Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности строения желудочно-кишечного тракта у детей




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

 

ФИО автора Ильдяков Илья Павлович

Руководитель Смородина Марина Алексеевна

 

п.Юргамыш

2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Список сокращений. 3

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1 ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО – КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ.. 8

1.1 Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей. 10

1.2 Наиболее частые заболевания желудочно – кишечного тракта у детей и причины их возникновения. 11

1.3 Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов пищеварения. 13

1.4 Сестринский процесс при заболевании органов пищеварения у детей. Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП). 24

1.5 Профессиональная деятельность медицинской сестры в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей. 31

ГЛАВА 2 . СТАТИСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ.. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 44

 


 

Список сокращений

· ЖКТ – Желудочно – кишечный тракт

· УЗИ – Ультразвуковое исследование

· ФГДС – Фиброгастродуоденоскопия

· ЛФК – Лечебная физическая культура

· ДЖВП – Дискинезия желчевыводящих путей

· ГБУ – Государственное бюджетное учреждение

· ЦРБ – Центральная районная больница

ВВЕДЕНИЕ

Конец ХХ века характеризовался бурным развитием лабораторных и инструментальных методов исследования, способных помочь не только в постановке правильного диагноза, но и расшифровке генеза многих заболеваний. Несмотря на многочисленные, в том числе и фундаментальные, исследования, посвященные заболеваниям желудочно-кишечного тракта (далее - ЖКТ), проблема их профилактики и лечения у детей остается весьма актуальной и в новом тысячелетии. Официальная статистика распространенности заболеваний ЖКТ в нашей стране сильно занижена, так как заболевания ЖКТ у детей в основном регистрируются в случае среднетяжелых форм, а легкие формы остаются незамеченными. Однако заболевания желудочно-кишечного тракта занимают значительное место в патологии детей.

На восьмом Всесоюзном съезде педиатров в 1962г. была принята классификация желудочно-кишечных заболеваний возникающих у детей, в которой выделены 3 группы, а именно: I группа – заболевания функционального происхождения – диспепсия простая и токсическая, парентеральная диспепсия; дискинезии и дисфункции (пилороспазм, атония различных отделов желудочно – кишечного тракта, спастический запор); II группа-дизентерия бактериальная и амебная, сальмонеллез, кишечная коли – инфекция, кишечная форма стафилококковой, энтерококковой, грибковой инфекции; вирусная диарея, кишечная инфекция невыясненной этиологии; III группа – пороки развития желудочно-кишечного тракта – пилоростеноз, мегадуоденум, мегаколон; атрезии пищевода, отделов кишечника, ануса; дивертикулы; другие пороки желудочно-кишечного тракта.

За последние годы значительно реже встречаются простая и токсическая диспепсии. Нередко под токсической диспепсией маскируются кишечные заболевания инфекционного происхождения. Среди детей в настоящее время участились стафилококковые энтероколиты, сальмонеллез, чаще встречается дисбактериоз кишечника.

За последние годы распространенность болезней желудочно – кишечного тракта возросла с 90 до 160 случаев на 1000 детского населения, то есть увеличилось практически вдвое.

Здоровье населения зависит от качества окружающей среды, от наследственных особенностей организма. Так и здоровье наших органов пищеварения в значительной мере зависит от образа жизни и питания, а также от наследственной предрасположенности, стрессовых ситуаций, вредных привычек, неблагоприятной социальной обстановки и профессиональных вредностей.

Первое место в ряду этих факторов занимает, несомненно, неправильное и нерегулярное питание. При этом основы здоровой и правильной работы наших органов пищеварения закладываются еще в раннем, младенческом возрасте. Поэтому очень важно длительное (до 1-3 лет) вскармливанием материнским молоком без введения прикормов раньше, чем в 4-6 месяцев. Искусственное питание, раннее введение соков и других продуктов создает очень большую нагрузку на еще несовершенные желудок и кишечник, и дают толчок к развитию многих болезней органов пищеварения. Желательно исключить в детском питании продукты, содержащие вкусовые добавки, консерванты и ароматизаторы.

У детей школьного возраста имеет значение нарушение режима питания (редкие приемы пищи, еда всухомятку, торопливая еда). Необходимо питаться не менее 4 раз в день.

Родители должны помнить, что необходимо следить за чистотой рук ребенка, контролировать, чтоб он мыл их после прогулки, учебы, общения с животными. Воду и молоко пить только в кипяченом виде. Не употреблять мясо, не прошедшее ветеринарного контроля. Не употреблять яйца сырыми или всмятку, варить не менее 10 минут.

При выезде на природу проводить с детьми беседы, о том, что нельзя пить из открытых источников, необходимо брать воду с собой или кипятить на костре. Оберегать продукты от мух и грызунов. При купании стараться не заглатывать воду. Нельзя не упомянуть о роли так называемых вредных привычек среди подростков, которые наносят значительный вред здоровью (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Актуальность обсуждаемой проблемы состоит в том, что заболевания желудочно-кишечного тракта являются не только педиатрической, но и медико-социальной проблемой, так как имеют серьезные последствия, обусловливающие высокую заболеваемость детей.

