Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема движения материальных потоков




ТЕМА 1

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ

Факторы и этапы развития логистики.

 

Логистика - это наука об управлении снабже­нием, производством и сбытом.

 

Факторы развития логистики:

1. рост затрат на перевозку;

2. достижение предела эффективного производства;

3. фундаментальные изменения в философии запа­сов;

4. создание продуктовых линий;

5. рост использования компьютеров поставщиками и потребителями.

Предпосылки развития логистики как от­дельной отрасли экономических наук:

1. возрастание запасов производства и транспорт­ных издержек в системах распространения това­ров;

2. рост транспортных тарифов;

3. появление и стремительное развития маркетин­говой концепции управления организацией.

Этапы развития логистики.

  1. Период становления логистики(1950-1970-е гг.). Разви­тие логистики совместно с маркетинговой концепцией приводит к обращению внимания на потребности рынка, стимулированию сбыта, развитию практики снижения затрат.
  2. Появление концепции бизнес-логистики(ко­нец 1960–1970-х гг.). В этот период обозначается область применения логистического подхода—транспортировка, складирование, обработка материалов, защитная упаковка, контроль запасов, выбор местонахождения производства и месторасположе­ния складов, управление заказами на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинговый подход к обслуживанию производства и потребите­лей. Большое значение имело усиление и ожесто­чение конкуренции на фоне нехватки высококачест­венных сырьевых ресурсов в производстве.
  3. Период «тарно-упаковочной» революции(ко­нец 1970-х гг.). Кардинально изменились складской процесс, его операционных состав, принцип органи­зации складских операций, техническое и технологиче­ское обеспечение. Началось применение транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, использование первых контейнеров, вне­дрение стандартизации в складские операции, упа­ковку, типоразмеры.
  4. Появление идеи полной логистической цепи«загрузка — производства — распределение — про­дажа» (1980 — середина 1990-х гг.). Быстрое разви­тие персональных компьютеров и их массовое при­менение в бизнесе привело к использованию мирового информационного пространства в целях логистического управления организацией, появи­лась возможность интегрального рассмотрения всех логистических функций и операций и сведения к ми­нимуму суммарных логистических затрат, глобали­зация рынка и формирование единого экономиче­ского пространства увеличило возможности поставки и сбыта.
  5. Появление и развитие концепциивсеобщего управления качеством (середина 1990-х гг.). Ис­пользование логистического подхода при управле­нии качеством, усиление конкуренции приводят к борьбе за качество, улучшению уровня сервиса, признано единство целей потребителя и производи­теля. Важность этого этапа для развития логистики заключается в том, что с позиции стратегического планирования на свободных рынках задачи интегри­рованной логистики фирмы совпадают с идеологией всеобщего управления качеством. Это становится одним из главных принципов логистического подхо­да к управлению.

 

Основные понятия логистики

 

Логистика— это наука об управлении и оптими­зации материальных, финансовых и информацион­ных потоков, потоков услуг на основе применения современных технологий и наиболее прогрессивных экономических решений, интегрирующая внутренние и внешние материалопотоки и направленная на дости­жение конечных результатов.

Логистическая операция— действие, связан­ное с возникновением, преобразованием или погло­щением материального потока, ограниченное об­ластью определенной логистической задачи (погрузкой, разгрузкой, затариванием, перевозкой, приемом и от­пуском со склада, хранением, сортировкой, маркиров­кой и др.).

Логистическая функция— совокупность интег­рированных логистических операций, направленных на достижение одной из поставленных перед логисти­ческой системой или ее элементами задач.

Материальный поток— материальные ресур­сы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции, свя­занные с физическим перемещением их в простран­стве (погрузка, разгрузка), находящиеся в движении.

Схема движения материальных потоков

п р е д п р и я т и е
Закупка
Товарный рынок
Сбыт
Производство
Материалы,   сырье
Готовая   продукция

 

 


Логистическая система— это сложная органи­зованная завершенная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных звеньев, участвующих в едином процессе управления материальным и со­путствующими ему потоками и объединенных внутрен­ним целями и задачами единой логистической систе­мы организации.

