Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы создания предпринимательских структур




Этап 1. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства.

Наиболее популярными организационно-правовыми формами юридических лиц сегодня являются унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью (ООО) и общество с дополнительной ответственностью (ОДО). При выборе между ними можно руководствоваться следующими критериями:

1) Количество лиц, намеренных зарегистрировать юридическое лицо. Если планируется открывать юридическое лицо без партнеров, то выбор один — унитарное предприятие. Если же число учредителей будет два и более, то регистрируется ООО или ОДО;

2) Юридический адрес. ООО или ОДО должно иметь под юридический адрес помещение, которое принадлежит ему либо на праве собственности, либо на праве аренды. То же требование предъявляется и к унитарному предприятию, но при этом собственник имущества унитарного предприятия при определенных условиях вправе зарегистрировать юридическое лицо и по месту жительства. Условия эти следующие:

• или жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности). В таком случае унитарное предприятие регистрируется в этом помещении с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

• или предприниматель постоянно проживает в жилом помещении (кроме жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге). В этом случае для регистрации юр. лица понадобится согласие собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

Законодательство прямо запрещает производственную деятельность (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением унитарного предприятия, без перевода этого помещения в нежилое. А также постановлением Совмина от 15.12.2008 № 1924 с 1 января 2009 года отменена льгота для собственников жилого помещения, которое используется под юридический адрес унитарного предприятия, когда в течение первого года после государственной регистрации плата за техобслуживание и коммунальные услуги взималась по ставкам для населения. Сегодня плата за техобслуживание жилого дома и коммунальные услуги рассчитывается сразу с даты регистрации унитарного предприятия по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (что значительно увеличивает квартплату). Поэтому прежде чем регистрировать унитарное предприятие по месту жительства, необходимо хорошо подумать, стоит ли;

3) Наличие в штате бухгалтера. Директор унитарного предприятия может вести бухучет и составлять отчетность лично, не принимая в штат бухгалтера. В иных юридических лицах бухгалтер обязательно должен быть в штате, за исключением случаев, когда ведение бухучета поручено специализированной организации или ИП;

4) Выход из состава учредителей. Если учредитель ООО или ОДО захочет выйти из состава учредителей, он может продать свою долю в уставном фонде другому учредителю либо третьему лицу. Если же учредитель унитарного предприятия решит прекратить свой бизнес, продав его кому-либо, то он не сможет это сделать простой куплей-продажей доли, поскольку является собственником всего имущества унитарного предприятия. В этом случае он столкнется со сложной и достаточно дорогой процедурой продажи предприятия как имущественного комплекса.

 

Этап 2. Подготовка учредительных документов

Решение о создании унитарного предприятия оформляется решением учредителя, а ООО и ОДО — протоколом собрания учредителей. Данные документы в исполком представлять не надо. Тем не менее, они понадобятся при открытии временного счета, если вы будете формировать уставный фонд деньгами.

При создании юридического лица оформляются:

• при создании унитарного предприятия — устав, который утверждается решением учредителя о создании унитарного предприятия;

• при создании ООО или ОДО — учредительный договор и устав, который утверждается протоколом учредительного собрания.

 

Этап 3. Согласование наименования юридического лица

До подачи документов в исполком учредителям необходимо согласовать наименование юридического лица. Эта процедура регулируется Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совмина от 05.02.2009 № 154, и конкретизируется постановлением Минюста от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц».

Согласовать наименование может учредитель юридического лица либо иное лицо по доверенности. Для этого ему необходимо подать в Мингорисполком или облисполком заявление (бланк заявления можно взять в исполкоме либо на сайте www.minsk.gov.by) и доверенность. Причем эти документы можно не только подать лично (тогда понадобится документ, удостоверяющий личность), но и отправить по почте, подать заявку в электронном виде посредством веб-портала ЕГР (www.egr.gov.by). При личном обращении наименование согласуют в этот же день, а если заявление поступит в регистрирующий орган по почте — в течение 2 дней. После этого вам выдадут справку о согласовании наименования юридического лица. Ее дату и номер нужно будет указать в заявлении о государственной регистрации. Использовать согласованное наименование для регистрации юридического лица нужно в течение 3 месяцев (на такой срок согласованное наименование резервируется за заявителем).

