Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы и методы реализации функций государства




Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Под формами осуществления функций понимается деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства (см. Приложение 3)[20]. Формы осуществления функций бывают правовые и неправовые (организационные).

Правовые формы. К правовым формам относится правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность государства.

Правотворческой деятельностью является государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

Под правоприменительной деятельностью подразумевается государственная деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).

Правоохранительной деятельностью называется государственная деятельность, которая выражается главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с использованием юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

Неправовые формы. Среди неправовых форм принято выделять организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную (сюда может входить и оперативно-техническая деятельность), организационно-идеологическую (воспитательную) деятельность.

Под организационно-регламентирующей деятельностью понимается деятельность соответствующих органов, связанная с организацией функционирования органов государства (кадровая работа, подготовка документов).

Организационно-хозяйственная работа раскрывается через хозяйственную и оперативно-техническую деятельность. Это может быть работа, связанная с составлением отчетов, статистикой, контролем.

Организационно-идеологическая форма представляет собой воспитательную деятельность, которая включает формирование общественного мнения, обучение, разъяснение существующих норм и правил.

В настоящее время особое внимание уделяется договорной форме осуществления функций государства (договоры в государственной, хозяйственной, социальной сфере).

Методы осуществления функций.

Среди методов осуществления функций государства выделяют методы убеждения, принуждения и стимулирования.[21]

Убеждение — такой метод осуществления функций, когда субъект воздействует на общественное, индивидуальное сознание, способствует его формированию в форме обоснования, объяснения, обсуждения, внушения, демонстрации определенного примера. Среди экономических методов убеждения различают прогнозирование, планирование, инвестирование.

Принуждение всегда призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение — метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения. Экономические методы принуждения — это методы косвенного воздействия на объект (например, высокие на­логовые ставки).

Стимулирование — побуждение к действию, побудительная причина поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными.

 

 

Заключение.

В результате рассмотрения темы «Понятие, признаки и сущность государства» можно сделать следующие выводы.

Во-первых, вопрос о понятии государства возник много столетий назад, однако и сейчас является одним из самых дискутируемых. Существует множество определений данного понятия. Обобщающее понятие «государство» появилось в XVI веке. В научный оборот его ввел Н. Макиавелли.

Государство в реальной действительности – это всегда конкретное государство, находящееся на определенной ступени общественного развития. Оно отличается от тех государств, которые находятся на более ранних или более поздних ступенях развития.

Кроме того, каждое конкретное государство имеет много специфических черт, которые отличают его от всех других государств. Однако, всем государствам в истории и современности присущи некоторые общие признаки, которые позволяют отличать государство от рядовой организации общества и от других элементов политической системы общества. В числе этих признаков: территориальная организация населения и политической власти, наличие публичной власти и ее аппарата, наличие права, государственный суверенитет и наличие казны (взимание налогов).

Государство, как социальный институт, было и остается в центре внимания ученых. Они пытались раскрыть сущность государства и определить его назначение в обществе.

Проблема сущности государства касается определений самой важной, глубинной характеристики государств. Сущность государства – достаточно устойчивая категория. Однако под влиянием различных факторов она может меняться, наполняться новым содержанием.

В настоящее время принято выделять 2 основных подхода к пониманию социальной сущности государства: классовый подход, согласно которому государство выражает, прежде всего, интересы экономически господствующего класса и общесоциальный (общечеловеческий), в соответствии с которым государство выражает интересы всего общества и выступает средством достижения социального компромисса. Несмотря на противоположность этих подходов – они не исключают друг друга.

Одним из важных направлений в данной теме является изучение государства с точки зрения его функционирования. Функциональный подход к изучению государства позволяет более глубоко познать его сущность и социальное назначение.

В настоящее время существует множество критериев классификации функций государства, в том числе: по сфере государственной деятельности выделяют внутренние и внешние функции, по продолжительности действия -постоянные и временные, по степени социальной значимости - основные и неосновные, или производные, по сферам общественной жизни -экономические, политические, культурные и т.п., и другие критерии.

Подводя итог всему вышесказанному, автор приходит к выводу о том, что государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, сохраняется до настоящего времени, выступая на всем историческом пути своего развития как особая организующая и управляющая сила, которую никакая другая политическая организация не способна заменить.

 

Список использованной литературы:

1.Российская Федерация. Законы. Конституция РФ.-М.: Изд-во Эксмо,2009.-64 с.-(Российское законодательство).

2.Краткий юридический словарь/ А.В. Малько.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 496 с.

3.Голубцов В.Г. О сочетании публичных и частных начал при определении гражданско-правового статуса государства // Закон и право.-2006, № 4, с.22-26.

4.Грачев Н.И. Суверенитет как феномен верховной власти // Закон и право.- 2007, № 2, с.3-5.

5.Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права // История государства и права.-2006, № 2, с.72-80.

6.Левакин И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине // Государство и право.- 2009, № 4, с.80-85.

7.Пастухова Н.Б. Суверенитет: историческое прошлое и настоящее // Вопросы истории.- 2007, № 8, с.92-99.

8.Тонков Е.Е. Трансформация юридических форм осуществления государственных функций в условиях кризисной ситуации // История государства и права.- 2009, Июнь (№ 11), с.34-39.

9.Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник.- 2-е изд.-М.: Проспект, 2009.-752 с.

10.Ромашов Р.А. Теория государства и права. – СПб.: Питер, 2009. -256 с.

11.Теория государства и права: учебник; под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. -624 с.

12.Теория государства и права: учебник; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшее образование, Юрайт-Издат., 2009. -743 с.

13.Теория государства и права: Учебник для вузов/ Отв. ред. д.ю.н.        В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2009.-496 с.

14.Теория государства и права.- СПб.: Питер, 2009.-256 с.

15.Теория государства и права: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. Е.И. Темнова.- 2-е изд., стер.-М.: КНОРУС, 2009.- 384 с.

 

Приложение 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...