Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды налогообложения, кривая Лаффера. Социальные трансферты




Лекция 15. Государство в рыночной экономике (налоги, бюджет, денежно-кредитная политика)

Вопросы

  1. «Провалы рынка» и необходимость государственного вмешательства.
  2. Частные и общественные блага, равновесие на рынке общественных благ. Внешние эффекты и внешние затраты.
  3. Виды налогообложения, кривая Лаффера. Социальные трансферты.
  4. Государственный бюджет и денежно-кредитная политика.

 

Провалы рынка» и необходимость государственного вмешательства

Экономические функции государства в современной экономике определяются потребностями ее нормального функционирования. Выделяются два общих направления в развитии функций государства. Первое направление связано с поддержанием самого рыночного механизма. Второе направление определяется модификацией рыночной системы в соответствии с потребностями времени.

Поддержание рыночного механизма требует от государства регулирования правовой базы рыночной экономики, защиты конкуренции, охраны прав потребителей.

Модификация рыночной системы привела к появлению таких функций государства, как:

  1. Перераспределение доходов через трансфертные платежи (безвозмездные Выплаты бедным, больным, безработным);
  2. Стабилизация экономики (контроль над уровнем занятости, снижение темпов инфляции, поддержание темпов экономического роста);
  3. Производство общественных благ;
  4. Проведение эффективной внешнеэкономической политики.

В результате появилась смешанная экономика, где государство интегрировано в рыночное хозяйство.

Необходимость государственного вмешательства связана:

  1. С появлением рыночной власти (рыночная власть символизирует собой «провалы» рынка). Дело в том, что реальные фирмы далеки от совершенных конкурентов. Там, где рыночная власть, там выше цены и ниже объем производства. Рыночная власть приводит к неэффективности распределения ресурсов. До известного предела эта неэффективность компенсируется дифференциацией продукта, а далее начинаются злоупотребления рыночной властью. И в случае особо сильной концентрации рыночной власти вмешивается государство, которое защищает конкуренцию, запрещая крупные слияния.

 

Государство регулирует ценообразование естественных монополий, наказывает за недобросовестную конкуренцию, может разделить хозяйствующий субъект, если считает, что он мешает развитию конкуренции, как, например, случилось с компанией «Майкрософт». Таким образом, появление рыночной власти вызывает необходимость защиты конкуренции.

  1. Государственное вмешательство необходимо, так как в ряде случаев мы сталкиваемся с асимметрией информации (или неполнотой информации). Если потребители не обладают точными сведениями о качестве продукции или ценах, то рыночная система будет функционировать неэффективно. Недостаток информации может побудить вас покупать то, что может нанести вред. Тогда государство лицензирует ряд профессий в тех сферах, где ярко выражена асимметрия информации.
  2. Необходимость вмешательства государства связана с появлением внешних эффектов или экстерналий. Внешние эффекты — это воздействие экономических субъектов на деятельность третьих лиц, не отображаемое рыночными ценами. Внешние эффекты могут быть негативными (например, отрицательное влияние на здоровье людей производств, загрязняющих окружающую среду) и позитивными (польза, которую приносит обществу в целом повышение уровня образования населения).

Частные и общественные блага, равновесие на рынке общественных благ. Внешние эффекты и внешние затраты

Общественные блага можно противопоставить частным благам. Общественные блага обладают свойством отсутствия конкуренции в потреблении и свойством неисключаемости. Перечисленные качества хорошо иллюстрирует такое общественное благо, как система национальной безопасности. Будучи созданной, национальная безопасность в равной степени защищает всех членов общества (отсутствие конкуренции в потреблении), и лишить кого бы то ни было этого блага представляется совершенно невозможным (неисключаемость).

Выделяют общественные блага местного значения (общедоступные городские парки, пляжи), национального значения (фундаментальная наука, национальная безопасность), международного значения (стандарты измерений, экологическая безопасность). Производителем общественных благ становится государство. Это следствие того, что производитель не в состоянии обособить свои отношения с потребителем и извлечь прибыль при создании общественных благ.

Построение кривой спроса на общественное благо – это выявление способности платить за него у разных групп потребителей и суммирование индивидуальных графиков спроса по вертикали.

Внешние эффекты (экстерналии) возникают, когда какая-то деятельность, потребление или производство, одних субъектов рынка оказывает косвенное влияние на деятельность других субъектов рынка, и это не отражается рыночными ценами.

Предприятие, деятельность которого порождает негативные внешние эффекты, перекладывает часть издержек на других, а те, кто создает позитивные внешние эффекты, берет на себя часть затрат по реализации чужих интересов. Там, где имеют место негативные внешние эффекты, возникает тенденция к относительному перепроизводству при расточительном расходовании ресурсов, и напротив, позитивные внешние эффекты оборачиваются недопроизводством. Как решить эту проблему? А. Пигу в работе «Экономическая теория благосостояния» в 1920 г. решил эту проблему.

В условиях появления отрицательных экстерналий социальные издержки производства благ гораздо больше частных, рыночных. Возьмем в качестве примера экологически небезопасное производство алюминия. Получая рыночно оптимальный объем алюминия, общество берет на себя восстановления загрязненных водоемов, воздуха и окружающей среды в целом.

Как включить общую величину издержек в частные издержки, которые будет нести предприятие? Представим себе, что государство вводит налог на производство алюминия. Соответственно, издержки на выпуск прежнего рыночно оптимального объема алюминия у предприятия возрастут. Таким образом, мы включили социальные издержки в частные издержки алюминиевого предприятия, при этом предприятие произведет меньше алюминия, и это будет социально оптимальный объем производства. Этот процесс получил название интернализации внешнего эффекта. Введение налога Пигу приводит к сдвигу кривой предложения вверх на величину налога и называется интернализацией, так как он заставляет покупателей и продавцов учитывать экстерналии их деятельности.

При положительных внешних эффектах частные издержки будут больше социальных. Но государство, учитывая положительные внешние эффекты, например, от создания новых технологий может субсидировать их производство. Здесь тоже будет иметь место интернализация.

Виды налогообложения, кривая Лаффера. Социальные трансферты

Кривая Лаффера показывает связь между ставкой налога и налоговыми поступлениями.

Существует такая налоговая ставка, которая дает максимальный объем налоговых поступлений. Если повысить налоговую ставку за пределы этой точки, налоговые поступления уменьшатся, но в таком случае данный объем налоговых поступлений обеспечивается как при высокой, так и при низкой налоговой ставке. Поэтому без ущерба для величины налоговых поступлений можно вернуться к более низким налоговым ставкам, которые будут стимулировать производителей к увеличению вложений в производство.

Идеи Лаффера были приняты на вооружение в странах с развитыми рыночными экономиками — в США и Великобритании. Вместе с тем кривая Лаффера заключает в себе большую степень неопределенности. Очень трудно определить, в каком месте кривой Лаффера мы находимся в данный момент, и какое воздействие на величину налоговых поступлений окажет снижение налогового бремени.

Виды налогов. Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые связаны с доходами и имуществом физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, поимущественные налоги: налоги на землю, на доходы от капитала.

Косвенные налоги связаны с реализуемыми или потребляемыми товарами или услугами. Они фактически включаются в цену товара или услуги: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные или импортные пошлины.

Налоги пополняют до 90% государственных бюджетов стран мира. Если страна является развитой, а ее население характеризуется высоким уровнем доходов, то большую долю среди налоговых поступлений в бюджет занимают прямые налоги и наоборот — страны с низким уровнем среднедушевых доходов формируют государственные бюджеты преимущественно на основе косвенного налогообложения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...