Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Монетаристский эксперимент»: первые итоги




В мае 1979 г. М. Тэтчер заняла кресло британского премьер-министра. На выборах в палату общин консерваторы опередили лейбористов на 70 депутатских мест. Создалась реальная возможность для воплощения в жизнь замыслов неоконсервативной группировки.

Первым бюджет нового правительства явился, хотя и с некоторыми коррективами, олицетворением их монетаристского кредо. Следуя предвыборной стратеги, правительство поставило цель сократить государственные расходы на огромную сумму – 8 млрд. фунтов стерлингов. Реально бюджет удалось урезать на 3.5 млрд., но зато под сокращения попали в основном социальные программы. Жертвами правительственной экономии стали в первую очередь пенсионеры, учащиеся, больные. На 4.5 % были сокращены расходы на нужды просвещения. Сокращению не подверглись только военные ассигнования. Напротив, они возросли сразу более чем на 2 млрд. фунтов, вдвое превысив военный бюджет 1976 г. В сейфы крупнейших корпораций, к тому же выигравших от снижения налога на предпринимательскую деятельность, потекли крупные дополнительные средства на государственной казны.

Широко разрекламированное сокращение налогообложения ничего не дало малоимущим слоям. При заработной плате 90 фунтов в неделю налог сокращался всего на пол фунта, это не компенсировало даже платы за один выписанный врачом медицинский рецепт, составлявшей тогда 55 пенсов. Анализируя первый бюджет правительства Тэтчер, левые лейбористы справедливо отмечали его «ярко выраженный классовый характер». Он был со всей очевидностью направлен на перераспределение доходов в пользу имущих классов. Таковым являлись основные ориентиры бюджетной политики правительства М . Тэтчер и в последующие годы.

В декабре 1983 г. газета «Файнэншл таймс» сообщала, что в целом «порог» заработной платы, с которого англичанин начинает платить налоги, понизился за последние 30 лет на 40 %, причем наиболее резкое падение произошло в последние несколько лет. Тем самым налоговая политика нового правительства не только не дала трудящимся обещанные им в ходе предвыборной кампании дополнительные средства, но и начала изымать их у малообеспеченных семей.

В ноябре 1979 г . правительство установило беспрецедентно высокий для Англии уровень банковской учетной ставки 17 %. Англия становилась полигоном социально-экономического «эксперимента» тори.

В интервью английской газете «Гардиан» в январе 1981 г. крупный американский экономист профессор Джон К.Гэлбрейт сказал, что , наблюдая за экономическим развитием Англии последних полутора лет, его поражают как размеры ущерба, нанесенного британской промышленности экономической политикой, так и необычайное упорство правительства в ее осуществлении.

К марту 1981 г., то есть к сроку, когда должны были быть первые успехи, удалось лишь на несколько процентво уменьшить темпы роста инфляции. Но и в то же время все другие экономические показатели ухудшились. Число безработных в стране достигло 2.5 млн человек – уровня, не наблюдавшегося со времени экономического кризиса 1929 -1933 гг. На 8 % упало промышленное производство. Темпы разорения мелкий предпринимателей убыстрились. В английском обществе, в том числе и в кругах консервативной партии, открыто начали высказываться опасения, что подобная политика может привести страну на грань катастрофы.[5]

Уже в январе 1981 г. Тэтчер провела первую чистку своего кабинета, а в сентябре она перетрясла кабинет более радикально, удалив из него почти всех сомневающихся в правоте ее политической линии. В правительстве, за небольшим исключением, остались лишь те, кто готовы был безоговорочно поддерживать намеченные программы в их наиболее жестком варианте. В 1981 г инфляция несколько снизилась, но все же составляла в начале 1982 г. 12 %.

Трудности со сбытом товаров и жесткие кредитные ограничения, введенные правительством Тэтчер во имя борьбы с инфляцией, привели к сокращению капиталовложений в промышленность. В четвертом квартале 1981 г. инвестиции в обрабатывающие отрасли промышленности были на 30 % ниже по сравнению и с тем же периодом 1979г. Официально зарегистрированная безработица в начале 1982 г. превысила 3 млн человек. По сравнению с 1979 г . в два с лишним раза увеличилось число банкротств в ряде отраслей промышленности (швейной, текстильной, оптовой торговле ), для которых характерно в основном наличие мелких и средних предприятий.

В целом благодаря дорогому банковскому кредиту и уменьшению государственного субсидирования экономически стала создаваться ситуация, при которой слабым фирмам все труднее было сдерживать натиск сильных партнеров. В сейфы крупнейших корпораций и банков интенсивно перекачивались капиталы разоренных « меньших собратьев» . На руку монополиям оказался и рост числа «лишних» людей, при котором увеличивается выработка на одного рабочего и соответственно растут прибыли. По этим соображениям экономическая политика « твердой руки», проводимая правительством Тэтчер, была встречена большим бизнесом с энтузиазмом

Зато все громче стали раздаваться голоса противников, правительственных социально –экономических программ по мере их воплощения в жизнью Крепнет оппозиция курсу правительства даже в самой правящей партии.

Изибрателям будет нелегко объяснить, сетовали «умеренные», почему премьер-министр проводит курс на увеличение расходов на оборону на фоне всеобщего снижения бюджетных расходов. Ведь кредо Тэтчер- монетаризм и предполагает ограничение роста всех государственных расходов.

