Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взаимоотношения личности и культуры
§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "КУЛЬТУРА" Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в которомон существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей даетоснования предполагать, что они создают вокруг себя не только материальныймир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделаннаяземля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя системусоциального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основныхпотребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Жительгорода и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины,России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своихправил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манереповедения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах.Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждаяличность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальныйличностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций.Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие имспецифические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людейсоставляют сферу человеческой культуры. Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный терминпоявился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли,воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходечастого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и сталообозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видовдеятельности. Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностраннымиязыками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом ивилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят сножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менееимеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивноеискусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культурапонимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, кудавключают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерствокультуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться ктаким понятиям, как культура производства, культура управления или культураобщения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существуетнесколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементыповедения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкоеиспользование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуетсяточность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не можетполностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именнов них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех илииных слов и понятий, их здравый смысл и традиции. Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породиламногочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложногопонятия. В различных областях научной деятельности было сформулированоболее 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всюобласть действия этого социального феномена. Наиболее удачное определениепонятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себязнания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности ипривычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" (217,с. 1). Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения,окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовыхпредметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, чтокультура - это все, что производится, социально усваивается и разделяетсячленами общества. При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовныйпродукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт,чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или ихчастью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи,фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образомпродукт может быть передан другим людям, последующим поколениям. Исходя изэтого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социальногонаследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может самвоздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения,которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутсяпозитивными и будут приняты последующими поколениями. Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной инематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова,используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые людисоздают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит изпроизведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей,зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются ииспользуются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки иформа хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальнаякультура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры,мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей изрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти квыводу, что материальная культура должна рассматриваться как результатнематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккейбудет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой.Разрушения, причиненные второй мировой войной, были самыми значительными вистории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстровосстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимыхдля их восстановления. Иными словами, неразрушенная нематериальная культурапозволяет достаточно легко восстановить культуру материальную. С другойстороны, пирамиды Древнего Египта не восстанавливались, но тем не менееслужат предметом материальной культуры, так как сохранились определенныеэлементы нематериальной культуры: метод их постройки, дошедшие до насзнания о духовных ценностях, заставивших фараонов возводить такиесооружения. Вместе с тем ценности исчезнувшей нематериальной культурыутратили для нынешних поколений свое культурное значение. Поэтому мыназываем пирамиды Древнего Египта монументами мертвой культуры, утратившейактуальность своего нематериального содержания. Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальнойгруппой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, окультуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существуетспецифическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев,верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, котораяотличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи инезависимость общества, связывающая входящих в него индивидов, являетсякаркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без обществакак единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощьюзакрепляются единообразные культурные образцы и их отделение отдоминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры иобщества не идентичны. Например, римское право является основой правовыхсистем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так иГермании, хотя это и различные социокультурные общности. В то же времякаждое единичное общество может включать в себя разные культуры, взначительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие вобществе двух или более языков или нескольких религиозных верований). Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культуракаждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми егочленами, а с другой - некоторые ее культурные образцы простираются заграницы общества и могут быть приняты в нескольких обществах. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ проблема, исследованию к-рой в культурной антропологии посвящено направление, ориентированное на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции. Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со вт. пол. 19 в. и породившей такие понятия, как “нац. характер”, “нац. психология”. В ее развитие внесли вклад идеи таких классич. мыслителей, какТард, Вундт, Дилыпей, Шпенглер, Ницше и др. Первоначально (к. 20 —нач.30-х гг.) исследование проблемы “К. и л.” было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Мид, Бенедикт, Кардинер и др.). В этот период сложились такие категории, как “личность”, “социализация”, “инкультурация”, “культурный паттерн”, “базовая, или модальная личность”. Направление, посвященное проблеме “К. ил.”, имеет важное значение для изучения этнокультурных процессов, поскольку ориентировано на сравнительно-культурные исследования следующих ключевых тем: соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов данной этнич. культуры и специфич. для нее стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной; соотношение этнокультурных стереотипов социализации с этноспецифичными характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии; связь модальных черт личности с реализацией социально необходимых для поддержания функций этнич. культуры; соотношение этноспецифичных модальных черт личности и культурных паттернов с характерными для данной этнич. культуры поведенч. и психич. отклонениями от принятых в ней норм. В наст. время проблема “К. и л.” составляет одну из предметных областей в рамках более широкого теор. направления “психол. антропология” и относится к изучению механизмов воспроизведения в опр., в том числе этнич., культуре устойчивых паттернов поведения и личностных черт. Лит.: Этнология в США и Канаде. М., 1989; Этнологич. наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М., 1991; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Honigmarin J.J. Personality in Culture // R. Naroll, F.Naroll. Main Currents in Cultural Anthropology. N.Y., 1973. Э.А. Орлова Культурология. XX век. Энциклопедия.1998. Культура и личность проблема, исследованию к-рой в культурной антропологии посвящено направление, ориентированное на изучение процессов индивидуального освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции. Истоки этого направления прослеживаются в этнопсихологии, начавшей формироваться в Европе со вт. пол. 19 в. и породившей такие понятия, как “нац. характер”, “нац. психология”. В ее развитие внесли вклад идеи таких классич. мыслителей, как Тард,Вундт, Дильтей, Шпенглер, Ницше и др. Первоначально (к. 20 — нач. 30-х гг.) исследование проблемы “К. и л.” было связано с изучением процессов освоения культуры человеком (Мид, Бенедикт, Кардинер и др.). В этот период сложились такие категории, как “личность”, “социализация”, “Инкультурация”, “культурный паттерн”, “базовая, или модальная личность”. Направление, посвященное проблеме “К. ил.”, имеет важное значение для изучения этнокультурных процессов, поскольку ориентировано на сравнительно-культурные исследования следующих ключевых тем: соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых компонентов данной этнич. культуры и специфич. для нее стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной; соотношение этнокультурных стереотипов социализации с этноспецифичными характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии; связь модальных черт личности с реализацией социально необходимых для поддержания функций этнич. культуры; соотношение этноспецифичных модальных черт личности и культурных паттернов с характерными для данной этнич. культуры поведенч. и психич. отклонениями от принятых в ней норм. В наст. время проблема “К. и л.” составляет одну из предметных областей в рамках более широкого теор. направления “психол. антропология” и относится к изучению механизмов воспроизведения в опр., в том числе этнич., культуре устойчивых паттернов поведения и личностных черт.
33. Духовный мир человека
Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен… Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает. Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 289. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |