Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II глава: Особенности процесса обучения слепых детей.




 

    Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается слепого ребенка. При обучении таких детей необходимо учитывать, что они развиваются по тем же самым законам, что и нормально видящие дети, но имеют свои характерные особенности, которые выделила Л.И, Солнцева:

1. Общее отставание в развитии (умственном и физическом), причины – пассивность детей, ограничение в освоении пространства, а, следовательно, недостаток двигательной сферы, бедность представлений об окружающем.

2. Периоды развития слепых не совпадают с периодами развития зрячих (слепым приходится вырабатывать свои способы познания мира).

3. Диспропорциональность: функции и стороны личности, которые меньше страдают от отсутствия зрения, развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (движение, овладение пространством).

Особенности развития слепых детей:

- быстрый темп психологического развития;

- хрупкость и ранимость организма;

- процессы возбуждения преобладают над торможением;

- мышление носит конкретный характер, наглядно-действенное, наглядно-образное;

- закладываются основы личности ребенка;

Все это требует особенного режима обучения.

 

Особенности образовательного процесса в спецшколе.

        

    Первая школа для слепых открыта основоположником тифлопедагогики французским педагогом В.Гаюи в 1784 году в Париже, в России – в Петербурге в 1807 году.

    В России система образования слепых связанна с именами К.К.Грота, А.И.Скребицкого и др.

     Для всеобщего обязательного обучения слепых и слабовидящих в наши дни создана сеть специальных средних и восьмилетних общеобразовательных школ. Цели, задачи, содержание и дидактические принципы обучения в этих школах такие же, как и в массовых, но реализуются они с учетом специфических особенностей развития и обучения слепых и слабовидящих детей.

    В связи с первичными нарушениями зрения и вторичными отклонениями в развитии, многие слепые дети испытывают трудности в усвоении знаний. У них снижена обучаемость по сравнению с детьми массовой школы, отмечаются недостатки и избирательные нарушения некоторых форм познавательных процессов восприятия, логической памяти, произвольного внимания. У многих из них отмечается замедленность в осмыслении воспринимаемого словесного и наглядного материала, нарушение ориентации при чтении и письме, при занятии трудом и физкультурой, отмечаются недостатки в развитии речи.

    Эти трудности объясняются и низким уровнем готовности слепых детей к обучению, несформированностью качеств личности при поступлении в школу. В связи с этим специальные коррекционные школы решают не только образовательные и воспитательные задачи, но и восполняют недостатки развития, исправляют у них последствия вторичного дефекта, т.е. решают коррекционные задачи

    Это обеспечивает возможность полноценного усвоения программного материала общеобразовательной школы. Развитие познавательной активности, адаптации и в дальнейшем интеграции слепых детей в общество.

     В процессе специального обучения в школе создаются необходимые для этого условия:

1. В целях предупреждения утомляемости и охраны неполноценного зрения соблюдается определенный режим учебной деятельности и зрительной нагрузки (при использовании остаточного зрения).

2. Замедлен темп прохождения учебного материала в средних классах.

3. Увеличено количество времени на проведение контрольных работ.

4. Ведется организация дифференцированного подхода к обучению слепых детей в связи с особенностями их зрительной патологии.

    Осуществляется специальная коррекционная и компенсаторная работа по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжелыми нарушениями зрения, как на общеобразовательных уроках, так и на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке, индивидуальных групповых занятиях по коррекции вторичных недостатков в развитии.

    В школах для слепых применяются учебники и др. литература, изданные по рельефно – точечной системе Л.Брайля. Применяются технические средства обучения («Читающая машина», «Фотофон», «Щуп» и др.).

 

Особенности процесса обучения в специальном дошкольном учреждении.

 

    Успешность обучения слепых детей в спецшколе очень сильно зависит от их дошкольного воспитания и обучения. Дети, которые не посещали специальные дошкольные учреждения, труднее и дольше будут вливаться в школьную жизнь. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются её отдельные элементы

    В младшей группе формируется способность к постановке цели собственной деятельности (2-3 года), усваиваются различные способы деятельности (3-4 года), вырабатывается чёткая направленность на конечный результат (после 4-х лет), учатся слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу, поощряется старание, активность, интерес, желание. В старшем дошкольном возрасте формируется умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, самоконтроль при сравнении полученного результата и образца, умение осуществлять произвольный контроль над ходом деятельности в процессе полученных промежуточных результатов, умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

    Процесс обучения слепых дошкольников осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Он строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей. К последним относятся принципы корригирующего обучения, учет первичных и вторичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровней сформированности речи, учет новизны, объема, нарастающей сложности вербального материала.

    Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности.

    Система коррекционно-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях направлена на всестороннее развитие ребенка, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками – при помощи особых методов и приемов коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребенка с нарушением зрения к успешному обучению в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе. Для её реализации необходимо создать специальные условия, соответствующие требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии, дидактики. Особое место отводится оборудованию и оснащению тифлопедагогического кабинета, обеспечивающего полноценную коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушенным зрением. Назначение кабинета – организация и проведение психолого-педагогических обследований, а также индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

    Необходимо соблюдать следующие условия:

1. Помните, что по результатам психолого-педагогического обследования детей планируется дальнейшая индивидуальная коррекционно-педагогическая работа.

2. Необходим личностно-ориентированный подход к детям, с учетом их возрастных особенностей, темпа развития, индивидуальных возможностей, характера глазной патологии, вторичных отклонений и общего уровня физического, психического и умственного развития.

3. Приступая к работе, следует выработать систему коррекционно-компенсаторных и психолого-педагогических методов и приемов, средств и форм работы, направленные на активизацию и развитие восприятия, процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков в развитии, вызванных нарушением зрения. Основные методы – игровой и метод практических действий: они наиболее эффективны для коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения. Вспомогательные методы – глазная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, физкультминутки, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов зрения.

4. Коррекционно-компенсаторный процесс следует организовывать на полисенсорной основе, что означает обучение познанию окружающего мира и совершенствование навыков ориентировки в нём с помощью развития нарушенного зрения и сохранных анализаторов: тактильного, слухового, двигательного, вкусового, обонятельного.

5. Коррекционно-компенсаторный процесс должен быть максимально сближен с общеразвивающим процессом.

6. Компенсацию нарушений зрительной недостаточности необходимо сочетать с развитием психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления.

7. необходимо соблюдать последовательность и поэтапность в коррекционно-развивающей работе.

8. Следует использовать технические, дидактические, офтальмологические, художественные, литературные и др. средства, позволяющие детям с нарушенным зрением получить полную и объективную информацию об окружающем мире.

Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Чтобы ребёнок «принял» названия, он должен видеть предметы, с которыми они связанны. «Слово и вещь должны предлагать человеческому уму одновременно, однако, на первом месте – вещь, как предмет познания и речи» (Я.А.Каменский). Органы внешних чувств – орудие познания. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве. Формирование речи неразрывно связанно с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребёнка действительность – это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.

Слепой ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значения, что задерживает развитие мышления и смысловой стороны речи. Для этих детей характерны вербальные (словесные, не подкрепленные чувственным опытом) представления. Нарушения в соответствии образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно-кинестетических ощущений, памяти и речи.

Известно: чем выше чувственный опыт слепых детей, тем богаче словарный запас, многообразнее соотнесение слова с объектом предметного мира. Согласно Выготскому, и зрячий, и слепой сами должны активно добавлять знания из реального предметного мира, отходя от голой словесности.

В ходе полисенсорной, предметно-практической деятельности ребёнок учится произносить и запоминать слова, связанные с ней. Только тогда слова начинают жить в реальном окружении и откладываются в сознании и опыте ребенка. Необходимо отметить: речь детей с недостатками зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию, которая обеспечивает сферу чувственного познания, а, пользуясь чувственным опытом и словом, ребенок глубже познает явления и предметы окружающего мира. Именно благодаря этому недостатки зрения не исключают возможности приобретения знаний об окружающем мире.

Специалисты знают: без индивидуально дифференцированного подхода и специальной коррекционной работы слепой ребенок будет обречен на неуспех. Но ранняя психолого-педагогическая коррекция позволяет добиться значительных успехов при обучении слепых детей.