Происходит политическое расслоение партии лейбористов. От нее отходят лидеры правого толка, за которыми идет довольно значительная часть мелкобуржуазных слоев. Политические декларации лидеров новой партии сразу же показали одновременно силу и слабость их позиций. Сила этой партии состояла в том, что значительная часть населения, недовольная как правым экстремизмом консервативного правительства, так и левым радикализмом нового лейбористского руководства, выражала готовность поддержать «золотую середину», так называемую «несоциалистическую альтернативу тэтчеризму». Слабость новой партии заключалась прежде всего в неопределенности и эклектичности ее политических установок , во много копировавших идейный багаж правых лейбористов. По явление альянса, как отмечалось в резолюции XXXVIIсъезда Коммунистической партии Великобритании, состоявшегося в 1982 г., явилось серьезной попыткой изменить расстановку политических сил в стране с целью сохранения капиталистической системы. Идейно- политическая слабость альянса, склонность идти на компромиссы с правящей партией. Так , в начале 1982 г. во время голосования в парламенте социал-демократы выступили в поддержку антипрофсоюзного законодательства вместе с консерваторами[6] 

 

 

             1.3 «Фолклендский фактор»

Весной 1982 г. до очередных парламентских выборов оставалось немногим более двух лет. Для английских политических партий наступало время подведения итогов и подготовки избирательной кампании, в которой положение правящей консервативной партии, казалось, будет наихудшим. Журналисты называли М.Тэтчер «лидером меньшинства», имея в виду, что она не контролирует не только положение в стране, но и свою собственную партию. Все более очевидным становился факт, что широко рекламируемая правительством жесткая экономия осуществляется за счет трудящихся, а выгоду от нее получают только наиболее обеспеченные группы населения.

Летом 1981г. ряд крупнейших городов страны потрясли расовые беспорядки, обоснованно связывавшиеся левыми кругами с катастрофическим ухудшением жизненного уровня, с непрекращающимся наступлением правительства на социал- экономические и политические права трудящихся, притеснением национальных меньшинств и т.д. До крайности обострилось положение в Северной Ирландии, где зимой и весной 1981 г. правительство тори столкнулось с беспримерным мужеством группы молодых узников тюрьмы Мейз, объявивших голодовку и требовавших признания своих прав как политических заключенных. Похороны ушедших из жизни борцов за человеческое достоинство и свободу своего народа превратились в северной Ирландии в общенародные демонстрации протеста против колонизаторской миссии британских войск в Ольстере (Северной Ирландии)

В парламенте правительство с необыкновенным упорством проталкивало антирабочее законодательство, требуя ограничить «диктат профсоюзов». Возмущение трудящихся вызвало предложение правительства – опять же в целях экономии и уменьшения инфляции – установить потолок (в 4 % ежегодно) на повышение зарплаты. При этом цены росли на 15-16% в год правительство тем самым сознательно планировало снижение жизненного уровня трудящихся. Один из лидеров лейбористов Д. Хили возложили на лидера правительства «ответственность за страшное число человеческих страданий». Лейбористы говорил что в Англии « надо вести борьбу с бедностью , а вместо этого ведут борьбу с бедными». А близкая в то время к умеренным консерваторам лондонская «Таймс» констатировалa: «За последние полвека ни при одном английском правительстве не происходило ухудшения экономической ситуации в столь опасных размерах»[7]

Наигранный оптимизм неоконсерваторов уступал место разочарованию и неверию в будущее.Падал престиж премьер- министра. Именно в такой социально-политической обстановке разразилась так называемая фолклендская война, еще сильнее расколовшая британское общество. Политический обозреватель влиятельной газеты «Файнэншл таймс» М. Разерфорд назвал 1982 г. «годом Фолклендов». Принимая решение о применении военной силы с целью восстановления британского суверенитета над территорией с населением менее 2 тыс.человек, лежавшей к тому же на расстоянии 12 тыс.км от Британских островов, Тэтчер Мобилизовала чуть ли не все возможные ресурсы, что бы поставить эту акцию в центр политической жизни Англии. Наболевшие вопросы внутренней жизни усилиями правовой печати и официозных пропагандистов были отодвинуты на второний план, а внимание общественности целенаправленно и методично приковывалось к далеким Фолклендам. В стране заглушались голоса протеста. «Выступать против, - заявляла в парламенте премьер-министр, - означает наносить удар в спину нашим парням, отправившимся воевать». В стране был создан военный кабинет из 5 человек во главе с Тэтчер.

История конфликта вокруг Фолклендских (Мальвинских ) островов, расположенных в Атлантике, вкратце такова. Спор из –за этой территории идет между Англией и Аргентиной более 150 лет . Исторически права на них принадлежали Аргентине, но англичане давно колонизировали их, проживавшее там немногочисленное население говорило на английском языке и желания переходить под управление английской военной хунты не испытывало

По некоторым данным, расходы на фолклендскую кампанию составили 2-3 млрд. фунтов стерлингов. Кроме того, запланировано ассигновать до весны 1986 г. на восстановление и оборонительные мероприятия на островах примерно 2.5 млрд. фунтов стерлингов. Эти затраты, в отношении которых – в отличие от расходов на нужды трудящихся – премьер – министр проявила большую щедрость, не окупились даже в отношении официально объявленной цели операции. После победы, унесший к тому же несколько сот бритнаских жизней, будущее островов не стало определенным, нежели прежде.

