Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перекрещивающийся ( вперекрест, с перекрещивающимися ногами) — с продвижением вперед




Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки у девушек в 4-м, у парней — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — правая нога поднимается на полупальцы, одновре­менно с этим левая делает взмах на воздух невысоко вперед. Колени обеих ног подтянуты. Левая стопа, как у девушек, так и у парней может быть сокращена или вытянута в зависимости от характера создаваемого образа.

«Раз» — левая нога, совершив движение по воздуху назад вправо,, опускается на пол — у парней на всю стопу, у девушек через низкие полупальцы также на всю стопу, чуть впереди правой ноги по правую сторону от нее в перекрещенном положении. Носки обеих ног направлены вперед. Тяжесть корпуса перено­сится с правой ноги на левую; колено левой ноги вытянуто, пра­вая, оставаясь на полупальцах, слегка сгибается в колене. Де­вушки слегка поворачивают корпус вслед за левой ногой вправо, у парней корпус может оставаться прямым. При этом шаге на затакт возможен скользящий удар каблуком или низкими полупальцами.

С подбивкой — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг с левой ноги вперед.

«И» — правая нога подставляется на низких полупальцах, с акцен­том в пол сзади левой ноги около каблука, как бы подбивая ее. Правая нога присогнута в колене; колено направлено вперед. Левая — вытянута в колене.

«Два» — «и» — пауза.

При продолжении движения шаг делается с той же ноги.

 

 

На ребро каблука с подбивкой — с продвижением вперед

 

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — 1-е свободное.

 Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — небольшой взмах левой ногой вперед.

«Раз» — левая нога опускается на ребро каблука. Носок направлен вверх. Нога в колене вытягивается.

«И» — правая нога подставляется на низких полупальцах, с акцен­том в пол сзади левой ноги около каблука, как бы подбивая ее. Нога находится на полупальцах; колено присогнуто и направ­лено вперед. Левая нога с вытянутым коленом находится на ребре каблука.

«Два» — «и» — пауза.

При продолжении движения делается шаг с той же ноги. Руки часто открываются в 3-е основное положение, парни иногда заводят правую, согнутую в локте руку за голову, к затылку, а левую вытягивают вперед (см. рис. 50, б).

В этих шагах при подбивке иногда обе ноги одновременно сги­баются в коленях.

Переменные шаги

Переменный шаг — это сочетание, комбинация из трех простых шагов, выполняемых на первые три восьмые такта; четвертая восьмая — пауза, небольшая задержка, как бы вздох, служащий подготовкой для повторения движения, но уже с другой ноги. Меняется нога, отсюда и название — «переменный шаг». Иногда это сочетание шагов называют «тройным шагом», «подменным шагом» и даже просто «русским шагом».

В последнее время название «русский переменный шаг» или про­сто «переменный шаг» стало более распространенным, чем другие названия.

В русском танце существует много разновидностей переменного шага. Это переменный шаг с притопом, и с подбивкой, и с каб­лука и т. д. Но по методике исполнения существуют два вида переменного шага — сочетание трех ровных шагов или одного длинного и двух коротких.

 

 

1) Ровные

 С продвижением вперед

 Движение занимает 1такт.

Исходное положение ног—1-е свободное.

 Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — небольшой шаг правой ногой.

 «И» — такой же шаг левой ногой.

 «Два» — такой же шаг правой ногой.

«И» — ноги остаются на месте, но корпус продолжает движение вперед, как бы по инерции. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу, левая поднимается на низкие полупальцы.

Следующий шаг начинается с левой ноги.

 

Шаги выполняются так же, как при простом шаге с продвиже­нием вперед.

У девушек шаги короткие, выполняются свободно, без напряже­ния. Нога ступает на низкие полупальцы и затем мягко и осто­рожно опускается на всю стопу. У парней шаги широкие, креп­кие, уверенные. Нога опускается на всю стопу. В зависимости от характера танца и музыкального сопровожде­ния руки, как у парней, так и у девушек могут находиться во всех основных положениях. Корпус прямой, подтянутый. Голова гордо повернута вправо или влево. Но возможно разное по настроению и характеру выполнение этого шага. Например: корпус свободен, голова опущена вниз, глаза смотрят исподлобья. Или: корпус подтянут, голова вскинута, исполнитель задорно и с достоинством поглядывает вокруг.