 

Этап 4. Выбор юридического адреса

В Положении о регистрации сказано, что учредители юридического лица должны определить предполагаемое место его размещения. Указание на «предполагаемое» место расположения наталкивает на мысль, что в заявлении о государственной регистрации можно указать любой адрес, зарегистрироваться по нему, потом найти постоянный офис, заключить договор аренды и уведомить исполком о смене местонахождения. К тому же документы, подтверждающие юридический адрес, в исполком не представляются.

 

Этап 5. Формирование уставного фонда (УФ)

Требование о соблюдении минимальных размеров УФ отменено (минимальные размеры УФ остались только для ЗАО — 100 БВ, ОАО — 400 БВ).

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Таким образом, учредители могут определить любой размер УФ. Однако не целесообразно формировать его в совсем уж небольшом размере. Сразу после регистрации юридическое лицо сталкивается с вопросами арендной платы, закупки товаров, выплаты зарплаты работникам и т.д. А поскольку деятельность только начинается и прибыли может пока не быть, именно УФ и можно использовать для этих целей.

При формировании УФ за счет денег учредитель (ООО и ОДО — уполномоченный другими учредителями) должен открыть в одном из банков Беларуси временный счет, на который будут вноситься денежные вклады (согласно Инструкции о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 20.06.2007 № 127). Позже, когда будет открыт расчетный счет, нужно будет временный счет закрыть и распорядиться перечислить деньги на расчетный счет. При формировании УФ в неденежной форме до подачи документов в регистрирующий орган необходимо провести оценку стоимости неденежного вклада.

Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Оценка для целей передачи объекта оценки в качестве вклада в уставный фонд позволяет сформировать реальный уставный фонд организации и отразить в балансе рыночную стоимость неденежного вклада (нематериального актива).

    Для оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица необходимо предоставить следующие документы и информацию:

- справка о согласовании наименований вновь созданного юридического лица;

- реквизиты учредителей юридического лица (для физических лиц - паспортные данные);

- список передаваемого имущества;

- документы, удостоверяющие право собственности на передаваемые права (договора, иные сведения);

- техническая и бухгалтерская документация на оцениваемое имущество (при необходимости).

     Обязательную экспертизу достоверности оценки неденежного вклада проводят следующие исполнители экспертизы:

- Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу - в отношении имущества, находящегося в государственной собственности, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (в отношении объектов интеллектуальной собственности - совместно с государственным учреждением "Национальный центр интеллектуальной собственности");

- государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности" - в отношении объектов интеллектуальной собственности, находящихся в государственной собственности, вносимых в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (за исключением объектов интеллектуальной собственности, находящихся в государственной собственности, вносимых в виде неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями);

- уполномоченные исполнители экспертизы - государственные организации, организации, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов, организации, созданные Белорусской торгово-промышленной палатой - в отношении имущества, находящегося в государственной собственности, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица (за исключением случаев, указанных в абзаце втором и третьем настоящего пункта);

- уполномоченные исполнители экспертизы - в отношении имущества, находящегося в частной собственности юридического лица, а также имущества, находящегося в собственности физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лиц.

 

Этап 6. Подача документов в регистрирующий орган

Юридические лица регистрируются по месту их нахождения. Полномочиями по государственной регистрации юридических лиц наделены облисполкомы и Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы. При этом облисполкомы делегировали часть полномочий гор- и райисполкомам (в Минске — администрациям районов). Правдивость указанных в заявлении о государственной регистрации сведений никто не проверяет, но если указать ложные, то впоследствии можно лишиться бизнеса.

Сотрудник регистрирующего органа, приняв документы, в этот же день:

• поставит на уставе юридического лица штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации, выдаст один экземпляр устава и внесет в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) запись о госрегистрации. Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на уставе и внесения сведений в ЕГР;

• представит в Минюст необходимые сведения о юридическом лице для включения их в ЕГР.

Не позднее следующего рабочего дня выдадут свидетельство о госрегистрации и в течение 5 рабочих дней — документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах госстатистики, фонд социальной защиты населения (ФСЗН), Белгосстрахе.

Учетный номер плательщика (УНП) совпадает с регистрационным номером. Если в течение 5 рабочих дней, пока ожидаются документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, понадобится где-либо указать УНП, он совпадает с регистрационным номером, указанным в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица.

Этап 7. Изготовление печати

Наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о госрегистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в штемпельно-граверные организации. Специальные разрешения на изготовление печатей (штампов) сейчас не нужны.

