Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Место БЖД в системе знаний о безопасности человекаСтр 1 из 4Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 1 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЖД
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности, ее состояния в РФ 1. Место БЖД в системе знаний о безопасности человека 2. Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины 3. Основные понятия, термины, определения 4. Модель процесса деятельности – логическая схема построения курса 5. Аксиома о потенциальной опасности и проблемы обеспечения безопасности
Введение. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности, ее состояния в РФ Безопасность деятельности - одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше время проблемы безопасности еще больше обострились. Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Многие достижения научно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихийных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей. Так, успехи ядерной физики породили проблему радиационной опасности, с развитием химии связано усиление токсичных воздействий на человека. Технические системы и производства, созданные на Земле, привели к росту потенциальных опасностей для всего населения. Энергетические возможности человека стали соизмеримы с природными. По мере развития цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека. О неудовлетворительном состоянии вопросов безопасности у нас в стране говорит статистика аварий, экологических катастроф, травматизма и заболеваемости среди населения. Так, число погибших от несчастных случаев в России с 1986 по 1992 годы возросло в 1,7 раза и составило 254 тысячи человек за год. Число инвалидов составляет 4.700.000 человек. При этом сфера производства перестала быть самой опасной (8.032 летальных исхода в 1992 г.). Наибольшую опасность стал представлять транспорт (84.059 человек), отравления (29.666 человек). Криминализация общества дала 33.456 убийств и 45.909 самоубийств, 69.834 пропало без вести (данные за 1992 год). Относительные показатели гибели людей от техногенных аварий в России в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Остается крайне сложной экологическая обстановка. В настоящее время почти 70.000.000 человек дышат воздухом, насыщенным опасными веществами при концентрации в 5 и более раз превышающей предельно допустимую. В 1991 году в 84 городах России отмечался уровень загрязненности воздуха в 10 и более раз превышающий санитарно-гигиенические нормы. От 20 до 30 % общих заболеваний населения промышленных центров обусловлено именно этими причинами. Около трети всех проб воды из российских водоемов не отвечают санитарным требованиям для питьевого водоснабжения по своим химическим показателям и почти четверть - по бактериологическим. 15 % территории России признаются зонами с кризисной экологической обстановкой. Продолжительность жизни сокращается (59 лет для мужчин), смертность превысила рождаемость, ожидается повсеместное продолжение снижения уровня здоровья населения. Происходящие в стране политические и социально-экономические процессы осложняют обстановку. Декларации в области прав человека не учитывают, что первейшее из прав человека цивилизованного общества - это право на жизнь с допустимым уровнем безопасности. В чем причины неудовлетворительного состояния вопросов безопасности у нас в стране ? Можно выдвинуть целый комплекс причин экономического, правового, научно-образовательного и организационного характера, влияющих на состояние вопросов безопасности : 1) в стране не созданы экономически побуждающие мотивы для того, чтобы заниматься вопросами безопасности, будь то в сфере производства или в области охраны окружающей среды. Стоимость жизни и здоровья человека экономически не оценены (нет стоимостного эквивалента), а, следовательно, отрасль крайне нерентабельна, и капитальные вложения, направленные на решение вопросов безопасности, экономически нецелесообразны ; 2) несовершенна юридическая и правовая базы безопасности. Вследствие этого ни проектировщик, ни работодатель не обременены ответственностью в области безопасности. В законодательстве нет четких критериев ответственности (материальной, уголовной) за нарушение требований безопасности; 3) низкий уровень решения организационных вопросов безопасности (подбор и расстановка кадров, их аттестация, контроль за выполнением принятых решений и соблюдением технических и правовых норм экологической и производственной безопасности); 4) необразованность и некомпетентность в вопросах безопасности, а также низкая экологическая культура как руководителей всех рангов, работодателей, так и населения в целом. Это основные причины неудовлетворительного состояния безопасности. В умонастроениях специалистов в области безопасности независимо от их интеллектуального уровня, социального или должностного положения, рода занятий и возраста продолжает доминировать житейско-философское пренебрежение к феномену опасности. Теория безопасности часто подменяется соображениями так называемого "здравого смысла". Первопричина такого положения двояка. Она заключается в отсутствии досконально разработанной научной концепции и теоретических основ, а также системы непрерывного образования в области безопасности. К сожалению в нашей стране нет ни одного научного учреждения, занимающегося разработкой теории безопасности, а ведь именно теоретические положения являются начальным этапом в становлении любой научной дисциплины и, в частности, "Безопасности жизнедеятельности".
Место БЖД в системе знаний о безопасности человека БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии становления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содержание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках единого курса на основе общих концептуальных теоретических положений безопасности деятельности человека объединяет знания в области "Охраны труда", "Охраны окружающей среды" и "Гражданской обороны", т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безопасности в различных ситуативных условиях. Аргументами в пользу введения единого курса является следующее : - единым остается объект исследования - здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично в результате чего потеряно здоровье : на производстве, вследствие экологических катастроф или в результате их совокупного воздействия; - в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности; - единый курс имеет большие методические возможности для проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предмета, дает более глубокие мировоззренческие понятия. БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсикологии и гигиены, социологии и экономики. Структура курса БЖД может быть различной, однако с учетом приемлемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов) : 1) теоретические основы и методология безопасности деятельности человека ; 2) производственная (технологическая) безопасность; 3) экологическая безопасность; 4) безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со стороны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматриватьих в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения будут рассмотрены в разделе "Безопасность в чрезвычайных ситуациях", а шум - в разделе "Технологическая безопасность", хотя оба из указанных факторов определяют и экологическую безопасность. Общая структура курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.1.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |