Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.




Лекция №6

 

1. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ХОДЕ РЕФОРМЫ 1861 г.

2. СТОЛЫПИНСКОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО (1906-1917 гг.).

a. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

b. СОДЕРЖАНИЕ И ИТОГИ СТОЛЫПИНСКОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

 

Во второй половине XIXв. культура землевладения оставалась низкой. Развитие сельского хозяйства сдерживало крепостное право. Обострилась классовая борьба в деревне, выступления крестьян против помещиков вынудили царское правительство пойти на отмену крепостного права.

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил проект Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Одновременно был подписан и Манифест о крестьянской реформе.

На основании положения 1861 г. каждому селению был отведен в натуре так называемый земельный душевой надел. Отвод земельных наделов в натуре выражался в установлении границ и их обозначении в виде меж (борозд) с постановкой деревянных столбов. Границы, площади надела и повинности за него закреплялись в особых актах, называемых уставными грамотами.

Крестьяне имели право выкупать эти наделы в собственность при финансовой поддержке правительства. До выкупа душевой надел поступал селению в общинное, или в подворно-наследственное пользование. Иногда земельные наделы  за особые повинности или оброк поступали в пользу помещиков.

После выкупа крестьянами надельных земель у помещиков селениям выдавались документы (данные) на приобретенную землю. В данной указывались: размер правительственной ссуды, срок ее погашения ежегодными взносами выкупных платежей, площадь земельного надела в целом и по составу угодий, описание границ надела и т. д.

Выкуп осуществлялся с согласия помещиков, которые старались затянуть этот процесс. В результате даже через 20 лет после начала реформы 1861 г. до 1/7 бывших помещичьих крестьян оставались временнообязанными.

Крестьянская реформа исходила из положения, что право собственности на всю землю принадлежит помещикам. Несмотря на то, что крестьянам выделялось определенное количество земли для обработки, они находились в зависимости от помещиков, отбывая барщинные или оброчные повинности, оставаясь на положении временнообязанных. Только после подписания с помещиком сделки о выкупе земли крестьяне становились ее собственниками.

Реформа привела к сокращению площадей крестьянского землепользования, так как помещики имели право отрезать от наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, всю площадь, превышающую нормы отвода. В целом по стране доля таких отрезков достигала 20 %. Отрезанными оказались особенно плодородные, удобные по местоположению земельные угодья, что ставило крестьян в полную экономическую зависимость от помещиков.

Свои уменьшенные и ухудшенные наделы крестьяне должны были выкупать по цене, существенно превышающей рыночную стоимость земли. В связи с отсутствием у большей их части денежных средств правительство компенсировало 80 % выкупной суммы, выдав ее помещикам. Этот долг казне (с процентами) крестьяне должны были погашать в течение 49 лет. Выкупные платежи тяжелым бременем лежали на крестьянстве вплоть до революции 1905-1907 гг., во время которой они были отменены.

В ходе поземельного устройства крестьян, выходивших из крепостной зависимости, производились следующие работы:

ü определение размеров земельного надела и повинностей с него;

ü составление уставных грамот и данных;

ü определение величины выкупных платежей;

ü отвод земельных наделов в натуре;

ü разверстание и отграничение крестьянских земель от помещичьих владений.

Для проведения землеустроительных действий по разграничению крестьянских наделов помещики приглашали частных землемеров за свой счет или же проводили перечисленные мероприятия сами. Все это делалось главным образом в интересах дворян-землевладельцев. Поэтому в ряде случаев крестьяне, не доверяя помещичьим землемерам, приглашали землемеров за свой счет для проверки выполненных измерений.

Все землеустроительные действия проводились на основе Положения о порядке межевых действий при разграничении или разверстании угодий и отмежевании выкупленных крестьянами земель. Инструментальная съемка земель не предусматривалась, отвод осуществлялся по планам генерального или специального межевания. Земли отграничивались на местности.

 

Все работы предусматривалось выполнить в три этапа.

I этап -был рассчитан на 2-летний срок и заканчивался введением в действие уставных грамот.

II этап - рассчитан на 6 лет, отводился на разверстание крестьянских и помещичьих земель.

III этап -  перевод крестьян на выкуп с выдачей данных.

Реформа продвигалась медленно. Около 4 млн крестьян отказались подписывать уставные грамоты, не соглашаясь с барщинными и оброчными повинностями, требуя всей земли и полной свободы от помещиков. Тем не менее, под давлением правительства по состоянию на 1 января 1866 г для удельных крестьян землеустройство проводилось в обязательном порядке.

