Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте




 Нормальное развитие ребенка находится в тесной связи с деятельностью его органов пищеварения. Расстройство пищеварения приводит к расстройству питания, нарушению обмена, которое нередко сопровождается нарушением функций многих органов и систем.

 Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов. Поэтому педиатрия и детская гигиена уделяют большое внимание изучению и разработке детского питания и гигиеническим принципам его организации. Рациональное питание, соответствующее потребностям ребенка и отвечающее гигиеническим требованиям, — основная профилактика заболеваний органов пищеварительного тракта.

 Органы пищеварения у детей раннего возраста имеют свои особенности. Малышам трудно усваивать сухую, жесткую и твердую пищу, у них легко возникают такие расстройства, как рвота и срыгивание, поносы и запоры. Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, при его заболеваниях она способствует развитию интоксикации; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечно-сосудистой системы.

 Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов начинается заселение его микроорганизмами. Микрофлора в первые месяцы жизни в значительной степени обусловлена характером вскармливания. Она выполняет в организме определенные функции: подавляет и уничтожает болезнетворных и гнилостных микробов, принимает участие в синтезе витаминов и обладает ферментативными свойствами. Однако при ослаблении защитных сил организма или болезненных изменениях в кишечнике некоторые микробы, не опасные при других обстоятельствах, могут вызвать заболевания, объединяемые под названием дисбактериоз.

 Согласованной работе органов пищеварения и пищеварительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищеварительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и усваивается организмом.

 Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи снижает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пищи дома (ужином). Обеспечению наиболее полноценного рациона ребенка в течение суток служит составление врачом детского учреждения рекомендаций для ужина, которые ежедневно вывешиваются в приемных комнатах групп.

Следует проводить с родителями разъяснительную работу о важности своевременного полноценного питания, бороться с «кусочничеством», когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или конфету, перебивая таким образом аппетит перед ужином.

 Гигиена полости рта, профилактика кариеса.

 Забота о молочных зубах имеет важное значение как для будущих — постоянных — зубов, так и для здоровья всего организма в целом. Молочные зубы очень уязвимы, они имеют тонкую эмаль, легко подвержены кариесу. Состояние молочных зубов в значительной степени зависит от питания матери во время беременности и от питания самого ребенка, достаточного поступления в организм солей кальция и фтора.

 Кариес — разрушение эмали зуба под воздействием молочной кислоты, выделяемой бактериями. Распространенность его очень велика — больше 90% населения, включая детей, больны кариесом. Пораженные кариесом зубы создают хронический очаг инфекции в организме, который при неблагоприятных обстоятельствах может вызвать распространение возбудителя с током крови и поражение почек, сердечной мышцы, а также инфицировать зачатки постоянных зубов, расположенных под ними, и способствовать их разрушению. При кариесе дети хуже пережевывают пищу, что отрицательно влияет на дальнейшее пищеварение.

 Тщательный уход за зубами предупреждает кариес. Приучать малыша чистить зубы надо со второго года жизни — сначала просто мягкой зубной щеткой, а затем с применением детских гигиенических зубных паст. С 3-4 лет можно переводить ребенка на использование лечебно-профилактических зубных паст. Щетка для малыша должна быть мягкой, обязательно с искусственной щетиной. Весь процесс чистки зубов должен занимать не менее 2-3 мин, так как за это время впитываются многие полезные элементы зубной пасты. Надо приучать детей чистить зубы дважды в день: утром – после завтрака и на ночь — перед сном, обучать правильным приемам их чистки.

 Профилактике кариеса способствует также фторирование питьевой воды или употребление в пищу фторированной соли. Передозировка фтора также приводит к поражению зубной эмали — флюорозу, поэтому без определения уровня фтора в воде добавление его в воду или пищу не рекомендуется. На заболеваемость кариесом сильно влияет употребление детьми сладостей: при повышенной концентрации сахара в полости рта активно размножаются бактерии, выделяющие молочную кислоту, вредную для зубной эмали. Ограничение сладостей и привычка полоскать рот после каждого употребления пищи (в том числе сладостей) способствует сохранению зубов здоровыми.

Гигиена зрения у детей

 В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и предупреждать их.

 Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка — забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора. Со второго месяца жизни у ребенка формируется предметное зрение — его кроватку надо располагать в самой светлой части комнаты, но следить, чтобы свет солнца или лампы не слепил глаза. Показывая игрушки, располагать их надо на расстоянии 25-30 см от лица ребенка, тогда они не занимают всего поля зрения, и ребенок может отвести взгляд и расслабить мышцы хрусталика.

 Достаточная двигательная активность и пребывание на свежем воздухе, систематическое закаливание, рациональное питание способствуют хорошему функциональному состоянию нервной системы и тем самым хорошему состоянию зрения. Любое заболевание организма может повлиять на зрение, часто отмечается связь между травмами и развитием близорукости. После любой травмы, особенно сотрясения мозга, даже легкой степени, ребенок должен быть осмотрен офтальмологом.

 Дополнительные зрительные нагрузки — просмотр диафильмов, видео- и телепередач, компьютерные игры — в значительной степени влияют на состояние зрения. Для охраны зрения в дошкольных учреждениях необходимо выполнять гигиенические требования к организации просмотра диапозитивных фильмов и телевизионных передач.

 Диапозитивные фильмы должны по содержанию соответствовать возрасту детей. Количество кадров в фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25-30, средних — 35-40 и старших — 45-50.

 Детям 3-5 лет можно показать один-два диапозитивных фильма в течение 12-15 мин, старшим (6-7 лет) — два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 мин.

 Экраны для показа диафильмов должны быть белыми (можно использовать белое полотно или ватманскую бумагу). Лучше всего иметь специальный экран ЭПП-1 или ЭПП-2 с коэффициентом отражения, равным 0,8. Центр экрана должен располагаться на уровне глаз дошкольников, сидящих на стульях (1-1,2 м от пола). Так как яркость освещения экрана зависит от срока службы лампы в фильмоскопе, то надо следить, чтобы он не превышал 20-30 часов, т.е. 40-50 сеансов.

 Первый ряд стульев располагают от экрана на расстоянии, равном двойной его ширине, последний — не более 4 м от экрана.

 Телевизор устанавливают на столике высотой 1-1,2 м над полом, добиваются хорошего качества изображения. Стулья расставляют так, чтобы первый их ряд стоял не ближе 2 м, последний — не дальше 5 м от экрана. В промежутке между первым и последним рядами устанавливают ряды стульев по 4-5 в каждом, на них удобно можно рассадить одну группу детей.

 Продолжительность телевизионной передачи для детей четырех-пяти лет — не более 20 мин, для детей 6-7 лет — не более 30 мин.

 В дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами во избежание отражения солнечных бликов на экране. В помещении, кроме светящегося экрана, необходимо иметь дополнительное освещение, естественное или искусственное, источник которого расположен вне поля зрения детей. Это дополнительное освещение снижает утомление глаз при просмотре телевизионных передач.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...