Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели восстановления платежеспособности.




В настоящее время многие российские про­мышленные предприятия находятся в кризис­ном положении, так как усилия органов госу­дарственной власти в ходе экономических ре­форм были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.

В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов госу­дарственной собственности, подавлена инфля­ция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.

Однако создание макроэкономических ус­ловий для экономического роста не переломи­ло негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления про­мышленного кризиса. Недостаточное внима­ние органов государственной власти к проведе­нию активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализо­вать потенциал экономической реформы и на­ладить эффективное функционирование ры­ночного механизма.

Реформирование экономики России нача­лось и продолжается на фоне глубокого кризи­са всех ее сфер и отраслей. Низкая эффектив­ность производства, неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая ин­фраструктура, негативные последствия либе­рализации цен, кризис сбыта и потеря управля­емости экономики — это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспо­собности предприятий и поставивших на пове­стку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или това­ры, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению произ­водства, прогрессивному изменению его струк­туры, подъему экономики в целом.

Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление кризиса пред­приятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатеже­способности предприятий выделяют внутрен­ние и внешние.

 

В Российской Федерации к внутренним при­чинам можно отнести:

- неэффективное управление;

- неразвитость маркетинговых, финансовых служб;

- недостаточное планирование;

- неудачу проникновения на ключевые рынки;

- недостаточное обновление продукции;

- ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;

- низкие стимулы для сохранения ценных кад­ров;

- нехватку управленческих информационных систем;

- отсутствие своевременной внутренней отчет­ности;

- недостаточную капитализацию доходов;

- избыточный долг.

 

Среди внешних можно выделить следующие причины:

- неразвитое законодательство;

- нестабильная политическая ситуация;

- отраслевые условия;

- общие экономические условия;

- проблемы с трудовыми ресурсами;

- иностранная конкуренция;

- изменение вкусов потребителей;

- сокращающийся рынок;

- разрыв экономических связей после распада СССР.

Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин непла­тежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.

Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен ограничиваться толь­ко удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.

Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего уп­равления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельно­сти (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее уп­равление, конкурсное производство и мировое соглашение.

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой не­обходимо осуществить последовательно следующие этапы.

Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества.

Директор предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.

Особенностью проведения инвентаризация при арбитражном управлении является необходимость создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, ока­завшееся в излишке, подлежат оприходова­нию и зачислению соответственно на финан­совые результаты с последующим установле­нием причин возникновения излишка и виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержден­ных в установленном законодательством по­рядке, списывается по распоряжению руково­дителя предприятия на издержки производст­ва и обращения;

недостачи материальных ценностей, денеж­ных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли отно­сятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от не­достач и порчи также списываются на из­держки производства и обращения.

Второй этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» в пятидневный срок со дня по­лучения определения арбитражного суда о при­нятии заявления кредитора, т. е. о введении процедуры наблюдения, должник в лице вре­менного управляющего обязан разослать уве­домление о введении процедуры наблюдения всем кредиторам, выявленным по данным бух­галтерского учета, с предложением о предъяв­лении своих требований к должнику.

Для целей участия в первом собрании кре­диторов их требования принимаются арбит­ражным управляющим в течение одного меся­ца со дня получения кредитором уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним долж­ны прилагаться документы, подтверждающие данные требования.

Возражения по требованиям кредиторов мо­гут быть представлены должником в арбитраж­ный суд и кредитору в недельный срок с момен­та их получения.

Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника проводит­ся в срок не позднее одного месяца до установлен­ного срока рассмотрения дела о банкротстве.

Третий этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной работы с кре­диторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.

Выявленным по результатам инвентариза­ции дебиторам направляются письма с требо­ваниями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.

Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия. Анализ проводится с целью определения до­статочности принадлежащего должнику иму­щества для покрытия судебных расходов, рас­ходов на выплату вознаграждения арбитражно­му управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспо­собности должника.

Основными элементами финансово-эконо­мического анализа являются:

- анализ бухгалтерской отчетности;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- расчет финансовых показателей;

- экономический анализ.

Анализ бухгалтерской отчетности пред­ставляет собой изучение абсолютных показате­лей, представленных в ней.

В процессе анализа определяются состав имущества предприятия, его финансовые вло­жения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источ­ники заемных средств, оцениваются объем вы­ручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.

Горизонтальный анализ состоит в сравне­нии показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.

Наиболее распространенными методами го­ризонтального анализа являются:

простое сравнение статей отчетности и ана­лиз их резких изменений;

анализ изменений статей отчетности в срав­нении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, ког­да изменение одного показателя по экономиче­ской природе не соответствует изменению дру­гого показателя.

Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и по­следующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете отно­сительных показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.

Расчет финансовых показателей основан на традиционных методах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ко­торые базируются на довольно большом коли­честве показателей, производных от структуры активов и пассивов баланса.

При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие, как эффектив­ность применяемых методов планирования, до­стоверность бухгалтерской отчетности, ис­пользование различных методов учета (учет­ной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.