Для проведения всех этих землемерных действий требовалось большое число специалистов, работавших в основном в Межевом ведомстве и Министерстве государственных имуществ; их было явно недостаточно. Кроме того, в Межевом ведомстве было предусмотрено по штату 1233 человека, а фактически работало только 1065. Все же было решено временно отпускать штатных специалистов для выполнения частных работ для помещиков на срок от 6 мес до 1 года. Кроме того, офицерам Военного министерства разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. Число учащихся в школе межевых топографов увеличилось до 320 человек. В 1858 г. был составлен проект Положения о классах для подготовки частных землемеров и таксаторов при Межевом училище, что позволило расширить подготовку частных землемеров и оценщиков земли для работ, связанных с крестьянской реформой.

 

СТОЛЫПИНСКОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО (1906-1917 гг.).

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Аграрный кризис, обнищание и малоземелье крестьян, вызванные реформой 1861 г. определили новую российскую земельную политику. Правительство перешло от традиционной практики поддержки общины к ее разрушению путем насаждения индивидуальной собственности на надельных крестьянских землях, ликвидации практически всех ограничений размеров крестьянских землевладений, продажи удельных и казенных земель в единоличное владение хозяйствам зажиточных крестьян.

В январе 1902 г. Николаем II было утверждено Положение «Об Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Задачей Особого совещания, возглавляемого С. Ю. Витте, стала подготовка предложений по аграрной реформе.

4 марта 1906 г., был издан Именной Высочайший указ, содержащий следующие положения:

а) об учреждении комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия;

Комитет создавался для организации и направления деятельности губернских и уездных землеустроительных комиссий в целях оказания помощи Крестьянскому банку в выполнении возложенных на него манифестом от 3 ноября 1905 г. «Об отмене выкупных платежей» задач по покупке земель крестьянам. Он был учрежден при Главном управлении земледелия, устройства и землевладения под председательством главного управляющего данным ведомством. В комитет вошли один из товарищей (заместителей) главного управляющего, управляющие Государственного дворянского земельного банка и Крестьянского банка, представители министерств императорского двора и уделов, внутренних дел, финансов, юстиции, Главного управления землеустройства и земледелия, государственного контроля (по одному от каждого из названных министерств и ведомств). Комитет состоял из представителей всех заинтересованных организаций, что позволяло ему оперативно на государственном уровне решать все вопросы, связанные с земельной реформой.

б) об учреждении губернских и уездных землеустроительных комиссий;

Губернские и уездные землеустроительные комиссии были образованы для исполнения землеустроительных действий по переделу земли, а также для содействия населению в устранении недостатков существующего землевладения и землепользования с учетом особых условий отдельных местностей. Их возглавляли в губерниях губернаторы, в уездах - предводители дворянства.

Главному управляющему землеустройством и земледелием было предоставлено право брать кредиты:

ü на содержание землеустроительных комиссий;

ü на содержание необходимых для их работ землемеров и техников;

ü на оказание населению денежной помощи при землеустройстве.

в) об упразднении Комитета по земельным делам.

           

Т.о.было положено начало российскому землеустройству. Теперь в него включали не только определение границ (как при межевании), но также организацию землевладения и землепользования с учетом отраслевой специализации хозяйств, расселения, организации производства и инфраструктуры (дороги, скотопрогоны, водопои и т. д.). Землеустройство приобрело политическую направленность, а также оказалось тесно связанным с аграрной реформой, переселением и т. д.С 1906 г. новый термин «землеустройство» прочно входит во все сферы общественной деятельности (политику, образование, науку, экономику).

Для развития товарного крестьянского хозяйства правительство П. А. Столыпина в 1906-1911 гг. организовало землеустроительные мероприятия по устранению внутриселенной чересполосицы, образованию хуторов и отрубов, надеясь найти опору в крестьянах-собственниках; революция 1905 г. показала, что общинное крестьянство больше не поддерживает правящий режим.

Основным документом реформы стал указ от 9 ноября 1906 г. Согласно ему крестьянин имел право со своим наделом выйти из общины, а сельским обществам он предоставлял право большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки.

Земля крестьян, вышедших из общины, переходила в личную собственность главы семьи (домохозяина). Прежний семейный принцип общинного землепользования заменялся личным наследственным правом собственности на землю. Это право было закреплено законом от 15 ноября 1906 г., который разрешил новым землевладельцам сдавать свои наделы в залог Крестьянскому банку.

Содержание землеустройства как основного механизма осуществления земельной реформы определялось Законом от 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении»; Законом «О землеустройстве», от 29 мая 1911 г.; Положением о землеустройстве, изданным в 1912 г.

