Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА




ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИКИ И КУЛЬТУРЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЖУРНАЛИСТИКА»

СПИСОК ДИСЦИЛИН

для написания курсовых работ

Современный русский (родной) язык – II курс, 4 семестр

История отечественной журналистики – III курс

Основы творческой деятельности журналиста – II, III или IV курс

 

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК

Темы курсовых работ

1. Экспрессивное использование категории числа имен существительных.

2. Экспрессивное использование категории рода имен существительных.

3. Экспрессивное использование категории одушевленности/неодушевленности имен существительных.

4. Окказиональные фразеологизмы в газетных заголовках.

5. Экспрессивное использование местоимений в газете.

6. Экспрессивное использование номинативных предложений в СМИ.

7. Экспрессивное использование инфинитивных предложений в газете.

8. Экспрессивное использование вида в СМИ.

9. Значения настоящего времени (на газетных страницах).

10. Новые слова в газетной рекламе.

11. Экспрессивное использование антонимов в газете: оксюморон, антитеза, аллойза, синхризис.

12. Экспрессивное использование синонимов в газете: накопление, градация, парадиастола.

13. Экспрессивное использование паронимов в газете: антанаклаза, паронимическая аттракция, алеотета.

14. Экспрессивное использование полисемии и омонимии: антанаклаза, каламбур.

15. Экспрессивное использование заимствованных слов: метономазия, глоссирование, криптолалия.

16. Экспрессивное использование просторечия: малопропизм (в современных СМИ).

17. Переход нарицательных и собственных существительных из разряда в разряд и его экспрессивное использование в газете и на телевидении.

18. Батос и бурлекс в языке современных СМИ.

19. Парантеза, тмезис, диакопа в языке современных СМИ: типология и функции.

20. Перифраза в современных СМИ: типология и функции.

21. Гипербола и литота в современных СМИ: типология и функции.

22. Библейские фразеологизмы в языке современных СМИ.

23. Аллюзия в языке современных СМИ.

24. Эпифраз и эксплеция в языке современных СМИ.

25. Эпанод в языке учебников по современному русскому языку.

26. Конкатенация и полиптот в языке газетной, теле- и радиорекламы.

27. Консервация в языке современных СМИ.

28. Период в языке современных СМИ.

29. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными в газете.

30. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными в газете.

31. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в газете.

32. Хиазм в языке современных СМИ.

33. Синтаксический параллелизм в языке современных СМИ.

34. Вопрос о типологии частиц.

35. Симплока в языке современных СМИ.

36. Зевгма и силлепсис в языке современных СМИ.

37. Функции славянизмов в языке современных СМИ.

38. Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии – и их вклад в развитие русского литературного языка.

39. Словари языка писателей.

40. Языковая игра как средство формирования и развития языковой компетенции говорящего и ее типология в СМИ.

41. Сложноподчиненные предложения с придаточными условиями в газете.

42. Сложносочиненные предложения с присоединительными союзами в газете.

43. Функции обращения в языке СМИ.

44. Функции вводных слов в языке СМИ.

45. Сложноподчиненные предложения с придаточными подчинительно-присоединительными в газете.

46. Функции и престиж диалектизмов в различных национальных языках (современном русском, японском, немецком Германии, немецком Австрии, в современном итальянском).

47. Парцелляция и сегментация в языке современных СМИ.

48. Функции неопределенно-личных предложений в языке современных СМИ.

49. Типология и функции историзмов и архаизмов в языке современных СМИ.

50. Окказиональное словообразование в языке современных СМИ.

51. Значения прошедшего времени в языке современных СМИ.

52. Единственное дистрибутивное и множественное гиперболическое в языке современных СМИ.

53. Активные процессы в современной грамматике: образование кратких прилагательных.

54. Активные процессы в современной грамматике: образование степеней сравнения прилагательных.

55. Активные процессы в современной грамматике: образование форм именительного падежа множественного числа существительных.

56. Активные процессы в современной грамматике: образование родительного падежа множественного числа существительных.

57. Активные процессы в современной грамматике: склонение имен существительных.

58. Акцентологические нормы в области кратких прилагательных.

59. Акцентологические нормы в области кратких причастий.

60. Акцентологические нормы в области глаголов прошедшего времени.

61. Словари лингвистических терминов.

62. Словари языка газет.

63. Русская речь с телеэкрана.

64. Языковые особенности речи дикторов детского канала телевидения «Бибигон».

65. Активные процессы в современной грамматике: вид глагола.

66. Функционирование глаголов страдательного залога в современных СМИ.

67. Образный потенциал звукоподражаний.

68. Образный потенциал междометий.

69. Субстантивация: по материалам языка современных СМИ.

70. Функционирование глаголов возвратного залога в современных СМИ.

71. Вопрос о типологии бессоюзных сложных предложений.