Вместе с проштампованным оригиналом устава (на практике могут потребоваться еще и копии титульного и первого листов) изготовителю печати нужно представить:

• заявление, подписанное руководителем юридического лица, с указанием основания обращения (регистрация юридического лица);

• эскизы печатей (штампов) в одном экземпляре, подписанные руководителем юридического лица;

• документ, подтверждающий право на товарный знак (знак обслуживания) в случае размещения в печати товарного знака (знака обслуживания).

Печать изготовят в течение нескольких дней.

 

Этап 8. Открытие расчетного счета

Декрет № 1 предусматривает упрощенный порядок открытия текущих (расчетных) счетов субъектов хозяйствования. Так, для открытия счета в банк представляются:

• заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

• копия (без нотариального засвидетельствования) устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации;

• карточка с образцами подписей должностных лиц юрлица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати. Причем подлинность подписей и оттиска печати на карточках с их образцами заверять нотариально теперь не нужно — их заверит сотрудник банка.

Положение о регистрации уже не требует получать удостоверение руководителя коммерческой организации. Сейчас документами, подтверждающими полномочия руководителя, могут быть приказ, контракт, решение учредителя (для унитарного предприятия), протокол общего собрания участников (для ООО и ОДО).

 

Этап 9. Обращение в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

 

Этап 10. Оформление приказа на директора

Директор вступает в должность в соответствии с уставом, в котором определено, что сам учредитель является и директором (эта норма вносится в устав на основании соответствующих положений решения учредителя). На основании этой нормы устава создается приказ о вступлении в должность директора.

 

 3.1. 2. Программа проведения приватизации в Республике Беларусь

Приватизация в Беларуси длится с 1991 года. С 2008 года в Республике Беларусь приватизация осуществляется на плановой основе и характеризуется масштабностью. Основными целями преобразования предприятий в открытые акционерные общества являются:

· Повышение уровня развития страны за счет привлечения прямых инвестиций (зарубежных и отечественных);

· Использование новых и высоких технологий, передового управленческого опыта;

· Решение бюджетных задач, связанных с пополнением бюджета и исключением прямого финансирования государством.

 

Приватизация - это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.  

 

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления этим имуществом.

Основными принципами проведения приватизации в Республике Беларусь по Закону «О разгосударствлении и приватиза­ции государственной собственности в Республике Беларусь» являются:

- сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

- право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;

- дифференциация методов, форм и процедур приватизации;

- разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

- предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

- обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

- постепенность и поэтапность;

- соблюдение законности.

Помимо сохранения социальной стабильности на конкретном предприятии приватизация выполняет и глобальные функции: привлечение инвестиций для модернизации предприятий через механизм акционирования.

Органами государственного управления, уполномоченными осуществлять разгосударствление и приватизацию, являются:

· в отношении объектов республиканской собственности – республиканский орган государственного управления. Находящийся в подчинении Совета Министров Республики Беларусь - Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь;

· в отношении объектов коммунальной собственности – органы приватизации местных Советов депутатов.

Объектами приватизации являются:

- предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства; предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и обслуживающие сельское хозяйство;

- арендные предприятия, которые реформируются путем выкупа арендованного государственного имущества и создания открытых акционерных обществ;

- государственное жильё;

- государственные предприятия;

- доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь, административно-территориальным единицам, в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами приватизации могут быть:

- граждане Республики Беларусь;

- юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности;

- иностранные инвесторы;

- лица без гражданства;

- трудовые коллективы.

Приватизация осуществляется в двух формах: путем безвозмездной пе­редачи либо продажи государственной собственности.

Целью безвозмездной приватизации является передача части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь для обеспечения социального равенства в процессе перехода к рыночной экономике. Порядок распределения безвозмездно передаваемого государственного имущества определяется Президентом Республики Беларусь.

Приватизация путем продажи осуществляется следующими способами:

- продажа объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу;

- продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

Продажей объекта государственной собственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации.

При продаже объекта государственной собственности на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из установленных законом, следующих условий:

- сохранение назначения или профиля объекта приватизации,

- сохранение или создание рабочих мест,

- выполнение инвестиционных программ,

- сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью.

Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Продажей объекта государственной собственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливае­мых органом приватизации.

Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих рав­ных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

При продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной базовой величины.

Собственник приватизированного таким обра­зом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта. Продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах осуществляется только за денежные средства.

Способами разгосударствления и приватизации также являются:

- преобразование государственных, основанных на праве хозяйственного ведения, унитарных и арендных предприятий в ОАО;

- внесение государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите этапы создания предпринимательской структуры.

2. Объясните значение каждого этапа.

3. Раскройте сущность программы приватизации в Республике Беларусь.

4. Назовите принципы процесса приватизации.

5. Охарактеризуйте способы приватизации предприятий.

 

Тема 3. 2. Порядок создания коммерческих организаций

     3. 2. 1. Государственная регистрация предпринимательской

                                         деятельности

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16.01.2009 государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя - по месту жительства. За государственную регистрацию коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная пошлина.

Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

· Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах Республики Беларусь;

· Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

· Министерством юстиции Республики Беларусь - торгово-промышленных палат;

· администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;

· облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

· облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией:

- согласовывают наименования коммерческих и некоммерческих организаций в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

- осуществляют государственную регистрацию субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, путем проставления на уставе (учредительном договоре), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штампа и внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- представляют Министерству юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для исключения их из этого регистра;

- обеспечивают систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования;

Для государственной регистрации коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации (приложение 1);

· устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или rtf);

· легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

· копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации (приложение 2);

· фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

         Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации;

· изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (учредительному договору - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), без нотариального засвидетельствования, их электронная копия. По желанию коммерческой, некоммерческой организации устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции;

· оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации или ее реорганизации;

· оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации;

- оригинал свидетельства о государственной регистрации;

- фотография индивидуального предпринимателя;

- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, влечет выдачу нового свидетельства о государственной регистрации. Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Дата государственной регистрации указывается в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации (приложение 3).

       Коммерческие организации, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции, в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены).

    Уведомление об изменении местонахождения коммерческой организации, уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) могут быть представлены в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    В случае изменения фамилии, собственного имени, отчества индивидуального предпринимателя, его местожительства индивидуальный предприниматель в месячный срок обязан обратиться в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

 

3.2.2. Постановка на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В ИМНС представляются следующие документы:

• заверенная директором юридического лица копия свидетельства о госрегистрации (заверение заключается в том, что на копии ставится запись «Копия верна», подпись, расшифровка подписи, печать);

• заверенная директором юридического лица копия учредительных документов (чтобы не заверять каждую страницу, документы прошиваются нитками, сзади на нитки клеится бумага и на ней ставится заверение);

• заверенные копии паспортов директора и бухгалтера;

• заверенные копии приказов о назначении директора и бухгалтера;

• копию документа из регистрирующего органа, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах;

Помимо этого, в ИМНС нужно:

• зарегистрировать книгу учета проверок (ревизий). Ее можно купить непосредственно в ИМНС или в магазинах бланочной продукции. Согласно постановления Совмина Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383, юридическое лицо и ИП обязаны оформить книгу не позднее 1 месяца со дня постановки на налоговый учет. Книга учета проверок приобретается проверяемыми субъектами дополнительно на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне их места нахождения, в том числе индивидуальным предпринимателем - на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект, в котором индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги, реализует товары (за исключением транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии).

Книга учета проверок должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью руководителя проверяемого субъекта либо индивидуального предпринимателя, лица, осуществляющего частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и печатью. В случае отсутствия печати у индивидуального предпринимателя, лица, осуществляющего ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, книга учета проверок скрепляется только его подписью.

• получить книгу замечаний и предложений. Для этого нужно заполнить заявление о выдаче книги, оплатить ее стоимость на транзитный счет ИМНС (наличная оплата через банк) и представить в ИМНС копию квитанции. На стр. 67 обязательно указывается лицо, ответственное за хранение книги;

• подать в течение 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о госрегистрациизаявление о применении упрощенной системы налогообложения (для тех, кто планирует ее применять).

Срок обращения в ИМНС не установлен. Но можно ориентироваться на 10 дней со дня получения свидетельства о госрегистрации (если подается заявление на УСН) или на 1 месяц с даты госрегистрации (срок на оформление книги учета проверок (ревизий)). Постановка на налоговый учет регулируется постановлением МНС от 22.09.2009 № 72 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) в налоговых органах Республики Беларусь.

Постановка на учет в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)

определена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2009 N 917 «Об утверждении Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов». Срок обращения в ФСЗН не установлен. Для постановки на учет в ФСЗН необходимы документы:

• заверенная копия свидетельства о госрегистрации;

• заверенная копия учредительных документов;

• заверенные копии паспортов директора и бухгалтера (стр. 31, 32 и с регистрацией по месту проживания);

• заверенные копии приказов о назначении директора и бухгалтера;

• копия приказа о сроках выплаты зарплаты;

• копия документа из исполкома, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах.