Экономический анализ необходим для полу­чения реальной картины о возможных перспек­тивах развития предприятия. В ходе его прове­дения оцениваются наличие и годность основ­ных фондов для дальнейшего производства, наличие товарно-материальных запасов, энер­гетических ресурсов и трудовых кадров, разви­тость маркетинговых и финансовых служб, эф­фективность управления и т. п.

Пятый этап. Разработка плана финансового оздоровления предприятия. По окончании процедуры наблюдения арбит­ражный управляющий представляет в арбит­ражный суд отчет о своей деятельности, сведе­ния о финансовом состоянии должника и пред­ложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Разработка моделей восстановления платежеспособности предприятия-должника. Если по результатам процедуры наблюдения арбитражным управляющим была выявлена возможность восстановления платежеспособ­ности должника, то вводится процедура внеш­него управления.

С момента введения внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обяза­тельствам и обязательным платежам должни­ка. На сумму этих требований начисляются проценты в порядке и размере, которые преду­смотрены в ст. 395 ГК РФ.

Постановление Пленума Высшего Арбит­ражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» разъ­ясняет, что в настоящее время в отношениях между организациями и гражданами РФ подле­жат уплате проценты в размере единой учетной ставки Центрального банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования).

Предусмотренные проценты подлежат уплате только на соответствующую сумму денежных обя­зательств и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денежными средствами.

При арбитражном управлении термин «вос­становить платежеспособность предприятия» означает удовлетворение на данный момент требований кредиторов, обязательства перед которыми не были исполнены должником в те­чение трех месяцев с момента наступления да­ты их исполнения.

В статье 85 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены следующие ме­ры по восстановлению платежеспособности предприятий:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- ликвидация дебиторской задолженности;

- проведение реструктуризации активов пред­приятия;

- исполнение обязательств должника собствен­ником имущества должника  унитарного пред­приятия или третьим лицом (третьими лицами);

- продажа предприятия (бизнеса) должника;

- иные способы восстановления платежеспо­собности должника.

Кроме того, восстановлением платежеспо­собности предприятия при арбитражном управ­лении считается также заключение мирового соглашения.

Рассмотрим подробнее некоторые модели вос­становления платежеспособности промышлен­ных предприятий при арбитражном управлении.

Перепрофилирование производства. Процесс реструктуризации предприятия можно определить как обеспечение более эф­фективного использования производственных ресурсов.

Реструктуризация производственной дея­тельности включает:

анализ структуры издержек производства;

выявление резервов снижения издержек производства;

диверсификацию производственной дея­тельности;

внедрение прогрессивных технологий, средств механизации и автоматизации произ­водств;

вывод нерентабельных производств, исклю­чение устаревших технологий, снятие с произ­водства неконкурентоспособных изделий;

совершенствование организационной струк­туры.

Управление дебиторской задолженностью. Система управления дебиторской задолжен­ностью требует постоянного контроля по ряду параметров.

К ним относятся:

- время обращения средств, вложенных в де­биторскую задолженность;

- дебиторов по разным признакам;

- схемы расчетов с покупателя­ми и возможность их унификации;

- схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принци­пы резервирования сомнительных долгов;

- система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др.

Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в ос­новном неформализованный характер и нара­батываются по мере становления предприятия.

При реструктуризации дебиторской задол­женности используются следующие схемы: про­дажа долгов (переуступка прав требования, фак­торинг), проведение взаимозачетов, взыскание в судебном порядке (через исполнительное произ­водства, через процедуру банкротства).

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом. Собственник имущества должника -унитар­ного предприятия вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Исполнение обязательств должника треть­им лицом (третьими лицами) допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных креди­торов в соответствии с реестром требований.

Реструктуризация активов предприятия. Эта мера восстановления платежеспособно­сти включает следующие элементы:

консервацию, продажу или сдачу в аренду производственных мощностей;

продажу объектов незавершенного строи­тельства;

продажу излишнего оборудования, материа­лов, комплектующих изделий и готовой про­дукции, находящейся на складе. Эти невостре­бованные объекты необходимо продавать даже в том случае, если их продажная цена ниже их балансовой стоимости, так как при арбитраж­ном управлении главная цель - поиск необходи­мых денежных средств;

передачу местным администрациям или про­дажа другим заинтересованным лицам объек­тов соцкультбыта;

списание (консервация) мобилизационных мощностей;

передачу местным администрациям, выделе­ние в отдельное юридическое лицо или прода­жа другим заинтересованным' лицам объектов энергоснабжения.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника с помощью независимого эксперта-оценщика внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника, которая проводится, как правило, на от­крытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.

Разработка и внедрение различных моделей восстановления платежеспособности промышленных предприятий при арбитражном управлении являются творческой задачей арби­тражного управляющего, решения которого должны основываться на изучении истории предприятия и перспектив его развития с ис­пользованием теоретических и практических знаний в области антикризисного управления.

Распространенной ошибкой действующих арбитражных управляющих является то, что они строго следуют букве закона, т. е. только удовлетворяют требования кредиторов, но не искореняют истинные причины неплатежеспо­собности предприятия-должника.