Законом от 14 июня 1910 г. были приняты дополнительные меры, содействующие разрушению общины и образованию хуторов. Независимо от желания крестьян общины, которые в течение 24 лет не осуществляли передела земель, считались перешедшими к подворному владению. Каждый двор получал право закрепить в личную собственность все земли, которыми пользовался, в том числе незаконно присоединенные. Кроме того, он имел право требовать от общества выделения земель в одном месте взамен многочисленных чересполосных участков, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, что, по сути дела, предполагало полный передел всей общинной земли.

Раздел земли на хутора и отруба допускался даже в случае, когда этого требовала только пятая часть домохозяев. По закону каждый, получивший землю в личную собственность, мог свободно ею распоряжаться: дарить, закладывать, завещать, продавать.

Проведение земельной реформы требовало квалифицированных кадров. К ее началу в России было только 600 дипломированных межевых инженеров, что было явно недостаточно. Укомплектование межевого состава Комитет по землеустроительным делам осуществлял совместно с Главным управлением землеустройства и земледелия и Межевой частью Министерства юстиции.

В 70-е годы XIX в. в стране было создано 4 землемерных училища: Псковское (1874 г.), Пензенское (1875 г.), Курское (1876 г.) и Оренбургское (1877 г.), переведенное в 1879 г. в Уфу, а затем в Тифлис (1889 г.). В 1909-1912 гг. было открыто еще 9 землемерных училищ, в том числе Красноярское (1909 г.), Читинское(1910 г.) и Омское (1911 г.), в азиатской части России.

Правительство осуществляло систему мер по повышению заинтересованности чиновников в проведении землеустройства, устанавливая им различные и специальные награды «за отличную и энергичную деятельность», «за хутора», «за выделы» и т. п., а так­же назначало взыскания за неуспехи.

Допускались принудительные выделы земель и устройство хуторов и отрубов, несмотря на провозглашенную добровольность. Для поощрения этого вида работ некоторые губернаторы предписывали, чтобы сельская администрация в первую очередь выходила на отруба и хутора; того, кто не желал этого делать, предлагалось увольнять. Применялся целый ряд карательных мер «под видом наказания за противодействие проведению в жизнь Указа от 9 ноября». Часто землеустроительные работы проводились под охраной полиции, что способствовало усилению административного нажима.

Работы требовали больших денежных средств, должны были выполняться квалифицированными специалистами, знающими не только правовую и техническую, но и экономическую, организационно-хозяйственную, природоохранную сторону землеустройства. Поэтому слова «межевой инженер» все чаще стали заменяться словами «инженер-землеустроитель», а понятия «межевание» и «землемерие» - понятием «землеустройство».

 

2. СОДЕРЖАНИЕ И ИТОГИ СТОЛЫПИНСКОГО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

 

В Положении о землеустройстве определялись действия, которые необходимо было осуществить в ходе земельной реформы:

ü выдел земель отдельным селениям сельских обществ;

ü выдел земель выселкам и частям селений;

ü выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющим отдельное владение селениям;

ü полное, по целым сельским обществам и имеющим отдельное владение селениям, разверстание угодий между членами общества или селения на отрубные участки;

ü уничтожение чересполосности земель с прилегающими владениями;

ü разверстание к одним местам (на отрубные участки) земель разного владения, включенных в одну дачу;

ü раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;

ü отграничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений в тех случаях, когда предварительное установление внешних границ необходимо для исполнения вышеперечисленных землеустроительных действий.

Все мероприятия должны были осуществляться с учетом качества и местоположения земель, состава земельных угодий и их пригодности под пашню, выгон, сенокос, сады, а также требований по созданию компактных землевладений и землепользований, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклиниваний, вкрапливаний и других недостатков. Ставилась задача создать устойчивые крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные имения с севооборотами, осушенными и орошаемыми землями, правильно осуществленными культур техническими мероприятиями.

В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых (после их согласования и утверждения) проводились разделение общинных земель, устройство хуторов и отрубов, переселение крестьян.

 

Действие столыпинского землеустройства было постепенно распространено не только на крестьянские надельные земли, но и на все крестьянские земли вообще, в том числе купленные (в ненадельные ), а затем и на все вообще землевладение крестьянского типа независимо от сословного происхождения владельцев.

Все виды землеустроительных действий того времени можно разделить на две большие группы:

1. единоличное (его можно назвать окончательной формой фермерского землеустройства);

2.   групповое землеустройство (вспомогательный вид по отношению к единоличному).

К единоличному виду землеустройства относились: а) выдел земель отдельных домохозяев из общины на хутор; б) выдел тех же земель на отруб; в) разверстание (раздел) целых селений хутора; г) разверстание селений на отруба.