72. Конкуренция двоеточия и тире в современных СМИ.

73. Функции кавычек в языке современных СМИ.

74. Функции и типология граффона, графической метафоры и графической зевгмы в языке рекламы.

75. Функции и типология граффона, графической метафоры и графической зевгмы в языке газет

76. Функции асиндетона и полисиндетона в языке газет.

77.   Функции и типология вопросительных предложений в языке СМИ.

78. Афоризм, гнома, сентенция, максима: проблемы разграничения (на материалах языка СМИ).

79. Функции макаронической речи в языке СМИ.

80. Типология эллипсиса и его функции в языке СМИ.

81. Языковая норма и язык современных СМИ.

82. Деятельность Совета по русскому языку при президенте РФ: круглые столы лингвистов и журналистов.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Темы курсовых работ

 

1. Характер первой русской печатной газеты «Ведомости».

2. Ложный дифирамб (похвала) как прием сатирической журналистики ХVIII века.

3. Функции жанра «письмо», «открытое письмо» в журналах И.А.Крылова.

4. Профессиональный и гражданский кодексы журналиста по статьям М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева.

5. Конституционные идеи декабристов. («Русская правда» и др.)

6. Фельетонный характер статей А.С.Пушкина против Ф.Булгарина и Н.Греча.

7. Позиция Белинского в полемике вокруг «Мертвых душ».

8. Книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» и полемика вокруг нее.

9. Письмо Белинского к Гоголю, написанное в Зальцбрунне. С кем или с чем полемизирует критик?

10.  А.И. Герцен в полемике с «Русским человеком» («Письмо из провинции»).

11. Смысл аллегорийвстатье Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».

12. Чернышевский и Добролюбов о значении журналистики и обязанностях журналистов.

13. Д.И.Писарев защищает Герцена («О брошюре Шедо-Ферроти»).

14. Отношение Писарева к искусству.

15. Оценка Дружининым поэзии Некрасова.

16. Эмансипация женщины и «женский вопрос» в журналистике 1860-1870-х годов XIX века.

17.  Сходство и различие в характеристике народничества у В.И.Ленина («От какого наследства мы отказываемся») и Н.А. Бердяева («Истоки и смысл русского коммунизма»).

18. Проблематика письма К.Маркса в редакцию журнала «Отечественные записки» и очерка Г.Успенского «Горький упрек».

19. Легко ли стать предпринимателем? Салтыков-Щедрин «Благонамеренные речи» (гл. «Столп» и гл. «Превращение»).

20. Письмо одиннадцатое из «Писем к тетеньке» М.Е.Салтыкова-Щедрина и наше время.

21. Этика журналиста в понимании М.Е. Салтыкова-Щедрина.

22. «Дневник писателя» 1876–1877 гг. — моножурнал Достоевского. Основная проблематика.

23. Отрицательный ли тип журналист Подхалимов? (Салтыков-Щедрин. «Пестрые письма», гл. 5).

24. Что за человек Иван Никитич в рассказе А.П.Чехова «Корреспондент».

25. А.П.Чехов. Хорошие люди (очерки «Из Сибири», статья «Н.М. Пржевальский»).

26. В.Г.Короленко «Павловские очерки». О чем говорит павловский колокол?

27. В.Г. Короленко и Л.Н. Толстой против смертной казни (статьи «Бытовое явление» и «Не могу молчать»).

28. Полемика о войне. О каких аргументах умолчал Ф.М.Достоевский? (очерк «Парадоксалист». «Дневник писателя», 1876 г., апрель, гл. II).

29. Журналист на войне по очеркам М.Е.Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности» (гл. «Тряпичкины-очевидцы»).

30. В.В.Стасов. Статья «Художественная статистика» и оценка им художников-передвижников.

31. «Парадоксы» Вл.С.Соловьева («Судьба Пушкина» или «Идолы и идеалы» по выбору).

32. Фельетоны В.М.Дорошевича о печати в газете «Русское слово» («Старый палач», «Дело о людоедстве»).

33. Журнал «Мир искусств» как новый тип русского журнала.

35. Художественная жизнь Москвы и Петербурга в журнале «Золотое руно».

36. В. Короленко, Л. Толстой, В. Ленин о голоде в России 1890–1900-х гг..

37. Впечатления А. Чехова и В. Дорошевича от Сахалина.

38. Основные политические направления в журналистике до 1905 г.: консервативное («Московские ведомости», «Новое время»), либеральное («Вестник Европы», «Русские ведомости», «Русская мысль» и др.), социалистическое («Искра», «Революционная Россия», «Русское богатство»). Правительственная печать.

39. Статьи А.М. Горького в газете «Наша жизнь» о первой империалистической войне 1914 г. («Несвоевременные мысли»).

40.  Характеристика «толстого» журнала в начале XX в. («Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Мир божий», «Современный мир», «Журнал для всех»).

41.  Журнал для семейного чтения  в начале XX века («Нива», «Родина»).

42. Становление однопартийной советской журналистики

43. Советский «Декрет о печати» и протест журналистов против него.

44.  Первые советские газеты.

45. Первый съезд журналистов в России

46. Издания РОСТА и их роль в советской журналистике

47. Журналистика и НЭП. Основные тенденции.

48. Советский очерк и фельетон: у истоков.

49. Деятельность военных корреспондентов 1941-1945 гг.

50. Патриотическая публицистика А.Н.Толстого.

51. Очерковый цикл В. Овечкина «Районные будни».

52. Тема мира в послевоенной отечественной журналистике.

53. «Известия» и их роль как первой центральной вечерней газеты в системе СМИ.

54.  Развитие радиовещания: создание в его системе редакций «Юность», «Маяк» и программы «Эстафета новостей».

55. Создание общественно-информационного агентства «Новости» (АПН), его структура, задачи, место в системе СМИ.

56.  Перестройка и журналистика: тема гласности

57.  Новые законы и журналистика: закон о правах человека (на выбор - о политических партиях, о печати)

58. Публицистика как самый читаемый жанр в отечественных СМИ 90-х годов XX века

59. Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений. (конкретный пример плюрализма мнений по какой-либо проблеме, например – «отношение к советской истории).

60. Первые независимые от политических партий издания – «Куранты» и «Независимая газета».

61. «Круглые столы» как средство формирования общественного мнения (на конкретном примере).

62. Закон «О средствах массовой информации», его проявления в деятельности СМИ.

63. Государственное и негосударственное теле- и радиовещание Российской Федерации. (на конкретном примере)

64. Постсоветская региональная пресса (на конкретном примере)

65. Отечественные средства массовой информации в Интернете. (на конкретном примере)

66. Отечественная публицистика постсоветского периода (публицистика какого-либо одного «толстого» журнала или иного аналитического журнала, телевизионной программы).

 

 

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Темы курсовых работ

1. Методика творчества журналиста в системе СМИ.

2. Журналистика как вид особой литературной деятельности.

3. Массовая коммуникация и принципы работы CМИ.

4.  Основные методы журналистского творчества.

5. Функции СМИ в обществе и цели журналистской деятельности.

6. Газета как комплексный медиатекст (на примере анализа одного-двух периодических изданий).

7. Телепередача как комплексный медиатекст (на примере конкретной телепрограммы).

8. Радиопередача как комплексный медиатекст (на примере анализа конкретной радиопрограммы).

9. Специфика журналистских жанров в СМК.

10. Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях.

11. Аналитические жанры журналистики, их функционирование в современных условиях.

12. Вербальные средства выразительности в журналистском творчестве.

13. Система художественно-выразительных средств словесного творчества.

14. Автор и его персонификация в творческом процессе в условиях функционирования СМИ.

15. Основные этапы подготовки и осуществления авторского замысла (на анализе процесса создания конкретного журналистского произведения).

16. Сбор материала как важный этап творческого процесса.

17. Источники информации и особенности работы с ними в процессе создания журналистского произведения.

18. Профессия – репортер и ее функции в журналистике.

19. Комментарий как творческая форма публицистического материала.

20. Особенности раскрытия темы при подготовке аналитических материалов.

21. Медиатекст и его особенности в рекламной коммуникации.

22. Событийный, или информационный повод как способ оформления авторского замысла.

23. Технические средства и технологии при использовании в творческом процессе журналиста.

24. СМК как социальный институт в современном обществе.

25. Особенности взаимодействия с аудиторией и новые формы медиатекстов.

26. Современные способы проведения мониторинга интересов аудитории и их влияние на творческий процесс журналиста.

27. Авторское начало в процессе работы над журналистским произведением.

28. Коммуникатор и его характеристика в условиях взаимодействия с аудиторией.

29. Общественное мнение и особенности его формирования с помощью журналистской деятельности.

30. Диалог как конструктивный способ коммуникации в СМИ.

31. Особенности работы журналиста с аудиторией (в прессе, на радио, на телевидении, в Интернете).

32. Обмен информацией как важная форма координации функционирования региональных и центральных СМК.

33. Принципы творческого менеджмента в организации деятельности журналиста (на примере конкретного СМИ).

34. Средства массовой коммуникации как творческий институт в современном обществе.

35. Новейшие технологии коммуникации и трансформации традиционных медиа.

36. Творческие принципы журналистики в создании медиа-текста.

37.  Метод наблюдения в журналистике.

38.  Профессиональная этика журналиста (на примере раскрытия конкретной темы, например, усыновления детей)

39. Журналистский материал и критерии отбора информации в массовых информационных потоках (на примере конкретного издания)

40. Политическая журналистика в СМИ (на примере конкретной передачи ТВ)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 503.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...