 С продвижением назад

Шаги ровные, но короче, чем при исполнении переменного шага с продвижением вперед. Выполняются на низких полупальцах как парнями, так и девушками; колени подтянуты. После шага назад правая или левая нога, оставаясь впереди корпуса, не отрывается от пола. Шаги, так же как и при простом шаге с продвижением назад, могут выполняться с небольшим приседанием.

 

 

2) Один длинный и два коротких

 С продвижением вперед

Движение занимает 1такт.

 

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — простой, обычный шаг правой ногой вперед. Колено левой ноги не сгибается.

«И» — небольшой шаг левой ногой; она как бы догоняет правую и ставится чуть впереди ее — каблук у середины стопы правой ноги.

«Два» — небольшой шаг правой ногой вперед. Нога ставится чуть впереди левой. Каблук у середины стопы левой ноги.

«И» — ноги остаются на месте, но корпус как бы по инерции про­должает движение вперед. Центр тяжести переносится на сто­пу правой ноги, левая нога переходит на низкие полупальцы.

Следующий шаг на 1-ю четверть нового такта начинается с левой ноги. Руки, как у парней, так и у девушек могут находиться во всех основных положениях.

 С продвижением назад

Исполняется как парнями, так и девушками на низких полупаль­цах. Колени подтянуты. Шаги короче, чем при исполнении этого шага вперед. После каждого шага назад остающаяся впереди нога не отрывается от пола. Первый шаг может выполняться с низких полупальцев на полную стопу. При этом колени обеих ног слегка сгибаются. Остальные два шага выполняются на низ­ких полупальцах; колени подтянуты.

3) С притопом (ровными шагами)

 С продвижением вперед Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг правой ногой вперед. «И» — шаг левой ногой.

«Два» — шаг правой ногой, одновременно левая нога с сокращен­ным подъемом слегка поднимается над полом.

«И» — удар всей стопой левой ноги в пол. Корпус мягко повора­чивается в сторону притопывающей ноги.

Следующий шаг после притопа делается с левой ноги.

У девушек притоп легкий, острый, близко к правой ноге. У пар­ней — сильный, уверенный, на расстоянии стопы от правой ноги. Притопы могут быть заменены ударами каблуком.

Руки во время притопа или удара каблуком могут оставаться в 1-м положении («подбоченившись») или раскрываться в Сторо­ны — у девушек между 2-м и 3-м основными положениями, у пар­ней— широко в стороны в 3-е основное положение.

Притопы и удары каблуком могут быть проскальзывающими. После удара каблуком или притопа нога энергично, но невысоко поднимается вперед с сокращенным или вытянутым подъемом. Колени обеих ног подтянуты.

 С продвижением назад

Выполняется так же, как и переменный шаг с продвижением назад: на низких полупальцах, шаги ровные. Выполняя притоп, парень и девушка опускаются с низких полупальцев на полную стопу. При ударе каблуком в пол девушки остаются на низких полупальцах.

В момент притопа или удара каблуком корпус поворачивается в сторону притопывающей или ударяющей ноги. Положение рук и корпуса такое же, как в переменном шаге с притопом с продви­жением вперед, или руки из 3-го основного на притоп закрывают­ся в 1-е основное положение.

Переменный шаг с притопом (один длинный и два коротких шага) исполняется так же, как и описанный выше переменный шаг с притопом (ровными шагами). Поэтому отдельно мы его описы­вать не будем.

 

4) На ребро каблука с подбивкой (один длинный и два коротких шага) — с продвижением вперед (муж.)

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е свободное.

 Руки — в подготови­тельном положении.

«Раз» — шаг правой ногой вперед на ребро каблука, носок на­правлен вверх; нога в колене вытягивается. Левая рука сгиба­ясь в локте, поднимается до уровня груди, правая, согнутая в локте, заводится за спину, кисти сжаты в кулак. Голова одно­временно с движением рук слегка поднимается вперед-вверх.

«И» — левая нога одновременно с небольшим шагом вперед под­ставляется с акцентом в прямом положении на низкие полу­пальцы позади правой, как бы подбивая ее. Колено левой ноги полусогнуто и направлено вперед.

«Два» — небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу; коле­но слегка присогнуто. Левая нога, слегка присогнутая в колене, остается сзади на полупальцах.

«И» — пауза.

На следующий такт движение начинается с левой ноги. Соответ­ственно меняется и движение рук (см. рис. 50,а).

