Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система экологического мониторинга в России и ее задачи




Лекция 2. Система и общие причины экологического мониторинга окружающей среды в России.

Учебные вопросы:

1. Система экологического мониторинга в России и ее задачи.

2. Теоретические и методологические основы экологического мониторинга.

3. Экологический мониторинг нефтяной и газовой промышленности.

 

Литература по учебной дисциплине:

1. Саксонов М.Н., Абалаков А.Д. и др. Экологический мониторинг

нефтегазовой отрасли. Физико – химические и биологические методы.

Учебное пособие – Иркутск: Ирк. Университет, 2005 – 114с.

2. Федеральный закон № 7 – ФЗ от 10.01.2002г. Об охране окружающей

среды.


 

В условиях стремительного научно-технического прогресса и бурного роста промышленного производства, усложнения техногенных систем, их значительного влияния, в том числе опасного, на природную и социальную среды резко возросло внимание к проблеме устойчивого развития. Главным принципом решения этой проблемы является обеспечение экологической безопасности хозяйственной деятельности.

Важным инструментом в обеспечении экологической безопасности производственной деятельности является экологический мониторинг (ЭМ). Экологический мониторинг является обязательным элементом в программах комплексного социально-экономического развития различных регионов, территориально-производственных комплексов и отдельных предприятий.

Экологический мониторинг рассматривается как совокупность систем комплексного наблюдения за антропогенными и природными источниками воздействия, состоянием окружающей среды, динамикой происходящих в ней изменений, прогнозом развития ситуаций и управлением ими. В основе мониторинга лежат систематические наблюдения за экологическим эффектами взаимодействия природы, населения и хозяйства на определенной территории.

Комплексность, взаимосвязанность процессов, происходящих в окружающей среде, чрезвычайность проблем, стоящих перед человечеством на пути обеспечения долгосрочной экологической безопасности и устойчивого развития, определяют актуальность темы и делают необходимой разработку методологических и методических основ организации и функционирования систем экологического мониторинга.

Это общепризнанно на международном и государственном уровне. В Российской Федерации формируется Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая строится по природно-ресурсному принципу (атмосфера, земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир) и имеет своей целью создание информационной базы для обеспечения устойчивого развития страны в целом и отдельных ее регионов.

Разработка и проектирование системы мониторинга – сложное междисциплинарное исследование. Оно направлено на решение комплексных проблем создания кибернетической модели мониторинга как инструмента изучения, контроля и управления со- стоянием сложных природно-техногенных систем.




Система экологического мониторинга в России и ее задачи

 

Национальный мониторинг России в настоящие время включает три вида мониторинга:

1. санитарно-гигиенический,

2. экологический,

3. климатический (Экологическое право ..., 1999).

Экологический мониторинг рассматривается как совокупность систем комплексного наблюдений за антропогенными и природными источниками воздействия, состоянием окружающей среды, динамикой происходящих в ней изменений, прогнозом развития ситуаций и управления ими. В качестве основных элементов мониторинг включает:

1. наблюдения за факторами воздействия и состоянием окружающей среды;

2. прогноз ее будущего состояния;

3. оценка фактического и прогнозируемого состояния природной среды.

Ключевой задачей экологического мониторинга является обеспечение систематических наблюдений за экологическими эффектами взаимодействия природы, населения и хозяйства на определенной территории.

Мониторинг окружающей среды (экологического мониторинг), согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (1992), состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.

В России действует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕСЭМ).

Цель ЕГСЭМ: информационное обеспечение управления в области охраны окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведение государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

Общее руководство ЕГСМ возложено на Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (СЗ РФ, 1997).

Основными задачами ЕГСЭМ являются (Положение…, 1995):

· проведение наблюдений за изменением состояния окружающей среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий с определенным пространственным и временным разрешением;

· проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия;

· прогноз состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России и ее регионов, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов.

В России Единая государственная система экологического мониторинга создается на основе территориально-ведомственного принципа построения, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем. В соответствии с нормативными правовыми документами общее руководство созданием и функционированием ЕГСЭМ и координация деятельности государственных органов исполнительной власти в области мониторинга окружающей природной среды возложены на Министерство природных ресурсов России.

В ЕГСЭМ выделяются:

· базовые;

· специализированные подсистемы мониторинга;

· подсистемы обеспечения функционирования системы в целом.

1. Базовые подсистемы создаются на основе служб наблюдения состояния природных сред и природных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг: состояния атмосферы; водных объектов: поверхностных вод, суши, морской среды, водной среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод, подземных вод; недр (геологической среды), опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; земель, почвенного покрова; наземной флоры и фауны (кроме лесов); лесов; фонового состояния окружающей природной среды; источников антропогенного воздействия.

2. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб наблюдений федеральных органов исполнительной власти и осуществляют мониторинг: промышленной безопасности; рыб, других водных животных и растений; воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения (в рамках системы социально-гигиенического мониторинга); околоземного космического пространства; военных объектов.

Руководство подсистемами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с распределением функций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.93 № 1229 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга».

Функционирование подсистем осуществляется на основании настоящего Положения и Положений о подсистемах ЕГСЭМ, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими деятельность этих подсистем, по согласованию с Минприроды России.

В ЕГСЭМ образуются специализированные ведомственные подсистемы, связанные с мониторингом источников антропогенного воздействия предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.

3. В ЕГСЭМ функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся: топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем; электронные системы передачи данных. В ЕГСЭМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.

ЕГСЭМ функционирует и развивается во взаимодействии с Российской системой по чрезвычайным ситуациям (РСЧС) и обеспечивает РСЧС всей необходимой информацией в согласованной форме и в согласованные сроки. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального и регионального масштабов ЕГСЭМ функционирует как подсистема РСЧС.

ЕГСЭМ функционирует на четырех основных уровнях:

· федеральном;

· региональном (бассейновом);

· субъектов Российской Федерации (территориальный уровень);

· локальном.

Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется: необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их границы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации; сложившейся структурой территориальных (региональных) органов ряда ведомств; целесообразностью создания мощных территориальных функциональных центров, способных обслуживать ряд субъектов Российской Федерации.

Данные для обеспечения информационных систем федерального (регионального) уровня передаются в соответствующие федеральные (региональные) центры указанных подсистем. Обобщение информации, получаемой территориальными центрами базовых и специальных подсистем, осуществляется по данной территории в региональных информационно-аналитических центрах (РИАЦ) территориальных органов Минприроды России по согласованию с территориальными (региональными) подразделениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ.

Территориальные системы экологического мониторинга организуются в субъектах РФ и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ, территориальные подсистемы формируются на основе базовых и специализированных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.

Территориальные подсистемы ЕГСЭМ формируются по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными территориальными подсистемами и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть мониторинга объектов в интересах данного субъекта РФ.

Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых и специализированных подсистем данной территории, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе.

Для оценки состояния окружающей природной среды непосредственно в районах расположения (размещения) объектов, представляющих потенциальную опасность для населения, растительного и животного мира и состояния экосистем, формируются локальные сети наблюдения. Требования по их методическому и информационному сопряжению с ЕГСЭМ определяются совместным решением органов исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, органов РСЧС, санитарно-эпидемиологического надзора. Ведение локального экологического мониторинга осуществляется природопользователем по разработанным им регламентам, согласованным со специальными уполномоченными государственными органами.

Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.

Системы мониторинга России тесно взаимосвязаны с международным мониторингом, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) и охватывает национальные и региональные (межнациональные) системы мониторинга.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...