Действия М. Тэтчер в разгар фолклендской войны одобряли до 84 % опрашиваемых. Ее воинственная позиция в определенной мере застала врасплох лейбористов. Любопытно, что менее чем за год до начала шумной кампании в защиту британского суверенитета над Фолклендами, организованной правительством, не кто иной, как государственный министр по иностранным делал лорд Трефгарн, говорил от имени правительства в палате лордов : « Должен напомнить вам, господа лорды, что , какими бы ни были наши чувства на этот счет, факт остается фактом: Фолкленды не являются и никогда не будут частью Соединенного Королевства».

Таким образом, летом – осенью 1982 г. «фолклендский фактор» становится важным рычагом, с помощью которого глава правительства намеревалась продолжить свой реакционный внутриполитический курс. Правые консерваторы, тем не менее понимали, что этот фактор может оказаться весьма недолговечным. Если коммунисты, группа левых лейбористов, часть профсоюзов с самого начала заняли антивоенную позицию, то с течением времени ряды противников фолклендской авантюры еще более расширились. Появились они даже в тылу премьер – министра – в правых кругах правящей партии. Известно, что с упрямым нежеланием М. Тэтчер пойти на мирное урегулирование спора не соглашался Ф . Пим, сменивший в апреле 1982 г. Каррингтоа на посту главы Форин офис. Жесткая «личная дипломатия» М. Тэтчер вызвала недовольство у части британских дипломатов, опасавшихся за престиж Англии в Латинской Америке и ряде западноевропейских стран. Критика раздавалась и из научно – академических кругов. « В случае решения главы правительства применить мощные военные силы против Аргентины, - отмечал в письме в газету «Таймс» профессор Б.Крик , - мы утратили всякое чувство меры. Совершенно не ясны цели этой акции , кроме пожалуй, возгласов о том , что аргентинцев следует «наказать» и «выбросить в море»

По мере того как росло международное осуждение действий правящих кругов Великобритании, все больше англичан начали отходить от дурмана шовинизма и приходить к понимаю, что дальнейшее возрастание военных расходов в связи с фолклендской войной и планами военного строительства на островах ляжет дополнительным бременем на ослабленную экономику страны. Именно по этим соображениям премьер- министр торопила с проведением парламентских выборов, надеясь, что чем скорее они состоятся, тем сильнее будет действовать в ее пользу слабеющий «фолклендский фактор». Вскоре после окончания фолклендской кампании правительством было обьявленно о решении провести выборы в парламент на год ранее срока, определенного конституционно, то есть весной- летом 1983 г.

 

 

Выборы 1983 года

Досрочные парламентские выборы, состоявшиеся 9 июня 1983 г., вновь принесли победу консерваторам. В новом составе палаты общин британского параламента из 650 мест правящая партия получила 397, лейбористы – 209,альянс либеральной и социал-демократической партии- 23;на долю других партий досталось в общей сложности 21 место.

Абсолютное большинство в 144 места, казалось бы, давало лидеру консерваторов М.Тэтчер все основания для утверждений, что она получила « мандат народа». На деле же столь значительное большинство правящей партии было обеспечено во многом благодаря особенностям мажоритарной избирательной системы. За кандидатов партии тори было подано всего 42.4 % голосов, то есть даже несколько меньше, чем в 1979 г., а за либерально-социал-демократический альянс- 22 %, но распределение мест в парламенте в искаженном виде отражало эти реальные итоги. Объясняется это тем, что выборы в Великобритании проводятся по округам, причем от каждого округа в парламент проходит лишь кандидат, набравший наибольшее число голосов. При этом голоса, поданные за его соперников, вообще не учитываются. «Над самой нашей избирательной системой.- констатировала через три дня после выборов воскресная газеты «Санди таймс», - нависла угроза дискредитации»[8]

Тем не менее при всех оговорках победа консерваторов была очевидной. Чем же объяснить успех их правительства, вступившего в предвыборную кампанию имея в активе такие « достижения», как 3.2 млн. безработных, катастрофическое положение в ряде отраслей промышленности, обострение социальных конфликтов, массовую оппозицию в лице набиравшего силу движения за мир ? Ряд английских комментаторов склонны были объяснять победу неоконсерваторов «магической привлекательностью» для многих сильной личности М.Тэтчер, решительно наводившей «закон и порядок» дома и умевшей твердо отстаивать британские интересы за рубежом. «Фолклендский фактор» о котором я говорил в предыдущей главе и в самом деле момент выборов продолжал действовать. Части англичан импонировала решительность Тэтчер в проведении избранного курса, стремление доводить все до логического конца. [9]

Не умаляя влияния этих факторов, причины победы неконсерваторов все же следует искать в целом комплексе экономических, политических, социальных и идеологических обстоятельств.