Функциональные областилогистики:

Выделяют пять основных функциональных областей логистики:

1. Закупочная логистика — решает вопросы связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводиться анализ среди поставщиков, заключаются договора и контролируется их исполнение. Используется механизм взаимодействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

2. Производственная логистика — решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

3. Распределительная логистика — решает задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.

4. Транспортная логистика — решает вопросы управления материального потока на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие группы, выполняемых:

· специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования),

· транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий)

5. Информационная логистика — рационализирует организацию движения информационных потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками.

Звено логистической системы— это некоторыйэкономически обособленный объект логистическойсистемы, выполняющий определенную функцию, не подлежащий дальнейшему возвращению к нему в рамках рассматриваемой логистической системы.

 

Типы звеньев логистической системы:

1. генерирующие материальные и сопутствующие потоки;

2. преобразующие материальные и сопутствующие потоки;

3. поглощающие материальные и сопутствующие потоки;

4. смешанные (интегрирующие три основных типа).

Логистическая цепь— множество звеньевлогистической системы, линейным образом упорядочен­ные по материальному и сопутствующим ему потокам с целью определения и проектирования необходимого пе­речня логистических операций, функций и издержек.

Полная логистическая цепь— линейно упоря­доченные звенья логистической системы, направ­ленные от поставщика материальных ресурсов к по­требителю готовой продукции.

Логистическаясеть— множество элементов - звеньев логистической системы, взаимосвязанных по материальным и сопутствующим ему потокам в об­ласти единой логистической системы организации.

Логистический канал— упорядоченное множест­во взаимосвязанных звеньев логистической систе­мы, состоящее из ряда полных логистических цепей (или их участков).

Логистические издержки— это расходы, кото­рые необходимы для осуществления логистических операций и достижения конечных логистических задач.

Классификация логистических издержек:

1. издержки, связанные с осуществлением единичных и комплексных логистических операций;

2. издержки, связанные с потерей от иммобилиза­ции средств в запасах;

3. издержки, связанные с ущербом от недостаточ­ного уровня качества логистического менеджмен­та и обслуживания;

4. издержки, связанные с осуществлением логисти­ческого администрирования.

 

 


Цели и задачи логистики

 

Цель логистикивовремя и в необходимом количестве доставить производственную продукцию в нужное место с минимальными издержками.

Объектом изучения логистики являются материаль­ные и сопутствующие материальным (информа­ционные, финансовые, сервисные) потоки, без кото­рых невозможно осуществление материального производства.

Виды логистических потоков:

1. информационные и материальные;

2. транспортные и людские;

3. финансовые и энергетические и др.

Предмет изучения логистики— оптимизация материальных, информационных, финансовых, сер­висных потоков, обеспечивающих производственно­-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).

Задачи логистикиопределены в зависимостиотобласти ее применения:

1. запасы (планирование, формирование и обеспе­чение необходимых материальных запасов);

2. транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экс­педитора, маршрута транспортировки, планирова­ние затрат на доставку и мониторинг);

3. складирование (планирование складских площа­дей и размещения складов, их количества, раз­мещения продукции в них, управление складски­ми логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

4. информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).

В зависимости от выполняемых функций и за­дач логистику можно подразделить на:

1. Макрологистику — область применения логистики, в которой решаются проблемы анализа рынка по­ставщиков и потребителей, выработки принципа рас­пределения, размещения складских помещений в сфере обслуживания, выбора вида транспорта и транспортных средств, организации транспорти­ровок, выбора маршрута, формирования и выбора движения материального потока, определения пунк­тов доставки отгрузки и разгрузки готовой продук­ции, полуфабрикатов, комплектующих, сырья и ма­териалов;

 

2. Мезологистику — область применения логистики, где осуществляется объединение нескольких логисти­ческих систем нескольких фирм одной отрасли в единую логистическую систему;

 

 

3. Микрологистику — область применения логисти­ческих функции, где определяются локальные во­просы в пределах отдельных элементов логистиче­ской системы и осуществляется управление материальными и другими сопутствующими по­токами на внутрифирменном уровне. Микроло­гистика осуществляет операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процесса­ми и направлением движения материалопотоков внутри предприятия.

ТЕМА 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...