В Белгосстрах нужно  прислать письмо с данными о директоре и бухгалтере.

 

Учредительные документы

Для каждой формы коммерческой организации существует перечень учредительных документов:

1) Только Устав - для ОАО, ЗАО, ООО и ОДО, для производственного кооператива и унитарного предприятия.

2) Только учредительный договор – для полного и коммандитного товарищества.

Положение о регистрации требует представлять в регистрирующий орган для регистрации только устав. Декрет № 1 отменил требование указывать в уставе предполагаемые виды деятельности, в том числе и лицензируемые. Теперь они указываются только по желанию учредителя. Более того, регистрирующим и иным госорганам (организациям) прямо запрещено требовать указания в уставе (учредительном договоре) юридического лица видов деятельности (пункт 19 Положения о регистрации).

     Структура учредительных документов

Учредительный договор (заключается):

· наименование коммерческой организации;

· место нахождения;

· цели деятельности;

· предмет деятельности;

· порядок управления деятельностью;

· размер и состав уставного фонда;

· размер и порядок изменения доли каждого участника;

· размер, состав, сроки и порядок внесения участниками вкладов в уставный фонд;

· ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Устав (утверждается):

· наименование, место нахождения, цели и предмет деятельности;

· порядок управления деятельностью;

· размер и состав уставного фонда;

· размер и порядок изменения доли каждого участника, размер, состав, сроки и порядок внесения участниками вкладов в уставный фонд (для обществ);

· ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов (для обществ);

· категории акций, их номинальная стоимость и количество, права акционеров, порядок реорганизации и ликвидации общества (для акционерных обществ);

· размер паевых взносов, состав и порядок их внесения (для производственных кооперативов);

· характер и порядок трудового участия членов коллектива, ответственность членов производственного кооператива за нарушение обязательств по внесению взносов, ответственность членов кооператива за нарушение обязательств по трудовому участию;

· порядок распределения прибыли и убытков кооператива, размер и условия ответственности членов кооператива по долгам кооператива;

· ответственность собственника (для унитарного предприятия);

· порядок распределения прибыли и убытков.

       В уставе общества с дополнительной ответственностью должна предусматриваться субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам ((пункт 20 Положения о регистрации).

После разработки учредительных документов проводится общее собрание, о чем составляется соответствующий протокол:

· Избрание председателя и секретаря собрания;

· Создание юридического лица;

· Определение первоначального взноса в уставный фонд;

· Внесение долей в уставный фонд;

· Утверждение устава юридического лица;

· Избрание директора организации и его заместителя.

 

      3.2.4 Порядок открытия и закрытия расчетного счета

    Взаимоотношение банков с клиентами строятся на договорной основе. При этом базовым является договор текущего (расчетного) банковского счета. В соответствии с договором банк получает право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов.

    По текущему (расчетному) банковскому счету банк осуществляет следующие операции:

· зачисление на счет денежных средств, поступивших на имя его владельца;

· перечисление со счета денежных средств иным лицам, в том числе банку;

· выдачу со счета наличных денежных средств;

· иные операции, предусмотренные законодательством и договором.

     Субъекты хозяйствования могут открывать несколько счетов, причем в разных банках, и каждый из этих банков будет обслуживающим по отношению к субъекту хозяйствования в соответствии с заключенным с ним договором на расчетно-кассовое обслуживание. При наличии у юридического лица (предпринимателя) нескольких текущих банковских счетов в разных банках одним из банков по выбору субъекта хозяйствования устанавливаются лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки, а также дается разрешение на проведение расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь).

При расчетах между субъектами хозяйствования выдача наличных денег из касс банков будет производиться в размере не более 300 базовых величин в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, подразделению, предпринимателю. При этом предпринимателям наличные деньги из касс банков на указанные расчеты будут выдаваться за вычетом суммы, использованной на эти цели из выручки (п. 1.11 постановления Правления Нацбанка от 21.09.2009 N 155 (далее - Постановление N 155).

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 апреля 2009 г. N 40 «Об открытии банковских счетов» был введен новый порядок открытия счетов в банках Республики Беларусь.

В соответствии с п. 2.3. Декрета N 1 юридические лица, индивидуальные предприниматели для открытия текущих (расчетных) счетов представляют в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию следующие документы:

· заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

· копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

· копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

· карточку с образцами подписей должностных лиц юридического лица (далее - банковская карточка), индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

 Другие документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию не представляются.