Опубликованные незадолго до выборов данные об экономическом развитии, казалось, были неутешительными для правительства. Так, за 4 года правления неоконсерваторов промышленное производство сократилось на 19%, капиталовложения уменьшились на 35.6%, занятость упала на 9.2%. Однако эти негативные экономические явления, сократив платежеспособность населения и уменьшив количество денег в обращении, привели к снижению темпов инфляции и к приостановке стремительного роста цен. Таким образом, «средний англичанин» столкнулся к моменту выборов со стабильными ценами. При этом замедление роста цен преподносилось правительством избирателям как предвозвестник грядущего экономического подъема. Темпы роста инфляции достигли наилучшего показателя ( всего 3.7%) как раз в июне 1983 г., то есть когда проходили выборы. От снижения уровня инфляции выиграла значительная часть обеспеченных избирателей, отдавших свои голоса правящей партии.

Именно в период разгара предвыборной борьбы в английской экономике – после длительного периода упадка и застоя – начали проявляться признаки оживления, чем не замедлила воспользоваться официозная пропаганда . В целом валовой внутренний продукт в 1983 г. возрос на 3% по сравнению с предыдущим годом. Представители правительства поспешили сообщить что тенденция к росту является довольно устойчивой. Английский банк, в свою очередь, заявлял : « Экономика соединенного королевства, пережив в сравнении с другими странами более глубокий спад, находится сейчас среди мировых лидеров».

Социальная политика неоконсерваторов, направленная на поддержку зажиточных слоев, дала последним определенные выгоды. Так, их покупательная способность за 4 года в среднем возросла на 6%. Увеличилось число владельцев частных домов, чему в немалой степени способствовала осуществляемая правительством программа массовой распродажи на условиях рассрочки муниципальных квартир в частные руки. С помощью этой программы правительство стремилось упрочить свой авторитет в буржуазных слоях. В Англии, которая всегда была страной разительных социальных контрастов , при правительстве М. Тэтчер пропасть между богатством и бедностью еще больше увеличилась. В 1982 г. 25% наиболее обеспеченного населения получали 81 % всех доходов. В то же время на государственную систему здравоохранения, услугами которой пользуются малообеспеченные слои, в Англии расходуется значительно меньшая доля валового национального продукта, чем в большинстве других западных стран. А при правительстве Тэтчер и эти скудные ассигнования регулярно урезаются.

От сокращения пособий по безработице, социальных пособий затрат на государственное образование и здравоохранение при консерваторах пострадали миллионы людей. Их число непрерывно возрастало. Но все же по расчетам предвыборных стратегов партии тори, это было пока что меньшинство из числа избирателей. А ставку на выборах правительство сделало на большинство, то есть на тех, кто сумел, пользуясь создаваемой правительством выгодной конъюнктурой, обогатиться , либо на тех, кто рассчитывал на это в будущем.

Свой новый период деятельности в качестве британского премьер- министра М . Тэтчера. Начала с существенных перестановок в кабинете и в других высших эшелонах власти. Всего заменено было 80 руководящих лиц, то есть тех, кто проявлял хоть какие – либо колебания в отношении правительственного курса. Главной жертвой оказался министр иностранных дел Ф. Пим.[10]

В первую « политическую осень» после парламентских выборов, когда в Англии проводят свои ежегодные конференции политические партии и профсоюзы, подводились итоги выборов, определялись контуры будущего политического курса. Консервативная партия проводила свою юбилейную сотую конференцию. Многие ожидали, что премьер- министр, умудренная опытом четырехлетнего страной , внесет коррективы в социально-экономические программы. Но этого не случилось.

« В начале 1983 года было модным говорить, что премьер-министр жаждала получить мандат избирателей, чтобы провести новые радикальные изменения. НО когда мандат был получен, стало очевидным, что ее планы весьма и весьма ограниченны» - так суммировал позицию лидера консерваторов политический обозреватель. « Таймс» Дж.Смит. В выступлении Тэтчер на конференции наиболее выпукло прозвучали два момента- решимость идти до конца в осуществлений своей непопулярной и неэффективной экономической программы и стремление ужесточить наступление на права трудящихся. Глава консервативного правительства не без гордости сообщила слушателям, что через парламент удалось провести уже два законодательства, ограничивающих права профсоюзов. « Но на этом направлении предстоит сделать еще больше , много больше, и в этом вы можете на нас положиться», - сказала Тэтчер под одобрительный гул собравшихся в зале единомышленников. Мишень главы правительства вновь стали прогрессивные силы английского общества – коммунисты, левые лейбористы, профсоюзное движение, участники «Движения за ядерное разоружение»- словом, все те кто бросал вызов реакционной идеологии и политике неоконсерваторов.[11]

Комментируя метод «тэтчеризма» в социально- экономической области, английские обозреватели остроумно определили его как «склонность нажимать на больной зуб, полагая что боль полезна». В качестве «больного зуба», как стало ясно из программного выступления премьер-министра, вновь оказались безработные и пенсионеры, больные и молодежь, учителя и учащиеся. Понимая, что проблема « лишних людей» все большей мере беспокоит страну, премьер министр не ушла от ее обсуждения. НО вместо того чтобы предложить реальные пути ликвидации или хотя бы сокращения безработицы, она ограничилась общими рассуждениями, ссылками на ошибки прежних правительств и технологическую революцию, делающую якобы неизбежными издержки и жертвы со стороны тех , кто в эту революцию не «вписывается». «Задача нашего правительства, -сказала М.Тэтчер, - обеспечить надлежаще условия для процветания предпринимательства». А для обеспечения этих условий вновь предлагалось придерживаться политики снижения роста инфляции и налогов на предпринимательскую деятельность и в то же время сокращения государственных расходов на жилищное строительство и здравоохранения, на образование и пенсионное обслуживание, с тем чтобы освободившиеся средства влились в модернизацию британской промышленности, в сейфы крупнейших корпораций, дальнейшее наращивание военной индустрии.

