Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Связь педагогики с другими науками.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Билет 2 1 Структура педагогической науки
Границы предметной области педагогики. В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие гуманитарные науки. Например, социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать социальным преобразованиям. Психолог изучает те изменения в личности развивающегося человека, которые порождаются образованием. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования. Предметом определённой сферы человеческой деятельности выступает какой-либо фрагмент действительности. Границы этого фрагмента меняются как вследствие развития выделенной области, так и в результате развития смежных с ней областей. Так человек является общим объектом для философии, права, биологии, истории искусства, психологии, педагогики и т. д. Воспитание как процесс формирования личности выступает предметом различных отраслей знания. Предмет философии, поскольку она понимается как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, совпадает с предметом педагогики как учением о формировании человека.В философии речь идёт о универсальных характеристиках человеческого бытия и познания, а в педагогике речь идёт о формировании специфических, а именно доступных педагогическому воздействию качеств специфическими средствами. Предмет философии и педагогики взаимосвязаны в пределах изучения воспитания как общее и особенное. Воспитание есть процесс формирования личности под воздействием социальных факторов, этим предопределено наличие взаимосвязи между социологией и педагогикой. Традиционно широко распространено сопоставление педагогики и медицины. Существует пограничная между педагогикой и медициной область исследования – школьная гигиена. Выделилась специальная отрасль педагогического знания – дефектология, предметом которой является воспитание детей, страдающих тем или иными врождёнными или приобретёнными дефектами. Граница между медициной и педагогикой в данном случае проходит, прежде всего, в области средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект. В сложной взаимосвязи находятся предметы педагогики и психологии. Эта связь не исчерпывается существованием пограничной между ними области – педагогической психологии. Педагогическая практика в равной мере служила и источником накопления психологических фактов. Тождество предметов педагогики и психологии в том, что любые педагогические процессы имеют в качестве своего внутреннего механизма психическую регуляцию, а различие в том, что педагогическое воздействие опосредовано рационально сформулированными программами, целями, ценностями, эталонами. Предметные области педагогики и психологии в пределах образовательно-воспитательного процесса соотносятся как его внешняя и внутренняя стороны. Границыпредметнойобластипедагогики
Внутренняя структура предметной области педагогики. Традиционно выделяются следующие разделы педагогики: дидактика, теория воспитания, школоведение, методики преподавания отдельных учебных дисциплин, дефектология, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, история педагогики, методики: физического, нравственного, эстетического, трудового, умственного политического воспитания, педагогика школы-интерната, педагогика профессионально-технического образования, педагогика высшей школы, дошкольная педагогика, сравнительная педагогика, педагогическая социология, педагогическая психология, валеология, театральная педагогика, исправительно-трудовая педагогика, военная педагогика. Была сделана попытка упорядочить внутреннюю структуру предметной области педагогики. В педагогике можно выделить пять основных понятий: воспитание, обучение, образование, развитие и просвещение. Им соответствует пять разделов педагогического знания: общая педагогика, дидактика, теория образования, теория воспитания и история педагогики. В результате получилась двухъярусная упорядоченная совокупность педагогических дисциплин, в которой предмет педагогики складывается из предметных областей дисциплин. Связь педагогики с другими науками. Педагогика органически связана с психологией. Между ними существует несколько “узлов” связи. Главный из них – предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает “механизмы” управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение психики (мышления, деятельности). Второй “узел” связи двух наук – показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Уровень знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативным способностям использовать знания в практических целях, владению приемами познавательной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, и т.д. это означает, что результатами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги и новообразования в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Педагогика тесно, органически связана с физиологией. Знание учителем физиологических процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния, предупреждает от рискованных, ошибочных решений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении требований к учащимся и себе. Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический блок, рассматривающей феномен человека в его многомерности и многоликости. Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Будучи наукой об обществе как целостной системе, социология в сферу своего теоретического и прикладного анализа захватывает и область образования. Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании и позволяют оценивать педагогические явления. Например, по данным социологических исследований в числе отсеивающихся из школы учащихся чаще оказываются мальчики. А это негативно сказывается впоследствии на морали, техническом прогрессе, обороноспособности общества. взаимосвязь с философией. В связи с углублением философского осмысления различных сторон реальной действительности получают развитие и отраслевые философии: философия образования, философия культуры, философия истории, философия права, философия науки и т.д. А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философским обоснованиям способствует ее успеху. Связь с отраслями медицины. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика. Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что в числе ее “партнеров” при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем оказываются и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнология, история, технические науки. 2. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека. Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homosapiens в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. И это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека. Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология. В структуру современной антропологии включают три основных раздела: морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), состоящее из приматоведения, эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) расоведение - раздел антропологии посвященный исследованию рас человека (классификации, происхождение, динамика расовых типов и др.). В основном расоведение изучает людей современности или сравнительно недавнего прошлого - с момента Великих Географических Открытий. Расоведение изучает не отдельных людей, а их группы, в зависимости от критериев выделения подразделяющиеся на популяции, этносы, расы, народы и нации, отличия которых качественные, а не количественные. Учение об антропогенезе— происхождении и развитии человека — также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия. Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль частные дисциплины. К их числу прежде всего надо отнести физиологию высшей нервной деятельности. Благодаря Иван Петрович Павлову,проявившего большой интерес к некоторым генетическим проблемам высшей нервной деятельности, наиболее сформировавшимся отделом сравнительной физиологии стала физиология высшей нервной деятельности антропоидов. Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоопсихологии положили научные работы таких ученых, как Вольфганг Келер и Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизм поведения человека и закономерности его психического развития. Человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии.
Эволюционный подход С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращением в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качественно иными законами развития. Существует несколько точек зрения. 1.В результате мутации мозг человека превратился в супермозг, что позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Этой точки зрения придерживается П. Шошар. Согласно этой точке зрения в историческое время органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения. 2. Органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к качественным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществляться по другим законам, отличающимся от законов естественного отбора. Исследования И. А. Станкевича свидетельствуют, что в мозге человека происходят структурные изменения, наблюдаются прогрессивное развитие различных отделов полушария, обособление новых извилин, формирование новых борозд. Поэтому на вопрос о том, будет ли изменяться человек, можно дать утвердительный ответ. Однако эти эволюционные изменения главным образом будут касаться социальных условий жизни человека и его личностного развития, а биологические изменения вида Homosapiens будут иметь второстепенное значение*.
Таким образом, человек как социальное существо, как член общества не менее интересен для науки, поскольку современное развитие человека как вида Homosapiens осуществляется уже не по законам биологического выживания, а по законам социального развития. |
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 1107. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |