и составило 254 тысячи человек за год. Число инвалидов составляет 4.700.000 человек. При этом сфера производства перестала быть самой опасной (8.032 летальных исхода в 1992 г.). Наи­большую опасность стал представлять транспорт (84.059 человек), отрав­ления (29.666 человек). Криминализация общества дала 33.456 убийств и 45.909 самоубийств, 69.834 пропало без вести (данные за 1992 год). От­носительные показатели гибели людей от техногенных аварий в России в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Остается крайне сложной экологическая обстановка.

В настоящее время почти 70.000.000 человек дышат воздухом, насы­щенным опасными веществами при концентрации в 5 и более раз превышаю­щей предельно допустимую. В 1991 году в 84 городах России отмечался уровень загрязненности воздуха в 10 и более раз превышающий санитарно-гигиенические нормы. От 20 до 30 % общих заболеваний населения про­мышленных центров обусловлено именно этими причинами.

Около трети всех проб воды из российских водоемов не отвечают са­нитарным требованиям для питьевого водоснабжения по своим химическим показателям и почти четверть - по бактериологическим.

15 % территории России признаются зонами с кризисной экологичес­кой обстановкой. Продолжительность жизни сокращается (59 лет для муж­чин), смертность превысила рождаемость, ожидается повсеместное продол­жение снижения уровня здоровья населения.

Происходящие в стране политические и социально-экономические про­цессы осложняют обстановку. Декларации в области прав человека не учи­тывают, что первейшее из прав человека цивилизованного общества - это право на жизнь с допустимым уровнем безопасности.

В чем причины неудовлетворительного состояния вопросов безопас­ности у нас в стране ?

Можно выдвинуть целый комплекс причин экономического, правового, научно-образовательного и организационного характера, влияющих на сос­тояние вопросов безопасности :

1) в стране не созданы экономически побуждающие мотивы для того, чтобы заниматься вопросами безопасности, будь то в сфере производства или в области охраны окружающей среды. Стоимость жизни и здоровья че­ловека экономически не оценены (нет стоимостного эквивалента), а, сле­довательно, отрасль крайне нерентабельна, и капитальные вложения, нап­равленные на решение вопросов безопасности, экономически нецелесооб­разны ;

2) несовершенна юридическая и правовая базы безопасности. Вследс­твие этого ни проектировщик, ни работодатель не обременены ответствен­ностью в области безопасности. В законодательстве нет четких критериев ответственности (материальной, уголовной) за нарушение требований бе­зопасности;

3) низкий уровень решения организационных вопросов безопасности (подбор и расстановка кадров, их аттестация, контроль за выполнением принятых решений и соблюдением технических и правовых норм экологичес­кой и производственной безопасности);

4) необразованность и некомпетентность в вопросах безопасности, а также низкая экологическая культура как руководителей всех рангов, ра­ботодателей, так и населения в целом.

Это основные причины неудовлетворительного состояния безопаснос­ти. В умонастроениях специалистов в области безопасности независимо от их интеллектуального уровня, социального или должностного положения, рода занятий и возраста продолжает доминировать житейско-философское пренебрежение к феномену опасности. Теория безопасности часто подменя­ется соображениями так называемого "здравого смысла". Первопричина та­кого положения двояка. Она заключается в отсутствии досконально разра­ботанной научной концепции и теоретических основ, а также системы неп­рерывного образования в области безопасности.

К сожалению в нашей стране нет ни одного научного учреждения, за­нимающегося разработкой теории безопасности, а ведь именно теоретичес­кие положения являются начальным этапом в становлении любой научной дисциплины и, в частности, "Безопасности жизнедеятельности".

 

Место БЖД в системе знаний о безопасности человека

БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии станов­ления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содер­жание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках еди­ного курса на основе общих концептуальных теоретических положений бе­зопасности деятельности человека объединяет знания в области "Охраны труда", "Охраны окружающей среды" и "Гражданской обороны", т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безо­пасности в различных ситуативных условиях.

Аргументами в пользу введения единого курса является следующее :

- единым остается объект исследования - здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично в результате чего потеряно здоровье : на производстве, вследствие экологических катаст­роф или в результате их совокупного воздействия;

- в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности;

 

- единый курс имеет большие методические возможности для проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предме­та, дает более глубокие мировоззренческие понятия.

БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов,  теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсиколо­гии и гигиены, социологии и экономики.

Структура курса БЖД может быть различной, однако с учетом прием­лемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов) :

1) теоретические основы и методология безопасности деятельности чело­века ;

2) производственная (технологическая) безопасность;

3) экологическая безопасность;

4) безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со сторо­ны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматриватьих в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения будут рассмотрены в разделе "Бе­зопасность в чрезвычайных ситуациях", а шум - в разделе "Технологичес­кая безопасность", хотя оба из указанных факторов определяют и эколо­гическую безопасность. Общая структура курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.1.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...