Правительство, таким образом, представило план дальнейшего перераспределение национальных благ в пользу имущих классов. А это было чревато усилением социального недовольства и политической борьбы. В канун нового, 1984 г. глава кабинета тори в своем рождественском интервью обещала , что наступающий год будет годом « свободы и надежды», а к концу 80-х годов Англия станет обществом, в котором «несравнимо большее внимание будет оказываться престарелым, больным и недееспособным»[12]

Накануне рождественских праздников газета « Гардиан» сообщала: «15 миллионов англичан отметят счастливое рождество», живя в бедности, более 3 миллионов людей по прежнему останутся без работы, а 6 миллионов работающих будут получать зарплату ниже определяемого правительством допустимого уровня». Комментирую запланированное рпавительством сокращение расходов на медицинское обслуживание, автор статьи сообщал, что в 1983 г. 5 тысяч родители потеряли своих новорожденных детей из –за недостатка персонала в больницах. « Для них рождество не будет счастливым, как не будет радости у ста тысяч бездомных, кто проведет праздники на улице или , в лучшем случае, в домах общественного призрения»[13]

Другим важным фактором социально- политической жизни Британии становится к концу 1983 г. рабочее движение. Оправившись от апатии и растерянности перед лицом политики « железного кулака» неоконсервативного правительства, английский рабочий класс начала действовать активнее и решительнее.

 

Ответ рабочего класса

Наступление на права трудящихся приобрело столь широкие масштабы, что в первые 2-3 года своего правления неоконсервативному правительству удалось вызвать растеряннгость в рядах рабочего класса. Этому во много способствовали и правореформистская агентура буржуазии в рабочем движении, захватившая руководящие позиции в ряде крупных профсоюзных организаций ( например, в национальном профсоюзе электриков ), отсуствие единства в Генеральном совете Британского конгресса тред-юнионов, развернутая средствами массовой информации злобная антирабочая кампания. Правительство назойливо и методично упрекало профсоюзы в том , что они препятствуют модерназации экономики, « обновлению Британии», требующему проводения ряда значительных структурных реформ.

Поощряемый правительством перевод капиталов и квалифицированной рабочей силы из традиционных отраслей бритснской промышленности( угольной, машиностроительной, текстильной ) в так называемые перспективные отрасли ( микроэлектронику, аэрокосмическую промышленность, в производство средств кабельной связи и т.п ) приводил к понижению жизненного уровня крупных отрядов рабочего класса, к массовым увольнениям, к хроническому бедствию целых промышленных районов. Добавим к этому, что режим « жесткой экономии» держал на скудном пайке государственные отрасли промышленности, а часть из них ( к 1985 г.- 13 крупных предприятий ) была денационализирована и распродана частным владельцам. Тем самым правительство усиливало расслоение в рядах рабочего класса, полагая, что трудящиеся будут лишены возможности выступить единым фронтом против правительственной политики.

К середине 1982г. профсоюзное движение начало обретать былую мощь, осознавая, что политика кабинета правых тори грозит самому его существованию.Осенью в острый конфликт с правительством выступили работники медицинских государственных учреждений, добивавшиеся повышения заработной платы и улучшения условий труда, протестовавшие против планов правительства сократить расходы на государственное здравоохранение. 114-й съезд Британского конгресса тред-юнионов (БКТ), собравшийся в сентябре 1982 г., сумел верно оценить обстановку и призвал к солидарности с борющимися медиками. Дело в том , что лишь единство рабочего класса могло бы представить реальный вызов разработанному правительством антирабочему законодательству, которое прямо запрещает забастовки солидарности, грозит их участникам штрафами, увольнениями и тюремными заключениями.

22 сентября того же года по призыву генерального совета БКТ был проведен « день профсоюзных действий». С утра на работу не вышли не только медики, но так же и шахтеры и строители, опустело большинство государственных учреждений, нарушена была работа предприятий связи. Столь широкая волна протеста явилась отражением глубокой социальной пропасти между правительством и трудовой Англией. В том же году БКТ представил на рассмотрение трудящихся « альтернативную экономическую стратегию», направленную на радикальное улучшение социально- экономического положения страны. В противовес перераспределению бюджета в пользу крупных монополий, осуществляемому правящей партией, БКТ потребовал выделения бюджетных ассигнований в целях сбалансированного экономического развития и , в частности, ассигнования 24 млрд фунтов стрелингов на дорожное строительство и развитие электроэнергетики, на строительство муниципальных домов, на восстановление угольной и машиностроительной промышленности. В целях обеспечения занятости и равных возможностей трудоустройства профсоюзы потребовали от правительства выделения 7 млрд.фунтов на программы обучения и переподготовки рабочей силы. По расчетам экономистов, разработавших эти программы , ее претворение в жизнь привело бы к созданию почти 700 тыс. дополнительных рабочих мест, к промышленному росту в 4%, а также и к снижению темпов роста инфляции до 1.1%.