Переменный шаг на ребро каблука может исполняться как в мед­ленном, так и в быстром темпе, но чаще всего это движение исполняется стремительно, энергично. Иногда этот шаг исполняют и девушки.

 

5) На ребро каблука с подбивкой (с подскоком) (муж.)

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног— 1-е свободное. Руки — в подготовитель­ном положении.

«Раз» — шаг правой ногой вперед на ребро каблука, носок на­правлен вверх; нога в колене вытягивается.

«И» — одновременно с небольшим шагом вперед левая нога с ак­центом подставляется в прямом положении на низкие полу­пальцы позади правой, как бы подбивая ее. Колено левой ноги полусогнуто и направлено вперед.

«Два» — небольшой подскок на правой ноге с акцентированным ударом в пол всей стопой или низкими полупальцами; колено присогнуто. Одновременно левая, сгибаясь в колене, резко под­нимается невысоко над полом назад в прямом положении со свободной стопой.

«И» — пауза.

6)На ребро каблука с подбивкой (с приседанием) (муж.)

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготови­тельном положении.

«И» (затакт) — небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки из подготовительного положения поднимаются в стороны — до уровня между подготовительным и 3-м основным положением. Голова опускается, подбородок касается груди.

«Раз» — шаг правой ногой вперед на ребро каблука; носок на­правлен вверх; в момент шага правая нога в колене вытяги­вается. Левая нога слегка вытягивается в колене.

«И» — левая Нога подставляется в прямом положении сзади пра­вой ноги на низких полупальцах; колено полусогнуто и направ­лено вперед. Правая нога, вытянутая в колене, остается на реб­ре каблука.

«Два» — небольшой шаг правой ногой с ребра каблука на всю стопу; колено вытянуто. Левая, слегка присогнутая в колене, остается сзади на полупальцах.

«И» — пауза. 

Этот шаг исполняется медленно, с большим фасоном, парень ри­суется перед девушками. Порой, желая произвести еще больший эффект, парень начинает этот шаг с полуприседания на одной ноге, а не на двух, как было описано выше.

«И» (затакт) — одновременно с небольшим полуприседанием на всей стопе левой ноги, правая, сгибаясь в колене, поднимается невысоко над полом в прямом положении со свободной стопой.

«Раз» — шаг правой ногой на ребро каблука. В момент шага пра­вая нога в колене вытягивается. Левая нога слегка вытягивает­ся в колене.

Далее движение продолжается так же, как было описано выше.

Для большего усиления характера этого движения перед шагом правой ногой на ребро каблука, на затакт, на счет «и», добавляет­ся скользящий удар каблуком правой ноги около середины стопы левой ноги.

В переменном шаге на ребро каблука с подбивкой (с подскоком и с приседанием) движение рук то же, что и в переменном шаге на ребро каблука с подбивкой (без подскока).

 

Танцевальный бег

Простой шаг, как правило, исполняется в медленном и среднем темпах. При увеличении темпа и при исполнении мелодии в быст­ром темпе шаг переходит в бег. Существует три вида танцеваль­ного бега: шаг-бег (беговой шаг), бег с отбрасыванием согнутых ног назад, бег с поднятием согнутых ног вперед.

 

Шаг-бег (беговой шаг)

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 3-м основном положении.

Начиная с правой ноги, на каждую четверть или каждую восьмую такта в зависимости от темпа делается небольшой шаг вперед на всю стопу с легким акцентированным ударом — притопом. Шаг-бег исполняется на слегка присогнутых коленях, с «сокращенными» стопами.

Это движение выполняется одинаково как парнями, так и девуш­ками. Оно может выполняться также на месте и с небольшим про­движением назад.

Шаг-бег бывает особенно эффектен, когда он повторяет ритмиче­ский рисунок переменного шага, особенно с притопом, и испол­няется на месте, с продвижением вперед или с отходом назад.

С отбрасыванием согнутых ног назад

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 3-м основном положении.

Начиная с правой ноги, на каждую четверть или восьмую такта, в зависимости от темпа, делается шаг — перескок на низкие полу­пальцы; колено присогнуто. Одновременно с перескоком левая нога, сгибаясь в колене, резко откидывается в прямом положении назад - вверх с вытянутой стопой.

Шаг — перескок может выполняться и на полную стопу. Тогда левая нога сгибается в колене назад - вверх с «сокращенной» стопой.