Возникающие дисфункции иммунитета, связанные с заболеваниями желудочно-кишечного такта, соответственно предрасполагают к частым респираторным заболеваниям. Таким образом, возникшие заболевания желудочно-кишечного тракта оказывают неблагоприятное воздействие на рост и развитие детей, а последствия от этих заболеваний могут сохраняться на протяжении всей жизни человека.

В связи с актуальностью проблемы цель данной работы – оценить эффективность мероприятий направленных на профилактику заболеваний желудочно – кишечного тракта у детей.

Объект исследования – заболевания ЖКТ у пациентов детского возраста

Предмет исследования –роль профессиональной деятельности медицинской сестры в профилактике заболеваний ЖКТ у детей

Цели исследования –изучение профессиональной деятельности участковой медицинской сестры по профилактике заболеваний ЖКТ у детей.

Задачи:

1. Дать характеристику заболеваний ЖКТ у детей.

2. Изучить профессиональную деятельность медицинской сестры в прафилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей.

3. Определить распространенность заболеваний ЖКТ у детей.

Гипотеза: предположим, что проведение профилактики заболеваний ЖКТ у детей снизит риск их появления, так как дети и их родители будут осведомлены о причинах возникновения заболеваний данного рода

Методы исследования:

1. Изучение литературы.

2. Анализ и синтез.

3. Анкетирование.


ГЛАВА 1 ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО – КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ

А как обстоят дела с диагностикой заболеваний ЖКТ у детей? – Я считаю, что диагностическая работа в детской гастроэнтерологии на сегодняшний день налажена неплохо. Однако временной промежуток между реальным дебютом заболевания и моментом, когда устанавливается диагноз, порой достаточно велик и может измеряться годами, причем я говорю сейчас не только о часто встречающихся заболеваниях гастродуоденальной зоны, таких как гастриты, дуодениты, но и о более тяжелых состояниях, таких, например, как воспалительные заболевания кишечника. С одной стороны, диагностика таких болезней объективно сопряжена с определенными сложностями: болезни могут протекать малосимптомно или под маской других заболеваний, а клиническая картина может носить совершенно нетипичный характер. Отчасти решить эту проблему помогает повышение профессионального уровня педиатров: чем лучше врач знает гастроэнтерологию, тем быстрее он направит ребенка к специалисту. Помимо сложностей, обусловленных особенностями течения тех или иных заболеваний, существуют и определенные проблемы инструментальной диагностики гастроэнтерологических заболеваний. У нас, на мой взгляд, недостаточно активно используются новые высокотехнологичные методы об- следования. Если за рубежом первой линией диагностики является использование неинвазивных методов, то отечественные специалисты попрежнему тяготеют к таким методам, как, например, гастроскопия. Естественно, это является определенным психологическим барьером для родителей, что в итоге затрудняет своевременную диагностику. Необходимо более широкое внедрение в рутинную практику работы педиатрической гастроэнтерологической службы различных методик, которые позволяют либо непосредственно регистрировать сократительную активность ЖКТ (эзофагеальная, антродуоденальная, аноректальная манометрия), либо оценивать моторную функцию органов на основе данных, характеризующих их электрическую активность. Кроме того, в более широком внедрении нуждаются электроколосцинтиграфия и сцинтидефектография. Приоритет при оснащении гастроэнтерологической службы должен отдаваться современному эндоскопическому (ультратонкие, трансназальные, высокого разрешения, конфокальные, спектральные, однои двухбаллонные, видеокапсульные методики) и ультразвуковому (эндоскопическая ультрасонография, допплерография) оборудованию.

Беседовала Анна Лозовская

[20]

Пищеварительный, или желудочно-кишечный тракт — один из важнейших в организме человека. Он отвечает за переработку и извлечение из продуктов питания ценных веществ, передачу их в кровь и лимфу. Благодаря этому обеспечивается жизнедеятельность организма. В ЖКТ входит 30 органов, в числе которых ротовая полость и зубы, слюнные железы, пищевод, печень, желудок, поджелудочная железа, кишечник и др. Пищеварительный тракт должен работать как слаженный, единый механизм. Если хотя бы один орган дает сбой, это отражается на деятельности всей системы. А нарушение усвоения питательных веществ, сказывается и на общем самочувствии. Особенно важно не допустить неполадок в детском организме. Это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка. [1]

Здоровый процесс пищеварения – залог нормального самочувствия ребенка. Но зачастую об этом родители вспоминают поздно, что подтверждает статистика, в последние годы не дающая утешительных прогнозов. Согласно данным медиков, сегодня отмечается рост патологий ЖКТ среди новорожденных и малышей постарше. [6]

1.1 Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей

Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей имеет свою специфику по сравнению с желудочно – кишечным трактов взрослого человека.




Особенности строения желудочно-кишечного тракта у детей

Желудок детей раннего возраста имеет некоторые анатомические особенности:

1. слабое развитие дна (достигает полного развития только к 10-12 годам),

2. невыраженная складчатость слизистой оболочки,

3. слабое развитие желез желудка в течение первых 2 лет,

4. недостаточное развитие мышечной оболочки, особенно в области дна (максимально развита в области привратника).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...