Хутором назывался земельный участок, на котором были сосредоточены все необходимые для хозяйства земельные угодья (пашня, пастбища, сенокосы, лес), а также располагались усадьба и водный источник. Все усилия при землеустройстве хутора были направлены на то, чтобы прежние чересполосные участки собрать вместе и вывести на вновь образуемый массив усадьбу владельца.

Если не удавалось поставить усадьбу на новом месте или отсутствовал водный источник, вместо хутора создавали отруб - участок земли, сведенный к одному месту взамен прежних чересполосных участков. При отрубной форме владения землей все сельскохозяйственные угодья, так же как и при хуторской, размещались в одном компактном массиве, но усадьба владельца оставалась в деревне. Необязательно на отрубном участке должна была быть вода. Кроме того, если пашню в любом случае стремились сводить в один компактный массив, то все другие угодья (сенокос, пастбище, лес) могли разбиваться на особые отруба, не связанные с пахотным отрубом.

В общем пользовании оставались болота, требовавшие крупномасштабной мелиорации, которая затрагивала значительное количество собственников. Пастбища в общем пользовании оставались в случае не возможности расселения. Если не все отведенные отруба и хутора оказывались обеспеченными водой, их обеспечивали свободным доступом к водным источникам за пределами хутора (отруба).

Значительное внимание при организации хуторов и отрубов обращалось также на форму их участков. Наиболее правильной признавалась прямоугольная форма, приближающаяся к квадратной. Углы не должны были быть меньше 450, а длина не могла превышать ширину более чем в 5 раз. Участки не должны были пересекаться дорогами, оврагами, речками и т. д.   .

К групповому землеустройству относились действия, которые затрагивали систему (группу) землевладений без разбивки их на хутора и отруба. Это были своего рода предпроектные проработки к этапу единоличного землеустройства, позволяющие создать территориальные условия для последующего выдела хуторов и от­рубов.

Выдел поселков проводился, когда общинная земля не поддавалась разверстанию из-за сопротивления значительной части крестьян, но имелась группа хозяйств, которые желали обособиться от крупной общины и получить свои земли обособленно и ближе к усадьбам. Эта земля им выделялась, и хозяева, получившие ее, переносили сюда свои усадебные постройки. Т.е создавались новое селение и новая община, но уже значительно меньшего размера, чем первоначальная.

Разверстание целых общин на поселки - община полностью, а не частично разбивалась на поселки.           

Выдел частей селений или общин заключался в том, что части дворов селения из всего его надела указывался и отводился обособленный земельный участок. От выдела поселков из общины этот вид землеустройства отличался тем, что в данном случае в одно место сводилась только земля, а усадьбы оставались на пре­жнем месте, в селении.

Раздел селений на части заключался в том, что земля всего селения дробилась на несколько более мелких частей, причем эти части образовывали самостоятельные мелкие общины. В отличие от разверстания на поселки само селение при этом не ликвидировалось и усадьбы оставались на прежнем месте.

Выдел земли отдельным селениям сельских общин проводился, когда община включала в себя несколько селений. Наделяя каждое селение землей, землеустроители разрушали старую крупную земельную общину, создавая ряд новых, но уже более мелких.

Раздел угодий, находившихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев, был необходим по причине того, что после 1861 г. землевладение крестьян оказалось целиком в руках помещиков; они устраивали земли, исходя исключительно из своих собственных интересов, нисколько не заботясь об удобствах крестьянского хозяйства. В результате земли помещиков и крестьян оказались не только чересполосными, но и нередко находились в совместном пользовании. Указанный вид работ преследовал задачу разделить участки пользования и ликвидировать прежнюю взаимозависимость совладельцев.

Уничтожение многополосицы, чересполосицы, узкополосицы и дальноземелья осуществлялось путем сведения большого числа мелких и мельчайших участков, принадлежащих отдельным землевладельцам, в крупные массивы, расположенные по возможности в одном месте. Это мероприятие называется также «комассацией земель» (в ряде зарубежных стран - «консолидацией земель»).

Традиционной техники межевания для решения всех этих задач было явно недостаточно. До 1906 г. основным видом землеустройства в России было межевание, представлявшее, по сути дела, установление (восстановление) границ землевладений и землепользований, их техническое и юридическое оформление. С самого начала Столыпинской реформы землемерные работы стали дополняться инженерными действиями и экономическими расчетами по рациональному устройству всей охватываемой земельным переделом территории.

