Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 3.Виды и уровни коммуникации. 




Раздел 2.Коммуникации в организации.

1.Понятие коммуникации.

Коммуникация (от лат. communication – сообщение, передача; communicare – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) означает:

· Путь сообщения (водная, воздушная, транспортная коммуникации);

· Форму информационной связи (телефон, телеграф, радио, электронная почта);

· Акт общения, связь взаимодействие между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании;

· Сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;

· Массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой коммуникации.

Наиболее широкая и универсальная дефиниция коммуникации, объясняющая её сущность в живой природе (биокоммуникации), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (техническая коммуникация) – это средства и способы связи любых объектов материального и духовного мира. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными).

Коммуникация – это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами живой и неживой природы.

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения.

Коммуникация – сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ. Этим объясняется пристальное внимание, которое уделяют проблемам коммуникации социально-гуманитарные, естественные и технические науки.

Впервые в научный оборот понятие коммуникации ввёл американский социолог Чарльз Хортон Кули в 20-е годы прошлого века в монографии «Социальный процесс», определяя коммуникацию как «механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений», и этот механизм включает в себя все мыслительные символы (символы сознания) и средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В широком понимании коммуникация «включает в себя выражение лица, позы и жесты, тон голоса, слова, письменные и печатные документы, железные дороги, телеграф, телефон и любые прочие достижения в области покорения пространства и времени».

 

2 Социальная коммуникация.

В широком смысле социальная коммуникация – процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятых в их информационно-знаковом аспекте.

Термины «коммуникация»(ед.число) и «коммуникации»(мн. число) имеют разное значение и обозначают разные феномены.

Под коммуникацией в единственном числе понимаются процессы человеческого общения, опосредованные субстанциями информационной природы. Человеческая коммуникация – понятие неисчисляемое. Правильнее говорить о средствах, видах, способах и участниках коммуникации.

Во множественном числе коммуникации означают, прежде всего, технические системы, обеспечивающие перемещение материальных предметов, вещества, энергии, информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и другие материальные носители энергии, информационных сигналов, которые можно подсчитать).

Инвариантом большинства определений коммуникации выступает понятие информации или информационного обмена.  Общение – также процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. Именно поэтому в зависимости от трактовки информации мы можем получить и различные представления о коммуникации и общении.

3 Коммуникационные революции.

Эволюция социальной коммуникации – это история возникновения и постепенного развития различных форм производства и распространения информации – от рисуночного до алфавитного письма, от барабанов, голубиной почты и колокольного звона до телеграфа и средств мобильной связи.

Коммуникационные революции – это качественные скачки в изменении технических способов производства и передачи информации, а также социальных условий её распространения и потребления.

Однако культура в широком, гуманистическом смысле ставит границы технологии, поскольку технология зависит от культуры. По мнению философов и культурологов в истории социальной коммуникации революционными скачками были:

1. Появление языка и письменности;

2. Возникновение печати;

3. Зарождение прессы в 17 веке до появления электронных СМИ;

4. Компьютерная революция: обеспечение двухсторонней связи потребителей информации с общедоступными информационными банками.

Причины появления новых способов и средств коммуникации следует искать в социальных потребностях. В то же время одним их объективных условий смены способов коммуникации было рождение новой техник и в результате научно-технического прогресса. Представители технологического детерминизма отстаивают идею о технократизации общества, то есть тезис о том, что «развитие техники – это изменение человеческого мышления».

4 Структура коммуникации

Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.). Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. отсюда и большое количество моделей, представленных в научной и учебной литературе.

В 1948 году американский учёный Г.Лассуэл предложил модель коммуникации, которая стала базовой:

Кто? Сообщает Что? По какому Каналу? Кому? С каким эффектом?
Коммуникатор * Анализ управления Сообщение * Анализ содержания Канал * Анализ средств и каналов Получатель * Анализ аудитории Эффект * Анализ результатов

 

Модель Лассуэла получила широкое признание в качестве одной из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуникации. В 1968 году Лассуэл предложил более подробную версию.

Вопрос кто? Связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно её передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.

Вопрос с каким намерением? – ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Чёткое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие её эффективности.

Ответ на этот вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации – благоприятной, неблагоприятной или нейтральной – осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приёмы, методы и т.п.

Ответить на вопрос используя какую стратегию? – значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели (в нашем случае – результативной коммуникации). Стратегия – это не только определение перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения. Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов. При выборе стратегии руководствуются решением следующих задач: обеспечение возможно более полной информации; обеспечение надёжной, быстрой и эффективной обратной связи. Возможны случаи, когда из-за отсутствия необходимых средств приходится отказываться от великолепно разработанной стратегии.

Вопрос на какую аудиторию? связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективность коммуникации связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной, отдельных людей). Поиск «своей» аудитории и умение подобрать к ней соответствующие средства и способы коммуникативного влияния требуют высокого профессионализма и владения методами и методиками конкретных социальных исследований.

Отвечая на вопрос с каким результатом?, мы подразумеваем оценку итога совокупных усилий участников коммуникационного процесса. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками. Коммуникативная эффективность обусловлена изменением в знаниях, установках, убеждениях или поведения получателя информации.

5 Элементы коммуникационного процесса

Источник (отправитель) сообщения. В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты. Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передачи какого-либо сообщения.

 Кодирование – соответствующая переработка исходной идеи сообщения с целью её доведения до адресата.

Декодирование  в широком плане это:

· Процесс придания определённого смыла полученным сигналам;

· Процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.

Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем, то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать отправитель сообщения. Учёт особенностей восприятия – ключ к эффективной коммуникации.

Сообщение – это осмысленная и соответствующим образом (с помощью языка или других знаковых систем) закодированная информация. Обычно сообщения – это высказывание или текст. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак, рисунок, схема и т.п.). широко известна точка зрения Маклюэна, согласно которой «средство и есть сообщение», то есть не столько важно само содержание сообщения и, главное, какие средства для этого используются.

Тезис Маклюэна подчёркивает, что именно технические средствам коммуникации принадлежит революционизирующая роль в истории цивилизации, поскольку именно они, создавая языки общения (алфавит, печать, пресса, радио, кино, телекоммуникация и др.), формируют характер передачи информации и восприятия мира. Технические средства связи, структурируя характер передачи информации, влияют не только на её форму, но и на содержание, подчиняя его тем или иным типам кодификации реальности. Так, печатные средства создают линейный принцип кодификации и восприятии мира, основанный на аудиовизуальной образности.

Средство – способ кодирования сообщения (слова, картинки, буквы, звуковые сигналы и т.д.) и технические средства кодирования (пишущая машинка, телефонный аппарат и т.п.)

Канал - маршрут, используемый для передачи сообщения. Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от источника к получателю. Каналы можно выделить:

· Естественные – каналы, возникающие в сфере полисенсорного взаимодействия человека с другими людьми и с внешним миром при участии разных органов чувств;

· Искусственные (технические) – линии телефонной, радиосвязи, транспорт и т.п.).

Получатель – тот (или те), кому адресовано сообщение. Когда в роли получателя выступает более чем одно лицо, то получателя называют аудиторией коммуникации. Способность получателя воспринимать и декодировать посланное ему сообщение, то есть распознавать и интерпретировать его смысл, определяется компетентностью получателя, его жизненным опытом, групповой принадлежностью, ценностными ориентациями, общей культурой, социокультурноыми рамками, в которых осуществляется коммуникационный процесс. Реакция получателя выступает основным индикатором результативности коммуникации.

Обратная связь – ответная реакция получателя на сообщение источника. При обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и своё поведение по отношению друг к другу.

Обратная связь в ходе социальной коммуникации отлична от аналогичных процессов в автоматических системах, так как ответная реакция получателя не может быть подсказана со 100%-й точностью. Непредсказуемость реакции в некоторых случаях может стать основной причиной возникновения комедийных или, наоборот, трагических ситуаций.

 6Коммуникативные барьеры.

Под коммуникативным барьером обычно понимается всё то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует её. В каждом виде человеческой деятельности – в политике, экономике, культуре и т.д. – присутсвуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности.

В коммуникативистике принято выделять следующие барьеры:

· Фонетический – невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов;

· Семантический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнёра по общению;

· Логический – сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

7Уровни коммуникации

Уровни коммуникации выделяются по характеру, количеству субъектов и по масштабности коммуникационного процесса: сколько и кто – отправитель информации (коммуникатор, адресант), и сколько и кто – её получатель (адресат, реципиент). Инициатором коммуникации (общения) может выступать личность, социальная группа, инстанция, институт, общество в целом. Поэтому выделяют следующие уровни коммуникации:

§ внутриличностная (аутокоммуникация, или интраперсональная) – осознанное или неосознанное общение человека с самим собой, рефлексия, интроспекция;

§ межличностная (или интерперсональная) коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретациями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом; взаимодействие двух или нескольких коммуникаторов, интеракционный процесс между двумя или несколькими людьми: беседа, общение с подругой, родителями;

§ коммуникации в группах – коммуникация внутри группы, между группами, между индивидом и группой. Группы могут быть по числу членов малыми, средними и большими; по характеру – профессиональными, дружескими, семейными, формальными и неформальными. Существует межгрупповая коммуникация с выделением лидеров (переговоры, деловое совещание), внутригрупповая коммуникация (съезд, профсоюзное собрание);

§ личностно-групповая – урок, лекция;

§ организационная коммуникация (как правило, более 100 участников, однако может быть и меньше – на небольших предприятиях и в организациях). На этом уровне появляется иерархия коммуникации – от высшего управленческого уровня до низших (подчинённых);

§ публичная коммуникация нацелена на передачу информации, затрагивающей общественные интересы и имеющей публичный статус (т.е. открытость обсуждения, нацеленность на общее благо) для определённой аудитории:

§ межсоциумная, межгосударственная коммуникация – обособление, война, международная торговля, дипломатия, различные формы межгосударственной интеграции;

§ массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории;

§ медиакоммуникация – это термин, позволяющий синтезировать массовую и межличностную коммуникации и выделить особый тип коммуникации, который даёт возможность говорить о коммуникации внутри медиаполя;

§ глобальная коммуникация связана с процессами глобализации, с появлением новейших технических средств передачи информации. Это коммуникация, охватывающая огромную часть человечества в транснациональных масштабах по всему миру. Одной из систем глобальной коммуникации выступает Интернет.

Наряду с уровнями, формами и видами коммуникации существуют некоторые иные критерии её классификации. Так по способу связи и особенностям канала коммуникации выделяют непосредственные (лицом к лицу) и технические, опосредованные коммуникации.

Коммуникационная история человечества – это не только развитие средств коммуникации, то есть каналов передачи информации, материальных носителей сообщений, которые закодированы в символически-знаковой форме. Это также развитие исторических форм общения и культуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...