Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Констатирующий эксперимент

 

Тест креативности.

Экспериментальный материал. Набор изображений геометрических фигур. (Приведены на рис. 1)

Рис. 1

 

Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем, дорисовывание может проводиться  как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

 

Анализ результатов.

Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях.

2 группа – оригинальные изображения в двух случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

 

Таблица № 1

 

Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа
 1. К.Ю. 4
 2. Л.И. 4
 3. М.К. + 3
 4. С.Д. 4
 5. Л.С. + + 2
 6. П.И. 4
 7. Г.В. + 3
 8. С.О. 4
 9. К.С. 4
10. Ф.И. 4
11. М.Д. 4
12. С.А. + 3
13. П.Д. 4
14. К.В. + 3
15. З.С. 4

 

Общее количество оригинальных изображений: 7

 

 

Таблица № 2.

 

Перечень изображенных детьми предметов.

 

Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник
 1. К.Ю. колесо портфель дом
 2. Л.И. колобок телевизор елка
 3. М.К. подсолнух подъемн. Кран. Косынка
 4. С.Д. будильник телевизор человек
 5. Л.С. Шарик машина лег. Колокольчик
 6. П.И. будильник дом конверт
 7. Г.В. Мяч телевизор пилотка
 8. С.О. солнце змей елка
 9. К.С. Шар дом пирамидка
10. Ф.И.. 11. М.Д. 12. С.А. 13. П.Д. 14. К.В. гриб ромашка человек солнце Яблоко окно часы дом телевизор телевизор на тумб. дом человек елка дом Елка
15. З.С. Солнце картофель дом

 

Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

Круг – солнце, шарик;

Квадрат – телевизор, портфель, дом;

Треугольник – елка, дом, человек.

 

Констатирующий эксперимент.

 

Рис. 2

 

Формирующий эксперимент

Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.

 

Упражнение «Три краски».

 

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.

Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.

 

Таблица № 3

 

Ф. и. ребенка Названия картин Количество названий
 1. К.Ю. Лес, жаркий день 2
 2. Л.И. Полка, пляж 2
 3. М.К. Бумага цветная 1
 4. С.Д. Торт, разные конфеты 2
 5. Л.С. Водопад, летний день 2
 6. П.И. Разноцветные ленты 1
 7. Г.В. Лес, жаркий день, пляж 3
 8. С.О. Канавы, пасмурный день 2
 9. К.С. Луна, ночь, ракета в небе 3
10. Ф.И. Самолет в небе 1
11. М.Д. Парк, листопад, осень 3
12. С.А. Поле цветов 1
13. П.Д. Трактор в поле 1
14. К.В. Лес, занавес, овраг, закат 4
15. З.С. Разноцветные мелки 1
Всего:   29

 

1 человек – 4 названия 7%

3 человека – по 3 названия 20%

5 человек – по 2 названия 33%

6 человек – по 1 названию 40%

 

Модифицированный тест Роршаха.

 

Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

 

 

Таблица № 4

 

И. Ф. ребенка   Количество названий
 1. Юля К. Фонтан, башня 2
 2. Илюша Л. Букет, дерево, мороженное 3
 3. Кристина М. Цветок, жук 2
 4. Дима С. Барышня 1
 5. Сережа Л. Бабочка, салют 2
 6. Ира П. Птица, рыба 2
 7 Влад Г. Божья коровка, жук 3
 8. Оля С. Заяц, медведь 2
 9. Слава К. Филин, лягушка 2
10. Илюша Ф. Куст 1
11. Данил М. Факел 1
12. Алена С. Ракета, голубь 2
13. Дима П. 14. Вадик К. 15. Саша З. Паук Павлин Перо, цыпленок, корабль, самолет 1 1 4
Всего   28

 

Саша З. – 4 названия.

Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.

 

Уровни развития.

Высокий Средний Низкий
20% 47% 33%

 

Упражнение «Волшебники»

 

Используется для развития чувств на базе воображения.

Предлагали детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».

 

Таблица № 5

Уровни развития

 

Уровни Количество детей %
Высокий 4 27%
Средний 9 60%
Низкий 2 13%

 

 

Контрольный эксперимент

Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

Тест креативности.

 

Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.

 

Таблица № 6

 

Ф. и. ребенка Круг Квадрат треугольник Группа
 1. К. Юля + + 2
 2. Л. Илюша + 3
 3. М. Кристина + 3
 4. С. Дима + 3
 5. Л. Сережа + + 2
 6. П. Ира + 3
 7. Г. Влад + 3
 8. С. Оля + + 2
 9. К. Слава + + 2
10. Ф. Илюша + 3
11. М. Данил + + + 1
12. С. Алена + + + 1
13. П. Дима + + 2
14. К. Вадик + 3
15. З. Саша + 3

 

 

Таблица № 7

 

Ф. и. ребенка Круг Квадрат Треугольник
 1. К.Ю. Утенок Книга Ваза с цветами
 2. Л.И. Новог. игрушка Портфель Треугольник
 3. М.К. Самовар Окно Гиря
 4. С.Д. Бабушка Скворечник Гриб
 5. Л. С. Часы Сумка Зонт
 6. П.И. Петух Кастрюля Колпак
 7. Г.В. Царевна Торт Флажок
 8. С.О. Снеговик Телевизор Стрела
 9. К.С. Аквариум Картина Компас
10. Ф.И. Чайник Клетка с попуг. Ракета
11. М.Д. Ежик Робот Карандаш
12. С.А. Барабан Машина Пчела
13. П.Д. Цветок Стол с вазой Конфета
14. К.В. Телефон Дом Дом
15. З.С. Звезда Салфетка Буратино

 

Оригинальных изображений 24.

 

Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.

 

 

Контрольный эксперимент

Рис. 3

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.  

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/

2. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выгодский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е.И.  О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

10. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

11. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.

12. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

13. Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.

14. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

16. Найссер У. Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

17. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

18. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.

19. Розетт И.М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

20. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 610.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...