Анализ литературы привел к определению задач, требующих решения:

- Развивать способности понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве, углублять внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить обозначать их словами.

- Формировать перцептивные действия и полисенсорные способы анализа предметного мира.

- На основе активного использования сохранных анализаторов, чувственного и опосредованного восприятия окружающего мира стимулировать остаточное зрение, учить приемам и способам «видения» существенных свойств и качеств предметов (форма, цвет, величина, расположение в пространстве), обозначать их словом, самостоятельно использовать новые слова в речи, побуждать высказывать свои мысли, развивать разговорную речь.

    Намеченные задачи определили направления работы:

- Организация коррекционно-развивающей среды в группе и кабинете тифлопедагога (периодическая сменяемость наглядных пособий, оформление развивающей тематикой, временем года).

- Ежеквартальное обследование детей, анализ его результатов и выводы (какие игры, упражнения, литературные произведения наиболее эффективны для решения поставленных задач).

- разработка комплекса коррекционных игр, направленных на активизацию чувственного познания и речи.

 

Заключение.

    Отсутствие зрения у детей затрудняет при процессе обучения восприятие объектов, их представления неполны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, у них плохо сформированы умения аналитической оценки процессов и явлений, микро- и макроориентировочные действия.

    Эти недостатки поддаются коррекции, утраченные зрительные функции компенсируются с помощью сохранных анализаторов, тифлоприборов, специальных средств наглядности и оригинальных методик.

    Кардинальным условием эффективности коррекционного воздействия на нарушенные функции в ходе процесса обучения является соединение общедидактических и дефектологических принципов обучения при ведущей роли принципа коррекционной направленности обучения и воспитания.

    Коррекционно-педагогический процесс, специфика методического построения работы педагогов и учащихся должны быть направлены на те разделы программ, которые наиболее трудно усваиваются учащимися со зрительной депривацией.

    Концепция коррекционной направленности методов обучения, систематизация специальных приемов и способов работы на занятиях во многом помогут ликвидировать ту диспропорцию в содержании и методах обучения, которая наблюдается в практике работы специальных учреждений. Методические построения, адаптированные и оригинальные приемы и способы преподавания позволят повысить эффективность обучения детей с аномалиями зрения. Обучающие программы к персональному компьютеру IBM PC 30, «озвученные учебники» со специальными приложениями, опорные конспекты для слепых, организационно-методические схемы коррекции, рельефные пособия и др. широко вошли в практику работы тифлопедагогов.

    Определенны тифлопедагогические требования к средствам обучения с позиции формы, размеров, масштабности, дозировки нагрузок, специальной унификации и цвето-контрастности. На основании этого разработан ряд оригинальных средств обучения: конструкторы для слепых, дидактический раздаточный материал, клавишные и индикаторные пособия и др., созданы и внедрены в практику тифло-эргономические требования к оборудованию кабинетов в спецучреждениях для слепых детей.

    Исходя из структурно-функциональных особенностей зрительной патологии, сенсорных возможностей учащихся и гигиенических требований, были сформулированы тифлопедагогические аспекты структурного построения занятий и разработаны коррекционные схемы их реализации. Это определило систему индивидуального дифференцированного подхода к обучению слепых и слабовидящих учащихся и коррекционного воздействия на психические и физические отклонения в их развитии.

 

 

Список литературы.

1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения: - М.: Прометей, 1981. – 357с.

2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Сборник научных трудов / Под редакцией А.Г.Литвака, Л.,1981.-122с.

3. Дошкольное воспитание: №№3,4,5,6 2005 г.

4. Загвязинский В.И. Противоречия учебного процесса и способы их разрешения.// Советская педагогика. 1970.

5. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464с.

6. Логопедия.Под редакцией Л.С.Волковой, Москва «Просвещение» 1989 год.

7. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М., «Просвещение», 1978 г.

8. Основы дефектологии. В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов, Москва «Просвещение», 1990 год.

9. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов     

Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; Под ред.

Ю. К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и переработанное. – М., Просвещение, 1988. – 479.

10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. Н. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа- Пресс, 1997. – 512с.

11. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: Книга1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.

12. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., «Просвещение», 1990 г.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...