 

В результате первого этапа реформы:

1) около 200 тыс. семей получили в личное владение около 2 млн дес. Земли;

2)  крестьяне были освобождены от выкупных платежей;

3)  обрели право свободного выхода из общины;

4)  могли получить свободные казенные земли в европейской части России;

5) могли покупать участки у помещиков с помощью ссуд Крестьянского банка, срок возмещения устанавливался в 53 года с очень низким процентом, причем уплату части процентов брало на себя государство;

6) надельная земля не могла быть продана лицу другого сословия, не могла быть продана за личные долги и не могла быть завещана иначе, чем по существующим правилам;

7) воспрещалась концентрация в одних руках более 6 наделов. Обычный размер участка крестьянина-середняка равнялся 14-16 дес;

8) крестьянами было приобретено и благоустроено свыше 200 тыс. хуторских хозяйств. С 1906 по 1910 г. сверх земель, полученных от общины, они приобрели дополнительно свыше 6 млн. дес. К началу реформы в 47 губерниях европейской части России было почти 15 млн надельных дворов, и к 1917 г. подали заявление о выходе из сельских общин почти 6 млн. домохозяев, то есть свыше 40 %.

9) К 1 января 1916 г. на земле успели укрепиться 2,3 млн. домохозяев, получившие в общей сложности более 26,5 млн. дес., из которых 15,4 млн дес. приходилось на хутора. Между 1908 и 1915 гг. 914тыс. единоличников продали свои наделы другим крестьянам. Часть из них переселилась за Урал, часть оставила деревню и отправилась на заработки в города (чему способствовал быстрый промышленный подъем тех лет). Многие крестьяне продавали свои наделы и с целью покупки лучшей земли через Крестьянский банк. Лишь небольшая их часть пополняла разряд деревенской бедноты.

10) в результате столыпинской реформы в России стало преобладать подворное крестьянское землевладение.

Единоличное землеустройство шло более быстрыми темпами, чем выдел из общины. Несмотря на очень большой объем землеустроительных работ, главное внимание правительства было сосредоточено на организации хуторов и отрубов.

Объемы группового землеустройства за весь период реформы были ниже (за исключением 1915 г.), хотя деревня нуждалась в нем для ликвидации межселенной и внутриселенной чересполосицы, общности землепользования, дальноземелья и других недостатков.

 

Общая сумма затрат правительства на осуществление землеустройства с 1906 по 1913 превысила 100 млн. руб.

Устройство хуторов и отрубов в годы столыпинской реформы происходило путем добровольного или принудительного разверстывания надельной крестьянской земли на старопахотных основных землях, а также в процессе переселения крестьян в восточные районы страны (Сибирь, Казахстан). Переселение было важной частью аграрной реформы. В первые годы выезжающим на новые места выдавали пособия, были установлены льготы для проезда по железной дороге и обеспечен свободный выход из общины. Переселенческое движение охватило все центральные губернии России; если до 1905 г. ежегодно в среднем переселялось 70 тыс. человек, то в 1906-1911 п. -7500тыс. Однако с 1909г. все большее число переселенцев стало возвращаться назад, так как на новом месте не было необходимых условий. Не получая от государства должной помощи или не справляясь с ведением хозяйства на малопригодных землях, которые располагались среди лесов, болот, глухой тайги, без воды, в условиях полнейшего бездорожья, огромные массы переселенцев вконец разорялись и пополняли армию батраков в деревнях и безработных в городах. В целом по России поток возвратившихся переселенцев в 1910 г. составил30-40 % их общего числа, а в 1911 г. - 60 %.

В период Столыпинской земельной реформы осуществлялось также внутриселенное групповое, межселенное и межвладельческое землеустройство. В основном решались задачи упорядочения использования земель, рациональной организации сельского хозяйства.

Итоги: Реформа способствовала значительным успехам российского сельского хозяйства в предвоенные годы. Шире стали применяться новые машины и орудия труда, прогрессивные системы ведения хозяйства, увеличились посевные площади. Если в первые годы реформы рост производства был незначительным ввиду коренной ломки прежнего хозяйства, в последствии он существенно ускорился. Так, валовой среднегодовой сбор зерна за 1904­1910 гг. по сравнению с 1895-1900 П. возрос на 19 %, а в 1911­1912 гг. - на 34 %.

Но реформа не решила важных проблем сельского хозяйства, серьезно обострила социальные противоречия в деревне. Первая мировая война усугубила тяжелое положение крестьян, что в немалой мере способствовало успеху большевиков.

Вскоре после февральской революции под нажимом большинства крестьян, недовольных столыпинским землеустройством, землеустроительные комиссии постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля) 1917 г. были ликвидированы, а выделение хуторов и отрубов прекращено.

Таким образом, начатые в 1906 г. реформы оказались прерваны сначала мировой войной, а затем революцией.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...