Правительство не только игнорировало эти рекомендации, но , более того, осуществляло прямо противоположные программы. После относительного затишья в рабочем движении в период избирательной кампании осенью 1983 г . волна забастовок и трудовых конфликтов вновь начала нарастать. В ноябре 1983г.забастовку объявили 5 тыс рабочих полиграфической промышленности, парализовав на несколько дней выпуск ряда ежедневных газет. В начала 1984 г. национальный резонанс приобрел конфликт между правительством и рабочими и служащими « Центра правительственной связи» в Челтенэме. Ссылаясь на секретный характер работы этого центра, правительство отказало им в праве на формирование своего профсоюза.

Не случайно, что подавляющее большинство трудовых конфликтов в период правления правых консерваторов происходит на государственных предприятиях. Ведь именно их рабочие испытывают на себе в первую очередь проводимый правительством режим «жесткой экономии» и курс на свертывание национализированных отраслей промышленности.

12 марта 1984 г. три четверти британских шахтеров отказались спуститься в забои, начав самую длительную и упорную забастовку в истории английского рабочего движения. Поводом для конфликта явилось объявленное правительственным национальным управлением угольной промышленности намерение закрыть 20 шахт уволить 20 тыс.рабочих. В ходе забастовки выяснилось, что правительство по сути дела, само спровоцировало этот конфликт. Так, еще до начала забастовки были созданы сверхнормативные запасы угля: по инициативе правительства создана сеть частных автотранспортных контор для штрейкбрехерских перевозок угля и нефти. Намереваясь закрыть шахты, неоконнсервативное правительство преследовало далеко идущие цели:

 

1. Сократить производство угля как нерентабельное, а высвободившиеся средства направить на развитие более прибыльных для частного бизнеса отраслей промышленности;

2. Нанести сокрушительный удар по Национальному профсоюзу горняков- одному из наиболее сплоченных и боевитых отрядов британского рабочего класса.

Плана Национального управления угольной промышленности закрыть в ближайшие годы по крайне мере 70 шахт из 178 действующих в Англии, Шотландии и Уэльсе являлся, по словам руководителя Национального профсоюза горняков А. Скаргилла, «важнейшим элементом долгосрочной стратегии правительства, направленной на уничтожение нашей отрасли промышленности и нашего профсоюза».

 Шахтеры решились на неравный бой с правительством, осознавая, что от их позиций зависит во многом не только их личная судьба, но и будущее всего рабочего класса страны. Обращаясь к делегатам 116-го съезда БКТ, А. Скаргилл говорил: «Правительство стремится нанести поражение всем вам, всему профсоюзному движению, так как наша борьба является одновременно и вашей борьбой». Понимая борющимися горняками своей классовой непримиримостью  с интересами правительства и стоящего за ним мира капитала придало забастовке высокий политический накала, помогло забастовщикам пережить полицейские репрессии, травлю правой печати, голод и лишения.

 Столкновение забастовщиков с властями приобрело столь острый характер, что временами информация о ее ходе проходила на сообщения с театра веонных действий. Тысячи рабочих побывали за решеткой, сотни получили ранения в столкновениях с полицией. ЗА время забастовки на горняков было заведено более 10 тыс.судебных дел. Мобилизуя репрессивный аппарат на борьбу с трудящимися, правительство М.Тэтчер применило на практике введено им антирабочее законодательство, запрещавшее «летучие пикеты» и стачки солидарности.[14]

Расчет правительства быстро сломить сопротивление непокорившихся шахтеров был опрокинут не только их самоотверженностью, но так же материальной и моральной поддержкой, оказанной им братьями по калссу в Англии и за ее пределами. Стачки и другие акции солидарности с шахтерами проводили в стране работники железнодорожного и автомобильного транспорта, металлурги, докеры. Так, в августе забастовка английских докеров полностью парализовала работу семи зи десяти главных портов Великобритании. Через эти порты вывозится более половины британских экспортных грузов.

 По всей стране по инициативе коммунистов, левых лейбористов, общественных организаций производился сбор пожертвований в пользу семей бастующих. После поездки по ряду Западноевропейских стран А. Скаргилл сообщил, что более 50 иностранных профобъединений воспрепятствуют поставке угля с континента в Англию в знак солидарности с британскими шахтерами.

 «Осенний политический сезон» 1984 г., по словам газеты «Гардиан», стал «самым значительным за все послевоенные годы». Национальные конференции профсоюзов и политических партий проходили в атмосфере непрекращающейся борьбы горняков за право на и труд и достойное человеческое существование.

 Отношение различных политических партий к забастовщикам еще раз показало, что в стране образовалась беспрецедентно глубокая пропасть между трудом и капиталом, между правительством и рабочими организациями.

Выступая на конференции консерваторов Брайтоне, Тэтчер обрушила весь свой гнев на Национальный профсоюз горняков и персонально на его руководителя А.Скаргилла. Она представила дело так, что в стране якобы идет борьба между экстремистским меньшинством и разумным большинством, причем интересы последнего неукоснительно блюдет правительство. А экстремизм, дескать , представляют в стране как раз непокорные шахтеры.