На практике возникают вопросы по поводу предоставления в банк документов, подтверждающих полномочия директора и бухгалтера или иного лица имеющего право подписи, для заверения подлинности подписи соответствующих должностных лиц на карточке. Требование банков о предоставлении таких документов вполне уместно, так как в данном случае предоставляются не дополнительные документы для открытия счетов, а документы, подтверждающие полномочия должностных лиц юридического лица (приказ директора о вступлении в должность, контракт)

В соответствии с п. 7 Постановления Правления Нацбанка Республики Беларусь № 40 от 03.04.2009 «Об открытии банковских счетов» для проведения расчетов с денежными средствами, находящимися на банковских счетах, оформляются карточки с образцами подписей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати (далее - карточка с образцами подписей и оттиска печати). Следовательно, лицами, которые имеют право подписи на карточке с образцами подписей являются, исключительно, должностные лица юридического лица-резидента. При этом владельцем счета является непосредственно юридическое лицо (исключая случаи открытия временного счета для формирования уставного фонда физическим лицом).

Лицами, которые имеют право подписи на карточке с образцами подписей и оттиска печати обычно являются директор, заместитель директора (однако для этого должен быть издан соответствующий приказ о предоставлении права подписи на карточке), бухгалтер и иные лица которым предоставлено такое право (т.е. есть соответствующий приказ, а также это соответствует его должностным обязанностям). При этом для подтверждения полномочий должностного лица субъекта хозяйствования достаточно предъявить должным образом оформленный контракт либо трудовой договор.

Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала разработана в соответствии со статьями 26, 33 Банковского кодекса Республики Беларусь, статьей 21 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" и устанавливает единый порядок полученияюридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами разрешений Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, на открытие ими счетов за пределами Республики Беларусь, а также определяет порядок представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала (в ред. постановления Правления Нацбанка от 01.07.2008 N 87 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15).

Иностранная организация имеет право открывать счет в белорусском банке и непосредственно, без открытия представительства.

Открытие банковских счетов нерезидентам Республики Беларусь в белорусских рублях и иностранной валюте, а также резидентам Республики Беларусь в иностранной валюте осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь № 40 от 03.04.2009 «Об открытии банковских счетов» и Постановлением Правления Нацбанка № 42 от 07.04.2009 «О внесении дополнения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72». На каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счет. Открытие нескольких текущих счетов в иностранных валютах в различных банках допускается с разрешения Нацбанка. Если же планируется открытие специального счета в иностранной валюте, то необходимо будет представить документы:

- справка ИМНС о присвоении УНП;

- нотариально заверенную копию учредительных документов;

- карточку с образцами подписей и оттиска печати, также заверенную нотариально.

Банки закрывают счета клиентам при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания о приостановлении операций по счету, задолженность Фонду социальной защиты населения и Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах»:

- по заявлению владельца счета, собственника;

- в случае непредставления в месячный срок копии новых учредительных документов, свидетельства о перерегистрации, новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом;

- при ликвидации после завершения работы ликвидационной комиссии;

- при отсутствии средств на текущем счете или записей по счету в течение трех месяцев, на специальных счетах – до одного года;

- при отмене решения о государственной регистрации;

- при переходе на обслуживание в другой банк (все документы по открытию счета передаются клиенту).

В Республике Беларусь зарегистрировано более 30 банков и несколько представительств иностранных банков. Банки могут оцениваться как количественно (по размеру капитала и валюты баланса), так и качественно (рейтинги банков в Экономической газете). Источником информации служат сайты банков, где содержится финансовая отчетность банки и многие интересные разделы «Клиенты банка», «Банковские проекты», «Учредители» и др. Можно направить в банк письмо с просьбой предоставить информацию о необходимых услугах. Выбор банка является для предпринимателя важным управленческим решением. Банк должен стать финансовым партнером. Практически любой банк может предложить расчетно-кассовые операции, кредитование, валютный контроль, операции на валютном и фондовом рынке, прием депозитов, инкассация. Юридическому лицу следует выбрать ключевые факторы, наиболее важные: например, тарифы на расчетно-кассовое обслуживание или процентные ставки по кредитам. Возможно учитывать расположение банка. Но сегодня банки предоставляют систему «Банк-клиент», позволяющую управлять счетами с помощью компьютера и модема. Целесообразно выяснить мнение деловых партнеров о выбранных банках (ошибки в расчетах, задержки платежей).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 651.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...