Если рассмотреть изложенную выше схему реструктуризации, то можно сказать, что арби­тражные управляющие, как правило, останав­ливаются на оперативной реструктуризации. Хотя, по нашему мнению, немаловажную роль при внешнем управлении играет стратегичес­кая реструктуризация, так как без устранения действительных причин неплатежеспособности предприятия применение любого метода даст только краткосрочный результат - удовлетво­рение существующих требований кредиторов. В долгосрочной же перспективе предприятие неизбежно попадет в кризис.

Поэтому при разработке моделей восста­новления платежеспособности должника арби­тражный управляющий должен искоренять причины неплатежеспособности, учитывая как краткосрочные, так и долгосрочные цели раз­вития предприятия.

 

 

План финансового оздоровления.

Бизнес-план повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.

Цель разработки процедур повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.

Задачи бизнес-плана:

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;

- определить конкретные направления деятельности предприятия;

- спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов;

- выбрать состав и определить показатели объема продаж товаров и услуг, предлагаемых предприятием потребителям;

- оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

- разработать комплекс процедур изменения маркетинговой политики предприятия для прироста выручки за счет поиска новых рынков сбыта продукции (услуг), создания дистрибьюторской сети и агрессивной рекламы конкурентных преимуществах продукции предприятия;

- разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению дебиторской задолженности;

- провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов, технологического оборудования и незавершенного строительства;

- определить направления совершенствования системы организации и оплаты труда, ориентированные на снижение издержек и повышение уровня продаж продукции и услуг центров самостоятельной деятельности предприятия.

 

Предприятие завод им.Лихачева (АМО ЗИЛ) находится в сложном финансовом состоянии.

Диагностика причин возникновения кризисной ситуации показала, что ее основной причиной является недостаток финансовых ресурсов на покрытие текущих затрат предприятия.

Вместе с тем завод им.Лихачева (АМО ЗИЛ) выпускает конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом у покупателей. У предприятия существуют возможности расширения объема производства: загрузка его персонала и оборудования далеки от максимально возможной. Однако расширение производства сдерживается отсутствием оборотных средств.

Анализ ситуации показал также, что ряд затрат предприятия может быть значительно сокращен.

Кроме того, дополнительные преимущества могут быть получены за счет:

совершенствования маркетинговой политики завод им. Лихачева (АМО ЗИЛ);

более активной работы с предприятиями - потребителями продукции с целью взыскания просроченной кредиторской задолженности;

осуществления реструктуризации фискальной задолженности перед бюджетами различных уровней.

Вместе с тем, было выявлено, что для финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению недостаточно собственных средств завода. Поэтому было принято решение обратиться в правительство г. Москвы с просьбой об оказании временной финансовой поддержки - предоставлении льготного банковского кредита.

Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве), принимающий решения о выделении подобных кредитов, потребовал от завода предоставить план финансового оздоровления (бизнес-план), обосновывающий ходатайство предприятия.

Содержание бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия. В целях повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий подготовлена типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления предприятия-должника, установленная распоряжением ФУДН № 98-р от 05.12.94.

План финансового оздоровления включает следующие разделы:

Общая характеристика предприятия.

1. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

2. Анализ финансового состояния предприятия.

3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

4. Рынок и конкуренция.

5. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

6. План производства.

7. Финансовый план.

В работе подробно расматривается пункты 2,3,4.

Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются:

- срок реализации плана;

- общая сумма средств, необходимых предприятию;

- требуемая государственная помощь;

- финансовый результат реализации плана (погашения просроченной задолженности, восстановление платежеспособности и т. п.);

- наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия. В этом разделе должна бить представлена достаточная информация для понимания того, как и в каких целях организовывалось предприятие, как оно развивалось.

В случае налаживания совершенно нового для данного предприятия вида бизнеса акцент при предоставлении информации следует изменить. В центр внимания в этом случае выдвигаются факторы, приведшие к необходимости появления нового вида продукции. В схематичной форме указываются пути реализации новых потребностей.

Пример: В сжатом виде план финансового оздоровления завод им. Лихачева содержит следующие сведения:

1. Срок реализации плана: 1998 -1999 гг.

2. Сумма необходимых финансовых средств: государственная финансовая помощь привлекается в размере 4,5 млн. руб.

3. Срок погашения государственной финансовой помощи: 4 квартал 1999 года.

4. Результаты реализации бизнес-плана (в денежном измерении 1997 года):

Прибыль от реализации продукции всего, млн. руб. 14804

Балансовая прибыль всего, млн. руб. 9643

Остаточная прибыль всего, млн. руб. 6268

Рентабельность продукции, % 10

Дополнительный выпуск продукции

в натуральном измерении, тыс. единиц 15

в отпускных ценах, млн. руб. 19188

Характеристика структуры баланса на дату реализации
бизнес-плана:

Коэффициент текущей ликвидности 2,19

Коэффициент обеспеченности собств. об. ср-вами 0,54

Бюджетная эффективность бизнес-плана.

1. Доля налогов в выручке от реализации) 0,252

2. Доля взносов в фонды в выручке) 0,062

3. Сумма налогов, млн. руб. 4832

4. Отчисления во внебюдж. Фонды, млн. руб. 1181

5. Плата за привлечение фин. Поддержки, млн. руб. 788

Всего выплаты бюджету и фондам, млн. руб. 6801










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...