 К середине октября 1984 г. забастовка стоила Англии уже 2 млрд.фунтов стерлингов. Но правительство полагало, что сломить волю горняков важнее ущерб, который наносится экономике страны. [15]

Стремясь разрешить во что бы то не стало вспыхнувший конфликт с бастюющими в свою пользу, правительство Тэтчер мобилизовало на это огромные материальные и пропагандистские ресурсы. Используя тактику кнута и пряника, власти оказывали на участников забастовки беспрецедентное по своим масштабам давление, пытаясь расколоть их единство, обещая трудоустроить всех, кто вернется в забои. Начиная с осени 1984г. руководители Национального управления угольной промышленности, поощряемые правительством, отказались вести какие- либо переговоры с профсоюзом горняков о компромиссном урегулировании. Шахтеры и члены их семей перенесли чрезвычайно трудную зиму когда в дополнение к нужде добавился и холод.

В этих условиях ( 5 марта 1985 г. ) было принято решение об организованном прекращении забастовки, продолжавшейся почти год. К этому времени в стране еще более ухудшилось экономическое положение, а так же обострилась внутриполитическая напряженность, углубился раскол в британском обществе.

В марте 1985 г. рекордной цифры ( 900 млн.фунтов стерлингов) достиг торговый дефицит. Вновь стала усиливаться инфляция, темпы роста которой составили в мае 6% вместо запланированных 3%. По сообщению министерства энергетики, забастовка нанесла серьезный удар по угледобывающей промышленности, без которой экономика Соединенного Королевства, как выяснилось все же не может обойтись. В апреле 1985 г. добыча угля все еще составляла только половину от требуемого количества.

В канун 40-летия Победы над гитлеровской Германией лидеры лейбористов Н.Киннок предъявил премьер-министру чрезвычайно серьезное обвинение в том, что она проводит такую социально-экономическую политику, которая в 30-х годах нашего столетия привела к установлению фашистского режима в ряде европейских стран. « Г-жа Тэтчер утверждает, - продолжал Киннок,- что ее мечта – бесклассовое общество. А в действительности именно она навлекла на Британию кошмары социального неравенства, бедности и безработицы».

Англичан более всего тревожит и заботит безработица и отсутствие ясных перспектив ее ликвидации. Это нашло отражение в выступлениях делегатов на ежегодной конференции лейбористкой партии в борнмуте в октябре 1985г. На конференции отмечалось, что в результате проведения тори жесткого монетаристского курса за 6 лет пребывания их у власти производство сократилось на 8 %, капиталовложения уменьшились на 20%, торговой дефицит увеличился до 4 млрд.фунтов стерлингов, уровень безработицы по стране составляет 13.2% самодеятельного населения.

 

 

3.Выборы 1987 года.
На парламентских выборах 1987 года консерваторы вновь победили, получив 42,3 % голосов против 30,83 % у лейбористов. Это было связано с тем, что Тэтчер, благодаря принятым ею жёстким и непопулярным мерам в экономике и социальной сфере, удалось добиться стабильного экономического роста. Начавшие активно поступать в Великобританию иностранные инвестиции способствовали модернизации производства и увеличению конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом правительству Тэтчер долгое время удавалось сохранять инфляцию на очень низком уровне. Кроме того, к концу 80-х благодаря принимаемым мерам значительно сократился уровень безработицы[.

Особое внимание со стороны СМИ уделялось взаимоотношениям премьер-министра с королевой, с которой еженедельно проводились встречи для обсуждения текущих политических проблем. В июле 1986 года британская газета «Sunday Times» опубликовала статью, в которой автор утверждал о существовании разногласий между Букингемским дворцом и Даунинг-стритом по «широкому кругу вопросов, касающихся внутренней и внешней политики» В ответ на эту статью представители королевы опубликовали официальное опровержение, отвергнув любую возможность конституционного кризиса в Британии. После ухода Тэтчер с поста премьер-министра окружение Елизаветы II и далее называло «вздором» любые утверждения о том, что королева и премьер-министр конфликтовали друг с другом. Впоследствии бывший премьер-министр писала: «Я всегда считала отношение Королевы к работе Правительства совершенно корректным… рассказы о противоречиях между „двумя влиятельными женщинами“ были слишком хороши, чтобы их не придумывать».


Основные выводы и итоги.

Ø Экономика и налогообложение

К 1987 году уровень безработицы в стране снизился, состояние экономики стабилизировалось, а темпы инфляции были относительно низкими. Немаловажную роль в поддержании экономики Великобритании играли доходы от 90-процентного налога на североморскую нефть, которые в течение 1980-х годов также активно использовались для реализации реформ.

Согласно опросам общественного мнения, Консервативная партия пользовалась наибольшей поддержкой среди населения, а успешные для консерваторов результаты выборов местных советов с подвигли Тэтчер назначить на 11 июня парламентские выборы, хотя крайний срок для их проведения истекал только через 12 месяцев. По результатам выборов, Маргарет сохранила за собой пост премьер-министра Великобритании на третий срок.

В ходе своего третьего премьерского срока Тэтчер провела реформу налогообложения, доходы от которого шли в бюджеты органов местного самоуправления: вместо налога, основанного на номинальной арендной стоимости дома, был введён так называемый «коммунальный налог» (подушный налог), который в прежнем размере должен был выплачивать каждый совершеннолетний житель дома. В 1989 году этот тип налога был введён в Шотландии, а в 1990 году — в Англии и Уэльсе[. Реформирование системы налогообложения стало одной из самых непопулярных мер в ходе премьерства Тэтчер. Общественное недовольство вылилось 31 марта 1990 года в крупные демонстрации в Лондоне, в которых приняло участие около 70 тысяч человек. Демонстрации на Трафальгарской площади, в конце концов, вылились в беспорядки, в ходе которых 113 человек было ранено, а 340 человек — арестовано. Крайнее недовольство налогом среди населения заставило преемника Тэтчер, Джона Мейджора, отменить его.[16]

 

 

v Трудовые отношения.