Бег с отбрасыванием ног назад исполняется с продвижением впе­ред, на месте и с небольшим продвижением назад. При этом виде бега очень характерно положение корпуса исполнителя: грудь вперед, спина прогнулась, плечи вместе с руками раскрыты в сторону, ноги как бы отстают от корпуса. Во время бега руки можно переводить из 3-го в 1-е основное положение медленно или резко.

Этот вид бега хорошо сочетается с фиксирующим хлопком перед собой или фиксирующим ударом по щиколотке, «вращением», «мо­лоточками», с коротким подскоком, с притопом двумя ногами и рядом других элементов.

 С поднятием согнутых ног вперед

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

Начиная с правой ноги на каждую четверть или восьмую такта в зависимости от темпа делается небольшой шаг — перескок на низкие полупальцы; колено присогнуто.

Одновременно с перескоком левая нога сгибается в колене и с вытянутой стопой резко поднимается в прямом положении вперед-вверх.

Этот вид бега исполняется с очень небольшим продвижением впе­ред, на месте и с продвижением назад. Корпус прямой, подтяну­тый, плечи расправлены. Руки — в 1-м или в 3-м основных поло­жениях.

Бег с поднятием согнутых ног вперед хорошо сочетается с пооче­редными фиксирующими ударами правой и левой руки по бедру то правой, то левой ноги. Если этот бег повторяет ритмический рисунок переменного шага с притопом, то на паузу, на счет «и», вместо притопа по ноге, находящейся в воздухе в согнутом поло­жении, делается скользящий удар по бедру (от себя или к себе). Этот бег хорошо комбинируется с короткими прыжками — подско­ками на двух ногах, с бегом с отбрасыванием согнутых ног назад и рядом других элементов.

Можно ритмически усложнять исполнение всех видов танцеваль­ного бега.

Например, бег с поднятием ног вперед: два шага — перескока на каждую четверть и три шага — перескока на каждую восьмую, четвертая восьмая — пауза. Или бег с отбрасыванием ног назад:

 два шага — перескока на каждую четверть и четыре шага — пере­скока на каждую восьмую и т. д. 

Если бег с отбрасыванием ног назад и поднятием ног вперед повторяет ритмический рисунок переменного шага, тогда нога будет выдерживать паузу, остава­ясь на счет «и» в воздухе, а если повторять ритм переменного шага с притопом, то акцент полупальцами, каблуком или полной стопой ноги будет приходиться в пол.

 Это лишь несколько вариантов исполнения бега с отбрасыванием согнутых ног назад и бега с поднятием согнутых ног вперед в различных ритмических рисунках.

Все разновидности танцевального бега встречаются в различных групповых плясках и кадрилях многих областей России.

Бег с отбрасыванием ног назад и бег с поднятием ног вперед по своему духу и характеру исполнения ближе к современным пляс­кам, а также к солдатским, матросским и другим групповым сов­ременным пляскам. Бег этот исполняется как парнями, так и де­вушками, если, разумеется, костюм позволяет им делать такое движение.

В репертуаре Государственного ансамбля народного танца СССР есть «Краснофлотская сюита» (постановка И. А. Моисеева, 1945 г.), где целая картина — эпизод «Аврал» — построена набеге с поднятием согнутых ног вперед. Бег исполняется в быстром темпе на восьмые, а в некоторых моментах и на шестнадцатые доли такта. При этом беге руки, согнутые в локтях, подняты на уровне груди по обеим сторонам корпуса; кисти сжаты в кулаки. При исполнении бега руки, не разгибаясь в локтях, делают не­большое движение вперед-назад. Причем если поднимается левая нога, то правая рука движется вперед вверх, а левая отводится назад - вниз, и наоборот.

В ансамбле этот бег с таким движением рук получил название «аврал».

В Государственном русском народном хоре имени Пятницкого «Молодежная пляска с фантами» (постановка А. Климова, 1954 г.) была целиком построена на беге с отбрасыванием согнутых ног назад.

На Урале, в Красноуфимском районе Свердловской области, бытует кадрильная пляска «Крученка», в ней участвуют восемь девушек и четыре парня. Исполняется она тройками: две девуш­ки и один парень.

