Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и социальное назначение государства




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: "Государство, понятия, признаки, сущность, социальное назначение"

 

 


 

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        Студентка 1 курса очной формы

                                                                                        обучения гр. 11-11

                                                                                        Веселовская А.С.

 

                                                                                        Научный руководитель (рецензент):

                                        Соколова Н.В.

       Нижний Новгород

 

2010

План

Введение …………………………………………………............3

1 Государство…………………………………………………….5

1.1    Понятие государства………………………………………..5

1.2    Признаки государства………………………………………10

 

2 Сущность и социальное назначение государства…………19

3 Соотношение общества и государства……………………..29

Заключение………………………………………………………40

Список используемой литературы……………………………………………………….43

 

 

Введение

Возникнув на последней ступени развития первобытного общества в результате изменений в его экономики и социальной структуре, государство не оставалось неизменным. Оно развивалось, приобретая в разные исторические эпохи новые черты.

Следовательно, возникает ряд вопросов. Что такое государство? Каковы его понятия и признаки, сущность и социальное назначение? Как же все-таки общество взаимодействует с государством? Эти вопросы уже давно являются актуальными, но, к сожалению не столь простыми, а как раз очень сложными и не ординарными. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства, как явления, так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.

Названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. Государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

«Трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества» так писал один из австрийских юристов Г. Кельзен.

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - наша цель исследования.

 

 

1. Государство.

1.1. Понятие государства.

Слова "государство ", "публичная власть ", "суверенитет " наверняка слышали многие, но в чем заключается сущность этих юридических понятий и каковы их основные признаки, знают далеко не все.

Естественно, что еще в глубокой древности они пытались ответить на вопрос, что такое государство. Множественность этих определений объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

Познание закономерных свойств и признаков государства “вообще”, видимо, возможно, только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факторов, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершеневич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название “государство”.[1] Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него чего-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях

Дать определение государства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юриста­ми, как в древности, так и в наши дни. Например, Аристо­тель утверждал, что государство — это средоточие всех ум­ственных и нравственных интересов граждан. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение.

Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».[2]

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство[3]. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».[4]

Рассматриваемое определение послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство—   сообществом, другие — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Нередко понятие "государство" отождествляется с поня­тием "страна", то есть выступает как политико-геогра­фическое образование (Россия — государство, занимающее 1/7 часть суши). Авторы многих публикаций, используя тер­мин "государство", имеют в виду общество, — например, когда пишут, что Великобритания промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки — экономически отсталые государства.

    В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» .[5]

    Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[6] Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство— это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».[7]

Представители клас­совой теории основывались на том, что государство — это всегда диктатура господствующего класса.

Итак, что же такое государство?

 Государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

                    

 

1.2. Признаки государства

 

Возникнув на определенной ступени развития первобытного общества в результате изменений в его экономике и социальной структуре, государство не оставалось неизменным. Оно развивалось, приобретая в разные исторические эпохи новые черты. Поэтому отмечаются особенности рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного государства. Но в то же время можно выделить некоторые общие признаки, присущие всем государствам независимо от эпохи их существования. Это такие существенные признаки, которыми государство отличается от родовой организации бесклассового общества, а также от других организаций в классовом обществе (например, от партий). Взятые вместе, они дают возможность подробной характеристики государства.

 

Каковы же эти признаки?

 

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В отличие от цивилизо-' ванного, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному ро­ду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородствен­ных связях.

 

В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство.

 

Территориальная организация населения - это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.[8]

В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей.[9]

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда. Это осо­бый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение лю­дей воле, отраженной в правовых актах государства.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

В обществе власть может существовать в разных видах: партий­ная, семейная, религиозная и т.п. В отличие от других видов социальной власти государственная власть является: аппаратной (имеет механизм осуществления), суверенной (не зависит от иной власти) и легитимной (опирается на закон).[10]

Высшей властью, реше­ния которой обязательны для всех граждан, организаций и учреж­дений, обладает лишь государство.

Верховенство государственной власти означает:

- Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. Её безусловное распространение на население и все социаль­ные структуры общества.

- Государственная власть имеет монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов вплоть до смерт­ной казни), которыми не располагают другие субъекты поли­тики, т.е. имеет  возможность законно применять принуждение

-     Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

-   Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

-   Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

-    Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.

-    Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком.[11]

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колоний либо доминион.

"Государственный суверенитет — независимость госу­дарственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее ис­ключительном, монопольном праве самостоятельно и сво­бодно решать все свои дела.

Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.

Государственный суверенитет — основа силы госу­дарства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того, чтобы присвоить себе "право войны", для односторон­него произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.

Государственный суверенитет включает такие основополагаю­щие принципы, как единство и неделимость территории, непри­косновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государ­ство и(или) внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять решение, не отвечающее националь­ным интересам его народа, то говорят о нарушении суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособ­ности обеспечить собственный суверенитет и национально-госу­дарственные интересы.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет госу­дарства включает экономические, политические и правовые ас­пекты.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культур­ным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета — существование стабиль­ного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой по­литической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, зако­нодательство, декларации, общепризнанные принципы междуна­родного права, фиксирующие равенство государств, их территори­альную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Государственный суверенитет имеет две стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет).

Внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории. Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).

 Внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент политической системы общества.

4. Неразрывная связь государства и права.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний — общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Но так или иначе, государство придает праву важные свойства — формальную определенность, общеобязательность.

Еще более значительна роль государства в реализации права, в претворении его в жизнь. Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом прав В. И. Ленин, утверждавший, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права». В самом деле, какое значение имели бы нормы, скажем, административного или уголовного права без правоохранительных органов? За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.

Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т.д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым. Право — важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами, с мировым сообществом в целом.

Подчеркнем, что только при активном взаимодействии государство и право могут полноценно и эффективно функционировать, приобрести социальную ценность.

 


Сущность и социальное назначение государства

 

Сущность как философская категория означает основное, необ­ходимое в том или ином явлении.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) то, чьим интересам служит данная организация (содержа­тельная сторона).

Если при анализе сущности государства остановиться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладель­ческое и современное государство тождественны по своей сущнос­ти. Между тем это в корне неверно.

Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Данная проблема вызываем острые дискуссии.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности госу­дарства,  в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного го­сударства.

Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

В рамках религиозного подхода государство можно опреде­лить как организацию политической власти, содействующую пре­имущественному осуществлению интересов определенной рели­гии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Паки­стан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей по­литике руководствуются в большей мере религиозными нача­лами.

В рамках национального (националистического) подхода госу­дарство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интере­сов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми го­сударствами, на самом деле (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интере­сы иных наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о за­крытии русскоязычных школ, о проблемах в сфере гражданства, продвижения по службе, выплаты пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущест­венному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на террито­рии данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие реакционные круги Южно-Африканской Республики проводили политику расо­вой дискриминации в отношении коренного африканского населе­ния и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев граждан­ских прав, помещении их в резерватах или особых городских квар­талах, ограничении свободы их передвижения и т.п.

В рамках классового подхода государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение инте­ресов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» их со­противления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.

Различают два основных подхода к сущности государ­ства:

- классовый;

- общесоциальный.

- При классовом подходе государство можно рас­сматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью наси­лия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

- При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественно­го компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

Государство появляется на определенном этапе исторического развития вместе с возникновением частной собственности, рассло­ением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разде­лением труда и появившейся необходимостью регулирова­ния отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государ­ства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.

Марксистская концепция определяет государство как орудие господствующего класса, для подавления классовых противников.

Марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства в нашей науке до последнего времени считалось единственно верным и научным. Однако общественная практика подвергла данную теорию серьезным испытаниям, доказав ее истинность лишь на определенный, ограниченный во времени исторический период. Вывод К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина об отмирании государства диктатуры пролетариата в короткий переходный период и превращении его в “полугосударство” опыт развития нашей страны не подтвердил. Вопреки прогнозам основоположников марксизма-ленинизма, государство и после революции осталось орудием подавления большинства народа. Такая практика и позволила сделать заключение об “истинности” и “универсальности” теории классового государства.

Развитие марксистско-ленинского учения о государстве в последующее время было ориентировано в основном на более углубленное раскрытие классового характера государства

Под сущностью государства понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Государство понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, для обеспечения эксплуатации (кроме социалистическою государства). Утверждалось, что открытие классовой природы государства и тем самым его сущности – это великая научная заслуга марксистской теории государства и права.

Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

Тем не менее, установление классового характера государства не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства.

В рамках современной теории государства становится актуальным не столько догматическое описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства. При этом важно учитывать, что и сама-то классовая природа современных государств менялась весьма зримо в направлении выражения и обеспечения общесоциальных целей и интересов общества.

Реальность человеческого бытия внесла существенные коррективы в соотношение “классовых” и “общих” задач государства.

С изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации классового господства, с другой — расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается “отрыв” государства от народа, происходит “приближение” его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.

Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

При рассмотрении государства в развитии прослежива­ется закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.

Главное в социальной сущности государства, — оно является организационной формой общества, его сплочения и функционирования на общеприз­нанных принципах и нормах.

Итак, для полного и объективного понимания сущности государства недостаточно только классового подхода, а следует использовать и общесоциальную концепцию сущности государства.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесо­циальный) подход, в рамках которого государство можно опреде­лить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется более широко как сред­ство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, боль­шинства населения страны преимущественно с помощью компро­мисса.

Государство такой сущности, не занимая однозначной классо­вой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся со­гласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели со­временная Россия. К этим государствам можно отнести, напри­мер, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и т.п.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Нельзя сказать, что современное государство полностью утратило классовость, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существова­ния чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населе­ния.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интере­сах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Обще­социальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В госу­дарстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые инте­ресы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различ­ных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. Значение общесоциальной сторо­ны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к ка­питализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринима­телей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится мень­ше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляю­щей государственной деятельности снижается доля его клас­сового содержания.

 

          Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэ­тому в сущности государства в зависимости от исторических ус­ловий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал. В демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...