В 1979 году количество забастовок в Великобритании достигло своего пика (4583 забастовки, количество потерянных рабочих дней — более 29 млн). В 1984 году, в год шахтёрских забастовок, в стране проходила 1221 забастовка. В последующие годы премьерства Тэтчер количество забастовок стабильно падало: в 1990 году их было уже 630. Падало и количество членов профсоюзов: с 13,5 млн в 1979 году до 10 млн человек в 1990 году (год отставки Тэтчер).

Для борьбы с растущей безработицей правительство Тэтчер также пересмотрело систему помощи безработным: была урезана социальная помощь, снято регулирование квартирной платы государством, стимулировались неполный рабочий день, более ранний выход на пенсию, профессиональная переподготовка на более востребованные специальности, переезд в менее благополучные регионы страны. Кроме того, стимулировалось развитие мелкого бизнеса. Несмотря на значительный уровень безработицы в начале и середине 80-х, благодаря отходу от традиционной послевоенной политики полной занятости многие промышленные предприятия сумели значительно улучшить свою конкурентоспособность, сократив издержки. В свою очередь, это способствовало экономическому росту.[17]

v Социальная сфера.

Среди важных достижений Тэтчер в этой сфере стало введение так называемых схем субсидирования районов, согласно которому обучение учеников могло быть частично или полностью оплачено за счёт государственных средств. Это позволило талантливым детям из бедных семей посещать частные школы, обучение в которых было платным. Кроме того, родителям учеников было предоставлено право самостоятельно определять место обучения своих детей, а не направлять их в те школы, к которым они были приписаны, а также являться членами управляющих советов школ.

Законом об образовательной реформе 1988 года в Великобритании вводились национальные учебные планы , в основе которых была идея получения учениками схожего образования независимо от типа школы и её местоположения. Были выделены «основные предметы», к которым были отнесены английский язык, математика и наука, а также «фундаментальные предметы» — история, география, технология, музыка, искусство и физика. В средней школе вводилось обязательное изучение иностранного языка.

Серьёзные меры были приняты со стороны Тэтчер по поводу снижения роли и самостоятельности местных органов народного образования, которые занимались финансовым управлением школ. Вместо них финансы были переданы под контроль управляющих, среди которых было много и родителей учеников.

Законом 1988 года также вводился новый тип учреждений среднего образования — городские технологические колледжи, которые получили финансовую поддержку со стороны государства (при этом также финансировались со стороны частных спонсоров и благотворительных взносов). Обучение в этих колледжах было бесплатным.[18]

  

 

Заключение

Итак, приход к власти в Англии правительства во главе с М. Тэтчер в 1979 г. явился этапным для развития экономики Великобритании. Понятие «тэтчеризм», как и рейганомика», вошло в мировую экономическую литературу, отражая новые концептуальные видения экономической политики (в рамках неолиберализма, или «нового консерватизма», отказа от концепций неокейсианского регулирования).

В вопросах экономической политики Тэтчер были убежденным консерватором. Политика поощрения конкуренции, которую она сделала реальностью, придала динамизм британской экономике. Тэтчер объявила о введении в действие широкомасштабной программы сокращения налогов и о проведении монетаристской политики в сфере денежного обращения. Последствия монетаристской политики вызвали длительный период стагнации в Великобритании, роста безработицы. Но из-за ослабления импорта и увеличения продажи промышленной продукции в страны, экспортирующие нефть, торговый баланс страны улучшился. Снижение налогов способствовало росту капиталовложений, оживлению экономической жизни.

При Тэтчер были осуществлены структурные изменения экономики Великобритании, модернизация производственного аппарата. Рост валового внутреннего продукта достиг самого высокого показателя в Западной Европе, выросла производительность труда. В середине 80-х годов начался экономический подъем.

Судьба самой Маргарет Тэтчер вызывает интерес прежде всего тем, как женщина может сделать себе политическую карьеру в такой консервативной стране, как Англия. Несмотря на то что Тэтчер замужем за преуспевающим бизнесменом Деннисом Тэтчером и родила двух близнецов, мальчика и девочку, она не замкнулась в домашних хлопотах.

Список использованной литературы и источников:

1) Денискина, В. Я. Политический портрет М. Тэтчер. — М.: ИХИОН, 1991. — 77 с.

2) Перегудов С.П. Великая Тэтчер. «Железная Леди» / Сергей Перегудов, Александр Тереньтьев.-М.: Яуза: Эксмо,2012.-384с.-(Гений Власти)

3) Попов, В. И. Маргарет Тэтчер: человек и политик : Взгляд российского дипломата. — М.: Международные отношения, 2000. — 460 с.

4) Матвеев В.М. Великобритания: итоги политики консерваторов. – М.: Знание. 1986. – С.64.

5) К. С. Гаджиев, Т. А. Закаурцева, А. М. Родригес, М. В. Пономарев Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. Часть 2. 1945-2000

6) Гаджиев К.С. Политическая наука. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 488 с.: ил.

Иностранная литература.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...