Вся пляска идет под одну мелодию в стремительном темпе и состоит из замысловатых переходов тройками из одной фигуры в другую фигуру. Основным движением этой кадрильной пляски так­же является бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

Ходы

Если шаг или бег приобретает свои специфические особенности, своеобразную манеру исполнения и становится типичным, прису­щим лишь для одной области, местности или села, а порой и для одной пляски или хоровода, он уже называется ходом. Иногда составной частью хода той или иной пляски различных об­ластей могут быть дробные движения, подскоки и другие элементы русского народного танца. Но ход — это не только разнообразные шаги, бег и другие движения ног, присущие той или иной пляске, местности или области. Часто при одном и том же движении ног своеобразные положения или движения рук, осанка корпуса, осо­бая манера держать голову и даже темп музыкального или пе­сенного сопровождения сильно разнообразят эти ходы, резко изменяют их характер. Ходы становятся непохожими друг на друга. Со своей особой, специфичной манерой исполнения каждый ход бытует отдельно, самостоятельно в той или иной пляске, местности или области.

Ход — это широкое, емкое понятие, включающее в себя все ком­поненты выразительности.

Сибирский

В плясках и игровых хороводах различных областей Сибири — Омской, Читинской, Иркутской и других — мы наблюдаем шаги, которые начинаются или с высоких полупальцев, или с ребра каб­лука. Такие шаги, не встретишь ни в каких других областях Рос­сии. Положение рук и корпуса здесь тоже особенное, сибирское: широкие и мягкие движения рук, гордая осанка корпуса с высо­ко поднятой головой. Все это: своеобразные шаги, специфические положения рук, корпуса, встречающиеся только в областях Си­бири,— дает нам право назвать этот шаг сибирским ходом.

С каблука (рис. 85)

 Движение занимает '/г такта.

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 4-м основном положении («калачиком»).

 

Рис. 85. Сибирский ход с каблука

Рис. 86. Сибирский ход с носка

«И» (затакт) — правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом с «сокращенной» стопой и делает небольшой шаг вперед на ребро каблука. Верхняя часть корпуса мягко начи­нает поворачиваться влево.

«Раз» — одновременно с небольшим приседанием правая нога опускается на полную стопу. Левая с «сокращенной» стопой под­нимается над полом. Колено выпрямляется. Верхняя часть кор­пуса мягко продолжает поворачиваться влево. Голова приподни­мается вверх; взгляд направлен вперед.

«И» — пауза.

При продолжении движения делается шаг левой ногой на ребро каблука.

Парни исполняют этот ход так же, но колени поднимаются выше и резче, чем у девушек. Руки у них, как говорят в Сибири (особенно в Читинской области), «гуляющие» — из подготовительного положения, свободно сгибаясь в локтях, двигаются одновременно - одна вперед, другая назад вместе с движением ног, затем руки меняются. Корпус прямой, повороты вправо и влево гораздо мень­ше, чем у девушек. Голова приподнята вверх или повернута в сторону партнерши. 2) С носка (рис. 86) Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—-1-е свободное. Руки у парней заведе­ны за спину или под пиджак, под поддевку. У девушек — в 4-м по­ложении («калачиком»).

«И» (затакт)—правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом — у девушек невысоко, у парней высоко — и, сделав небольшой шаг вперед, опускается на высокие полупальцы. Ко­лено левой ноги вытянуто.

«Раз» — правая нога опускается на всю стопу с одновременным небольшим приседанием. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, поднимается с вытянутым подъемом над полом — у девушек невысоко, у парней высоко.

«И» — пауза.

При повторении движения шаг делается с левой ноги. Корпус прямой, голова гордо поднята вверх, взгляд направлен: прямо перед собой. Можно также произвольно поворачивать голо­ву то вправо, то влево.

Оба этих хода могут исполняться не только с продвижением впе­ред, но и с продвижением в сторону — вправо или влево. При про­движении в сторону шаги перекрещенные. Например, при движе­нии влево левая нога делает шаг в левую сторону, правая также шаг влево, переступая через стопу левой ноги, затем левая нога снова делает шаг влево и т. д.

За счет сгибания коленей при каждом шаге корпус в этих ходах имеет характерное движение вверх и вниз. Это движение по вер­тикали может быть как плавным, так и немного резким в зави­симости от темпа музыки и характера пляски. Сибирский ход исполняется, как правило, медленно, степенно, гор­до, у девушек иногда — более игриво, особенно если темп музы­кального сопровождения увеличивается.

Пляска «Золотая цепочка» в Государственном русском народном хоре имени Пятницкого (постановка Т. Устиновой) вся построена на этих двух ходах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...