Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В  УПРАВЛЕНИИ




СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЗАКОН О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РФ

Закон № 172–ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят 28 июня 2014 г. (с изм., доп. от 23 июня, 3 июля 2016 г., 30 октября, 31 декабря 2017 г.).

Настоящий Закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

До 2014 г. правовой основой стратегического планирования в РФ был Закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г.

Можно считать, что национальная система стратегического планирования создана.

Закон регламентирует систему государственного стратегического планирования, состоящую из:

- из государственного прогнозирования;

- программно ­ целевого и территориального планирования;

- мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования.

Законодательным Собранием Тверской области 9 июля 2015 года был принят закон Тверской области № 66-ЗО от 15 июля 2015 года «О стратегическом планировании в Тверской области». Закон регулирует отдельные вопросы осуществления стратегического планирования в Тверской области.

Потребовалось почти четверть века после распада СССР и упразднения Госплана на то, чтобы понять, что в стране должна быть создана единая система стратегического планирования. Сегодня в рамках нового федерального закона задача создания единой системы стратегического планирования рассматривается уже как одна из ключевых задач обеспечения национальной безопасности страны и ее регионов.

В этой системе все документы стратегического планирования на всех уровнях должны быть согласованы по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей.

Особое значение уделяется программно-целевому подходу, что связано с внедрением в бюджетный процесс программно-целевых методов управления. Предполагается, что программно-целевые инструменты на уровне РФ, субъектов РФ, муниципальных образований станут ключевым механизмом, с помощью которого связываются стратегическое и бюджетное планирование.

Программный бюджет должен способствовать более эффективному использованию ограниченных государственных материальных и денежных ресурсов.

 

Как теперь выглядит система стратегического планирования в стране и ее регионах?

В основном закон посвящен выстраиванию системы документов территориального планирования на всех уровнях власти: от федерального до муниципального и обеспечивает создание единой государственной системы стратегического планирования, взаимоувязанной с системой территориального бюджетного планирования.

Поскольку до сих пор стратегическое планирование было слабо увязано с бюджетным планированием, структура и динамика расходов не соответствовала целям государственной политики.

На федеральном уровне основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития страны является ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию, а также указы Президента, раскрывающие суть послания.

Раз в шесть лет разрабатываются Стратегия социально-экономического развития страны и Стратегия обеспечения национальной безопасности России.

Эти документы разрабатываются на основе стратегического прогноза Российской Федерации (разрабатывается на 12 и более лет), долгосрочного прогноза социально-экономического развития России и прогноза научно-технологического развития страны (разрабатываются каждые 6 лет на период 12 и более лет), бюджетного прогноза на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития страны на среднесрочный период (разрабатывается ежегодно).

На основе указанных выше стратегий разрабатываются отраслевые документы стратегического планирования. К ним отнесены: межотраслевые стратегии и генеральных схемы (они обязательны для тех сфер, где действуют естественные монополии – топливно-энергетического и транспортного комплексов), отраслевые стратегии и стратегии отдельных сфер социально-экономического развития.

Систему стратегического планирования федерального уровня дополняют программные документы:

- основные направления деятельности Правительства РФ (на шесть лет);

- государственные программы РФ (период их действия определяется Правительством РФ), государственная программа вооружения РФ и планы деятельности федеральных органов исполнительной власти (на шесть лет).

Межрегиональный уровень (уровень федеральных округов). Новым стратегическим документом в нашей стране (а главное, необходимым для выработки и реализации сбалансированной региональной политики) становится Стратегия пространственного развития России. На ее основе будут разрабатываться Схема территориального планирования РФ и стратегии социально-экономического развития макрорегионов. Подобные стратегии существовали и ранее (по сути, это стратегии социально-экономического развития федеральных округов), но они не носили легитимного и обязательного характера.

Стратегии макрорегионов призваны обеспечить взаимное согласование (в территориальном и временном отношении) реализации мероприятий, закладываемых в стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и их генеральных схемы, с целями, задачами и приоритетами федеральных документов стратегического планирования..

На муниципальном уровне система стратегического планирования представлена стратегией социально-экономического развития муниципального образования, муниципальными программами и планом мероприятий по реализации стратегии. Также в муниципальном образовании должны быть разработаны прогнозы социально-экономического развития на долго- и среднесрочный периоды и бюджетный прогноз.

Временной горизонт стратегического планирования составляет от 6 до 12 лет. Учитывая, что срок полномочий Президента РФ, депутатов Госдумы РФ, губернаторов, депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, а также руководителей муниципальных образований ограничен пятью годами, 6-ти и 12-летний горизонты планирования позволяют обеспечить преемственность целей и задач социально-экономического развития территорий при смене их руководителей.

Федеральный закон № 172-ФЗ вводит обязательную государственную регистра­цию всех документов стратегического планирования, в т. ч. и муниципального уровня, в специальном федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством РФ, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В  УПРАВЛЕНИИ

Актуальность идеи программно-целевого управления в социальной сферезаключается в том,что его внедрение позволяет:

- выполнять в полной мере необходимые мероприятия на всех уровнях системы образования (федеральном, региональном, муниципальном и институциональном), обеспечивая при этом сохранение и развитие единого образовательного пространства;

- решать первоочередные проблемы образовательной системы, которые в ближайшее время могут оказать значительное стагнационное воздействие на процессы модернизации, реализуемые в рамках Программы на 2011 - 2015 годы;

- выстраивать приоритеты в организационно управленческой деятельности;

- алгоритмизировать управленческую деятельность в соответствии с разработанной программой;

- осуществлять мониторинг продвижения к реализации поставленной цели по этапам программы.

Программно-целевое управлениедает возможность быстрой мобилизации усилий исполнителей в относительно небольших временных коллективах для решения возникающих проблем.

Эффективность решения проблем достигается за счет особой организации процесса подготовки, принятия и реализации решений, при которой четко формулируется проблема, формируется необходимый для ее ускоренного решения коллектив, целью которого становится решение проблемы с минимальными затратами.

Программно-целевой метод планирования – является методом бюджетного планирования. Метод обеспечивает распределение бюджетных ресурсов в соответствии установленными приоритетами государственной политики.

При этом бюджет формируется как финансовое обеспечение программных целей, именно целей, а не процесса и его издержек.

Такой способ организации деятельности принципиально меняет структуру управления образовательным учреждением/организацией: она формируется по проектному принципу.

Использование проектного метода в образовании предполагает определенную, воспроизводимую в разных ситуациях систему действий его участников, что выводит метод на уровень технологии и повышает его образовательный статус.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...